Глава 2. Виргиния Калинаускене 1 страница



Глава 1. Ева Весельницкая

О Еве Весельницкой я узнал впервые, когда появились книги Калинаускаса «Наедине с Миром», «Духовное сообщество» и «Жить надо!», то есть, в начале девяностых. Потом была книга самой Евы Израилевны «Женщина в мужском мире»... То, что она писала, было мне интересно, ново, интригующе. Так что, повод для общения был уже давно. Да и Игорь Николаевич, когда мы с ним встречались для интервью к первому тому, советовал мне повстречаться с этой женщиной. Никаких предысторий и дополнительных описаний я не хотел бы давать, — надеюсь текст нашей беседы будет интересен сам по себе...

Май 2001 г.

Влад: Меня интересует, — как женщина вообще может дойти до жизни такой. Все-таки, особенности-то, по сравнению с мужчинами немалые. Прежде всего, социальные — семья и дети. Это мужчина может себе позволить нырнуть с головой во все это

Ева Израилевна: Можно нырять и с семьей и с детьми. Это разве мешает? Иллюзия того, что семья и дети могут чему-либо мешать, это специально придуманная страшилка. Потому что, какой бы жизнью человек не жил, он живет в ней с семьей и детьми. В нее и ныряет. Какой ты жизнью живешь, в такую твой ребенок и попадает. Тут нет какой-то разницы. Хоть ты поп-звезда, хоть алкаш, хоть бедный труженик, хоть кто угодно. Дети рождаются в ту жизнь, которой живут родители.

Моему сыну было десять лет, когда я решила выяснить, — правда ли, что существует еще какой-то вариант жизни. Он это перенес. Иногда сбегал к бабушке с дедушкой. Но, принял. И это его жизнь, не моя.

Если мать уходит утром на работу и возвращается к полуночи, это считается нормально, но как только разговоры заходят о какой-то духовности, — начинается: «Ну, что вы! Я бы конечно, но дети, семья…» Это надуманная проблема.

В.: Есть еще одна расхожая формула, что духовный Путь рано или поздно приведет к одиночеству…

Е.: Это естественно. Только, как раз, для женщины это более естественно, чем для мужчины.

В.: Почему?

Е.: Да потому, что женщина по существу своему одиночка.

В.: Это не совсем понятно?

Е.: Женщина-то гораздо более асоциальна, чем мужчина.

В.: Асоциальна? Поясните, пожалуйста…

Е.: Есть же знаменитая формула, что верность женщины — ситуационна. Женщина потому так и напрягает общество, что мало от него зависит. Вот вам один из взглядов, который вполне меня устраивает. Исторически ведь как сложилось? Женщина бытийна, стихийна и ничего, кроме себя самой не боится. Себя боится только потому, что ее же и напугали. Кто напугал? — мужчины, которые ее боятся. Куда ее занесет и что она выкинет — это опасно. Опасно для любой зарегулированной структуры. Посему, чем жестче социальный строй, тем жестче ограничения, наложенные на женщину — на всякий случай. Отсюда и следует, что она потенциально асоциальна. А раз асоциальна, — следовательно, одинока. Женщина ведь смелее. Смелее в любви, в смене ситуации, в том, что она решает — рожать или не рожать. Это и есть бесстрашие. Она понимает, что как-то она справится. А мужчина-то, как раз, существо хрупкое. Только не усмотрите в этом оценку. Просто так выстроен мир, и мужчина в нем — структура. А структура всегда хрупка. И, именно мужчинам всегда нужна коллективность, чтобы осуществлять свои идеи, для того, чтобы строить эти структуры. А женщинам-то это зачем. И общество все время на кого накладывает ожидания? — На мужчин! Ребенок еще не родился, но все, как правило, ждут мальчика. Потому, что за этим все стоит, — дедушки, бабушки, род, клан, наша фамилия. Он — наследник всего этого. А роди хоть десять девок… Бытует ведь такое мнение, что как-то не очень удачно жизнь сложилась, если ты не родил наследника, — пацана. То есть, мальчик еще не родился, а над ним уже готовится целая структура: ожидания родителей, семьи, общества. И он, рождаясь из утробы, сразу попадает в эту структуру. И его все время туда подпихивают. И мужчина все время в потенциальном страхе — а вдруг он не оправдает? Отсюда рождается конкурентная борьба, агрессия, социальная устремленность, карьера, соревновательный настрой. И мужчина даже не знает, чьи ожидания он оправдывает, он просто живет всем этим.

Что ждут от женщины? Чтобы более-менее нормальная росла, чтобы замуж вышла, чтобы детей родила… А если лезет в социальную активность, это всегда вызывает подозрения. И чего ищут: «А как там у нее личная жизнь сложилась?» И если что: «А, ну понятно! Личная жизнь не сложилась…»… Это же все наносное. Чего феминистки бесятся? По моим понятиям они бесятся по одной простой причине: есть у них чувство, что никто от них ничего не ждет, а хотят они, чтобы от них тоже что-то ждали. Когда же женщина во всем успешна, то удивляются: «Это некий феномен!»

Вот и все. Поэтому, естественно, первый порыв к поискам какой-то другой жизни это женский порыв. Да и в духовных тусовках, — в этой всей «духовке» женщин масса. Но это-то понятно, там, в большинстве случаев женщины ищут компанию посимпатичнее и поприличнее. Но, даже когда дело уже идет всерьез, то есть в тех случаях, когда женщина действительно ищет какой-то совершенно иной жизни, — тут начинаются те же самые препятствия. Потому что, «духовка» — тоже социум и мужики там те же проблемы решают.

За двадцать лет у меня все-таки немного знакомых в этом мире есть, поэтому, если говорить серьезно, — женщина-ученик — это проверка на подлинность мужчины, который имеет мужество назвать себя Учителем. За двадцать лет я видела троих, кто в этом отношении безупречен. Это — Мирзабай, Игорь Калинаускас и Игорь Чебанов. Были еще, конечно, в разные времена истинно мужчины, но из многих, кого знала я, могу назвать только этих троих. Женщина — это очень суровое испытание для мужчины. Ему надо выдержать очень многое и, в конце концов, понять, что все это — не ему, не для него и он вообще тут как бы ни при чем… Женщина же влюбляться начинает и всякое такое… «Умные» люди с женщинами не связываются, — есть же много Традиций, куда женщин вообще не берут. С большинством же все понятно — просто ситуация гарема, когда очередного такого видишь «гуру», думаешь: «Ага, ну вот еще один попался». Все же очень примитивно. Соблазн и проверка… Проверку не выдержал, — вот и вся история духовного искателя.

Хотя, даже в эзотерических ветках ортодоксальных религий — Ислама, Иудаизма и других можно встретить женщин. Мусульмане признали Рабию. В Каббале были посвященные женщины.

Но, все равно, на женщину, как на источник соблазна идет наезд: это она сосуд греха. Этим наездом нарушается закон, который во всех серьезных Учениях формулируется примерно так: объяснять все свои действия можно только собой.

Игорю Калинаускасу сколько намекали — нафиг он с нами мучается? Но, мы ему дорого достались.

Учитель в конце концов должен понимать, что мужчина и женщина — разные существа. Что женщина это не недоделанный мужчина и наоборот. Просто на Земле существуют два разных племени. Биологически они совместимы.

В.: А вы можете вспомнить примеры вот этого самого трудного взаимодействия Учителя и ученицы?

Е.: Да легких и не было. Ничего экзотического не было. А трудно было все. Что легко? Осознать себя легко? Программы свои вытащить легко? Принцип-то у нас в Традиции такой, что мы живем на базаре, внешне ничем не отличаемся от обычных людей, социальный разброс у нас очень большой — от очень успешных до очень неуспешных. При этом внутреннее содержание жизни должно становиться другим — смысловым.

Плакано очень много в жизни. Много было истерик. Два раза, глядя в глаза Учителю, я кричала ему: «Я тебя ненавижу!» Это несмотря на то, что вообще я довольно сдержанный человек.

В.: А по какому поводу?

Е.: Да достали! Скажем, простая житейская ситуация. Двухкомнатная хрущовская квартирка, в которой мы живем впятером: Игорь Николаевич, Виргиния, только что родившийся их сын Дарюс и мой сын. Так сложилось. Игорь мотался тогда между Вильнюсом и Киевом. На дворе восемьдесят четвертый год. Я работаю в школе училкой на полторы ставки. А через дом наш за пару месяцев проходит человек сто. Было такое время, когда «духари» мотались очень много. Кто только не был у нас. И такие и сякие, и эдакие люди… Дверь не закрывалась. Все время что-то происходит, а надо как-то еще и работать и детей растить. С одной стороны нужно быть безупречным и соблюдать закон приятия, с другой, играть во все эти социальные игры на работе, укладываться в какие-то небольшие деньги, всю эту ораву кормить… В какой-то момент все это просто достало. Но, понимаешь, что сама ведь хотела всего этого. Понимаете, все это на уровне каждодневной жизни, без каких-то там экзотических выкрутасов. А внутренне напряжение — совсем из другого места. Первое время только на одной вере, что за всем этим есть смысл и держалась.

Отдельная байка, это наша история с Виргинией. Кто об этом знает никак понять не могут, как это возможно: две женщины, совершенно чужие по происхождению, стилю, истории предыдущей жизни — до встречи с Традицией, живущие вместе, во всех этих условиях… Но, собой мы объективизировали, что все это реально.

Про меня и про Виргу можно одинаково сказать, что мы никогда не были духовными искателями.

В.: Никогда до встречи с Калинаускосом?

Е.: Да нет, просто никогда. Мы просто начали учиться, когда та наша жизнь закончилась.

В.: Как это закончилась?

Е.: В двадцать семь лет у меня было все, что может желать обычная женщина. Муж, сын, квартира, машина, работа — через год я должна была стать директором школы. И я вдруг поняла: «Это что — все?» Какая-то у меня была холодная уверенность, что если это все, то меня в чем-то сильно обманули… И мне стало очень неинтересно. Ну, а тут как-то пересеклась я с Игорем. Мы и до этого как-то пересекались, — были общие знакомые, первый муж мой у него в театральной студии занимался… И вот первый год я с ним и с теми, кто его окружал, постоянно ругалась. Говорили они все здорово, но вот что-то мне во всем этом не нравилось. У Игоря все это было тогда под видом театральной студии. Сам он был молод, бесстрашен и честен. И он ставил всегда себе такую планку, что никто его не мог в чем-то упрекнуть, — так жить и работать было слабо каждому. И как-то постепенно все закрутилось и понеслось. Вот уже двадцать лет…

Мы ничего не искали, не ходили ни на какие занятия. Жизнь просто другая пошла. Мы жили рядом с Учителем и учились в этой самой непосредственной жизни. У меня никогда не было сомнений, что Игорь знает, куда ведет нас. С самого начала. Потому что, про прошлую жизнь мне было все уже понятно и неинтересно. Неинтересно настолько, что я знала, что если, вдруг, ничего другого я не найду — всегда можно будет холодно и трезво найти крышу, с которой шагнуть вниз. А в Игоре я как-то сразу уверилась и в этом смысле оказалась совершенно не гулящая. И Вирга тоже. Хотя жизнь нас пересекала с очень серьезными людьми.

Потом и я и Вирга несколько раз встречались с Мирзабаем. Я поражаюсь, как так сложилась судьба, что удалось встретить этого удивительного человека.

В.: Как Мирзабай учил?

Е.: (Смеется) Ничему он никогда и никак не учил. Он жил. Он мог пустить в свой мир, который внешне был очень простой, даже примитивный. И тут уже от тебя зависело, — или ты пытался услышать то, что за этим, или не пытался. Вопрос ведь не в том, что учил ли он, а в том — учился ли ты. Мирзабай учит человечество самим фактом своего существования на Земле. Он же еще живой. А человечество любит мертвых учителей, потому что с ними можно делать все, что угодно. А живой, — он же человек, он в туалет ходит, он потеет, кашляет, у него что-нибудь болит, ему вечно что-то не нравится или наоборот нравится…

В.: Задам вопрос по другому. Чему вам удалось научиться?

Е.: Мне ничему особенному не удалось научиться. Я просто живу. Я веселая, довольная, счастливая. Меня абсолютно устраивает та жизнь, которой я живу. Это моя жизнь, я ее сделала. Я так хотела. Я надеюсь, что максимально возможное число обстоятельств моей жизни существуют только потому, что я их построила. Потому, что я действительно этого хотела. Это максимум, это я считаю пределом для человека…

В.: Какие вехи вашей судьбы запомнились особенно?

Е.: Событийных рядов было много. Четыре города, три мужа, квартиры, вещи, — все, что оставлялось. Сначала первый муж от меня уехал, — спасибо ему, — освободил меня, а то, иначе было бы труднее. Потом судьба свела со вторым мужем. Это прекрасный человек, тоже ученик Игоря, социально реализованный. Тогда он был прокурором, а сейчас — ведущий адвокат в Литве. У нас была очень яркая совместная жизнь, пока судьба не развела нас. Мне нужен был свой следующий шаг, а ему свой… Это естественно, — если люди решают жить вместе, находясь в рамках Традиции, то они всегда должны быть готовы, к самым непредсказуемым поворотам судьбы. Вот, потом уехала я в Киев, затем уже в Питер. Уже десять лет здесь, муж — тоже ученик Игоря Николаевича. Но, это все внешняя история…

Вот многие говорят, что, дескать, женщина на Пути всегда одна… Смешная история! Хоть рецепт счастья в «Работницу» пиши: «Девушка миленькая, как только ты решаешь, что можешь быть одна и понимаешь, что тебе в кайф быть одной, — тут же резко увеличивается выбор женихов!» — Потому что мужчины перестают бояться. У мужчины ведь всегда есть потенциальный страх приблизиться, потому что: «Как бы не захомутали!» А тут — такая самостоятельная и при этом не лошадь, а вполне женщина. Свободная, очаровательная, энергии море — в принципе можно и вместе пожить. В принципе, одной жить легче. А от избытка можно и вместе пожить. И обмана меньше, и напряжения меньше, и страха потерять меньше, — сколько энергии-то остается на счастье и радость совместной жизни! Правда, дорога к этому довольно длинная…

Мне все Игорь Николаевич говорил: «Ты вот вечно замуж выходишь!», на что я отвечала: «Я каждый раз по другому поводу!»

Поэтому, когда кто-то говорит про несчастную женскую жизнь на духовном Пути — это все неправда. То, что большинство женщин приходит от какого-то недостатка, это да. Ну, а кто от избытка-то в духовность приходит? Последний в мировой истории был Гаутама… Купцы российские любили так: пожить на всю катушку, растратиться, а потом в монастырь или скит. Почему они к богу не шли, пока у них бизнес процветал? Человек, который доволен своей жизнью, вряд ли будет куда-то в неизвестное соваться. Главное-то — чтобы человек был счастлив. Какая разница — каким способом. Зачем стройные ряды-то строить к Богу? Одухотворение реальности — процесс тихий, суеты и шума не терпящий. И я думаю, что мы знаем имена лишь малой части Достигших…

Когда-то сподобила меня судьба увидеть одну удивительную женщину. Собственно, ее мне Мирзабай показал. Были мы тогда в Киргизии и гуляли вечером в хлопковых полях. А хлопок, когда цветет, он такой красивый, цветы разноцветные: фиолетовые, желтые, синие и все это на одном поле… И мы присели у арыка. Где-то неподалеку видим — женщина что-то делает. Потом она в нашу сторону пошла — за водой к арыку. Мирзабай говорит мне: «Смотри!» И тут эта женщина обернулась. Я такого лица никогда в своей жизни не видела. Я просто обалдела! Просто взгляд из-под платка. Но такой! Это неописуемо! У меня голова закружилась. И еще, кроме этого взгляда, я заметила, что голова у нее седая. Я у Мирзабая спрашиваю: «Сколько же ей лет?» Оказалось, что чуть больше тридцати. Это была женщина Достигшая… Причем, она была из какой-то старой ветки Традиции, а это Пути очень жесткие, предельно жесткие…

В.: С тех пор вы видели ее или слышали о ней что-нибудь?

Е.: Нет. Об этом-то и речь, что много таких безвестных людей.

В.: Вы знаете что-то об особенностях Традиции, из которой эта женщина?

Е.: Ответственно говорить не возьмусь. Я знаю, что это суфии, в Средней Азии мы пересекались с ними…

В.: В чем проявляется жесткость этого Пути?

Е.: Это не секрет, но я не хочу об этом рассказывать, потому что получится «клубничка», — этакая внешняя обертка. Я могу одну только шокирующую вещь сказать. Вы смотрели фильм «История О». Его продают среди эротических фильмов. Там показывается некий экзотический замок, в котором происходят достаточно садо-мазохистские истории. Вот, я считаю, что это история Пути женщины. Неважно, внешняя или внутренняя… Вообще я считаю, что начальный этап для женщины, — взять вот нашу Традицию, — он раз в пять сложнее, чем для мужчины. А чем дальше, тем сложнее и, если взять, скажем, нас с Виргой, то здесь уже — раз в сто… Женщине приходится вынимать из себя такие программы, которые мужчине и не снились. Их у него просто нет.

В.: В начале вы сказали, что с социальной точки зрения женщине гораздо легче. О каких же программах вы говорите сейчас?

Е.: О биологической и психологической.

В.: С биологической более-менее понятно. А в чем существенная сложность женской психологической программы перед мужской?

Е.: Понимаете, ведь женщина и психологически постоянно рожает. А нужно прекратить рожать и начать рождаться. Для мужчины это органично. А для женщины это самое страшное, самое большое препятствие. Это наиболее тяжелый момент, потому что это как бы выверт наизнанку.

Потом еще такая вещь: принять, скажем, что твой ребенок, — это не твое, а отдельный человек, очень легко только на уровне слов и почти невозможно по существу. И вообще, ведь для женской психологии привычнее подгребать под себя: «Мое!» Женщина это пространство. Пространство имеет свойство растекаться. То есть, женщина все время захватывает территорию. Начиная от примитивных баек про невестку и свекровь, — что они делят? — Территорию! И до самых глобальных вещей.

Кроме того, женщина избалована. Избалована тем, что обществу она нужна для сохранения рода. И обществу, в этом смысле, женщины важнее, чем мужики. Почему женщин на смерть не посылают? Потому что они должны рожать и сохранять. В конечном итоге, несколько мужиков воспроизведут весь род, были бы только бабы в избытке. Поэтому общество платит мужчине за то, что он — пушечное мясо, за то, что его могут, не спрашивая, послать на войну, за то, что оно его выжимает и использует. Платит «как бы свободой», верховенствующим положением и тем, что мужчине как бы больше позволено.

А женщина должна рожать. Потому, что все остальное бессмысленно, если женщины перестанут рожать. И женщины избалованы и распущены этим. Женщина по сути своей — торговка и проститутка в социуме. Она все время торгуется. Какая разница — продаваться многим или одному, но подороже. Я не только деньги имею в виду… Как воспитывают порядочную девочку? — Так, чтобы она подороже себя продала кому-то. Или она «непорядочная» и продается налево и направо. Или она «средней порядочности» и. сначала одному продалась, потом увидела, что купец не стоит товара и тогда нашла более выгодного. Или она возмущается, что на этой ярмарке за нее не ту цену дают. Это же вся социальная часть женской психологии. Все это есть в моей книжке* и меня давно уже всячески обвиняли за то, что я, якобы, не люблю женщин. А это неправда, — я люблю женщин, я торгашества не люблю.

* Имеется в виду книга Е.И.Весельницкой «Женщина в мужском мире» СПб. «Медуза» 1996 г.

Так вот, когда начинается другая жизнь и попытка обрести себя, то, прежде всего, приходится понять, что торговля закончилась! Что нет конкуренции… Нужно вынуть себя из витрины на этой ярмарке жизни. Ой, как это непросто! Почему феномен моих отношений с Виргинией, это действительно феномен? Потому что так не бывает! Так не должно быть! Я думаю, что мы многим людям доставили удовольствие проводить время в разговорах о том, как это не может быть и искать тут какой-то подвох. Ведь должна же была, по идее, остаться между нами хоть какая-то «кнопочка»! Но, спасибо всем, кто сомневался, проверял и провоцировал: они очень помогли тому, чтобы действительно ничего не осталось. Ведь словами ничего не докажешь, а вот фактом собственной жизни — совсем другое дело.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!