Вклад Ф. Карими в развитие татарского образования начала ХХ в. 4 страница



История России, татар также вписаны в общую картину истории как её части, страницы. Раздел, посвящённый древней истории России, включает в себя подраздел «Татарский период в российской истории». В нём представлены непростые взаимоотношения татар и русских в прошлом, в XIII – XIV вв. История России у Ф. Карими делится на две части и рассматривается соответственно в двух исторических периодах: первая часть – история Древней Руси и татарского владычества – описана в средневековье, история России XVI – XIX вв. – Новое время. Трактовка деятельности русских правителей в глазах Ф. Карими имеет свои особенности: автор описывает крайне неприятный образ Ивана IV Грозного и упоминает лишь о его давней вражде с татарами, завоевании Казани и Астрахани, а Борис Годунов, имевший татарские корни, представлен автором как умный, деятельный правитель, столкнувшийся с рядом социальных проблем и не сумевший из-за этого провести крупные государственные мероприятия.[153] Большое внимание Ф. Карими уделил личности и деятельности Петра I, назвав его «Великим», а также Екатерине II, среди заслуг которой особенно отмечено создание в 1788 г. Оренбургского Духовного Собрания и разрешение татарам открывать мектебы и строить мечети.[154]

«Тенденциозность» Ф. Карими по отношению к царям имеет своё объяснение. Начало ХХ в. – время пробуждения интереса татар к национальной истории, формирования национального исторического сознания. Нет ничего удивительного в том, что автор учебника выражает симпатии и антипатии тому или иному государю в зависимости от его отношения к татарам. Это сопоставимо с тем, как длительное время в российской историографии шли дискуссии об истоках российской государственности между норманнистами и антинорманнистами. Также и татарские историки и публицисты начала ХХ в. искали следы и место татарского народа в прошлом, примеряли свой взгляд на официальную историю России.

Своеобразное толкование событий российской истории привлекло внимание надзорных органов, и казанская цензура наложила арест на «Краткую всеобщую историю» Ф. Карими.[155] Возмущение цензоров вызвало следующее: Ф. Карими указал на немецкое происхождение сестры Елизаветы Петровны, Анны, а Петра III назвал первым правителем из Голштинской династии.[156] Такое признание, не могло пройти мимо цензоров, узревших в словах автора неуважение и искажение официальной истории царствующей династии. Это не единственный случай преследования татарских исторических работ. Возмущение цензоров вызвала и работа М. Рамзи по истории татарского народа, изданная в 1908 г.[157]

Из недостатков учебника Ф. Карими, как и многих других татарских работ по истории, укажем на отсутствие в «Краткой всеобщей истории» карт и иллюстраций, в то время как турецкие учебники по всеобщей истории (Гали Ришада и Гали Сайди) издавались с картами, иллюстративным материалом и пояснениями к тексту. Ещё один недостаток учебника – несоответствие оглавления структуре текста книги. Учебник состоит из 3 частей (кыйсм) в соответствии с делением истории на древность, средневековье и новое время. Каждая из частей состоит из глав (фасыл), главы – из разделов, разделы подразделяются на отдельные исторические периоды, истории стран, деяния правителей, военные события и т. д. В оглавлении же структура учебника представлена в 5 тематических частях (название частей выделено крупных шрифтом), а структура отдельных частей оглавления не соответствует принципам деления в тексте. Эти незначительные ошибки свидетельствуют о недоработке автора и издателей книги, что, однако, не умаляет содержательную сторону учебника. В целом, приходится признать, что «Краткая всеобщая история» Ф. Карими была единственным полноценным татарским учебником по всемирной истории в дореволюционный период. Это доказывает и сравнение с «Краткой всеобщей историей» Х. Файзи. Учебник последнего остаётся логически незавершённым. Автор уделяет большое внимание роли научно – технического прогресса в истории Европы Нового времени, просвещению и развитию представлений европейцев о мире в результате Великих географических открытий, т. е. явный интерес к культурной истории, в т. ч. роли Реформации в истории Европы. Учебник Ф. Карими больше тяготеет к политической истории, особенно это касается истории Нового времени. Кроме того, если Х. Файзи рассматривает всемирную историю только до XVI в., то Ф. Карими знакомит с историей ряда стран вплоть до XIX в. Достаточно хорошо в учебнике Ф. Карими представлена история Франции, Турции, России с некоторыми оговорками – как и следует из названия учебника, это краткая ретроспектива истории Европы и Азии. В заключении автор останавливается на текущей международной ситуации, а именно знакомит с «восточным вопросом» и событиями на Балканах.

Учебник Ф. Карими ещё заслуживает более детального изучения представителями других научных направлений. Особенно интересно исследовать использованную автором терминологию. Дело в том, что в начале ХХ в. в связи с развитием образовательной сферы перед татарами остро встаёт вопрос нехватки новой терминологии. Тем более, если речь шла об учебной литературе. В учебнике «Краткая всеобщая история» Ф. Карими просматривается 2 тенденции: 1) стремление представить всемирную историю на татарском языке, но при этом следуя отдельным элементам предшествующей традиции письменной культуры татар (обилие арабизмов, фарсизмов; в то же время татарский грамматический строй); 2) активное использование турецкой терминологии (в этом смысле турецкие учебники играли ещё и эту роль), немного западно – европейской лексики в восточном (в т. ч. турецком) варианте.[158] Заметно влияние и русской лексики, особенно в третьей части книги, посвящённой истории Нового времени. Тем не менее, в сравнении с учебником Х. Файзи, язык «Истории» Ф. Карими намного легче, проще и понятнее.

 

Подготовка и издание Ф. Карими учебной литературы на татарском языке объясняется не только его личной позицией по отношению к образованию, но и активной педагогической практикой. Известно., что он преподавал в медресе «Хусаиния». Так как с 1906 г. значительную часть сил и времени Ф. Карими отдавал работе в редакции газеты «Вакыт», со временем на преподавательская работа сокращается до ведения факультативных занятий.[159] Также он являлся членом правления медресе и неоднократно участвовал в разрешении конфликтных споров между шакирдами и советом медресе, пытаясь примирить конфликтующие стороны.

В ряде крупных новометодных медресе начала ХХ в., в т. ч. и в оренбургской «Хусаиние», неоднократно происходили выступления шакирдов с требованием коренных преобразований программы учебного заведения. Такие конфликты нередко принимали острый характер и сопровождались уходом несогласных шакирдов из медресе или переходом из одного в другой. Особенно напряжённая ситуация сложилась в «Хусаиние», недовольство шакирдов которого нередко получало широкую огласку на страницах местной газеты «Вакыт», и тогда конфликт получал сильный общественный резонанс, а печатное слово уже в то время было не менее сильным орудием в отстаивании своей позиции, нежели демонстративные действия конфликтующих сторон. И со стороны учащихся шакирдов, и со стороны преподавателей наблюдалось недовольство: первые указывали на неудовлетворительное качество преподавания и нерадивых, по их мнению, педагогов, а последние были взволнованы ростом революционных и максималистских настроений в рядах учащейся молодёжи, пренебрежением авторитетом наставников – устазов.

Самый громкий скандал в медресе «Хусаиния» произошёл в марте 1913 г. Вечером 18 числа на имя директора и совета медресе от имени 123 шакирдов поступило прошение о реформировании программы обучения в пользу увеличения светских предметов и особенно усиления преподавания ряда светских дисциплин, русского языка, удаления из медресе ненавистных шакирдам педагогов. С целью удовлетворения всех своих требований шакирды перестали посещать занятия и грозились покинуть медресе. А утром 19 марта, по сообщениям «Вакыт», шакирды воспрепятствовали появлению в медресе преподавателей, что переполнило чашу терпения руководства. После двухдневных совещаний уполномоченных и членов совета все требования шакирдов были отвергнуты, а им было рекомендовано либо продолжить обучение, либо удалиться из медресе.

Какова же была позиция Ф. Карими в этой непростой ситуации? Только что вернцвшийся из длительной командировки в Турции, редактор «Вакыт» и член (мутавали) совета медресе Фатих Карими выступил в качестве посредника между недовольными шакирдами и руководством медресе. На встрече с шакирдами он вместе с Закиром Рамеевым постарался убедить возмутителей не совершать безрассудных поступков, разъяснил им принципы работы медресе и причины невозможности выполнения требуемых изменений. К счастью, убедить большинство шакирдов всё-таки удалось: многие продолжили обучение.

Однако было бы неправильно думать, что Ф. Карими, призывая шакирдов одуматься, выступал только на стороне руководства и соглашался со сложившимся положением. Публикуя подробный отчёт о произошедшем, он стремился донести до читателей и свою личную позицию.[160] Рассуждая о проблемах мусульманского образования, он писал, что в корне проблемы лежало несоответствие целей новометодного образования интересам шакирдов того времени; одни хотели сохранить в учебных заведениях полурелигиозную атмосферу, не желая выходить далеко за пределы подготовки образованных мулл и хальф, а другие стремились к новому типу  образования, дающему возможность реализовать себя в профессиональной сфере, как и выпускникам русских учебных заведений. Неопределённость целей и несовершенство программ медресе, а по сути незавершённость реформирования мусульманских учебных заведений, их конфессиональный характер – вот что прежде всего волнует Ф. Карими. Хоть и сдержанно, косвенным образом он напоминает читателям о необходимости серьёзных изменений в новометодном образовании и предвидит возможные проблемы в будущем в этой сфере из-за недостатка квалифицированных педагогических кадров, их текучести вследствие нерешённости множества вопросов в организации обучения в мектебах и медресе. Здесь уместно вспомнить программу преобразования мусульманских учебных заведений, изложенную Ф. Карими в педагогическом пособии «Указатель для преподавателей и воспитателей». Ещё на рубеже XIX – XX вв. во время работы на курсах в Каргалах Ф. Карими считал нужным обращаться за знаниями в русские учебные заведения, заниматься подготовкой собственных национальных кадров: врачей, инженеров, педагогов и т. д.

Позиция Ф. Карими подкреплялась хорошей осведомлённостью с ситуацией в медресе. Являясь членом попечительского совета и преподавателем «Хусаинии», он смотрел на произошедшее не как сторонний наблюдатель, а как активный участник развития образования в татарском обществе в начале ХХ века. Для Ф. Карими вопросы образования имели важное значение в развитии многих сфер жизни татарского и других мусульманских народов России. Об этом свидетельствуют многочисленные статьи в газете «Вакыт», посвященные вопросам образования. Ф. Карими и другие авторы неоднократно поднимали на страницах газеты проблему преобразования мусульманских учебных заведений – мектебов и медресе. При этом сам Ф. Карими в аналитических статьях прямо указывал на ограниченный, конфессиональный характер даже реформированных медресе и несоответствие их программ нуждам развития нации (из контекста статей – имелись в виду тюрко – мусульмане России).[161]

Даже в 1917 году, в период активной общественно – политической деятельности, Ф. Карими не прерывал преподавательскую работу. Так, в конце мая 1917 г. он читает лекции молодым преподавательницам на земских курсах в Оренбурге и в деревне Кабан Оренбургской губернии.[162] Лекции Ф. Карими, несомненно, вызвали у слушательниц курсов неподдельный интерес, о чём свидетельствует благодарственное письмо преподавательниц.[163]

В дни осеннего кризиса власти и революционного переворота 1917 г. по указанию Оренбургского земства начинают работу 3-годичные мусульманские педагогические курсы. Преподавателем географии назначается Ф. Карими. Помимо географии, слушатели курсов изучали татарский и русский языки, всеобщую историю, основы религии, чистописание и живопись, музыку, математику и геометрию, биологию.[164]

Очень сложный жизненный (оренбургский) период 1918 – 1925 гг. в жизни Ф. Карими был неразрывно связан с педагогической работой. В эти годы он много работает на башкирских и казахских педагогических курсах, в т. ч. на башкирских педагогических курсах в деревне Куват в 1921 – 1922 гг. Участвует в преобразовании медресе «Хусаиния» в педагогический институт, продолжая там преподавать. В первые годы Советской власти Ф. Карими продолжал играть важную роль в развитии национального просвещения в Оренбурге. Имея большой общественный авторитет, он способствовал сохранению и дальнейшему развитию национальной педагогики, образования, культуры, печати, приспосабливаясь к новым социальным условиям. К сожалению, в силу сложности и трагичности событий первых послереволюционных лет сведений о деятельности Ф. Карими сохранилось мало. Мы имеем возможность лишь фрагментарно представить педагогическую работу Ф. Карими в тот период.

В первые годы после революции 1917 г. ещё продолжала развиваться национальная педагогика, поставленная на службу новым властям. Продолжали появляться новые учебники по различным дисциплинам для татарских школ.[165] Реформы в сфере национального образования, потребность в новой учебной литературе, а также собственная педагогическая работа вынуждают Ф. Карими после революции 1917 г. вернуться к составлению новых учебников. В 1919 г. в Оренбурге издаётся «Рәсемле җәгърафия дәреслеге. Өченче өлеш. Яурупа» («Иллюстрированный учебник географии Часть 3. Европа»). Правда. Несмотря на присутствие в названии слова «иллюстрированный», учебник был издан без карт и иллюстраций. Автор-составитель Ф. Карими объяснил это сложным положением в стране, невозможностью вовремя доставить типографские клише из центра в Оренбург и острой потребностью на местах в учебной литературе.[166] Хозяйственная разруха и Гражданская война нанесли в это время серьёзный ущерб книгоиздательскому делу.

Отличительной особенностью нового учебника Ф. Карими по географии, как и аналогичных пособий других авторов того времени. Является комплексный подход к изложению учебного материала, соответствие новым требованиям учебной программы средних школ, а также совершенствование содержания, языка и наглядных средств представления информации. Как уже было отмечено, с реализацией последнего пункта у издателей возникли объективные трудности. Что касается языка, то в отличие от дореволюционных изданий, он приблизился к народному разговорному, сохранив ряд преемственных особенностей от дореволюционной татарской терминологии. Учебник снабжён заданиями для самостоятельной работы учащихся с картами.

В первой главе учебника представлен общий обзор географии Европы, её флоры и фауны, населения и др. Далее рассматривается география каждой из европейских стран отдельно. В содержательном плане видно существенное отличие от предыдущих учебников Ф. Карими по географии. Прежде всего, это сочетание страноведческой информации с бытописанием отдельных стран. Особое внимание уделяется хозяйственной жизни, общему социально – экономическому и культурному развитию стран Европы. В этом плане Ф. Карими продолжает традицию описания географии страны по культурно – страноведческому принципу, что видно в анализе «Культурной географии» Ф. Карими и Н. Агаева. При этом следует сказать, что учебники не копируют друг друга по содержанию. Это два разных этапа в развитии татарской учебной литературы начала ХХ в.

Помимо «Иллюстрированного учебника географии», в это же время Ф. Карими готовит ещё несколько учебных пособий. В их числе можно назвать «Тарих методикасы» («Методика истории»), «Җәгърафия методикасы» («Методика географии»), «Ватан әхвален өйрәнү» («Отечествоведение»), «Аурупа җәгърафиясе» («География Европы»), «Русия җәгърафиясе» («География России»), «Оренбург губернәсе җәгърафиясе» («Георгафия Оренбургской губернии»), «Әфганстанның сәяси вә иктисади хәле» («Политическое и экономическое положение Афганистана»). По каким-то неизвестным причинам указанные книги не были опубликованы (за исключением «Географии Европы», о которой речь шла выше). Не известна и судьба рукописей. Вероятно, все те же проблемы с книгоизданием в Оренбурге в период Гражданской войны не позволили Ф. Карими их издать.[167]

Оценивая трудный путь истории развития татарской учебной литературы, нельзя не коснуться ещё одного вопроса. Научный анализ не может оставаться на уровне констатации явлений прошлого, суммы фактов и причин их вызвавших. Требуется показать этапы процесса, внутреннюю неоднородность развития. В исторической науке неоднородность процесса, как правило, выражается в периодизации.

В истории развития татарской учебной литературы, предназначенной для новометодных мектебов и медресе, можно выделить 3 этапа:

1) 80 – 90-е годы XIX – XX вв. – период зарождения новой татарской учебной литературы, первые опыты издания и апробации новых учебников и новометодных принципов обучения. На первом этапе учебные курсы носили экспериментальный характер, учебные пособия нередко были рукописными, как, например, в случае с новометодной школой Г. Каримова в дер. Минлебаево. Важную роль в процессе появления новой учебной литературы играли идеи просветительства и сами татарские педагоги – просветители, являвшиеся локомотивами процесса, особенно в Казани (учебники К. Насыйри и др.). В это время в Казани издаётся учебное пособие М.-З. Ишмухамедова по ускоренному обучению обучению детей чтению и письму по звуковому методу.[168] Вопрос о подготовке новых учебников ставится на общественный уровень, о чём свидетельствует совещание татарских мугаллимов, мулл и публицистов в Уфе в 1898 г. Там же принимается программа подготовки новой учебной литературы, к сожалению, не реализованная на практике.

2) предреволюционный период ХХ в. (1907 – 1916) – этап активного развития татарской учебной литературы, резкого количественного роста количества учебников (по наименованиям). Особенно ярко это проявилось в издании учебной литературы по географии, истории, тюрко – татарскому языку и грамматике, религиозным дисциплинам, учебников для начальных школ-мектебов. Необычайное разнообразие учебной литературы во втором десятилетии ХХ в. всерьёз ставит вопрос об отборе качественных в содержательном плане учебников, проводятся совещания учителей мектебов и медресе, в т. ч. по инициативе земских органов просвещения. Учебная литература на татарском языке в этот период становится необычайно разнообразной, язык учебников приближается к народному разговорному, намечаются тенденции качественного роста учебной литературы. Хорошим примером учебников этого периода являются «Культурная география» («Җәгърафия гыймрани») и «Краткая всеобщая история» («Мөхтәсар тарих гомуми») Ф. Карими. Следует также отметить определённое влияние русской и турецкой учебной литературы на развитие татарской учебной литературы указанного периода.

3) 1917 – 1920-е годы – качественное обновление татарской учебной литературы, стремление к стандартизации учебного материала. В то же время намечаются тенденции к сворачиванию собственной учебно-педагогической базы, идёт наступление и внедрение советской системы образования, закрываются мектебы и медресе, ведётся идеологическая борьба с пережитками старой школой. Всё это больно ударило по татарскому национальному и религиозному образованию.[169]

В 20-е годы ХХ в. татарские педагоги ставят на повестку дня новые актуальные вопросы. В изменившихся социальных, экономических и политических условиях происходят изменения в системе воспитания и обучения учащихся. Не затрагивая идеологического аспекта этого процесса, скажем, что новые власти поставили на повестку дня задачу формирования человека нового типа, что требовало внедрения и новых педагогических методик, изменения системы образовательных учреждений, повсеместного внедрения общего образования, «единой школы».[170]


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!