Элементы потока (Действие, Событие, Шлюз)



Лабораторная работа № 8 Определение компонентов, объектов, действий бизнес-процесса при построении модели BPMN

Цель работы

получить практический опыт моделирования бизнес-процессов в нотации BPMN.

Программное обеспечение: онлайн-сервис http://storm.bpmn2.ru/ или BPMN.Studio

 2. Задачи

Основными задачами лабораторной работы являются: закрепление и расширение теоретических знаний учащихся, приобретение навыков моделирования простых процессов в нотации BPMN.

Порядок выполнения работы

1. Изучить предлагаемый теоретический материал.

2. Выполнить задание 1, задание 2

Теоретические сведения

Бизнес-процесс определяется как логически завершенный набор взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, поддерживающий деятельность организации и реализующий ее политику, направленную на достижение поставленных целей. Международный стандарт ISO 9000 определяет организацию как группу работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. По-другому организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение конкретных целей. Организация может быть корпоративной, государственной или частной.

Бизнес-процесс в узком смысле можно определить как набор связанных процедур, направленных на достижение определенного результата, представляющего ценность для потребителя. Бизнес-процесс использует определенные ресурсы (финансовые, ма- териальные, человеческие, информационные) для преобразования входных элементов в выходные.

Важным шагом структуризации деятельности любой организации являются выделение и классификация бизнес-процессов. Можно выделить следующие классы процессов: основные процессы; обеспечивающие процессы и процессы управления.

Основными бизнес-процессами являются процессы, непосредственно связанные с созданием стоимости, ориентированные на производство товаров или оказание услуг, составляющих основную деятельность организации и обеспечивающих получение дохода.

Обеспечивающие бизнес-процессы не увеличивают ценность продукта или услуги для потребителя, но необходимы для деятельности предприятия. Они предназначены для поддержки выполнения основных бизнес-процессов. Такими процессами являются финансовое обеспечение деятельности, обеспечение кадрами, юридическое обеспечение, администрирование, обеспечение безопасности, поставка комплектующих материалов,

ремонт и техническое обслуживание и т.д.

Бизнес-процессы управления — это процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и системы в целом. Примерами таких процессов могут быть процессы стратегического, оперативного и текущего плани- рования, процессы формирования и выполнения управляющих воздействий. Процессы управления оказывают воздействие на ice остальные процессы организации.

Бизнес-модель — это формализованное (в данном случае — графическое) описание процессов, связанных с ресурсами, и отражающих существующую или предполагаемую деятельность предприятия.

Построение бизнес-моделей заключается в применении различных методов и средств для визуального моделирования бизнес-процессов. Цели моделирования:

· обеспечить понимание структуры организации и динамики происходящих в ней процессов;

· обеспечить понимание текущих проблем организации и возможностей их решения;

· убедиться, что заказчики, пользователи и разработчики одинаково понимают цели и задачи организации;

· создать базу для формирования требований к будущей ИС организации. Основная область применения бизнес-моделей — это реинжиниринг бизнес-процессов.

При этом предполагается построение моделей текущей и перспективной деятельности, а также пла- на и программы перехода из первого состояния во второе. Любое современное предприятие является сложной системой, его деятельность включает в себя исполнение десятков тысяч взаимовлияющих функций и операций. Человек не в состоянии понимать, как такая система функционирует в деталях — это выходит за границы его возможностей. Поэтому главная идея создания моделей «AS-IS» и «AS-TO-BE» — понять, что делает (будет делать) рассматриваемое предприятие и как оно функционирует (будет функционировать) для достижения своих целей.

Модель и нотация бизнес-процессов (BPMN, Business Process Model and Notation) Это методология моделирования, анализа и реорганизации бизнес-процессов. Разработана Business Process Management Initiative (BPMI), с 2005 г. поддерживается и развивается Object Management Group (OMG). В отличие от других методологий бизнес- моделирования, имеющих статус «фирменного» (EPC) или «национального» (IDEF0) стандарта, BPMN получила «международный» статус – Международная организация по стандартизации опубликовала стандарт «ISO/IEC 19510:2013. Information technology - Object Management Group. Business Process Model and Notation».

Основной целью BPMN является обеспечение доступной нотацией описания бизнес-процессов всех пользователей: от аналитиков, создающих схемы процессов, и разработчиков, ответственных за внедрение технологий выполнения бизнес-процессов, до руководителей и обычных пользователей, управляющих этими бизнес-процессами и отслеживающих их выполнение. Таким образом, BPMN нацелен на устранение расхождения между моделями бизнес-процессов и их реализацией.

По заявлению разработчиков стандарта BPMN, он вобрал в себя лучшие идеи, что имеются в следующих нотациях и методологиях моделирования:

- UML (Unified Modeling Language, Унифицированный язык моделирования):

- IDEF (SADT);

- EPC.

В стандарте также отмечается, что для большей читабельности и гибкости в методологии BPMN продолжены традиции блок-схем.

Поддержка и дальнейшее развитие BPMN организацией OMG наложило свой «отпечаток» на данную методологию. Одним из ключевых направлений OMG является продвижение UML, предназначенного для моделирования объектно-ориентированных систем. В связи с этим, в BPMN при моделировании (разработке диаграмм), помимо понятий и концепций структурного подхода (действие, поток управления, объект данных и т.д.), используются такие характерные для объектно-ориентированного подхода понятия, как сообщение, обмен сообщениями и поток сообщений.

Элементы (символы) графической нотации BPMN по назначению объединены в категории:

- Объекты (элементы) потока (Flow Objects);

- данные (Data);

- зоны ответственности (Swimlanes, разделительные дорожки);

- соединяющие элементы (Connecting Objects, связи);

- артефакты (Artifacts).

Важно отметить, что одной из причин создания BPMN явилась необходимость построения простого механизма для моделирования как простых, так и сложных моделей бизнес- процессов. Для удовлетворения двух этих противоречащих требований был применен подход систематизации графических элементов нотации по категориям.

Элементы потока являются важнейшими графическими элементами, определяющими ход бизнес- процесса. Элементы потока, в свою очередь, делятся на:

· События (Events);

· Действия (бизнес-функции, Activities);

· Шлюзы (Gateways).

 

Данные на диаграмме могут быть представлены любыми из следующих четырех элементов:

 

· Объект данных (Data Objects)

· Входные данные (Data Inputs)

· Выходные данные (Data Outputs)

· Хранилища данных (Data Stores)

 

Выделяют четыре вида соединяющих Элементов потока, связывающихся друг с другом и с другими элементами:

· Поток операций (Sequence Flow);

· Поток сообщений (Message Flow);

· Ассоциация (Association);

· Ассоциация данных (Data Associations).

 

Существуют два способа группировки основных элементов моделирования с помощью Зон ответственности:

· Группировка с помощью Пула (Pool);

· Группировка с помощью Дорожки (Lane).

 

Артефакты используются для добавления дополнительной информации о Процессе.

Выделяют два типовых Артефакта, что не запрещает разработчикам моделей бизнес-процессов либо программам моделирования добавлять любое необходимое количество Артефактов. На данный момент текущий перечень Артефактов включает в себя следующие элементы:

· Группа (Gruop);

· Текстовая аннотация (Text Annotation).

 

Таблица 4. Базовый набор элементов моделирования

 

  Элемент   Нотация
  Событие (Event)  
  Действие (Activity)  
  Шлюз (Gateway)  
  Поток операций (Sequence Flow)  
  Поток сообщений (Message Flow)    
  Ассоциация (Association)  
  Пул (Pool)  
  Дорожка (Lane)  
  Объект данных (Data Object)  
  Сообщение (Message)  
  Группа (блок, содержащий группу объектов одной категории) (Group)  
  Текстовая аннотация (связана с Ассоциацией) (Text Annotation)  

 

Элементы потока (Действие, Событие, Шлюз)

Действие (Activity)

Действия изображаются прямоугольниками с закругленными углами. Они подразделяются на Задачи (Task) – элементарные действия, не подлежащие декомпозиции, и Подпроцессы (Sub-Process) – составные действия, которые сами могут быть представлены в виде бизнес-процесса.

Задачи бывают нескольких видов:

 

· Пользовательская задача - самая распространённая Задача, где человек участвует в качестве исполнителя

· Ручное выполнение - представляет собой Задачу, выполнение которой подразумевает действия человека и исключает использование каких-либо автоматизированных механизмов исполнения или приложений. Ручное выполнение не поддается управлению никаким механизмом выполнения бизнес-процесса. Такой тип Задач можно отнести к неуправляемым, т.е. к Задачам, начало и завершение выполнения которых не отслеживается механизмами выполнения бизнес-процесса. В случае BPMS-систем (систем управления бизнес-процессами), это предполагает собой некоторое действие, которое исполнитель выполняет за рамками системы. Примером такого типа Задач может служить установка телефонного аппарата на территории заказчика специалистом по обслуживанию телефонов или проведение совещания.

· Задача-сценарий - тип Задачи, которые выполняются без участия человека, обозначающее выполнение в процессе некоторого автоматизированного действия. То есть оно выполняется без конкретного исполнителя средствами самой BPMS-системы. Например, это может быть подсчет каких-либо данных - подсчет сумм, введенных пользователем. Такая работа прекрасно выполняется компьютером без участия человека. BPMS-система не только делает это быстрее, но еще и никогда не ошибается в расчетах.

Подпроцессы могут быть изображены на диаграмме в свернутом или развернутом виде. Задачи и свернутые и развернутые подпроцессы могут быть снабжены маркерами, указывающими некоторые


характеристики их выполнения. В частности, Маркером обозначаются действия, выполняющиеся циклично до тех пор, пока не будет соблюдено заданное условие выхода из цикла. Элементы нотации BPMN, изображающие действия, представлены на рис. 4.1.

 

 

Рис 4.1. Элементы BPMN: действия

 

 

Событие (Event)

События BPMN служат для обозначения различных событий, которые могут начать, прервать и закончить ход процесса. Изображается в виде круга со свободным центром.

События разделяются на:

 

· Стартовые (начальные) - указывают на то, в какой точке берет начало тот или иной процесс. В контексте потока операций Стартовое событие является начальной точкой в процессе; это означает, что никакой входящий поток операций не может быть соединен со стартовым событием.

· Конечные - указывают на то, в какой точке завершается тот или иной процесс. В контексте Потока операций Конечное событие завершает ход Процесса; это означает, что никакой Исходящий поток операций не может быть соединен с Конечным событием.

Конечное событие представляет собой круг, выполненный одиночной, жирной линией. Толщина линии должна быть жирной настолько, чтобы без труда можно было отличить Конечное событие от Стартового.

· Промежуточные – указывает на то, что происходит на отрезке Процесса, ограниченном Стартовым и Конечным событиями. Промежуточное событие влияет на ход Процесса, однако, не может являться его началом или непосредственным завершением. Промежуточное событие представляет собой круг, который должен быть выполнен двойной тонкой линией.

Кроме того, некоторые типы Событий, используемые в BPMN 1.1 для прерывания хода Действия, в редакции BPMN 2.0 могут использоваться для других целей. Такое Событие изображается в виде круга с пунктирными границами.

Промежуточные и большинство начальных событий могут быть снабжены триггерами1, которые отражают причину события.

В нотации BPMN определены следующие типы триггеров:

 

· Простое - нетипизированное событие, обычно показывающее начало или окончание процесса;

· Сообщение (Message) – исходит от некоторого участника или триггера процесса и предшествует началу, продолжению или окончанию некоторого действия процесса;

· Таймер (Timer) – устанавливает цикл времени течения процесса;

· Ошибка (Error) – генерация или обработка заданного типа ошибок;

· Эскалация (Escalation) – перенос рассмотрения вопроса на более высокий уровень организационной иерархии;

· Отмена (Cancel) – указывает на отмену события;

· Компенсация (Compensation) – показывает, как подпроцесс может быть скомпенсирован последовательностью отката;

· Условное (Conditional) – реакция на изменение бизнес-условий или интеграция бизнес-правил

· Связь (Link) – представляет собой механизм, обеспечивающий подключение окончания события одного потока процесса к началу события другого потока процесса;

· Сигнал (Signal) – передается между процессами и может обрабатываться многими получателями;

· Множественный (Составное событие, Multiple) – указывает на то, что событие может задействовать несколько путей развития процесса или продолжить процесс в случае наличия промежуточного события.

· Параллельное составное событие (Parallel Multiple) – обработка всего множества параллельных событий

· Завершение (Terminate) – вызывает немедленное прекращение выполнения процесса

 

Путем уточнения конечных событий можно указать результат бизнес-процесса. Основные элементы нотации BPMN, изображающие события, представлены на рис. 2.

 

 

 

1 Триггер (в нотации BPMN) – некое условие или ограничение.


 


 

Шлюз (Gateway)


Рис 2. Элементы BPMN: события


 

Шлюзы изображаются ромбами и представляют точки принятия решений в процессе. С помощью логических операторов организуется ветвление и синхронизация потоков управления в модели процесса. Они бывают единственного, множественного и сложного выбора, а также параллельного исполнения.

Шлюзы единственного выбора разделяются на основанные на данных(решение о дальнейшем ходе процесса принимается на основе проверки условий, заданных для переходов) и основанные на событиях (решение принимается исходя из происходящего в данной точке события, например получения сообщения или срабатывания таймера). Виды шлюзов, определенные в BPMN, представлены на рис. 4.3.

 


Рис 4.3. Элементы BPMN: шлюзы

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!