Вклад Ф. Карими в развитие татарского образования начала ХХ в. 3 страница



Ф. Карими проявил большой интерес и к подготовке учебной литературы по истории. Большой популярностью в татарских мектебах и медресе пользовался его учебник по священной истории, состоявший из трёх частей: «История пророков» («Тарих амбия») и две книги «Краткой истории ислама» («Мохтәсар тарих ислам»). В трёх книгах последовательно излагалась история становления и развития ислама: первая часть («Тарих амбия») посвящена истории от появления Адама до жизни Иисуса включительно, т. е. доисламская священная история; вторая часть («Мохтәсар тарих ислам») посвящена жизни пророка Мухаммеда, четырёх праведных халифов и истории династии Омейядов; третья часть кратко знакомит с историей династии Аббасидов и других средневековых мусульманских государств Востока.

Как следует из названия учебника, материал представлен в краткой, сжатой форме и имеет целью вкратце познакомить учащихся с основными событиями и личностями в истории Ислама. Следует сказать, что структура учебника особо не отличается от общепринятой в других подобных книгах и учебниках, посвящённых священной истории, но при этом имеет выраженную особенность тяготения к историчности в изложении, о чём будет сказано ниже.[123]

Все три части учебника неоднократно переиздавались в разное время, нередко бессистемно, в зависимости от потребностей в учебниках. Так, первая часть («Тарих әмбия») была издана 5 раз в 1911, 1912, 1913, 1914, 1915 гг., вторая часть – четыре раза в 1912, 1913, 1914 и 1917 гг., а третья часть – в 1912 и 1917 гг. Порядок издания частей был самостоятельным и частично совпадал лишь при 1-м, 2-м и 3-м изданиях, что свидетельствует о востребованности учебника в мектебах и медресе Оренбурга и Уфы. При этом следует сказать, что учебник Ф. Карими по священной истории был «более распространённым сравнительно с книгой Ханафиева» (т. е. «Тарих әмбия» М. Ханафи).[124]

Интересную оценку учебнику дал казанский учёный Н. Ф. Катанов. Известный востоковед в письме от 23(10) июня 1913 г. сообщил Ф. Карими, что его учебник «Тарих әмбия» был введён им в курс обучения студентов миссионерского отделения Казанской Духовной академии. Катанов отмечает отсутствие в учебнике легенд и сказок, «только серьёзное, деловое содержание». Видимо, поэтому учёный признал его хорошим пособием для обучения будущих миссионеров. Из недостатков книги он отметил сухость изложения и краткость, отсутствие «материала для рассуждения» и присутствие туркизмов в тексте.[125] Оценка Н. Катановым содержания учебника свидетельствует, прежде всего, о хорошей проработке материала, исключении из курса священной истории мифических элементов, характерных для средневековой традиции. Изложение материала подчинено авторскому рационализму даже там, где речь идёт о жизни пророков.

Это хорошо видно в начале абзаца, посвященного Адаму: «Первый отец человечества – «Адам», мир ему. После того, как Всевышний сотворил землю, небеса и другое, он создал из земли хазрата «Адама». Дал ему душу и разум и познакомил с названиями всего сущего. Сделал его говорящим».[126] Ф. Карими кратко последовательно знакомит учащихся начальной школы с основными вехами жизни людей, начиная от Адама. Для сравнения можно взять «Историю пророков» неизвестного автора, изданную в Казани в 1911 г. И по содержанию, и по структуре обе книги в целом совпадают, но принципы изложения священной истории имеют свои особенности. Прежде всего, заметно следование казанской книги старым традициям. Если, например, Ф. Карими говорит о появлении Евы как подруги Адаму и их жизни в раю, то автор казанского издания подчёркивает, что Ева была создана из левого ребра Адама. Для Ф. Карими важно показать историю жизни и развития человечества в рамках истории пророков, а у автора казанского учебника на плане стоят пророки как действующие лица прошлого, а весь сюжет оказывается подчинённым их деяниям и воле Бога.

 

Ф. Карими об Ибрагиме (Аврааме): «После Нуха (Ноя), мир ему, люди размножились. Построили города, создали государства. Однако снова отошли от истинной веры, стали забывать Бога, делать идолы из дерева, камней и поклоняться им. В те времена на берегу Ефрата был построен город «Вавилон», а на берегу Тигра – город Ниневия. В Вавилоне жило племя набатеев, в Ниневии правило царство «Асур». Народы этих двух государств время от времени воевали друг с другом. То один, то другой побеждал».[127]

Казанский учебник об Ибрагиме (Аврааме): «Ибрагим, мир ему, родился в 1081 году от потопа в Вавилоне. В те времена жившие в Вавилоне халдеи поклонялись звёздам. Всевышний Аллах для наставления их к истинной вере сделал пророком Ибрагима, мир ему и дал ему писание в 30 листов».[128]

 

Размеры очерков в указанных книгах разные и зависят от значимости и наличия сведений о жизни пророков. Так, например, много внимания уделяется популярному на Востоке герою эпических сказаний Иосифу Прекрасному и его отцу. Но и здесь мы можем заметить разницу в описании жизненных перипетий Иосифа. Ф. Карими следует больше эпическому образу Иосифа как прекрасного человека, его жизнь вплетена в канву своего времени.[129] Автор казанского учебника уделяет внимание только жизни Иосифа и его семейства (отца и братьев), чудесам, происходившим в их жизни, т. е. следует, главным образом, кораническому образу пророка.[130]

Как и полагается, важное место в книге отводится описанию жизни Мусы (Моисея) и Исы (Иисуса), последним заканчивается первая часть, посвященная домусульманскому периоду священной истории.[131] Однако сама священная история в изложении Ф. Карими несколько отличается от традиционной мусульманской версии, ибо автор посвящает несколько глав книги истории еврейского народа от Соломона и заката государства Израиля (глава 19) до пророка Юнуса, падения Израиля и Иудеи, освобождения евреев из плена и от римского владычества (глава 21): «После этого бану Исраиль (евреи) ещё несколько раз создавали государства, а через некоторое время были завоёваны римлянами, большинство убито. Оставшиеся спасаясь разбежались в разные стороны. Был утерян и исправленный список Торы. В настоящее время рассеянные по земле, в каждой стране есть определенное количество иудеев, потомков того племени Израилева. Они надеяться снова собраться вместе и создать своё собственное государство в Иерусалиме».[132]

Такой религиозно – исторический экскурс в изложении Ф. Карими существенно обогащает священную историю. Пророки становятся вполне реальными, историческими лицами, лишёнными ореола легендарности, а прошлое наполняется конкретным (а не только священным) смыслом. Это характерно и для второй части учебника («Краткая история ислама»), которая начинается с краткого очерка об исторических и природно – географических условиях зарождения ислама в Аравии, жизни арабов в доисламские времена.[133] Автор пишет: «Большинство арабов было идолопоклонниками. У каждого племени имелись свои собственные идолы. Самым большим из них в Каабе назывался «Абиль». Несмотря на то что некоторые арабы приняли иудаизм, а другие – христианство, таких было мало. Арабы были гостеприимным, щедрым, честным, верным данному слову, поэтическим и красноречивым народом».[134]

Далее Ф. Карими рассказывает о жизни пророка Мухаммеда и его верных халифах. Стремясь представить период становления ислама в исторической ретроспективе, автор уделяет внимание истории завоевательных походов арабов, правлению халифов Омейядской династии. Описывая правителей, Ф. Карими уделяет основное внимание политическим перипетиям правления халифов, росту могущества халифата, завоевательным походам в Азию и Европу. В то же время он нисколько их не идеализирует, указывает на их отрицательные черты, автора явно интересует тема влияния личности правителя на историю государства, отношение подданных к своему правителю: «После Муавия к власти пришёл его сын «Езид». Однако это был человек плохого нрава, беспутный. Многие люди присягнули на верность вынужденно, а вот Хусейн бин Али, Абдалла бин Зубаир отказались присягать ему и уехали в Мекку».[135] Таким образом, история ислама в изложении Ф. Карими обретает вполне зримые черты хоть и далёкого, но реального прошлого, очищенного от религиозной догматики и мифологем. В этом, пожалуй, главное достоинство учебников Ф. Карими по истории ислама. Однако будет несправедливо считать, что Ф. Карими представил историю религии глазами светского человека. Учебники вовсе не лишены мусульманских черт: хронология событий представлена по хиджре, используются традиционные мусульманские формулы восхваления пророков и асхабов и т. д.

Третья часть «Краткой истории ислама» по объёму значительно превосходит вторую и посвящена средневековой истории мусульманских государств от Аббасидской династии до кратких очерков об отдельных мусульманских государствах средневекового Востока, Средней Азии, Персии.[136] События прошлого изложены в сжатой форме, так как учебник имел целью познакомить учащихся с общей картиной истории мусульманского мира, важными деятелями средневековых мусульманских государств. Один из очерков книги называется «Татарские ханы» («Татар ханлары»), в нём рассказывается о завоевательных походах Чингисхана и Тамерлана.[137] В заключении автор знакомит учащихся с историей государства Сельджуков и крестовыми походами европейцев. Подводя итог, Ф. Карими указывает на историческую роль арабо–мусульманского культурного наследия в общемировом процессе развития человечества: «Несмотря на то что арабские государства исчезли, мусульманская культура ослабла, осталось много следов этой цивилизации. Никто не может отрицать наличие очень большого влияния мусульманской культуры на прогресс и культурное развитие Европы. Если отцом современной европейской цивилизации считается культура Древней Греции, то её матерью – арабская культура. Есть много книг на европейских языках, рассказывающие об усилиях арабов в прогрессе и развитии культуры».[138]

Анализ текста учебника, последние слова автора свидетельствуют о том, что при подготовке и составлении «Краткой истории ислама» были использованы научные и научно – популярные книги, учебники по всеобщей истории, в том числе посвящённые истории мусульманских государств, написанные русскими, турецкими или европейскими авторами. И по структуре, и по содержанию видно, что данные книги, в сравнении с другими аналогичными учебниками, представляли шакирдам мектебов и медресе рационалистический, исторический взгляд на прошлое ислама с древнейших событий до периода средневековья. При этом рационализм в изложении событий не противоречит религиозному духу учебника.

Еще одним учебником Ф. Карими, заслуживающим внимания, является «Краткая всеобщая история» («Мохтәсар тарих гомуми»).[139] Книга была издана в 1911 г. Учебник предназначался для учащихся медресе. В дореволюционный период в татарских новометодных учебных заведениях ощущалась острая нехватка пособий по истории. Если в разработке пособий по истории России и истории татарского народа со временем татарские педагоги значительно продвинулась вперёд, то подготовка учебных материалов по всеобщей истории находилась на неудовлетворительном уровне.[140] Это обстоятельство, как указал в предисловии автор - составитель, и сподвигло Ф. Карими к составлению учебника по всеобщей истории для татарских медресе. Хотя издатели анонсировали учебник Ф. Карими как единственный в своем роде на татарском языке,[141] справедливости ради нужно сказать, намного раньше был издан учебник Хариса Файзи-Чистапули «Холясаи тарих гомуми» («Краткая всеобщая история», 1903 - 1904).

Нельзя не отметить ещё одно дореволюционное издание – это многотомное переводное издание «Бөек тарих гомуми», заявленное книжной фирмой «Шарык». Известно, что было издано несколько томов прекрасно иллюстрированного многотомника.[142] Анализируя татарскую историческую литературу начала ХХ в., Н. Ф. Катанов справедливо отмечал: «Лишь в последнее время авторы новометодного направления, не обращая внимания на сильные и неустанные протесты старо-методистов, жалующихся даже администрации, стали говорить, что татарам нужна не старая история, наполненная сказками, а история новая, основанная на точных и безпристрастных данных «какие видим де только в Западной Европе».[143] Эти слова очень точно отражают суть указанных выше учебников.

При их подготовке авторы пользовались, прежде всего, имевшимися в их распоряжении русскими и турецкими работами. Ф. Карими в предисловии к «Краткой всеобщей истории» указывает из русских историков имена Н. Кареева, П. Виноградова, К. Иванова, И. Беллярминова, К. Елпатьевского; турецких авторов – Мурад бека, Гали Тауфика, Гали Ришада, Гали Сайди.[144] Что касается учебника Х. Файзи, то опорные учебники и источники информации автора достоверны не известны, но судя по тексту, автор также, как и Ф. Карими, использовал турецкую и русскую историческую литературу.[145] В сравнительном плане между учебниками Ф. Карими и Х. Файзи видна существенная разница и в объёме представленного материала, и в его подаче, и в хронологии. На первый взгляд, при знакомстве с «Краткой всеобщей историей» Х. Файзи кажется, что составитель весьма основательно подошёл не только к изложению событий прошлого, но и прекрасно представил историческую картину своего времени. В вводной части книги автор знакомит читателей с основными понятиями политического устройства государства, культурой, указывает вспомогательные исторические дисциплины, объясняет значение изучения истории для людей. Историческая терминология у Х. Файзи представлена как арабскими, так и русскими аналогами. Собственно изложение событий прошлого начинается с истории еврейского народа и очень близко к сюжету священной истории. Реальное прошлое представлено лишь начиная с древних финикийцев, ассирийцев и вавилонян. Структура всемирной истории в учебнике Х. Файзи соответствует традиционной европейской трёхчленке: древность, средневековье, новое время. Последнему периоду посвящена шестая часть учебника, в ней рассказывается об эпохе Великих географических открытий, реформации в Европе (XV – XVI вв.). По неизвестным нам причинам изложение истории Нового времени осталось не законченным. Из недостатков отметим трудность восприятия текста учебника из-за нагруженности фактами. Видимо, автору было важно передать учащимся как можно больше информации. Кроме того, компилятивный характер материалов учебника также повлиял на качество авторской переработки.

Ф. Карими представил иной подход к изложению учебного материала в учебнике по всемирной истории. Обращает внимание своеобразная структурная композиция учебника. Так, например, следуя всё той же традиционной трёхчленке, автор представил средневековую историю в трёх частях: 1) великое переселение народов и история восточных народов (арабов, турков-сельджуков и др.); 2) общеисторические очерки по истории средневековой Германии, Франции, Англии и крестовым походам; 3) история государств Центральной и Восточной Европы (Россия, Венгрия, Турция) и развитие культуры периода средневековья.

Общеисторическая картина в учебнике Ф. Карими европоцентрична, что характерно для исторических работ, использованных автором. Однако в отличие от Х. Файзи, Ф. Карими в своей «Краткой всеобщей истории» представил события Нового времени полнее и целостнее, в рамках тематических разделов хронологические границы различны и не совпадают. Так например, история Турции представлена до конца XIX в., история Франции доведена до франко – прусской войны (1870 г.), что может свидетельствовать о влиянии турецкой исторической литературы. В свою очередь, турецкие учебники по всеобщей истории находились в то время под влиянием французской историографии.[146]

Анализ текста показывает, что при работе над пятой и шестой главами второй части учебника по истории средневековых мусульманских государств автор активно использовал материалы своего учебника «Краткая история ислама» (часть III) и советовал использовать его для более подробного знакомства с историей арабских государств средневековья. Шестая глава второй части слово в слово повторяет несколько глав третьей части «Краткой истории ислама», посвященные истории хорезмийцев, татарских ханов и турков-сельджуков. [147] Это касается и краткого очерка истории государственности турков – осман в «Краткой всеобщей истории», полностью повторяющий очерк «Османское государство» из «Краткой истории ислама»,[148] а также полное совпадение текстов очерков истории крестовых походов в указанных учебных изданиях, за исключением истории «западных крестовых походов», включенных в «Краткую всеобщую историю».[149]

Такие совпадения вполне объяснимы тем фактом, что и «Краткая история ислама», и «Краткая всеобщая история» готовились Ф. Карими примерно в одно и то же время, были изданы в 1911 г. Поэтому автор активно использовал отрывки и части текста одной книги как вставки в другой в том случае, если рассматривалась одинаковая тема. Впрочем, Ф. Карими не скрывает взаимосвязи между материалами своих учебников, предлагая читателям «Краткой всеобщей истории» познакомиться с соответствующими материалами своей «Краткой истории ислама».[150]

Также нужно сказать о наличии взаимосвязи между событиями священной истории со светской версией древней истории в учебнике Ф. Карими. Начало человеческой истории вполне традиционно для своего времени – автор кратко описывает историю и культуру Древнего Египта, Финикии, древних государств Малой Азии и Месопотамии. В этом видна большая разница в подходах Ф. Карими и Х. Файзи. Когда речь заходит о прошлом еврейского народа и арабов, то используется терминология и факты из священной истории. В некоторых случаях Ф. Карими пытается увязать историю древних народов и цивилизаций с религиозными подходами. Этот подход был характерен для многих мусульманских историков (в т. ч. турецких). Так, касаясь происхождения тюркских народов, Ф. Карими апеллирует к традиционным религиозным представлениям и пишет: «Тюрки – из потомства одного из сыновей Яфета по имени «Тюрк». В древние времена они жили в Северной Азии, между Уральскими горами, Каспийским морем, Ираном и Китаем, и основали несколько крупных государств. Позднее размножились и расселились вплоть до берегов Волги.[151] Ф. Карими приписывает яфетическое происхождение китайцам, грекам и др. народам.

В других случаях, как например, с римлянами, индийцами и др. Ф. Карими опирается на исторические предания об основателях Рима, завоевании арийцами дравидов и т. д. При этом в каждом случае, касаясь истории народа, автор уделяет важное значение природно - географическим условиям или расположению для развития культуры и хозяйства народа. Ф. Карими неоднократно подчёркивает тесную взаимосвязь между исторической наукой и географией, отводя первой роль в изучении прошлого людей, а второй – в исследовании естественных условий развития людей.

В представлении Ф. Карими историческая наука делится на всеобщую и особенную: всеобщая история изучает прошлое различных народов в общей ретроспективе, а особенная история занимается прошлым отдельных народов. Что касается источников, то они делятся на 3 группы: 1) устные (предания); 2) письменные и 3) вещественные.[152] Однако в самом тексте учебника автор не оговаривает, в каких случаях он опирается на предания, а в каких – на письменные свидетельства. Так что из чтения «Краткой всеобщей истории» Ф. Карими у читателя может сложиться только общее представление об истории древних людей. Но не нужно забывать, что учебник предназначался прежде всего для учащихся медресе.

Нужно отметить, что изложение материала в учебнике последовательно и логично. Это делает восприятие материала удобным. В отличие от Х. Файзи, Ф. Карими не расплывается в длинных рассуждениях (например, об эпохе Великих географических открытий), рассматривая историю отдельных исторических периодов. Его цель – сообщить учащемуся общую картину прошлого, представить историю народов как этапы поступательного развития человечества от древности к современности, его прогресса.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!