Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости



Виды учебной работы

Всего, кол.

За 1

семестр, кол.

За 2

семестр, кол.

За 3

семестр, кол.

За 4

семестр, кол.

За 5

семестр, кол

часов занятий часов занятий часов занятий часов занятий часов занятий часов занятий
1 2 3 4 5 6 7 8 9        
1 Контактная работа, всего 196 99 38 19 32 16 48 24 54 27 26 13
Лекции (лек) 102 51 20 10 16 8 24 12 28 14 14 7
Практические занятия (пр) 86 43 18 9 16 8 24 12 26 13 12 6
2 Самостоятельная работа (всего), в том числе 200   36   76   24   18   46  
Подготовка к практическим занятиям (пр) 200   36   76   24   18   46  
3 Промежуточная аттестация (зачет, экзамен) 108  

36

зачет

36

зачет

36

Общая трудоемкость дисциплины в часах

504

108

108

108

72

108

Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах

14

3

3

3

2

3


Содержание дисциплины

Модуль 1: Древнерусская литература

 

Вид и № занятия Темы занятий Контактная работа, час Самостоятельная работа, час Всего, час Дата проведения
1 2 3 4 5  
  1 семестр        
лек1 Введение. Специфика древнерусской литературы. Жанровая система. Изучаемые вопросы: 1. Специфика древней русской литературы как литературы средневековья. Периодизация. Основные жанры. Стили эпохи. 2. Переводная книжность и возникновение древнерусской литературы. 2 2 4  
пр1 Летописания. Повесть Временных лет. Изучаемые вопросы: 1. Основные гипотезы сложения первой русской летописи. 2. Тематика, идейное содержание, формы повествования, приемы изображения человека и событий. 2 2 4  
лек2 пр2 Выдающие произведения Киевского периода: Слово о зоконе и благодати митрополита Илариона; Поучение Владимира Мономаха, Слово о полку Игореве). Изучаемые вопросы: 1. Красноречие в древнерусской литературе. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона – памятник философской мысли. 2. Гуманизм «Поучения к чадам» Владимира Мономаха. Идейно-художественные особенности произведений. 4 4 4  
лек3-4 «Слово о полку Игореве» и жанр воинской повести. Изучаемые вопросы: 1. «Слово о полку Игореве». Идейное содержание, художественная структура. Основные проблемы изучения. Скептики о «Слове…» и их критика.. 2. Жанр воинской повести, его эволюция; повести о татаро-монгольском нашествии, Куликовский цикл. 4 4 8  
пр 3-4 Русская агиография XI – XVI. Изучаемые вопросы: 1 Древнерусская агиография: житийные повествования о Борисе и Глебе, '»Житие Феодосия Печерского». 2. Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского». 2 2 4  
лек 5-6 Возникновение личностной темы и ее продолжение на рубеже XV – XVI вв. Изучаемые вопросы: 1.Своеобразие «Моления Даниила Заточника» 2.Московское государство XV в. и «Повесть о Дмитрии Басарге» 4 4 8  
пр 5 Новеллистические повести XV – XVI вв. Изучаемые вопросы: 1.Идеология Москвы и «Сказание о Вавилоне граде». 2.Житие и новелла в «Повести о Петре и Февронии Муромских». 2 2 4  
лек 7 Еретические течения XV в. . Изучаемые вопросы: 1. Ересь стригольников, жидовствующих и противостояние официальной церкви; иосифляне и нестяжатели: Иосиф Волокий и Нил Сорский. 2. Творчество Максима Грека.. 2 2 4  
пр 6 Официальная литература XVI века. Изучаемые вопросы: 1.Обобщающие произведения XVI века: Геннадиевская Библия, Великие Минеи Четьи, Никоновская летопись, Домострой. 2. Публицистика XVI века: Иван Пересветов; переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. 2 2 4  
лек 8 Эволюция исторического повествования в литературе XVII в. Изучаемые вопросы: 1. Авраамий Палицин и его «Сказание». 2. «Временник» Ивана Тимофеева, повести И. С. Шаховского, в том числе и «Летописная книга» 2 2 4  
пр7-8 Бытовая повесть и сатира XVII века Изучаемые вопросы: 1. Открытие человеческого характера в бытовой и демократической повести XVII века: «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве». 2. Сатирическая повесть, пародийные жанры («Калязинская челобирная», «Повесть о бражнике», «Повесть о Карпе Сутулове»). Смеховая культура. 4 4 8  
лек9 пр9 Литература раскола. Изучаемые вопросы: 1. Аввакум Петров: биография и творчество. 2. «Житие протопопа Аввакума»: проблематика, стиль, жанр, герой.   4 4 8  
  лек10 Стихосложение и драматургия в XVII в.. Изучаемые вопросы: 1. Стихотворство. Приказная школа. Симеон Полоцкий. Карион Истомин. 2. Театр и первые драматические произведения. 2 2 4  
  Промежуточная аттестация: экзамен 36
  Итого по модулю 36 36 108
  Итого в семестре 36 36 108

Модуль 2: Русская литература 18 века

Вид и № занятия Темы занятий Контактная работа, час Самостоятельная работа, час Всего, час Дата проведения
1 2 3 4 5  
  2 семестр 2 6 8  
лек1 Особенности русской литературы Петровской эпохи. Изменения в российской культуре, привнесённые петровскими преобразованиями. Синтез старого и нового как отличительная черта переходной эпохи. Формирование нового типа личности; идеалы независимости, самостоятельности, активности, гражданского долга. Просветительские инициативы Петра I: изменение системы образования, развитие книгопечатания, перемены в быту, возникновение нового кодекса поведения ("Юности честное зерцало", 1717). Стихотворство. Повести петровского времени. Авантюрно-приключенческое повествование "Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренския земли". Творчество Ф.Прокоповича. Биография и личность. Деятельность Феофана как сторонника Петра I и его вклад в становление новой культуры и литературы. Своеобразие публицистики Ф.Прокоповича ("Слово на погребение Петра Великого", 1725), новаторство стиля. Особенности драматургии и лирики. Трагедокомедия "Владимир" (1705) как вершина творчества писателя. Взаимодействие религиозного сюжета и злободневного политического содержания. Своеобразие конфликта и особенности обрисовки персонажей пьесы Творчество А.Д.Кантемира. Духовные истоки личности и творчества писателя. Зачинатель русского классицизма, его сатирического, обличительного направления. Защита петровских преобразований как основной пафос сатир писателя. Предложения писателя по реформированию силлабической системы стихосложения, его отношение к принципам силлабо-тоники. 2 6 8  
пр1 Творчество Кантемира. Жанр сатиры и его своеобразие в литературе русского классицизма. 1.Причины обращения Кантемира и Сумарокова к жанру сатиры. 2.Анализ идейного и художественного содержания сатир. Сатира I Кантемира "На хулящих учение (К уму своему)". Центральная проблема произведения: высмеивание противников просвещения, утверждение необходимости науки - главного достижения петровских преобразований. Композиция сатиры, система персонажей, образ автора. Стиль и язык. 3.Сатира II Кантемира "На зависть и гордость дворян злонравных (Филарет и Евгений)" и сатира Сумарокова "О благородстве". Идея внесословной ценности человека, её корни в идеологии Просвещения, созвучие духу петровских преобразований. 4.Особенности композиции сатир. Персонажи, средства их обрисовки. Образ автора в сатирах. 2 6 8  
лек2 Творчество В.К. Тредиаковского. Тредиаковский и реформа русского стихосложения. Биография и личность поэта; место в литературной жизни 1730-1750-х годов. Начало творческого пути.. Состояние русского стиха к 30-м годам XVIII столетия; причины, сделавшие реформу необходимой. "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735) Тредиаковского - начало реформы русского стихосложения. Принципы силлабо-тоники на страницах трактата. Определение стоп и метров. Открытия Тредиаковского в поэзии: новые темы (изображение любви, природы, воспитание и др.), новые жанры. Своеобразие жанров оды и элегии в лирике поэта. Применение новых принципов стихотворной техники. 2 6 8  
пр3 Жанр оды в творчестве В.К.Тредиаковского и М.В.Ломоносова 1. Определение и жанровые разновидности оды в классицизме. 2. Специфика оды в творчестве В.К.Тредиаковского. 3. Жанровые разновидности оды в поэзии М.В.Ломоносова. 4. Анализ одического наследия В.К.Тредиаковского и М.В.Ломоносова. 2 6 8  
лек3 Творчество А.П.Сумарокова. Жизненный и творческий путь писателя. А.Сумароков как теоретик русского классицизма. "Эпистола о стихотворстве" и её значение. "Поэтическое искусство Н.Буало" и теоретические воззрения Сумарокова: проблема преемственности. Рационализм воплощённого в эпистоле взгляда на литературное творчество. Характеристика основных жанров классицизма в эпистоле. Многообразие жанров в творчестве писателя. Жанр оды. Типология од Сумарокова, их тематика и художественные особенности. Поучение и критика в торжественных одах писателя. Сумароков и одическая традиция Ломоносова (пародия на Ломоносова в "Одах вздорных"). Элегия Сумарокова: формирование лирического начала. Жанр лирической песни в эпистоле "О стихотворстве", основные требования к стилю песен. Традиции сатир Кантемира и новаторство жанра сатиры в творчестве Сумарокова. Композиция, система образов, личность автора. Стихотворения "О благородстве", "Пиит и друг его". Сатирический хор "Ко превратному свету". Жанр притчи - начало формирования русской классической басни в творчестве Сумарокова. Тематика и проблематика произведений; исследование общественного значения и социальных пороков. Сумароков как первый русский драматург. Общественно-историческая проблематика пьес и характер конфликта. Особенности композиции классицистической трагедии в пьесах Сумарокова. Правило "трёх единств". Построение системы персонажей, особенности изображения человека. Своеобразие языка и стиха трагедий. Комедии Сумарокова. 2 6 8  
пр4 Трагедия Сумарокова "Дмитрий Самозванец": поэтика и идейный мир произведения. 1. Трагедия как жанр в классицизме. 2. Характеристика общей позиции Сумарокова (использовать статью «О домостроительстве»). Понимание Сумароковым целей, задач и специфики жанра трагедии (использовать эпистолу «О стихотворстве»). 3.Анализ трагедии «Димитрий Самозванец»: - основная тема, конфликт и система образов. Проследить по тексту трагедии, как с характером основной темы и конфликта связана любовная коллизия; - принципы и приёмы создания образов Димитрия, Шуйского, Галицкого, Ксении: в чём сказались принципы классицизма при создании образов? (показать, как характеризуются персонажи в 1 акте); - проследить борьбу чувства и долга у Ксении и Галицкого во 2 и 3 актах; раскрыть смысл и значение монолога Димитрия во 2 акте (явл.7) и монолога Шуйского в 3 акте (явл.2); - раскрыть значение последнего явления V акта для характеристики героев и развития конфликта. 2. Отражение общественно-политических взглядов писателя в трагедии (устами каких героев эти взгляды выражены: идея истинного благородства и достоинства личности, программа дворянской государственности, оппозиционность по отношению к тиранству самовластия, сословный патриотизм и т.д.). Их связь с общественными позициями Сумарокова, выраженными в статье «О домостроительстве» 2 6 8  
лек4 Жизненный и творческий путь Ломоносова. Разносторонние интересы поэта-ученого, Ломоносов в литературной и культурной жизни эпохи (деятельность в Академии наук, литературная полемика). Ломоносов как реформатор русского стихосложения и литературного языка. Знакомство с трактатом Тредиаковского "Новый и краткий способ к сложению российских стихов...". Нерешенные в работе Тредиаковского вопросы; предпосылки продолжения реформы. "Письмо о правилах российского стихотворства" (1739) Ломоносова и его место в истории русского стиха. Учение Ломоносова о "трёх штилях" в статье "О пользе книг церковных в российском языке" (1757) и его значение для теории русского классицизма. Авторитет стилевой теории Ломоносова в литературе XVIII-начала XIX века. М.Ломоносов как основатель эмоционально-риторического русла в русском классицизме. Теория "лирического восторга" и одическая поэзия Ломоносова. Типология и своеобразие ломоносовских од. Композиция оды, особенности параллельного и последовательного ведения нескольких тем в стихотворении. Лирический беспорядок в оде. Средства художественной выразительности в оде: метафоры, олицетворения, эпитеты, развернутые сравнения, звукопись, символика. Гражданственный и просветительский пафос одической лирики Ломоносова. Влияние творчества Ломоносова-одописца на русскую литературу XVIII - первой половины XIX века. Образ Петра I в одах, его значение для формирования авторских идеалов; художественные средства обрисовки. Поэма "Петр Великий": замысел поэта и художественное воплощение. Вступление к поэме как выражение взглядов Ломоносова на сущность жанра. Стилевое своеобразие поэмы. 2 6 8  
пр5 Своеобразие научно-философской поэзии Ломоносова ("Утреннее размышление...", "Вечернее размышление..."). Рациональное и эмоциональное в стихотворениях; традиции гимна и элегии; молитвенный пафос. Картины мироздания, своеобразие их художественного воплощения. Научные идеи в стихотворении, их место в ряду духовных прозрений поэта. 2 6 8  
лек5 Творчество Д.И. Фонвизина. Роль Фонвизина в истории русской комедиографии. Биография и личность писателя. Начало творческого пути Фонвизина. Комедия Фонвизина "Бригадир". Проблематика пьесы: критика галомании, нравственного разложения, невежества, произвола государственных чиновников, ханжества, лживости и т.д. Проблема "нового дворянства" и её решение в пьесе. Система персонажей комедии. Своеобразие конфликта. Язык комедии. 2 6 8  
лек6 Сентиментализм. Его художественный метод. Своеобразие русского сентиментализма. Биография и личность писателя. Карамзин как глава русского сентиментализма. Проза и поэзия М. Карамзина. Роль Карамзина в развитии русского литературного языка. Отказ от классицистических традиций и ориентация на сентиментальную и предромантическую западноевропейскую лирику. Жанр элегии и послания в творчестве Карамзина. Сентиментально-предромантические мотивы в стихотворениях "Осень", "Кладбище", "Меланхолия", "Послание к Дмитриеву", "К бедному поэту". Вклад Карамзина в развитие русской прозы. Жанр путешествия в творчестве писателя. "Письма русского путешественника" и традиции Л.Стерна. Жанр повести в творчестве Карамзина. Становление жанра (повести "Евгений и Юлия", "Фрол Силин – добродетельный человек"). 2 6 8  
пр6 Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». 1. Н М. Карамзин как глава русскою сентиментализма. Общественные и литературные позиции Н. М. Карамзина (статья «Что нужно автору?»), 2. Повесть «Бедная Лиза» как образец сентиментально-психологической повести. Смысл заглавия. А) Проблематика повести, основная идея (в каких словах и как выражается новое отношение писателя к простому человеку? Что, по мнению Н. М. Карамзина, привело к трагической развязке? Какова объективная идея разрыва? Как в сюжете повести отразилось мировоззрение писателя-просветителя?). Особенности и идейно-композиционная роль пейзажа в повести и образа повествователя. Б) Образ Лизы. Художественные приемы раскрытия характера героини, ее чувств и переживаний (проследить по тексту, как Карамзин последовательно показывает зарождение и развитие чувств любви у Лизы и какие с этой целью используются художественные средства? (выписать примеры). В) Образ Эраста, средства его создания.          Г) Роль образа автора. Язык повести. 2 6 8  
лек7 Творчество Державина. Биография и личность поэта. Периодизация творчества Державина. Первые обращения к жанру оды. Значимость традиций Ломоносовской лирики. Начало самобытного творчества Державина. "На рождение в Севере порфирородного отрока" (1779) - жанровое новаторство произведения. Пейзаж. Специфика оценки идеального монарха. Язык и стих. "Фелица" - история создания стихотворения. Жанровое своеобразие; традиции и новаторство. Новизна создания образа Екатерины II. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворении, язык и стиль. Основные мотивы лирики Державина. Специфика художественной философии поэта. Специфика образного строя. Исследователи об оде. Державин о смерти и смысле бытия человека (оды "На смерть князя Мещерского, "Водопад"). Жанрово-стилевое новаторство стихотворения "Властителям и судьям". Взаимодействие сатирического и одического в стихотворении "Вельможа". Стихотворение "Видение мурзы", "Ключ", "Лебедь", "Памятник". Философия Дома в стихотворении "Евгению. Жизнь Званская." Поэтическое мастерство Державина-бытописателя в произведении. Эволюция жанра оды в творчестве Державина. Анализ оды "Фелица". Композиция, образная система, художественные особенности. Сатирические оды Державина "Властителям и судиям", "Вельможа". "На смерть князя Мещерского", "Бог", "Водопад" как философские оды. Проблема предназначения поэта и поэзии в стихотворениях "Ключ", "Видение мурзы", "Памятник". 2 6 8  
пр7 1. Ода как ведущий жанр поэзии Державина, её типы. 2. Связь державинской оды с ломоносовской традицией: традиции и новаторство Державина в похвальной и героической оде: анализ оды «Фелица». 3. «Властителям и судиям» как яркий пример сатирической поэзии Державина; особенности стиля. 4. Философская ода Державина: какие общие вопросы жизни и смерти ставит Державин в оде «Водопад»? Особенности описания водопада в оде и роль этого образа для уяснения идейного содержания произведения. Отношение поэта к личности Потёмкина. 5. Изображение картин русской жизни, поместного быта и образ автора в произведении «Евгению. Жизнь Званская». Белинский о Державине.   2 6 8  
лек8 "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева (жанр, композиция, проблематика, идейное содержание произведения, проблема творческого метода). Споры вокруг Радищева в современном литературоведении. Жанр путешествия в русском сентиментализме (на примере "Путешествия из Петербурга в Москву" А. Радищева). "Путешествие из Петербурга в Москву" - главный итог творческого пути писателя. История создания и первой публикации книги. Проблематика книги: осуждение крепостного права, злоупотреблений чиновнобюрократического аппарата, пороков самодержавного правления; проблема воспитания идеального человека (русоистские идеи), литература и искусство и их отражение в книге. Трактовка эпиграфа. Своеобразие композиции. Внутренняя логика в последовательности глав. Вопрос о художественном методе книги. Взаимодействие сентиментализма и просветительского реализма. Язык и стиль "Путешествия". Поэзия А.Радищева. Своеобразие проблематики од "Вольность", "Осьмнадцатое столетие". Новизна поэтики философской оды Радищева. Проблематика и художественные особенности романа А.Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". 2 6 8  
пр8 1. Биография А.Н.Радищева. Общественно-политические взгляды Радищева. 2. История создания «Путешествия…»: от первого чернового наброска («Отрывок путешествия в *** И*** Т***» 1772) до издания 1790 г. 3. Проблематика «Путешествия…»: а) Тема рабства, положения крепостных крестьян в России (анализ глав «Любани», «Зайцово», «Едрово», «Медное», «Городня» и др.). В чем заключается различие между Радищевым и Фонвизиным (ср.: «Недоросль») в трактовке народной темы, в решении проблемы рабства? В чем видит Радищев выход из того страшного, по его мнению, положения, в котором находилась Россия (глава «Тверь» и др.)? б) Тема российской власти: от мелких чиновников до государя (анализ глав: «Чудово», «Спасская Полесть», «Завидово»). В чем смысл аллегорического сна путешественника в главе «Спасская Полесть»? в) Как и в каких главах решаются проблемы народного образования, цензуры, народной нравственности? Какие еще проблемы поставлены, по вашему мнению, в этом произведении? 4. Художественное своеобразие «Путешествия…»: особенности композиции и жанра (произведения в целом и отдельных его частей). В каких главах Радищев использует традиции древнерусского жанра поучения от отца к сыну, похвального слова, очерка, научного трактата, сатирической повести, философского рассуждения? 5. Образ путешественника. Степень автобиографичности этого образа. Что узнаем мы о жизни путешественника, о его социальном положении, о его характере и т.д.? Меняется ли мировоззрение путешественника? 6. «Путешествие…» как произведение русского сентиментализма. Найдите черты сентиментализма в «Путешествии…». Как А.С.Пушкин оценил личность и творчество А.Н.Радищева (очерк Пушкина «Александр Радищев»)? Чем вызвано критическое отношение Пушкина к этому писателю? 2 4 6  
  Промежуточная аттестация: зачет
  Итого по модулю 32 76 108
  Итого в семестре 32 76 108

Модуль 3: Русская литература первой трети 19 в.

Вид и № занятия Темы занятий Контактная работа, час Самостоятельная работа, час Всего, час Дата проведения
1 2 3 4 5  
  3 семестр        
  Раздел 1. Развитие русской литературы в п/ч XIX века
лек.1 Исторические условия эпохи. Основные направления споров по общественно-политическим и литературно-эстетическим вопросам. 1.Эпигоны классицизма; «Беседа любителей русского языка», ее состав, программа; сущность понятия «шишковисты». 2. Поэты-радищевцы, особенности их творчества; «Вольное общество любителей российской словесности», его состав и группировки. Творчество поэтов-радищевцев как путь к гражданскому романтизму в русской литературе.  3.Понятие «карамзинисты»; причины появления и роль в литературном процессе «легкой поэзии», значение К.Н. Батюшкова в её развитии. 4. Общественная и литературная программа общества «Арзамас», его состав, программа. 2   2  
лек.2 Особенности русского романтизма. Различные течения в русском романтизме. 1. Специфические черты русского романтизма, его отличие от западноевропейского. 2. Философско-элегическое течение в русском романтизме 3. Творчество В.А. Жуковского-романтика. 2   2  
пр.1 Специфика русского романтизма. Романтизм В.А. Жуковского. 1.Сущность и своеобразие русского романтизма первой четверти XIX века. 2.Романтическая поэзия В.А. Жуковского. Основные темы, мотивы, образы. 3.Особенности романтизма Жуковского. 2 2 4  
пр.2 Творчество А.С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума» 1.Комедия «Горе от ума» как новаторское произведение. 2.Система образов. 3.Современные интерпретации комедии. 2 2 4  
лек.3 Творческий путь А.С. Пушкина. 1.Периодизация творчества Пушкина: «3 семилетия» (В.А. Непомнящий). 2.Семилетие «литературных поисков». 3.Кризис 1820-х годов. 4.Романтические поэмы. 2   2  
лек. 4 Творческий путь А.С. Пушкина. 1. «Онегинское» семилетие». 2. Роман в стихах «Евгений Онегин». 2   2  
лек.5 Творческий путь А.С. Пушкина. «Онегинское» семилетие». 1.Лирика. 2.Трагедия «Борис Годунов». 2   2  
лек.6 Творческий путь А.С. Пушкина. «Онегинское» семилетие». 1.«Маленькие трагедия». 2.«Повести Белкина» 2   2  
лек-7 Творческий путь А.С. Пушкина. Семилетие «кристаллизации реализма». 1.Реалистические поэмы. 2.Проза Пушкина. 2   2  
пр.3 Лирика А.С. Пушкина 1.Основные темы и мотивы лирики поэта. 2.Художественное совершенство лирики Пушкина (особенности поэтического языка, своеобразие лексики, тропы и рифмы, их смысловое и ритмическое значение, ритмический рисунок, звукопись, строфика). 2 2 4  
пр. 4 Роман «Евгений Онегин» 1.История создания. Особенности жанра. Сюжет и композиция. Структура романа. Характер повествования. 2.Проблематика. Система персонажей. 3.Эпическая линия и лирическая стихии в романе, их соотношение и сюжетно-композиционная роль. Личность автора. 2 2 4  
пр. 5 Проза А.С. Пушкина 1. История создания «Повестей Белкина». Проблематика, композиция, особенности сюжета повестей цикла. 2. Проблематика, система образов в повести «Станционный смотритель». 3. Повесть «Пиковая дама». Острота сюжета, основная тема и проблемы. Психологизм. 2 2 4  
пр. 6. Трагедия «Борис Годунов». 1.«Борис Годунов» как политическая трагедия. 2.Психологическая сложность образа Бориса Годунова. 3.Самозванец, его роль в раскрытии основной мысли трагедии. Любовная коллизия. 4.Философский смысл трагедии. 5.Драматургическое новаторство Пушкина. 2 2 4  
  Раздел 2. Развитие русской литературы в 1830-е годы        
лек.8 Утверждение реализма как ведущего художественного метода в русской литературе в/ч XIX в. Творчество М.Ю. Лермонтова. 1.Сложность и противоречивость творческого пути М.Ю. Лермонтова. 2.Лирика поэта. Особенности ранней лирики. Своеобразие зрелой лирики. Ведущие мотивы и темы. 3.Характер лирического героя и сущность «лермонтовского человека». 2   2  
лек. 9 Проза Лермонтова. 1.Идейно-художественное своеобразие ранней прозы писателя. 2.Роман «Герой нашего времени» как социально-психологический роман. 2   2  
пр. 7 Лирика М.Ю. Лермонтова. 1.Специфика романтических взглядов Лермонтова. Особенности его юношеской лирики. Основные темы и мотивы, характер лирического героя, конфликт мечты и действительности. 2.Лирика 1836-1841 годов. Отход от изображения романтического героя. Усиление демократических тенденций. Особенности языка и стиха. 2 2 4  
пр.8 Роман «Герой нашего времени» как психологическое исследование «героя времени». 1.Печорин как тип «героя времени». Противоречивость и сложность характера. 2.Приёмы и средства социальной и психологической типизации его характера. 3.Особенности психологизма Лермонтова 2 2 4  
пр.9 Поэмы М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Демон». 1.Особенности романтического творчества Лермонтова в последний период. 2.«Демон» как романтическое произведение. 3.Поэма «Мцыри» как произведение романтизма 2 2 4  
лек.10 Творческий путь Н.В. Гоголя. 1.Художественные циклы писателя. 2.Драматургия Гоголя. 2   2  
лек.11 Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». 1.Смысл названия. 2.Особенности жанра, композиции. 3.Идейная направленность первого тома поэмы. 4.Структура образов. 2   2  
лек.12 Последний период творчества Гоголя. 1.Процесс превращения Гоголя-художника в Гоголя-проповедника 2.«Выбранные места из переписки с друзьями» ;религиозно-нравственный контекст. 2   2  
пр.10 Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» 1.Смысл названия. Тематика и проблематика. Своеобразие сюжета и драматургического конфликта. Истинный и мнимый конфликт в пьесе. 2.Приёмы и средства характеристики основных персонажей комедии 2 2 4  
пр.11 Поэма «Мертвые души» 1.История создания. Своеобразие жанра и композиции, идейная направленность первого тома поэмы. 2.Основные принципы и приёмы создания сатирических образов помещиков. Эволюция образа Плюшкина. 3.Образ Чичикова: композиции образа, приёмы типизации. Чичиков как новый «герой» эпохи. 4.Образ народа в поэме. 5.Особенности создания собирательного образа чиновничества, губернского общества. 6.Лирические отступления и их соотношения с системой образов. 2 2 4  
пр.12 Духовная проза Н.В. Гоголя. 1.Нравственно-философские и литературно-эстетические искания Н.В.Гоголя в процессе работы над «Размышлениями о Божественной Литургии», «Авторской исповедью», 2 томом «Мертвых душ». 2. «Выбранные места из переписки с друзьями». 2 2 4  
  Промежуточная аттестация: экзамен 36
  Итого по модулю 48 24 108
  Итого в семестре 48 24 108

Модуль 4: Русская литература второй трети 19 в.

Вид и № занятия Темы занятий Контактная работа, час Самостоятельная работа, час Всего, час Дата проведения
1 2 3 4 5  
  4 семестр        
  Раздел 1. Литературный процесс второй трети XIX века. Литературные школы. Литературный метод.
лек1 Основные тенденции литературного развития в 40-70-е годы девятнадцатого века. Русская литература середины XIX века в мировом культурном контексте. Русско-европейские связи второй трети XIX в. Качественно новый этап взаимодействия русской литературы с европейской литературой в этот периодl. Образы европейских стран и европейцев в русской литературе. Русская идея, русский национальный характер и западная культура. Интертексты русской литературы. 2   2  
лек2 Школа беллетристов-разночинцев 1860-х годов. Социально-исторические условия: поражение России в Крымской войне, смерть Николая I. Необходимость экономических и социальных перемен. Общественный подъем в стране. Подготовка и проведение правительственных реформ. Покушение Д. Каракозова на АлександраII. (1866). Роль разночинцев в общественной жизни. Радикальная журналистика («Современник», «Русское слово», «Искра») и либеральная журналистика («Отечественные записки», «Русский вестник»). Литературно-критическая деятельность Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. Литераторы-разночинцы: Н. Г. Помяловский, Ф. М. Решетников, В. А, Слепцов. Развитие русского реализма в 1860-е годы. Идейные и творческие искания писателей этого периода – И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. 2   2  
пр1 Человек и действительность в литературе «натуральной школы» (эволюция принципов реалистического изображения в литературе 1840-х гг.). 1.«Натуральная школа» как историко-литературный факт и историко-литературное понятие: истоки термина, периодизация, состав, две основные творческие линии внутри "натуральной школы": реалистическая и натуралистическая. 2.Проблема литературно-эстетической общности писателей «натуральной школы» (сравнить точки зрения В.В. Виноградова, А.Г. Цейтлина, В.И.Кулешова, А.И.Ревякина и Ю.В.Манна и др.). 3.Типы конфликтов и сюжетология «натуральной школы": а) предмет изображения, сюжет, конфликт, основные приемы художественной типизации б) принцип локализации, слитное изображение среды и человека в «физиологических очерка» (на примере «Петербургских шарманщиков» Д.В.Григоровича); в) сюжет типа «превращения» (на примере поэмы И.С.Тургенева «Параша»); г) аномальная ситуация в системе опосредования (на примере стихотворения Н.А.Некрасова «В дороге»); д) тип диалогического конфликта (на примере повести Я.П. Буткова «Первое число»). 4. Роль «натуральной школы» в развитии критического реализма. 2 2 4  
лек3 Творчество Н.Г.Чернышевского Биография писателя и периодизация творчества.  Основные темы произведений Чернышевского.  Эстетические идеи Чернышевского в публицистике и литературе. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» в его связи с мировой утопической литературой и европейской просветительской традицией. Теория «разумного эгоизма» как основа общественного поведения и новой этики героев романа. Особенности романной поэтики (специфика сюжетно-композиционной организации; символико-аллегорические образы, их идейно-эстетическая роль; черты детективного романа, романа-утопии, социально-психологического романа и интеллектуального романа в поэтике «Что делать?»; вопрос о художественном методе произведения). 2   2  
пр2 Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» 1. История создания и публикации романа. Историческая основа и художественная коллизия. Многозначность заглавия и жанровое своеобразие. 2.Проблематика, идейно-философский пафос. Теория «разумного эгоизма». 3.Система персонажей. 4.Формы и функции ролей автора в романном мире. Многосубъектность повествования. 5.Художественное своеобразие романа: особенности художественного метода, жанра, сюжета, композиции, языка. «Тайнопись» Чернышевского. 6. «Что делать?» в оценке критиков и исследователей. 2 2 4  
лек4 Роль Н.Г.Чернышевского в русской литературе . Основные проблемы диссертации Н.Г.Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности»: а) критика гегелевской концепции прекрасного; материалистическая основа учения Чернышевского о категориях прекрасного, возвышенного и трагического; б) соотношение прекрасного в искусстве с прекрасным в действительности; формирование идеи социальной обусловленности эстетических воззрений; в) идейность и тенденциозность искусства; г) понятие народности искусства. 2. Некоторые вопросы теории искусства: а) Чернышевский о содержании, целях и задачах искусства; обоснование реалистического художественного метода; б) проблема типического, споры вокруг положения о воссоздании действительности в «формах самой жизни». 3. Борьба Чернышевского с теорией «чистого искусства». 4. Полемика вокруг эстетических идей Чернышевского в публицистике и литературе 2   2  
  Раздел 2. Русский роман второй трети XIX  века.        
лек5 Творчество И.С.Тургенева И.С. Тургенев – один из первых русских писателей XIX века, получивший всеобщее признание за рубежом. Участие Тургенева в культурной жизни Западной Европы (Фридрих Боденштедт, Теккерей, Диккенс, Генри Джеймс, Жорж Санд, Виктор Гюго, Сен-Бёв, Ипполит Тэн, Проспер Мериме, Эрнест Ренан, Теофиль Готье, Эдмон Гонкур, Эмиль Золя, Анатоль Франс, Ги де Мопассан, Альфонс Доде, Гюстав Флобер). Пропаганда Тургеневым русской литературы за рубежом: консультирование и редактирование зарубежных переводчиков русских писателей, написание предисловий и примечаний к переводам русских писателей на европейские языки и к русским переводам произведений известных европейских писателей (переводы произведений Флобера «Иродиада» и «Повесть о св. Юлиане Милостивом» для русского читателя и произведения Пушкина для французского читателя). Творчество Тургенева и традиции мировой литературы. Тургенев и его восприятие Шекспира и Сервантеса – образов Гамлета и Дон Кихота (статья «Гамлет и Дон Кихот»). «Русские Гамлеты» Тургенева. Образ Дон Кихота и проблема создания образа «в высшей степени идеалиста». Немецкая классическая философия и отражение её идей в романах Тургенева. Отражение философии А. Шопенгауэра в художественном сознании Тургенева. Повесть «Фауст» и роль Гёте в художественном мире Тургенева. Соединение в повести мотивов экзистенциалистской философии Шопенгауэра и гуманистической традиции Гёте. 2   2  
лек6 Мастерство Тургенева-романиста Мотивы шиллеровских баллад в романах Тургенева. Романтическая проза Тургенева: «Призраки», «Собака», «Песнь торжествующей любви» и традиции Флобера, В. Гауфа, Э.Т.А. Гофмана, Э. По. «Западные» мотивы в повестях «Ася», «Вешние воды» и романе «Дым». «Стихотворения в прозе» Ш. Бодлера и Леопарди и жанровые признаки позднего Тургенева. Роль Тургенева в творчестве различных художников мира (Т. Джеймс, П. Мериме, Г. Флобер, Ж. Санд, Г. де Мопассан, Дж. Голсуорси). Влияние творчества русского писателя на Г.де Мопассана, Э.Золя, Э.и Ж.Гонкуров. Форма тургеневской новеллы у Г. Джеймса и Ш. Андерсона. «Аси» Тургенева и «Дэзи Миллер» Г. Джеймса.  2   2  
пр3-4 Мастерство Тургенева-романиста  «Роман И.С.Тургенева «Рудин»: проблематика, художественная система 1.Общественная борьба 1840-х годов и образ главного героя романа. Рудин как дворянский просветитель 1840-х годов. 2. Лежнев как временный антагонист Рудина, сущность противопоставления мечтателя-идеалиста и практика. 3. Сложность авторской позиции в оценке героев, формы её выражения. 4. Тургенев как один из создателей русского идеологического романа. 5. Особенности художественного метода Тургенева  «Мир «дворянского гнезда» 1.Усадьбы Васильевское и Лаврики, дом Калитиных как «дворянские гнёзда». 2.Хронотоп «дворянского гнезда»: описание места действия, настоящий и ретроспективный планы повествования. 3. Образы-символы «дворянского гнезда». 4.Образы Лизы Калитиной и Лаврецкого. 5. Нравственно-этическая проблематика романа. 6. Тургенев как представитель психологического направления в русской литературе.  «Роман И.С.Тургенева «Накануне» 1.История создания романа «Накануне». Образ Инсарова. Отношение к нему автора. 2.Елена Стахова как центральная героиня романа. Образы Берсенева и Шубина. 3.Нравственно-этическая проблематика романа. 4. Статья Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?» и причины отрицательного отношения к ней Тургенева. 5. Раскол в журнале «Современник». Его социально-исторические причины. 4 2 6  
лек7 Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» История создания романа «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Образ Базарова. Авторская позиция. Особенности композиции. 2   2  
пр5 Роман И.С.Тургенева Отцы и дети» 1.Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Сходство судеб и подобие характеров. 2. Анализ важнейших эпизодов романа (философский спор, любовное свидание, дуэль, смерть центрального героя). 3. Роль просветительской традиции в романе «Отцы и дети». 4. Роль романтической традиции в сюжетно-образной системе реалистического романа. 2 2 4  
лек8 Творчество И.А.Гончарова Связи Гончарова с античной традицией, с творчеством Гёте, Шиллера, Байрона, Диккенса, В. Скотта. Шекспировский дискурс у Гончарова. Данте и Гончаров. Сервантес и Гончаров. Внимание Гончарова к «вечным» характерам и мотивам западноевропейской классики (образы Гамлета, Дон Кихота, Фауста, Дон-Жуана) и их связь с героями писателя: Обломовым, Райским, Верой, Марфенькой и др. Образы стран Востока и Запада во «Фрегате “Паллада”». «Обыкновенная история» и тема «утраченных иллюзий» в европейском художественном сознании (Бальзак, Мопассан). Обломов как тип мировой литературы. Типологическая близость в изображении роли «среды» и «наследственности» при формировании личности у Гончарова («Обломов») и у Э. Золя («Ругон-Маккары»). Полемика И.А. Гончарова с идеями Ж. Санд о женской эмансипации (роман «Обрыв»). Античные традиции в романе «Обрыв». 2   2  
пр6 Роман И.А.Гончарова «Обломов» 1. Сюжетно-композиционные особенности, своеобразие конфликта и система образов. 2.Сложность и многозначность образа Обломова. 3.Значение образа Штольца. Обломов и Штольц: авторское отношение к героям. Штольц и Ольга. 4. Женские образы в романе. Идейно-художественная роль образа Ольги Ильинской в структуре произведения. Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына. Концепция любви, страсти и семьи в романе. 5. Идейно-композиционная роль образа Захара. 6. Художественный метод Гончарова: гоголевская традиция и полемика с гоголевским направлением; принципы художественного обобщения и типизации; психологизм; особенности повествовательной матеры. 7. Анализ мифопоэтики пространства и времени в романе Гончарова. 8.Роман «Обломов» в русской критике и современном литературоведении. 2 2 4  
лек9 Мастерство Гончарова-романиста 1. Идейный замысел, конфликт романа и своеобразие его композиции. 2. "Обломов" - роман - монография. Центрообразующее положение главного героя, его место в системе персонажей. Обломов и "обломовщина". Традиции Гоголя в изображении Обломова в первой части романа. 3. Обломов - образ замкнутого в себе, самодавлеющего целого. "Труд души" как основной принцип жизни Ильи Ильича Обломова. 4. Обломов и Штольц. Противопоставление и сопоставление героев в структуре романа / ср. гл. IX ч. I и гл. II ч. II; смотри также композиционное чередование глав о Штольце и Обломове в последней, четвертой части романа/. Значение второстепенных персонажей в характеристике Обломова / Тарантьев и другие/ и смысл их "противостояния" Штольцу. 2   2  
пр7-8 Мастерство Гончарова-романиста Мотивации собственных имен и топонимов в романе. «Главный мотив» I части («обломовщина») и принципы реалистической типизации образа: бытовая атмосфера и «микроскопический анализ»: а) смысл и значение идиллического хронотопа в IX главе I части романа. ("Сон Обломова"); б) эволюция идиллического сознания Обломова от идеала ("Сон Обломова") к реальному его проявлению (IX глава IV части). Развитие коллизии («поэма любви») и особенности психологического анализа во 2 и 3 частях романа; трагическое и комическое в образе Обломова: Обломов и Ольга. Реальный и мифологический планы поведения героев; Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына; Ольга Ильинская и Штольц. Ольга Ильинская как "новая" героиня /ср. с Агафьей Матвеевной/ с новыми принципами/ "Любовь-жизнь, но жизнь есть долг"/. Идейно-художественная роль образа Ольги в структуре произведения: отношение к «обломовщине» и «штольцевщине». Движение авторской мысли в романе. Оппозиция "природы" и "цивилизации", "востока" и "запада". Роман «Обломов» как «знамение времени» (Добролюбов). 4 2 6  
лек10-11 Творчество А.Н. Островского А.Н. Островский-комедиограф в его полемике с классической комедией. Наследие Мольера и Лопе де Вега в творчестве Островского. «Гамлетизм» в русской драматургии XIX века. Шекспировские парадигмы в драматургии Островского. Мещанская драма Шиллера и социальная драма Островского («Коварства и любви» и «Доходное место»). Элементы античной трагедии в драме «Гроза». Шекспировские и шиллеровские мотивы в комедии «Лес». 4   4  
пр9-10 Драма А.Н.Островского «Гроза» 1. Роль А.Н. Островского в истории русской литературы и театра. 2.Периодизация творчества драматурга, особенности каждого периода. 3. Драма «Гроза». Проблематика и конфликт пьесы. Сюжет и композиция. 3. Основные образы. Катерина как центральное действующее лицо драмы. 4.Образ Катерины в трактовке Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.А. Григорьева и современных исследователей. 5. Новаторство драматурга: проблема жанра; характер конфликта; психологический анализ; реалистическая символика; поэтика пейзажа; искусство диалога и монолога; язык действующих лиц; авторские ремарки. 4 2 6  
пр11 А.Н.Островский «Бесприданница» 1.Драма «Бесприданница». Проблематика и конфликт пьесы. Сюжет и композиция. 2. Мотив «горячего сердца» в творчестве Островского и образ главной героини. Лариса и Паратов. 3.Образы буржуазных дельцов Кнурова и Вожеватова. 4. Художественное своеобразие пьесы, специфика жанра. «Бесприданница» как предвосхищение чеховской психологической драмы. 2 2 4  
  Раздел 3. Русская поэзия второй трети XIX века        
лек12 Творчество Н.А.Некрасова. Место Некрасова в истории русской культуры и поэзии. Лирика Некрасова – новый этап в развитии поэзии девятнадцатого века. Новые мотивы и темы в лирике. Новое решение традиционных тем. Художественное мастерство Некрасова. 2   2  
лек13 Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Из творческой истории: эволюция замысла поэмы. Замысел и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: основная проблема произведения и вопрос о расположении частей поэмы в работах советских литературоведов; полифоничность поэмы, система рассказывания; 2   2  
пр12-13 Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в) проблема роста народного самосознания как основа образной системы поэмы: правдоискатели и формирование их идеалов счастья; эволюция коллективного образа народа; смысл сопоставления образов Матрены Тимофеевны и Савелия; развитие темы «народного заступничества» и образа Гриши Добросклонова. «Энциклопедия народной жизни»: дореформенная и пореформенная Россия в изображении Некрасова; концепция народности Некрасова и художественное своеобразие поэмы. 4. Актуальные проблемы изучения поэмы «Кому на Руси жить хорошо». 4 2 6  
лек14 Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета 1. Место поэзии Ф.И. Тютчева в контексте "поэтической" эпохи 1850-х годов. 2. Поэзия Ф.И. Тютчева и традиции высокой одической поэзии конца ХVIII века /архаичность языка, ораторская композиция стихотворения и ораторские синтаксические конструкции, напряженная образность, грандиозность философских обобщений/. /Работы Ю.Н. Тынянова, Б.Я. Бухштаба/. 3. Философия природы в поэзии Ф.И. Тютчева. Разрешение коллизии человека, его истории и природы. /Ср. с Пушкиным/. 4. Ведущие мотивы в поэзии Ф.И. Тютчева /мотив хрупкости, призрачности бытия, образы ночи и хаоса, одиночество человека и стремление слиться с природой, ощущение трагического смысла существования/. 5. "Денисьевский" цикл Ф.И. Тютчева /восприятие любви как "рокового" поединка, завершающегося неизбежно трагически, психологические перипетии драматических взаимоотношений героя и героини, духовный облик героини/. 2   2  
Промежуточная аттестация: зачет
ИТОГО по модулю 54 18 72
Итого в семестре 54 18 72

Модуль 5: Русская литература третьей трети 19 в.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!