РАЗЛИЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В КОНЦЕ ДРЕВНЕГО МИРА, ОКОЛО 300 г., И В КОНЦЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ — 1453 г.28 22 страница



Элеаты.

* * *

Левкипп и Демокрит21. «Левкипп и его сотоварищ Демокрит признают элементами полное и пустое, называя, например, одно су­щим, другое же небытием, а именно: полное и твердое» (т. е. атомы) «сущим, а пустое и разреженное—небытием. Поэтому они и говорят, что бытие существует отнюдь не более, чем небытие... Причиною же вещей является то и другое как материя. И подобно тому как мыслители, утверждающие единство основной субстанции, все остальное выводят из ее состояний,... так и эти философы считают основные отличия» (т. е. основные отличия атомов) «причинами всех других свойств. А этих отличий они указывают три: форму, порядок и положение... А отличается от ТУ формой, А N от АА — порядком, 7; от N — положением» (Аристотель, «Метафизика», книга I, глава 4)22.

Левкипп «первый выставил атомы как первоначала... и говорил о них как об элементах. Он говорит, что из них возникают бес­численные миры и снова па них распадаются. Возникают же миры следующим образом: по мере отделения от беспредельного множе­ство тел всевозможных форм несется в великую пустоту. Соби­раясь вместе, они образуют один вихрь, в котором они, сталки­ваясь и всячески вращаясь, разделяются таким образом, что сходное присоединяется к сходному. И так как они, будучи /'авповесягцими, вследствие своего множества уже никак не могут вращаться кругом, то мелкие направляются во внешнюю пустоту, как будто просеиваемые через сито; остальные же держатся вместе и, переплетаясь, бегут вместе друг с другом иобразуют прежде всего некоторое шарообразное целое» (Диоген Лаэрций, книга IX, глава б)23.

Следующее — об Эпикуре: «Атомы непрерывно движутся. Ниже он говорит, что они движутся и с одинаковой скоростью, ибо пустота всегда одинаково дает дорогу как самому легкому из них, так и самому тяжелому... И нет у атомов никаких иных свойств, кроме формы, величины и тяжести... Да и не всякая величина им свойственна: по крайней мере никто никогда чув­ственно не видел атома» (Диоген Лаэрций, книга X, § 43—44). «И по необходимости атомы обладают одинаковой скоростью, когда они несутся через пустоту и не встречают на своем пути

{150}

никаких препятствий. Ибо тяжелые атомы понесутся не быст­рее, чем малые и легкие, по крайней мере когда им ничто не встре­чается, и малые—не быстрее, чем большие, так как все они имеют одинаковый путь, когда и тем ничто не препятствует» (там же, § 61).

«Итак, ясно, что во всяком роде [вещей] единое представляет собою какую-нибудь определенную природу и что ни для одной вещи само это единое не оказывается ее природой» (Аристотель, «Метафизика», книга IX, глава 2)24.

Аристарх Самосский уже за 270 лет до хр. эры выдвигал копер-никанскую теорию о земле и солнце (Медлер25, стр. 44; Вольф26, стр. 35—37).

Уже Демокрит высказал догадку, что Млечный путь посылает нам объединенный свет бесчисленных небольших звезд (Вольф, стр. 313)27.

 

РАЗЛИЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В КОНЦЕ ДРЕВНЕГО МИРА, ОКОЛО 300 г., И В КОНЦЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ — 1453 г.28


1) Вместо узкой культурной полосы вдоль побережья Среди­земного моря,которая лишь кое-где протягивала свои ветви в глубь материка и по Атлантическому побережью Испании, Франции и Англии и которая поэтому легко могла быть разорвана и смята германцами и славянами с севера и арабами с юго-востока, — теперь одна сплошная культурная область — вся Западная Европа со Скандинавией, Польшей и Венгрией в качестве форпостов.

2) Вместо противоположности греков (respective [соответ­ственно] римлян) и варваров теперь имеется шесть культурных народов с культурными языками (не считая скандинавских и т. д.), которые были все настолько развиты, что могли участвовать в могучем литературном подъеме XIV столетия и обеспечили гораздо большую разносторонность образования, чем уже при­шедшие в упадок и отмиравшие в конце древности греческий и ла­тинский языки.

3) Несравненно более высокое развитие промышленного про­изводства и торговли, созданных средневековым бюргерством; с одной стороны, производство стало более усовершенствованным, более многообразным и более массовым, а с другой — торговые сношения стали значительно более развитыми; судоходство со времени саксов, фризов и норманнов стало несравненно более смелым, а с другой стороны — масса изобретений (и импорт изо­бретений с Востока), которые не только сделали возможным

{151}

импорт и распространение греческой литературы, морские откры­тия, а также буржуазную религиозную революцию, но и придали им несравненно больший размах и ускоренный темп; сверх того, они доставили, хотя еще в неупорядоченном виде, массу научных фактов, о которых никогда даже не подозревала древность: магнит­ная стрелка, книгопечатание, литеры, льняная бумага (употребля­лась арабами и испанскими евреями с XII столетия; с X столетия постепенно входит в употребление, а в XIII и в XIV столетиях ста­новится уже более распространенной бумага из хлопка, в то время как папирус после завоевания Египта арабами совершенно вышел из употребления), порох, очки, механические часы, явившиеся крупным шагом вперед как во времясчислении, так и в механике. (Об изобретениях смотри № И)29.

Сверх того еще материал, доставленный путешествиями (Мар­ко Поло около 1292 г. и пр.).

Гораздо большее распространение общего образования — хотя еще и плохого — благодаря университетам.

Вместе с возвышением Константинополя и падением Рима заканчивается древность. С падением Константинополя нераз­рывно связан конец средневековья. Новое время начинается с воз­вращения к грекам.—Отрицание отрицания!

* * *

ИЗ ОБЛАСТИ ИСТОРИИ.—ИЗОБРЕТЕНИЯ30 До хр. эры:

Пожарный насос, водяные часы около 200 г. до хр. эры. Улич­ные мостовые (Рим).

Пергамент около 160 г. Хр. эра:

Водяные мельницы наМозеле около 340 г.; в Германии во вре­мена Карла Великого.

Первое указание на оконные стекла. Уличное освещение в Антиохии около 370 г.

Шелковичные черви из Китая около 550 г. в Греции.

Писчие перья в VI столетии.

Хлопковая бумага из Китая к арабам в VII столетии; в IX сто­летии — в Италии.

Водяные органы во Франции в VIII столетии.

Серебряные копи в Гарце, разрабатываемые с X столетия.

Ветряные мельницы около 1000 г.

Ноты, гамма Гвидо Аретипского около 1000 г.

Шелководство в Италии около 1100 г.

Часы с колесами — тоже.

Магнитная игла от арабов к европейцам около 1180 г. Уличная мостовая в Париже 1184 г.

{152}

Очки во Флоренции. Стеклянное зеркало. Соление селедок. Шлюзы. Часы с боем. Бумага из хлопка во Франции. Бумага из тряпья в начале XIV столетия. Вексель — в середине того же столетия. Первая бумажная мельница в Германии (Нюрнберг) в 1390 г. Уличное освещение в Лондоне в начале XV столетия. Почта в Венеции — тоже. Гравирование на дереве и печатание — тоже. Гравирование на меди — в середине того же. Верховая почта во Франции в 1464 г. Серебряные копи в саксонских Рудных горах в 1471 г. Клавесин с педалью; изобретен в 1472 г. Карманные часы. Духовые ружья. Ружейный замок — конец XV столетия.

Самопрялка в 1530 г. Водолазный колокол в 1538 г.

* * *

ИЗ ОБЛАСТИ ИСТОРИИ

Современное естествознание, —единственное, о котором может итти речь как о науке, в противоположность гениальным догадкам греков и спорадическим, не имеющим между собою связи исследо­ваниям арабов,—начинается с той грандиозной эпохи, когда бюргерство сломило мощь феодализма, когда на заднем плане борьбы между горожанами и феодальным дворянством показалось мятежное крестьянство, а за ним революционные предшествен­ники современного пролетариата, уже с красным знаменем в руках и с коммунизмом на устах, — с той эпохи, которая создала в Европе крупные монархии, сломила духовную диктатуру папы, воскресила греческую древность и вместе с ней вызвала к жизни высочайшее развитие искусства в повое время, которая разбила границы старого мира и впервые, собственно говоря, открыла землю.

Это была величайшая из революций, какие до тех пор пережила земля. И естествознание, развивавшееся в атмосфере этой рево­люции, было насквозь революционным, шло рука об руку с про­буждающейся новой философией великих итальянцев, посылая своих мучеников на костры и в темницы. Характерно, что про­тестанты соперничали с католиками в преследовании их. Первые сожгли Сервета, вторые сожгли Джордано Бруно. Это было время, нуждавшееся в гигантах и породившее гигантов, гигантов уче­ности, духа и характера. Это было время, которое французы правильно назвали Ренессансом, протестантская же Европа односторонне и ограниченно — Реформацией.

Вторая половина XIII столетия.

{153}

И у естествознания тоже была тогда своя декларация независи­мости, появившаяся, правда,не с самого начала, подобно тому как и Лютер не был первым протестантом. Чем в религиозной области бы­ло сожжение Лютером папской буллы, тем в естествознании было великое творение Коперника, в котором он,—хотя и робко, после 36-летних колебаний и, так сказать, на смертном одре, — бросил вызов церковному суеверию. С этого времени исследование природы по существу освободилось от религии, хотя окончательное выяснение всех подробностей затянулось до настоящего времени и далеко еще не завершилось во многих головах. Но с тех пор и развитие науки пошло гигантскими шагами, ускоряясь, так сказать, пропорционально квадрату удаления во времени от своего исходного пункта, как бы желая показать миру, что по отношению к движению высшего цвета органической материи, человеческому духу, имеет силу закон, обратный закону движения неорганической материи.

Первый период нового естествознания заканчивается — в обла­сти неорганического мира — Ньютоном. Это — период овладения данным материалом. В области математики, механики и астроно­мии, статики и динамики он дал великие достижения, особенно благодаря работам Кеплера и Галилея, выводы из которых были сделаны Ньютоном. Но в области органических явлений еще не вышли за пределы самых первых, начальных ступеней знания. Еще не было исследования исторически следующих друг за другом и вытесняющих друг друга форм жизни, точно так же как и иссле­дования соответствующих им сменяющихся условий жизни — палеонтологии и геологии. Природа вообще не представлялась тогда чем-то исторически развивающимся, имеющим свою историю во времени. Внимание обращалось только на протяжение в пространстве; различные формы группировались исследовате­лями не одна за другой, а лишь одна подле другой; естественная история была одинакова для всех времен, точно так же как и эллиптические орбиты планет. Для всякого более основа­тельного изучения форм органической жизни недоставало обеих первооспов — химии и науки о главной органической структурной форме, клетке. Революционное на первых порах естествознание оказалось перед насквозь консервативной природой, в которой и теперь все было таким же, как в начале мира, и в которой все должно было оставаться до скончания мира таким же, каким оно было в начале его.

Характерно, что это консервативное воззрение на природу как в неорганическом, так и в органическом [...]32

Астрономия Механика Математика Физика Химия Геология Палеонтология Минералогия Физиология растений Физиология животных Анатомия Терапевтика Диагностика


{154}

Первая брешь — Кант и Лаплас. Вторая — геология и па­леонтология (Ляйель, медленное развитие). Третья — органи­ческая химия, изготовляющая органические тела и показываю­щая применимость химических законов к живым телам. Четвер­тая.—1842 год, механическая [теория] теплоты, Гров. Пятая — Дарвин, Ламарк, клетка и т. д. (борьба, Кювье и Агассис). Ше­стая — элементы сравнительного метода в анатомии, в кли­матологии (изотермы), в географии животных и растений (научные экспедиции и путешествия с середины XVIII века), вообще в фи­зической географии (Гумбольдт); приведение в связь материала. Морфология (эмбриология, Бэр)33.

Старая телеология пошла к чорту, но теперь твердо уста­новлено, что материя в своем вечном круговороте движется со­гласно законам, которые на определенной ступени — то тут, то там с необходимостью порождают в органических существах мыслящий дух.

Нормальное существование животных дано в тех одновре­менных с ними условиях, в которых они живут и к которым они приспособляются; условия же существования человека, лишь только он обособился от животного в узком смысле слова, еще никогда не имелись налицо в готовом виде; они должны быть выработаны впервые только последующим историческим раз­витием. Человек — единственное животное, которое способно выбраться благодаря труду из чисто животного состояния; его нормальным состоянием является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим.

* * *

ОПУЩЕННОЕ ИЗ «ФЕЙЕРБАХА» 34

[Вульгаризаторы, взявшие на себя в 50-х годах в Германии роль разносчиков материализма, не вышли ни в чем за пределы учений своих учителей 35. Все новые успехи естественных наук служили им лишь] новыми аргументами против веры в творца вселенной. Они не помышляли даже о том, чтобы развивать дальше теорию. Идеализм был тяжко ранен революцией 1848 г., но материализм в этом своем подновленном виде пал еще ниже. Фейербах был совершенно прав, отклоняя от себя ответственность за этот материализм; он только не имел права смешивать учение странствующих проповедников с материализмом вообще.

Но около этого самого времени эмпирическое естествознание достигло такого подъема и добилось столь блестящих резуль­татов, что не только стало возможным полное преодоление меха­нической односторонности XVIII столетия, но и само естество­знание благодаря выявлению существующих в самой природе

{155}

связей между различными областями исследования (механикой, физикой, химией, биологией и т. д.) превратилось из эмпирической науки в теоретическую, становясь при обобщении полученных результатов системой материалистического познания природы. Механика газов; новосозданная органическая химия, научив­шаяся получать из неорганических веществ одно за другим так называемые органические соединения и устранившая благодаря этому последний остаток непостижимости этих органических соединений; датирующая с 1818 г. научная эмбриология; геология и палеонтология; сравнительная анатомия растений и животных — все эти отрасли знания доставили новый материал в неслыханном до того времени количестве. Но решающее значение имели здесь три великих открытия.

Первым из них было доказательство превращения энергии, вытекавшее из открытия механического эквивалента теплоты (Робертом Майером, Джоулем и Кольдингом). Теперь было дока­зано, что все бесчисленные действующие в природе причины, которые до сих пор вели какое-то таинственное, не поддавав­шееся объяснению существование в виде так называемых сил — механическая сила, теплота, излучение (свет и лучистая те­плота), электричество, магнетизм, химическая сила соединения и разложения,—являются особыми формами, способами суще­ствования одной и той же энергии, т. е. движения. Мы не только можем показать происходящие постоянно в природе превращения энергии из одной формы в другую, но даже можем осуществлять их в лаборатории и в промышленности и притом так, что данному количеству энергии в одной форме всегда соответствует опреде­ленное количество энергии в какой-либо другой форме. Так, мы можем выразить единицу теплоты в килограмметрах, а единицы или любые количества электрической или химической энергии — снова в единицах теплоты, и наоборот; мы можем точно так же измерить количество энергии, полученной и потребленной каким-нибудь живым организмом, и выразить его в любой единице — например в единицах теплоты. Единство всего движения в при­роде теперь уже не просто философское утверждение, а естествен­но-научный факт.

Вторым — хотя по времени и более ранним — открытием является открытие Шванном и Шлейденом органической клетки как той единицы, из размножения и диференцирования которой возникают и вырастают все организмы, за исключением низших. Только со времени этого открытия стало на твердую почву иссле­дование органических, живых продуктов природы—как сравни­тельная анатомия и физиология, так и эмбриология. Покров тайны, окутывавший процесс возникновения и роста и структуру организмов, был сорван. Непостижимое до того времени чудо предстало в виде процесса, происходящего согласно тождествен­ному по существу для всех многоклеточных организмов закону.

{156}

Но при всем том оставался еще один существенный пробел. Если все многоклеточные организмы — как растения, так и жи­вотные, включая человека, —вырастают каждый из одной клетки по закону клеточного деления, то откуда же проистекает беско­нечное разнообразие этих организмов? На этот вопрос ответ дало третье великое открытие — теория развития, которая в система­тическом виде впервые была разработана и обоснована Дарвином. Какие бы превращения ни предстояли еще этой теории в частно­стях, но в целом она уже и теперь решает проблему более чем удовлетворительным образом. В основных чертах установлен ряд развития организмов от немногих простых форм до все более многообразных и сложных, какие мы наблюдаем в наше время, кончая человеком. Благодаря этому не только стало возможным объяснение существующих представителей органической жизни, но и дана основа для предистории человеческого духа, для просле­живания различных ступеней его развития, начиная от простой, бесструктурной, но ощущающей раздражения протоплазмы низ­ших организмов и кончая мыслящим мозгом человека. А без этой предистории существование мыслящего человеческого мозга остается чудом.

Благодаря этим трем великим открытиям основные процессы природы объяснены, сведены к естественным причинам. Здесь остается добиться еще только одного: объяснить возникновение жизни из неорганической природы. На современной ступени раз­вития науки это означает не что иное, как следующее: изготовить белковые тела из неорганических веществ. Химия все более и более приближается к решению этой задачи, хотя она и далека еще от этого. Но если мы вспомним, что только в 1828 г. Вёлер получил из неорганического материала первое органическое тело — мочевину, если мы обратим внимание на то, какое бесчис­ленное множество так называемых органических соединений получается теперь искусственным образом без помощи каких бы то ни было органических веществ, то мы, конечно, не потребуем от химии, чтобы она остановилась перед проблемой белка. В на­стоящее время она в состоянии изготовить всякое органическое вещество, состав которого она точно знает. Как только будет установлен состав белковых тел, химия сможет приступить к из­готовлению живого белка. Но требовать от химии, чтобы она с, сего дня на завтра дала то, что самой природе только при весьма благоприятных обстоятельствах удается сделать на отдельных не­бесных телах через миллионы лет, — это значило бы требовать чуда.

Таким образом, материалистическое воззрение на природу покоится теперь на еще более крепком фундаменте, чем в прошлом столетии. Тогда—до известной степени исчерпывающим обра­зом — было объяснено только движение небесных тел и движение земных твердых тел, происходящее под влиянием тяжести; почти вся область химии и вся органическая природа оставались тайн­

{157}

ответными и непонятными. Теперь вся природа простирается перед нами как некоторая система связей и процессов, объясненная и понятая по крайней мере в основных чертах. Конечно, материа­листическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений, и поэтому у греческих философов оно было первоначально чем-то само собою разумеющимся. Но между этими древними греками и нами лежит более двух тысячелетий идеалистического оо суще­ству мировоззрения, а в этих условиях возврат даже к само собою разумеющемуся труднее, чем это кажется на первый взгляд. Ведь дело идет тут отнюдь не о простом отбрасывании всего идейного содержания этих двух тысячелетий, а о критике его, о вышелушивании результатов, добытых в рамках ложной, но для своего времени и для самого хода развития неизбежной идеа­листической формы, из этой преходящей формы. А как это трудно, доказывают нам те многочисленные естествоиспытатели, которые в пределах своей науки являются непреклонными материали­стами, а вне ее не только идеалистами, ио даже благочестивыми, правоверными христианами.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!