Советская историческая наука в условиях развитого социализма 11 страница



1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 52, с. 24.

2 Там же.

* Ленин В. И. Поли, собр. соч., т. 41, с. 406.

* Виппер Р. Ю. Кризис исторической науки. Казань, 1921, с. 3.

5 Там же, с. 11—12. Идеалистические воззрения Виппера были подверг­нуты резкой критике В. И. Лениным, указавшим на их «прямо смешную и ре­акционнейшую претензию» подняться выше материализма и идеализма {Ле­нин В. И. Поли. собр. соч., т. 45, с. 27).

72


ого, Р. Ю. Виппер в сйоей книге «Иван Грозный» (1922) по-%зал его как выдающегося государственного деятеля, полити­ка полководца и дипломата. Политическое направление его книги было правильно раскрыто в рецензии Ю. В. Готье. «Ав-„оу_ писал рецензент,— изучая происхождение великодер­жавной России, жаль ее падения... Скорбя о страданиях Рос­сии теперешней, он склонен, быть может, преувеличивать до­стоинства одного из ее былых созидателей — царя Ивана». Столь же безмерно превозносил деятельность самодержцев С ф. Платонов в своих небольших работах об Иване Грозном, Борисе- Годунове и Петре I.

Буржуазно-дворянские историки стремились отстоять идей­ные позиции буржуазной исторической науки. Наступлению марксизма-ленинизма они пытались противопоставить главным образом позитивистские и неокантианские методологические установки, что свидетельствовало о дальнейшем обострении кризиса, а затем и о разложении буржуазной историографии в методологическом отношении. А. С. Лаппо-Данилевский начал печатать новое издание своей книги «Методология истории» ', в которую были включены новые разделы, направленные против марксистско-ленинской теории, в частности против положений работы В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Лаппо-Данилевский отстаивал эклектическую теорию факторов, лишенную внутренней цельности. Буржуазные историки превоз­носили антимарксистские идеалистические построения Лаппо-Данилевского. Историки-марксисты ответили на появление кни­ги, критическими рецензиями, показав, что «как теоретическая работа она никакого интереса не представляет»2.

Большая часть буржуазных историков в условиях,,когда буржуазия лишилась политического и экономического господ­ства, когда Коммунистическая партия, руководствовавшаяся марксистско-ленинской теорией, стала правящей партией, ста­ралась стать как бы выше идеализма и материализма, пытаясь сочетать идейные и экономические моменты в объяснении исто­рического развития. Легче всего эту позицию можно было обос­новать теоретическими взглядами В. О. Ключевского, десяти­летие смерти которого исполнялось в 1921 г. Статья С. А. Го-лубцова о Ключевском, в основе которой лежала лекция, прочитанная на публичном заседании факультета общественных наук Московского университета 2 декабря 1920 г., была в неко­тором роде политическим манифестом буржуазной исторической науки. Голубцов провозгласил незыблемость теоретических

1 Журнал Министерства народного просвещения, т. XXII, ноябрь — де­
кабрь 1917; Известия Российской Академии паук, 1918, Л"° 5, 6, 7, 9," 11, 13;
"''аппо-Данилевский А. С. Методология истории, 1923, вып. I, II,

2 Покровский М. Н. О книге академика Лаппо-Данилевского. — Под зна­
менем марксизма, 1923. № 4—5; см. также: Невский В. II. Рецензия на кн.
:',аппо-Данилевского «Методология истории». — Печать и революция, 1923,


взглядов Ключевского. Сильной стороной взглядов Ключев­
ского он считал признание «множественности* действующих в
истории сил и фактов». По мнению Голубцова, «Ключевский не
пошел по тому пути, на который его звала старая идеалистиче­
ская школа, но он отказался и от другого пути, куда его мог
влечь экономический материализм».                                   v

Многие из буржуазных историков, например Е. В. ТаДле, стояли тогда на распутье, видя крах буржуазных порядков, но не понимая закономерности революции. «Великие катаклизмы» первой мировой войны и социалистической революции в России привели Тарле в состояние растерянности. «Государства, казав­шиеся вечными,— писал он,— разлетаются на куски, государст­венная культура оказывается ничтожною пленкою, первоздан­ный хаос охватывает и топит скорлупу, которая только что представлялась несокрушимым и величавым ковчегом».

Буржуазные историки, боровшиеся с революцией в лагере ее врагов и оказавшиеся в эмиграции, связывали свои надежды с ожиданием новой империалистической интервенции против СССР, затем с подрывом советского строя изнутри в резуль­тате частичного возрождения капиталистического уклада в пер­вые годы нэпа. Их работы были пронизаны антисоветской, ан­тикоммунистической тенденциозностью, они утрачивали науч­ную объективность и добросовестность даже в буржуазном истолковании этих понятий, допуская прямую клевету и фаль­сификацию истории страны. Белоэмигрантские историки и по­литические деятели в большей мере обращались к недавнему прошлому страны, активно выступали в антисоветских издани­ях, публиковали мемуары. Буржуазные историки-эмигранты объясняли события 1917 года как буржуазную революцшб, нор­мальное течение которой было прервано «крайностями/, «узур­пацией власти большевиками» и т. п. Их сочинения, рассчитан­ные на разжигание антисоветских настроений за рубежом и поддержку внутренней контрреволюции, в первые годы Совет­ской власти проникали и в нашу страну. В 1919 г. в захвачен­ном деникинцами Киеве вышел первый выпуск работы П. Н. Ми­люкова «История второй русской революции». Исторические корни «второй русской революции», как называл Милюков со­бытия в России 1917 г., он видел в слабости государственности и социальных прослоек в России, в «упорстве» старого, царско­го режима и «неискренности» его уступок обществу, т. е. либе­ральной буржуазии. Милюков считал, что русская революция 1917 г, повторяла французскую революцию конца XVIII в. Он писал, что переменились только лозунги, но «...содержание гражданской войны осталось то же. Да и как могло быть ина­че, когда и развитие русской промышленности, и развитие го­родов явилось в сколько-нибудь серьезных размерах плодом последних десятилетий и когда еще 30 лет назад серьезные пи­сатели глубокомысленно обсуждали вопрос о том, не может ли Россия вообще миновать «стадию капитализма», В новом пре-


яисловии к заграничному переизданию этой книги в 1921 г. Ми-чюков, развивая это положение, отмечал, что хотя Россия и «разорена, отброшена из 20-го столетия в 17-е», но зато в ре­зультате революции решен «бесповоротно... главный жизненный вопрос о земле». Подобные же взгляды развивал В. И. Грине­вецкий в книге «Послевоенные перспективы русской промыш­ленности», изданной в Харькове в 1919 г. Подводя итоги ре­волюции, он писал, что «никогда еще, вероятно, в истории столь ярко социалистический флаг не прикрывал столь буржуазного содержания, как в нашей революции». Писания Милюкова, по­лучившие отпор в советской марксистской историографии', свидетельствуют: буржуазные историки не желали и были не­способны разобраться в существе происходящих событий, что являлось ярчайшим свидетельством методологического краха буржуазной историографии.

Открыто враждебную позицию по отношению к Октябрьской революции заняли многие мелкобуржуазные историки, в част­ности историк-меньшевик Н. А. Рожков, написавший предисло­вие к меньшевистскому сборнику «Октябрьский переворот», из­данному в Петрограде в 1918 г. В последующие годы Рожков завершил свою многотомную историю России2. Ему удалось предложить верное научное решение отдельных вопросов, на­пример в изложении кризиса крепостного хозяйства в России в "XIX в., но в целом его концепция русской истории никак не могла быть признана марксистской. В противоречии с марксистским учением об общественно-экономических форма­циях Рожков выделял в периодизации России этапы «буржу­азной революции» (1825—1860), «производственного капита­лизма» (1861—1905), Октябрьскую революцию он считал бур­жуазной.

* * *

Таким образом, в первые годы Советской власти происходил распад буржуазной историографии. Марксистско-ленинская ис­ториография становилась ведущим направлением в отечествен­ной историографии с научно-организационными центрами ис­следовательской работы, с печатными органами, с определенной системой подготовки новых кадров историков-марксистов. Она привлекла к сотрудничеству значительную часть буржуазных «сториков, помогая их переходу на идейные позиции марксизма-ленинизма. Советская историография была представлена в те годы глубоко научными трудами В. И. Ленина по важнейшим проблемам истории СССР, особенно по послеоктябрьскому ее прриоду. Советская историческая литература тех лет показыва-ет. что советские историки уже начинали успешно овладевать ленинской исторической концепцией.

* Покровский М. Н. Противоречия г-на Милюкова. М., 1922. 1п , Рожков Н. А. Русская история в сравнительно-историческом освещении социальной динамики). Пг. (Л.), 1919—1926, т. I—XII.

75


Источники и литература Ленин В. И. Тов. М. Н. Покровскому. — Поли. собр. соч., т. 52, с. 24.

Покровский М. Н. Русская история в самом сжатом очерке. — В кн.: По­кровский М. Н. Избр. произв. М., 1967, кн. 3.

Алексеева Г. Д. Октябрьская революция и историческая наука в/Росснн (1917—1923 гг.). М„ 1968.

Иванова Л. В. У истоков советской исторической науки. Подготовка кад­ров историков-марксистов в 1918—1929 гг. М., 1968.

Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1966, т. IV, гл. II—VI.

Соколов О. Д. М. И. Покровский и советская историческая наука. At, 1970.

Глава 3

Советская историография в борьбе за утверждение марксистско-ленинской методологии (вторая половина 20-х — первая половина 30-х годов)

Вторая половина 20-х — первая половина 30-х годов в исто­рии нашей страны отмечены наступлением социализма по всему фронту. Под руководством Коммунистической партии страна уверенно осуществляла социалистическую индустриализацию, преобразование сельского хозяйства, ликвидацию эксплуататор­ских классов. На основе социалистических преобразований ^-рочилась диктатура пролетариата, укрепился союз рабочего класса и крестьянства, возросли материальный и культурный уровень и политическая активность трудящихся масс. Продол­жала набирать темпы культурная революция, в стране росла советская народная интеллигенция. Успехи социалистического строительства обусловили рост влияния Коммунистической пар­тии в массах, авторитета СССР на международной арене.

Эти исторические изменения происходили в обстановке ост­рой классовой борьбы с уходившим, но оказывавшим упорное сопротивление миром старых, буржуазных отношений и пред­ставлений. Она охватила области идеологии, культуры, науки. Развитию и распространению марксистско-ленинской теории еще противостояли буржуазная и мелкобуржуазная идеология, троцкизм, «новая оппозиция», правый уклон, выступившие про­тив генеральной линии партии и ее ленинских идейно-теорети­ческих основ. Советские историки-марксисты приняли активное участие в борьбе с буржуазной идеологией, в идейном разгро­ме антипартийных группировок, давая решительный отпор их вылазкам в области истории. К середине 30-х годов была соз­дана цельная картина мирового и отечественного исторического процесса на марксистско-ленинской основе.

Развитие организационной структуры исторической науки. В развитии организационной структуры науки происходило два взаимосвязанных процесса: укрупнение ведущих центров общс-

76


ственных паук и углубление специализации ряда научно-иссле­довательских учреждений и учебных заведений. Одновременно совершенствовалась структура научных учреждений, уточнялись и конкретизировались их задачи в связи с программой социали­стического строительства, в работу научно-исторических центров на исходе 20-х годов начали внедряться принципы планирования. Исключительно важное значение для развития и пропаган­ды марксистско-ленинской методологии истории имела деятель­ность основных теоретических и историко-партийных научных центров: Института В. И. Ленина, Института К. Маркса и ф. Энгельса, Истпарта. Опыт издания произведений клас­сиков марксизма-ленинизма и изучения истории большевист­ской партии показал необходимость сосредоточения всей этой работы в одном научном учреждении. В 1928 г. Институт В. И. Ленина был объединен с Истпартом, а в 1931 г. в резуль­тате его объединения с Институтом К. Маркса и Ф. Энгельса был создан Институт Маркса—Энгельса—Ленина (ИМЭЛ) при ЦК ВКП(б). ИМЭЛ проводил подготовку и издание как опуб­ликованных ранее, так и неопубликованных произведений Марк­са, Энгельса и Ленина, изучение их жизни и деятельности, со­бирание, изучение и издание материалов по истории партии и партийного строительства, научную разработку и издание ма­териалов по истории Коминтерна. В то же время на базе мест­ных истпартотделов формировалась сеть научно-исследователь­ских историко-партийных институтов, главным образом в столи­цах союзных республик.

Процесс специализации и совершенствования структуры ох­ватил прежде всего Коммунистическую академию. Во второй половине 20-х годов формировались ее исторические секции и комиссии. В 1929 г. после передачи Комакадемии учреждений Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук в ее составе был создан Институт истории, сосредоточивший свою деятельность на разработке проблем ис­тории капитализма, революционного движения, Октябрьской ре­волюции и советского общества, истории рабочего класса СССР. В середине 20-х годов началась реорганизация Российской Академии наук. В 1925 г. отмечалось ее 200-летие. Постановле­нием Президиума ЦИК и СНК СССР она была признана выс­шим ученым учреждением страны и названа Академией наук СССР. Среди академиков появились историки-марксисты (М. Н. Покровский и др.). На базе бывшей Археографической блесни в 1931 г. был образован Историко-археографический зститут, занимавшийся публикаторской и исследовательской ра-Ютой, главным образом по истории СССР феодально-крепостни­ческого периода. В 1933 г. для руководства учреждениями, заня-ыми в составе АН СССР разработкой вопросов истории, была с°здана Историческая комиссия во главе с акад. В. П. Волгиным. В 1925 г. в Москве на основе бывших секций государствеи-Ного архивного фонда и отделений Госархива РСФСР были

77


образованы самостоятельные центральные государственные ар­хивы: архив Октябрьской революции, Архив Красной Армии, Во­енно-исторический архив, Архив революции и внешней политики, Древлехранилище Центрального государственного историческо­го архива (переименовано в 1931 г. в Госархив феодально-кре­постнической эпохи — ГАФКЭ). К 1926 г. относится основание фотокиноархива. В Ленинграде в 1925 г. создается Центральный государственный архив, из которого в 1934 г, выделились четыре архива: Архив народного хозяйства, Архив культуры и быта, Морской исторический архив и Военно-исторический архив. В 1929 г. учреждается общесоюзный руководящий орган по архив­ному делу — Центральное архивное управление СССР (Центр-архив) при ЦИК СССР.

Специализация охватила и высшие учебные заведения. Ос­новным центром подготовки кадров историков-марксистов выс­шей квалификации оставался Институт Красной профессуры. В 1929 г. он был разделен на четыре института: истории партии, истории (с отделениями истории России--и СССР, истории Запада, истории Востока, истории рабочего и профсоюзного движения), философии и естествознания, экономики. За первое десятилетие своего существования ИКП подготовил свыше ста ученых историков, среди них были И. И, Минц, М. В. Нечкина, А. М. Панкратова и др.

Следует отметить, что Институт истории -РАНИИОН ко вре­мени передачи его в Коммунистическую академию такжедо-стиг значительных успехов в подготовке историков. Среди его выпускников были известные советские историки: А. В. Арци-ховский, Н, М. Дружинин, С. А. Никитин, Б, Ф. Поршнев, Л. В. Черепнин, В. И. Шунков и др.

Коммунистические университеты, сыгравшие свою роль в подготовке советских и партийных работников и пропаганди­стов, в 1932 г. были преобразованы в высшие коммунистические сельскохозяйственные школы; на базе Коммунистического уни­верситета им. Свердлова была создана Высшая партийная шко­ла при ЦК ВКП(б)—один из центров развития историко-пар-тийной науки.

Партийное руководство развитием исторической науки. Из­дание сочинений основоположников марксизма-ленинизма и до­кументов партии. По мере перехода к планомерному социали­стическому строительству возрастало партийное руководство развитием исторической науки. На XIV—XVII съездах ВКП(б) уделялось значительное внимание советской науке и культуре, состоянию разработки проблем марксизма-ленинизма. Партия ориентировала советских ученых на овладение ленинизмом, ак­тивное участие в социалистическом строительстве, на изучение наиболее актуальной проблематики. 15 марта 1931 г. было при­нято Постановление ЦК ВКП(б) «Все силы научных работников на теоретическую разработку проблем социалистического строи­тельства и классовой борьбы пролетариата», во многом касав-

78


и*

тееся историков. С конца 20-х годов ЦК ВКП(б), Отдел агита­ции и пропаганды ЦК ВКП(б), Институт В. И. Ленина стали выступать с постановлениями и тезисами, приуроченными к зна­менательным историческим годовщинам. Среди этих документов были Постановление ЦК ВКП(б) о 100-летнем юбилее Н. Г. Чер­нышевского, Тезисы Агитпропа ЦК ВКП(б) и Истпарта «К 25-летию II съезда партии» (1928),Тезисы Культпропа ЦК ВКП(б) к 50-летию «Народной Воли» и к 25-летнему юбилею первой рус­ской революции (последние — совместно с Институтом В. И. Ле­нина, 1930), Тезисы ИМЭЛ при ЦК ВКП(б) «Карл Маркс (К 50-летию со дня смерти)» и «Тридцать лет большевистской партии (1903—1933)» (1933) и др. В этих документах давалась партийная оценка крупнейших событий отечественной истории, подводились итоги дискуссий советских историков по ряду про­блем, что оказывало значительное воздействие на освоение ими марксистско-ленинской исторической концепции.

Новые успехи были достигнуты в деле издания произведений основоположников марксизма-ленинизма. XIII съезд партии в 1924 г. поручил ЦК ВКП(б) принять все меры к скорейшему изданию полного собрания Сочинений Маркса и Энгельса на русском и других языках. С 1924 г. начался выпуск «Архива К. Маркса и Ф. Энгельса», а в 1928 г. — после тщательной под­готовки— Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса.

II Всесоюзный съезд Советов, заседавший в траурные дни января 1924 г., принял постановление «Об издании Сочинений В. И. Ленина», в котором говорилось, что «лучшим памятником Владимиру Ильичу будет широкое массовое распространение его сбчинений, которое сделает идеи коммунизма достоянием всех трудящихся». Съезд поручил Институту Ленина выпустить произведения вождя в миллионах экземпляров. Была постав­лена задача подготовить Полное собрание сочинений В. И. Ле­нина. Такую же задачу поставил перед Институтом и XIII съезд партии. Но издать Полное собрание сочинений тогда оказалось невозможным. С 1925 по 1932—1933 гг. одновременно выходили второе и третье издания Сочинений В. И. Ленина. Содержание их было совершенно одинаковым, издания различались лишь качеством бумаги и внешним оформлением. В каждом из них было по 30 томов, в которые вошло сравнительно с первым из­данием около 1300 новых ленинских произведений, в том числе около 500 писем.

Во второе и третье издания, как и в первое, были включены законченные произведения В. И. Ленина, притом большей ча­стью опубликованные ранее. Между тем Истпарту, а затем Ин­ституту Ленина удалось собрать большое количество подготови­тельных работ В. И. Ленина: планов, набросков, конспектов, замечаний на полях прочитанных книг и т. п.,— которые могли помочь раскрыть его творческую лабораторию, проследить про­цесс работы над тем или другим произведением от зарождения замысла до завершения окончательного текста. Большое значе-


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!