Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 82 страница
*Материал данного раздела продолжает обсуждение проблем, начатое
моей книге ’’Здоровое общество” (1955а); чтобы не повторяться, я стараюсь быть здесь предельно кратким.
Заслуживает внимания тот факт, что Фромм в этом разделе возвращается
терминологии, от которой он раньше отказался: так, вместо употреблявшегося
прежних работах словосочетания ’’черты характера”, которые соответствуют различной направленности личности, он в этой книге обращается к понятию ’’страсти”, которое берет у Спинозы. — Примеч. пер.
|
|
200
испытывают глубокую потребность в системе координат и нередко сами создают ее, изобретательно оперируя незначительным количеством до ступной им информации.
Потребность в системе ценностных координат так велика, что только ею одной объясняются некоторые факты, повергавшие в изумление уже многих исследователей проблемы человека. Например, разве не заслу живает удивления то обстоятельство, что человек с такой легкостью оказывается жертвой иррациональных доктрин политического, религи озного или какого-нибудь иного толка, в то время как для людей, не находящихся под их влиянием, очевидно, что речь идет о совершенно бесполезных концепциях. Отчасти этот факт объясняется гипнотическим влиянием вождей и внушаемостью человека. Но для большей части феноменов подчинения этого объяснения недостаточно. Возможно, чело век был бы менее подвержен влияниям, если бы он не обладал такой огромной потребностъю в заданной системе координат. Чем больше идеология утверждает, что она может на все вопросы дать непротиворе чивые ответы, тем она привлекательнее. Здесь, возможно, следует искать причину того, почему иррациональные или даже явно сумасшедцпие системы идей обретают такую притягательность.
|
|
|
|
|
|
Однако подобная географическая ’’карта” — это еще не достаточное руководство к действию. Человеку необходима также цель, которая указывает ему, куда он должен идти. Животное таких проблем не знает. Его инстинкты обеспечивают ему и жизненные ориентиры, и жизненно важные цели. Но человек, у которого ослаблена инстинктивная детерми нация, зато функционирует разум, позволяющий ему продумать разные варианты движения к цели, нуждается в объекте почитания и преданно сти, подчинения и любви*. Ему нужен такой объект как цель, как фокус для любых стремлений и как основа для его реальных (а не провозглашае мых ”на публику”) ценностей. Человек нуждается в объекте почитания по многим причинам. Такой объект концентрирует и направляет его энер гию, поднимает его самого над уровнем своего индивидуалъного бытия, над всеми сомнениями и сложностями, он придает его жизни определен ный смысл. Когда человек ради такого объекта возвышается над своим одиноким ”Я”, он трансцендирует самого себя и сбрасывает оковы своего абсолютного эгоцентризма, переходит в совершенно иное состояние^.
Объектом почитания может быть что угодно. Человек может покло няться идолу, который потребует от него убийства собственных детей.
*Выражение ’’объект почитания” Фромм заимствует у Тиллиха и позднее
работе ’’Иметь или быть” дает ему серьезное теоретическое обоснование.
— Примеч. пер.
^Выражение ’’трансценденция” традиционно употребляется в рамках теоло гической традиции. В христианском мировоззрении считается само собой разуме ющимся, что трансценденция человека предполагает его трансцендирование за пределы самого себя, возвышение над самим собой и устремление к Богу. Так теология пытается доказать потребность веры в Бога, указывая на потребность человека вГ трансценденции. Однако эта аргументация далеко не безупречна, ибо место ”не-Я” может занять не только Бог, но и любой другой символический объект почитания. Ведь коль скоро человеку надо преодолеть Нсфциссическое состояние эгоиста (возвыситься над ним, трансцендировать), то он может перене сти свое внимание на другого человека, и уже это откроет ему путь из самоизоля ции и адской муки эгоцентризма. Кстати, в религиозных системах типа буддизма постулируется именно такой вид трансценденции, не связанный с именем Бога или с понятием сверхчеловеческой силы. То же самое понимание можно найти
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!