Раздел 2. Предшествующий опыт в данном направлении



Музыкальность понимается большинством исследователей как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности. Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры учащегося. Музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус учащегося, помогает ему овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого познания. Эту точку зрения представил Л.Л.Бочкарев. Современная педагогика музыкального образования обладает значительным опытом обучения музыке. Тема развития музыкальности были изучены в рамках общего музыкального образования (Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр, В.Л. Усачева и др.).  Решая проблему освоения учащимися музыкальности, педагоги-музыканты опираются на эмоциональное восприятие учащихся, а также на их знания и музыкальный кругозор (Л.В. Школяр, Е.Д. Критская). Теоретические основы были заложены в трудах таких известных музыковедов как А.А. Альшванг, М.Г. Арановский, Л.П. Казанцева, В.В. Медушевский, Е.В. 4 Назайкинский, Т.В. Попова, А.Н. Сохор, В.Н. Холопова, В.А. Цуккерман. Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности. Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Эту мысль сформировал Б.М.Теплов. Главным показателем музыкальности он считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма.

На основе всех вышеперечисленных задатков, педагогу не стоит торопиться в своих выводах, так как все способности развиваются и выявляются в практической деятельности, через урок, через музыкальный материал. Вопрос способностей рассматривался многими учеными. В учебном пособии Е.И.Рогова «Общая психология» отмечается, что способности – лишь возможность определенного освоения знаний, умений, навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Так, например, выявившиеся у ребенка музыкальные способности не являются гарантией того, что ребенок станет великим музыкантом. В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л.Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера. При этом основные музыкальные способности можно назвать базовыми, фундаментальными, так как они необходимы для всех без исключения видов музыкальной деятельности - от слушания до сочинения музыки - причем на всех уровнях этой деятельности. Однако для успешных занятий в музыкальной деятельности дополнительно требуется наличие более специфических специальных способностей – композиторских, исполнительских (дирижерских, инструментальных, вокальных) и даже музыкально-педагогических. В музыкально-исполнительских способностях можно выделить два компонента: артистичность и технические способности, которые отвечают соответственно за эмоциональную яркость и техническое совершенство исполнения.

Н.А.Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы: 1) технические (игре на данном инструменте или пение); 2) слуховые (музыкальный слух). В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие; к элементарным относятся гармонический и ритмический слух. В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память. Г.М.Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей. По существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен без тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти.

В.В.Богословский утверждал, что природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых, и одна из главных точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Конечным выводом вышеизложенного является положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!