Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 84 страница
творческой личностью, или он может установить некие симбиозные связи, т. е. стать частью какой-то группы или сделать группу людей частью своего Я. В этом симбиозном союзе он стремится либо к господ ству над другими (садизм), либо к подчинению (мазохизм). Если челове ку закрыты и путь любви, и путь симбиоза, тогда он решает эту проблему иначе: он вступает в отношения с самим собой (нарциссизм).
результате он сам для себя становится целым миром и ’’любит” целый мир в себе самом.
|
|
Это довольно часто встречающаяся форма самоопределения лич ности, которая не обрела других привязанностей (нередко эту форму путают с садизмом), но она опасна. В экстремальных случаях она ведет
определенным формам помешательства.
Последняя, и злокачественная, форма решения этой проблемы (в сочетании с экстремальным нарциссизмом) — это деструктивность, желание уничтожить всех остальных людей. Если никто, кроме меня, не существует, то нечего бояться других и мне не нужно вступать с ними в отношения. Разрушая мир, я спасаюсь от угрозы быть уничтоженным*.
|
|
Чувство единения
Экзистенциальная раздвоенность человека была бы невыносима, если бы он не мог установить единство с самим собой, а также с природным
|
|
социальным миром вокруг себя. Однако есть немало возможностей обрести это единство.
Человек может отключить свое сознание, приводя себя в состояние экстаза или транса; это достигается с помощью наркотиков, сексуальных оргий, поста, танца и многих других ритуалов, которые достаточно распространены в различных культурах. Он может также попытаться
|
|
‘ В данном разделе фактически речь шла об экзистенциальной потребности в привязанности. Классификацию экзистенциальных потребностей Фромм провел в книге ’’Здоровое общество”. В этой работе Фромм называет 5 экзистенциальных потребностей: 1) в привязанности, соотнесенности (нем. — Bezogenheit, англ.
— Ralatedness), 2) в трансценденции, 3) в обрастании корнями, 4) в чувстве идентификации, 5) в системе координат и объекте почитания (101, 1955, G. А. IV,
25—30). В данной книге изложен несколько иной взгляд на экзистенциальные потребности. Потребность в привязанности, соотнесенности была изложена в по следнем абзаце предыдущего раздела. Потребность в трансценденции уже встре тилась в сноске на с.350 и еще раз встретится в разделе ’’Творческие способности”. Потребность в укорененности (обрастании корнями) здесь изложена очень крат ко, а потребность в идентификации фактически совпадает с потребностью в еди нении. Потребность в системе координат и в объекте почитания изложена одина ково в обеих книгах.
Особого внимания заслуживает в этой книге проблема возбуждения (раз дражения) и стимулирования. Потребностъ в стимулировании в отличие от других экзистенциальных потребностей не является специфически человеческой, а связана с ’’органическими” или нейрофизиологическими факторами. Поэтому место этой потребности — где-то между биологическими влечениями и экзистен циальными потребностями. — Примеч. пер.
203
идентифицировать себя с животным, чтобы таким образом вернуть утраченную гармонию с природой. Этот способ обретения единства лежит в основе многих примитивных религий, когда древний вождь племени изображал какое-либо священное животное, надевая его маску
всем своим поведением отождествляя себя со зверем (как это делали, например, тевтонские ’’свирепые воины” (берсеркеры), которые отож дествляли себя с медведем). Целостность может быть достигнута и дру гим путем, например, когда человек всю свою энергию направляет на служение одной всепожирающей страсти: к деньгам, к власти, к славе или к разрушению.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!