Список использованных источников



Должен включать сведения о литературных источниках, электронных изданиях и электронных информационных ресурсах, использованных при выполнении бакалаврской работы. Рекомендуется использовать, в том числе источники (учебники и учебные пособия), давность которых составляет не более 5 лет.

Число источников в библиографическом списке выпускной квалификационной работы не может быть меньше 50 наименований.

В тексте ВКР обязательно должны быть ссылки в виде подстраничных сносок. На каждой странице нумерация сноски начинается с цифры 1. Источники (не менее 50) следует располагать в алфавитном порядке. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

 

4.2. Оформление демонстрационного материала

Практическая часть бакалаврской работы должна наглядно обеспечить комплексное дизайн-решение поставленных проектных задач. Структура практической части (графических составляющих бакалаврской работы) следующая: 

– дизайн-объекты (макеты, образцы)

Макет – некоторое упрощенное подобие реального объекта; воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде; физический или информационный аналог объекта.

Необходимо выполнить оригинал-макет(ы), что позволит оценить не только потребительские качества разработанного дизайн-объекта(ов), но и оптимальность выбора технологии изготовления, приемов послепечатной обработки. 

На защите ВКР представляется реальный и виртуальный макет, демонстрирующий наиболее интересные части проекта. Виртуальный макет выполняется в программных продуктах объемного моделирования. Если тема предполагает разработку объектов в рамках информационного пространства, например, веб-дизайна, то в этом случае на защиту представляются электронные версии разработок с возможностью продемонстрировать работу ссылок, графических приемов, эффектов и пр.

Оригинал-макеты дают наиболее полное, наглядное представление о проектируемом объекте - его фактуре, материале, конструкции.

Масштаб макета назначается в соответствии с характером объекта. Рекомендуется представлять макеты рядом с экспозиционным материалом, а непосредственно во время защиты предоставить возможность членам ГЭК ознакомиться оригинал-макетами.

При выполнении макета может быть использована бумага, пластик, пенокартон, гипс, дерево и др. с последующей декоративной обработкой. Макет может быть изготовлен при помощи высокотехнологичного оборудования, после чего дорабатывается в ручной технике до придания соответствующих свойств, согласно проектного решения.

Исполнение макета должно соответствовать высокому художественно-эстетическому уровню. Качественно выполненный макет наиболее широко раскроет достоинства проектируемого объекта.

Дополнительно могут быть представлены отдельные элементы или фрагменты объекта, наиболее интересные с художественной точки зрения.

Макет должен наилучшим образом демонстрировать форму проектируемого объекта, имитировать предполагаемый материал изделия. 

Все этапы изготовления макета фиксируются (фотографируются), составляется подробный отчет о процессе воплощения прототипа изделия, используемой технике макетирования.

– фотографии макетов, образцов

Следует сделать небольшую фотосессию разработок и макетов. Данный фотоматериал можно использовать в пояснительной записке для различного рода описаний, а также – в презентации. Фотосессия позволит сделать электронный вариант бакалаврской работы.

Графическая подача

Графическую часть подается на облегченных планшетах из пенокартона или на планшетах из сотового поликарбоната общей площадью не менее 4 кв. м. 

Планшет должен демонстрировать все этапы работы над проектом в определенной последовательности.

Компоновка чертежей на планшетах зависит от размеров и композиционного решения объектов.

Расположение графических планшетов может быть, как вертикальным, так и горизонтальным. В композицию планшета должны быть включены:

- изображения проектируемых объектов (визуализации, фотографии, эскизы, изображения макетов и пр.);

- иллюстрации, демонстрирующие предпроектный анализ (исходная ситуация, модели – прототипы, исторические аналоги, поиск цветового решения и графической подачи, подбор фактур и пр.);

- иллюстрации, отражающие технологическую часть проекта (чертежи, сетки, планы развертки и пр.).

При этом необходимым условием является их композиционное и художественно-графическое единство. Графическая «подача» должна ясно и полно раскрывать предлагаемое автором решение, его творческий замысел.

Материал должен быть удачно скомпонован, помещенные на них изображения и интервалы между ними должны образовывать гармоничный визуальный ряд – ритмически упорядоченный и «удобочитаемый», логически последовательно раскрывающий содержание проекта. Гармония соотношений должна характеризовать также цветовые доминанты, крупные цветотональные пятна и контрастирующие с ними линейно-графические элементы, характерные для проектной графики дизайнеров.

Выбор типа и размера шрифта для разных информационных блоков осуществляется индивидуально и компонуется в зависимости от общей композиции планшетов. Для усиления воздействия образно-художественной концепции проекта в подаче графической части, рекомендуется для оформления заголовков использовать авторский акцидентный шрифт. Целесообразность выведения на планшет всех изображений оценивает руководитель ВКР. Количество и композиция размещаемых изображений уточняется в рабочем порядке у руководителя ВКР.

Планшеты носят выставочный, презентационный характер. Все планшеты должны быть выполнены в графической и художественно-проектной технике по выбору выпускника на высоком профессиональном и художественно-творческом уровне с применением информационных технологий. Поэтому они должны отличаться высоким качеством растровых изображений, высоким качеством печати. Это позволит избежать различимых точек растра в напечатанном изображении (то есть отсутствие «зерна»). При записи растровых форматов файла печати (TIFF, PSD, JPG, PNG) необходимо делать не менее 200 точек на дюйм при реальном размере изображений. Хотя здесь также необходимо подходить индивидуально, обязательно делать пробы печати.

В графической части проекта указываются:

1. Название темы выпускной квалификационной работы;

2. Название университета с логотипом;

3. Название кафедры;

4. Ф.И.О. научного руководителя;

5. Ф.И.О. автора ВКР;

6. г.Санкт-Петербург, год выпуска.

цифровая презентация работы

Необходимо организовать визуализацию разработки (презентацию) в краткой и простой форме. Не стоит загружать презентацию большими фрагментами текста, поскольку теоретической материал представлен в пояснительной записке. Необходимо выделить главное в теоретической части, а акцент сделать на практических разработках. Это может быть слайд-шоу, видео или 3D. Это все на усмотрение автора.

При оформлении демонстрационного материала в виде слайдов рекомендуется использовать стилистику, соответствующую проекту. 

Размер шрифта заголовков, подзаголовков, основного текста должен быть единым для оформления всех слайдов презентации. Шрифтовые группы выбираются согласно общей концепции художественного решения.  

Презентация должна отражать ход работы над проектом и иллюстрировать основные части доклада. Содержание презентации соответствует содержанию пояснительной записки ВКР. Объем презентации 15 – 20 слайдов.

Для членов ГЭК возможна распечатка презентационного материала на формате А3 (бренд-бук) и представление портфолио с наиболее значимыми авторскими работами. 

– электронный вариант бакалаврской работы

Это CD- или DVD-диск, на который автору ВКР необходимо записать следующие файлы: пояснительную записку, выполненную в редакторе MS Word в формате *.rtf или *.doc.; дизайн-разработки (все), записанные как в исходной версии, так и для просмотра; подачу (оформление планшетов), записанную в формате *.tif или *.jpg c разрешением 2000 dpi; фотографии оригинал-макета(ов) и презентационных материалов; цифровую презентацию работы. Данный диск необходимо предоставить до защиты секретарю ГЭК. 

В рекомендательном порядке выпускнику предлагается представить авторское портфолио, содержащее выполненные выпускником в процессе обучения дизайн – проекты, самостоятельные творческие работы, конкурсные работы, дипломы и свидетельства об участии в конкурсах и выставках.

 

5. ВЫПОЛНЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Стадия «построение модели».

Когда выпускник определился с темой выпускной квалификационной работы, возникает вопрос «С чего начать?». На самом деле, не хотелось бы в жестком порядке определять логику разработки темы. Студент-выпускник уже завершаете свое обучение, и наверняка у него уже сформировался свой подход в дизайн-проектировании. Если так, то необходимо следовать ему. С другой стороны, проблемные области, где может проявить себя дизайнер, затрагивают все сферы жизни населения: социальную, духовную, политическую и экономическую. Поэтому, безусловно, индивидуальный подход нужен везде. Данные методические указания обобщают многие аспекты, в обобщении всегда что-то пропадает. Здесь хочется привести высказывание А. Бродовича, арт-директора американского журнала «Harper’s Bazaar»: «Нет готового рецепта хорошего дизайна». Тогда зачем в методических указаниях обращаться к вопросу об этапах работы над ВКР? Чтобы студент «втянулся», если он не можете «включиться» в работу. Чтобы вывести студента из затруднения, если произошел некий застой в творчестве. При этом, с другой стороны, могут возникать затруднения с формулировками или сомнения в правильности понимания каких-то частей работы. Мотивы разные, которые могут привести к прочтению этого пособия. В настоящих методических указаниях преследуется одна цель – помочь студенту организовать свою деятельность по подготовке бакалаврской работы, чтобы не было потерянного времени, чтобы выпускник двигался только поступательно. Так, от рассуждений перейдем к этапам.

Для наглядности, лучшего восприятия будущих разъяснений обратимся к таблице 4 (фрагмент таблицы 1). Данный параграф посвящен первой стадии: «Построение модели».

 

Таблица 4- Формы организации бакалаврской работы

Формы Стадия Этап / Задачи бакалаврской работы

Предпроектная: теоретико- аналитическая

Построение модели

Выявления                       противоречия                     /                       Выявления противоречия
Постановка проблемы / Постановка проблемы и обоснование ее актуальности
Определение цели / Определение цели, предмета и объекта
Декомпозиции / Формулирование задач

 

«Выявление противоречия» – предполагает изучение сфер жизни человека, поиск ситуаций, которые нуждаются в разработке. Поскольку это будет способствовать внесению «вклада» в развитие экономики, повышению уровня культуры и качества жизни населения. «Постановка проблемы» – это «ситуация», которая требует разрешения, другими словами, это тема. К примеру, компании требуется разработка фирменного стиля. Это описание ситуации, но это и тема, которая будет сформулирована как «Разработка фирменного стиля компании…» или «Фирменный стиль компании…».

После формулировки темы стоит перейти к разработке содержания и написать

«черновой» вариант введения. Это и есть первый рабочий план выполнения бакалаврской работы. Тема – это постановка проблемы, содержание – это логика выполнения работы, а введение – это развитие пунктов содержания.

План содержания необходим в начале работы, поскольку позволяет видеть все аспекты и направление работы. Главное требование к содержанию – оно должно быть логически выстроенным и соответствовать выбранной теме. Логика любого содержания заключается в том, что изложение идет от теоретического исследования к практике. При этом все пункты неразрывно связаны, предваряют друг друга и вытекают один из другого. Поэтому при характеристике основной части пояснительной записки указана сначала теоретико-аналитическая, а потом проектная часть.

При разработке пунктов содержания можно ориентироваться на параграф 4.1. Названия разделов, которые имеют свой номер (позицию в первом столбце), рекомендуется оставить в том виде, как они представлены в указанном параграфе, может быть даже не меняя названия. При этом студент должен руководствоваться своей темой и необходимо уточнить при необходимости название глав.

При уточнении названий разделов, подразделов и параграфов важно помнить, чтобы их формулировки были «увязаны» с темой. При этом следует учесть, что ни одно название разделов, подразделов и параграфов в пояснительной записке не должно буквально повторять тему самой бакалаврской работы. Кроме того, в ходе выполнения бакалаврской работы содержание пояснительной записки может уточняться.

После разработки пунктов содержания важно обратиться к проработке введения. Введение необходимо для того, чтобы, с одной стороны, определить объект, предмет, цель, задачи проектирования, выявить методы исследования, что дает возможность кратко представить работу, ее направление. «Введение» это не только «знакомство» членов ГЭК на защите с вашей работой, но и ваше понимание направления для исследования и практических дизайн-разработок. Кроме того, работа над введением позволяет отрабатывать навыки точного формулирования своих мыслей. Структура введения представлена в таблице 5.

 

Таблица 5- Структура введения

№ п.п. Наименование раздела введения Объем           работы, % (от 2-3 с. текста)
1 2 3
1. Актуальность выбранной темы 45
2. Объект и предмет исследования 5
3. Цель 5
4. Задачи 5
5. Методы исследования 5
6. Практическая значимость 20
7. Структура бакалаврской работы 15

Сначала во введении описывается актуальность темы бакалаврской работы, современное состояние проблемы. Логику для изложения следует здесь выбрать

«от общего к частному». Другими словами, небольшое внимание уделите актуальности данного направления в широком смысле, а потом акцентируйте внимание на свою конкретную ситуацию, коротко раскройте ее особенности.

Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к выпускной квалификационной работе      обучающегося. Для обучающегося выбор темы исследования начинается, прежде всего, с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности.

Актуальность исследования определяется необходимостью, потребностью изучения выбранной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. Обосновывая актуальность темы работы, следует сформулировать проблему, дать краткий анализ и оценку изложенных в литературе теоретических концепций и научных положений, а также ряд важных прикладных аспектов данной проблемы. Для этого во введении нужно рассмотреть степень разработанности проблемы. Источники, указываемые в этом пункте (параграфе) обязательно разделяются и группируются (расписываются) по типам, научным направлениям (школам), объектам исследования и т.п.

Необходимо показать специфику и особенность формирования и развития изучаемых процессов, которые нуждаются в теоретическом осмыслении и практическом регулировании в современных условиях. В связи с этим выпускная квалификационная работа может рассматриваться как один из вариантов решения проблемы, тем самым, приобретая теоретическую и практическую значимость.

В широком смысле актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловливается потребностями рынка и культуры. Сфера массового потребления и среда обитания человека оказывают влияние на развитие теории и практики графического дизайна. С одной стороны, дизайн активно используется в проектах, ориентированных на массового потребителя и обеспечивающих получение максимальной прибыли в областях производства и торговли. С другой стороны, дизайн в определении своей методологии отходит от традиционных представлений о невозможности связи «высокой» художественной культуры с массовой. В настоящее время утверждается позиция, что необходимо учитывать их взаимодействие. Эта позиция представляется как перспективная. В этой связи становятся актуальными новые идеи, концептуальные решения практических задач. Актуальность в этом случае может быть также связана с влиянием дизайна на развитие культуры, формирование новых ценностей.

В своей работе выпускник должен обосновать, почему тема должна разрабатываться именно сейчас, ответить на вопрос «Существовала ли прежде теоретическая база для решения данной проблемы?». Если тема разрабатывалась и прежде, то нужно показать, почему необходимо исследовать выбранную проблему с новых позиций и т.д. В общем смысле актуальность темы по направлению «дизайн» определяется необходимостью, с одной стороны, формировать гармоничную среду, обеспечивающую рост качества жизни населения, с другой стороны, повышать конкурентоспособность экономики.

Можно выделить следующие сферы жизни населения и соответствующие проблемные области, которые актуальны для дизайн-разработок: социальная, духовная, политическая, экономическая.

Так, например, возможные темы в социальной сфере – разработке фирменных стилей поликлиник, медицинских центров. Актуальными являются разработки комфортной, удобной образовательной среды для детей дошкольного или школьного возраста. Объектом внимания могут быть фирменные стили различного рода образовательных и спортивных учреждений и т. д. Особую актуальность имеют темы, направленные на формирование среды вуза.

Выбор выпускной квалификационной работы и обоснование ее актуальности (значимости) представляет собой одну из важнейших и сложнейших задач выпускной квалификационной работы. Умение сформулировать тему исследования и впоследствии доказать ее актуальность является первым шагом к успешной защите выпускной квалификационной работы

Актуальность и практическая значимость выполненной работы взаимосвязаны. Если актуальность является свидетельством того, что в процессе выполнения бакалаврской работы решена реальная теоретическая или конкретно-практическая проблемы, то практическая значимость заключается во внедрении дизайн-разработок, применении их в реальных сферах жизни населения.

Выпускная квалификационная работа может получить рекомендацию к внедрению либо акт о внедрении от организации, на базе которой выполнялась работа. Кроме того, обоснование представленных на защите бакалаврской работы дизайн-разработок может выявить пути их внедрения. И это также будет свидетельствовать о практической значимости работы.

Итак, чтобы определиться с актуальностью и практической значимостью бакалаврской работы, прежде всего, необходимо помнить о том, что тема должна быть сформулирована точно, конкретно. В ней должна фиксироваться проблема с точки зрения актуальности и практической значимости ее исследования. Четко сформулированная тема становится ясной как с позиции графической разработки, так и раскрытия в пояснительной записке, письменного ее обоснования.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта и предмета исследования.

Нередко объект  исследования  определить  достаточно  сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Объект исследования может одновременно претендовать и на сферу общественной жизни, и на сферу биологии, естествознания, например, природопользование. Определение же предмета исследования – это, прежде всего в какой-то мере уточнение «места времени» действия. Исследователь как бы заявляет – да, я знаю, что существуют другие свойства и другие отношения, другие связи и другие отношения, но мои «интересы – здесь», и я избрал именно эту сферу (этот предмет) и здесь будет проходить все действие.

Другими словами, предмет исследования – это определенный элемент общественной жизни (реальности), который обладает очевидными границами либо относительной автономностью существования. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях. Проще говоря, это определенная область реальной действительности либо сфера общественной жизни (социально-экономической, политической, организационной и т.д.). Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Приведем пример. Объект исследования: интегративная система научно- познавательных изданий для детей младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет). Предмет исследования: базовые принципы дизайна детских энциклопедий для детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет.

Объект – это то, что будет рассматриваться, изучаться. Объектом может быть материальный предмет, живое существо, процесс или явление действительности. Для определения объекта студенту нужно ответить на вопрос «Что рассматривать?». Предмет

– это аспект рассмотрения объекта. Предметом может быть проблема, сторона(ы), свойства, особенности объекта. Для определения предмета ответьте на вопрос «Что изучать?». Для простоты восприятия можно воспользоваться таблицей 6. По ней легко определять объект и предмет, анализируя проектную ситуацию и используя «ключевые слова-подсказки».

 

Таблица 6 - Примеры определения объекта и предмета

Объект – «Что рассматривать?» Предмет – «Что изучать?»
материальный предмет проблема
живое существо сторона(ы)
процесс свойства
явление особенности объекта

 

Для ясности обратимся к таблице 7, где представлено несколько примеров по определению объектов и предметов на основании ВКР выпускников по направлению

«Дизайн».

 

Таблица 7 - Примеры определения объекта и предмета

Тема Объект Предмет
Разработка дидактических комплексов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Особенности наглядного обу- чения детей с ограниченными возможностями здоровья
Визуально-графические мате- риалы для хореографического отделения Омского областного колледжа культуры и искусства Хореографическое отделение          Омского областного колледжа культуры и искусства Особенности подготовки на хореографическом отделении Омского областного колледжа культуры и искусства
Разработка                   графического ре- шения торговой марки и упаковки молочной продукции для детей Торговая марка молочной продукции для детей Особенности торговой марки молочной продукции для де- тей

Для исследования предмета формулируются цель и задачи.

Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки выпускной квалификационной работы обучающимся. Цель исследования (или гипотеза исследования) ориентируется на его конечный результат и отражает главную установку, которая решается всей исследовательской работой.

Приведем пример: Цель исследования – создание дизайна детской краеведческой энциклопедии о Подпорожском районе, в которой наглядно и доступно излагается история, культура, сведения о флоре и фауне Подпорожского района Ленинградской области.

Цель – это результат того, что вы хотите достигнуть. Для графического дизайна цель

–это передача определенной идеи, установление некой визуальной коммуникации. Объединяя понятия «идея» и «визуальная коммуникация», мы получаем «образ». Итак, цель – это разработка определенного образного решения. При формулировке цели можно рекомендовать следующий небольшой алгоритм:

– берем глагол (создать, разработать, спроектировать …);

– берем качественные прилагательные (интересный, привлекательный, визуально идентифицирующий, максимально четко воспринимаемый…);

– берем слово «образ»;

– берем слова из темы, которые обозначают проблему, и каркас цели готов. Далее уточняйте содержательный аспект. Можно поработать над качеством письменной речи. Основа у студента есть.

Отдельно хочется обратить внимание студентов на выбор качественных прилагательных. Для примера мы взяли четыре (интересный, привлекательный, визуально идентифицирующий, максимально четко воспринимаемый…). Два первых воспринимаются как простые, два вторые, как сложные. Если вы будете использовать

«простые» прилагательные без пояснений, то они воспринимаются абстрактно. Когда говорим «интересный», то имеем в виду, как минимум «интересный для кого?», т.е. необходимо мысль закончить. Другие прилагательные «визуально идентифицирующий», «максимально четко воспринимаемый» также требуют пояснений, они включены, чтобы показать вам, что образ имеет разные качественные характеристики, он индивидуален. Формулируйте цель точнее. Оригинальный дизайн не может быть без индивидуальной цели.

Для реализации поставленной цели формулируются задачи исследования, в них ставятся вопросы, на которые должен быть получен ответ. Решению каждой задачи может быть посвящен отдельный параграф.

Задачи исследования выпускной квалификационной работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.

Задачи представлены в названиях глав и параграфов пояснительной записки. В сформулированных задачах содержится ответ на вопрос: «Что необходимо выполнить, чтобы дизайн был осуществлён, и цель была достигнута?». Вначале задачи могут быть сформулированы умозрительно, в самом общем виде, на основе выданного задания к ВКР.

В дальнейшем, в ходе изучения и анализа литературы, визуальных материалов по теме, задачи будут уточняться. Поскольку примерная структура пояснительной записки была представлена, то можно сказать, что студент может в первом приближении сформулировать задачи. Чтобы задачи были четкими и конкретными при их формулировке, используются следующие слова: «выявить», «установить»,

«определить», «проанализировать», «разработать», «раскрыть». Если у выпускника возникает формальный вопрос «Сколько задач должно быть?», то ответ такой «Задачи, как и цель, индивидуальны». Но если для формулировки цели был представлен максимально упрощенный алгоритм, то и здесь можно ответить формально (обобщая опыт по подготовке выпускников по направлению «Дизайн»): ориентируйтесь на цифры 5-8.

В соответствии с темой и целью, задачи сформулированы следующим образом:

- изучить нормативную документацию по разработке изданий для детей младшего школьного возраста;

- изучить закономерности построения дизайна при создании научно-познавательной детской литературы российских и зарубежных изданий;

- изучить аналоги1 детских энциклопедий, выпущенных за последние 10 лет в России  и за рубежом;

- собрать на основе постоянной экспозиции, а также хранилищ фондов Подпорожского краеведческого музея материал;

- выполнить авторскую  фотосессию природных            и архитектурных    памятников Подпорожского района;

- рассчитать и создать авторскую модульную сетку, а также разработать комбинаторику ее использования для оригинального макета детской краеведческой энциклопедии;

- разработать бренд-персонаж для краеведческой энциклопедии;

- разработать на основе полученных данных дизайн-проект детской краеведческой энциклопедии.

После определения задач излагаются методы исследования. Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод – это совокупность приемов. Другими словами, прием – это часть метода.

Разработка каждой темы – это индивидуальная работа, организованная выпускником, поэтому выбор методов из представленного списка также за студентом.Эмпирические методы – это методы для изучения конкретных явлений. К ним относятся наблюдение, интервью, фокус-группы, анкетирование, опрос (Интернет-опрос), собеседование, мнимая покупка, тестирование, счет, измерение, сравнение. Данная группа методов находит наибольшее применение при реализации теоретико-аналитической части бакалаврской работы: при анализе проектной ситуации, аналогов, целевой аудитории, конкурентов, исследовании потребностей заинтересованных лиц и др.

Мнимая покупка (наблюдение) является методом изучения потребителя посредством наблюдения за ним (например, в торговом зале). Мнимым покупателем можете быть выпускник: под видом обычного покупателя наблюдать за поведением потребителя.

Опросы и интервью позволяют собрать информацию об особенностях восприятия целевой аудитории, ее мнениях, например, об удобстве использования какого-либо объекта.

Отдельно хочется обратить внимание на метод фокус-группы, который предполагает проведение дискуссии, во время которой 7–10 респондентов, подобранных по определенным признакам, обсуждают определенную проблему. Данный метод позволяет выявить психологические установки, особенности восприятия, потребности.

Теоретические методы – это методы для логического исследования фактов, суждений, умозаключений и теоретических обобщения. К таким методам относятся:

– метод классификации, метод сравнений, системный и типологический методы, которые используются для анализа объектов графического дизайна (аналогов), для анализа своих эскизных поисков на начальном этапе разработки графического решения;

– метод стилистического анализа: используется для определения визуальных особенностей анализируемых объектов;

– метод синтеза и обобщений: используется при сопоставлении и интеграции принципов, идей и результатов отечественных и зарубежных исследований в области теории и практики дизайна;

– метод индукции: если теоретико-аналитическая часть строилась на базе конкретного визуального материала; метод дедукции: если сначала изучалась теория вопроса, а потом она рассматривалась в применении к конкретным случаям.

– исторический метод: если необходимо обращение к историческому контексту, установление некой хронологии или этапов.

Использование различных методов обусловлено необходимостью решения различных задач при разработке темы. Рекомендации по использованию того или другого метода являются примерными и не ограничивают возможность их применения при решении других задач.

Следующим этапом при написании введения определяется практическая значимость. Бакалаврская работа носит конкретно-практический характер, здесь вы представите результаты, которые будут вами достигнуты. Не ограничивайтесь указанием того, какие дизайн-разработки были выполнены, краткой их характеристикой. Выпускнику необходимо также указать, что обеспечит внедрение данных разработок, на «что» и «как» они повлияют. Значение разработок выпускника можно описать через подобные фразы: позволят привлечь внимание.., повысить…, сделать запоминаемым…; сократить и т. д.

При описании структуры дается краткое представление пояснительной записки и состава практической части. Для более ясного понимания обратимся к упрощенной схеме данной части введения.

«Бакалаврская работа состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть (пояснительная записка) содержит введение, где раскрываются актуальность выбранной темы, объект, предмет исследования, цель и задачи, методы исследования и практическая значимость. В первой главе рассматриваются….. Вторая глава посвящена… Заключение содержит основные выводы исследования. Библиографический список представлен … наименованиями. Практическая часть бакалаврской работы выполнена на пяти графических планшетах, наглядность которых дополняют оригинал-макеты…». Полагаем, что предложенные рекомендации помогут студенту справиться с описанием структуры без труда.

 

5.2. Концептуальная стадия

Работа с информацией сопровождает весь ход выполнения бакалаврской работы, начиная с выбора темы и заканчивая подготовкой к выступлению на защите. В предыдущих параграфах давалась рекомендация ознакомиться с периодическими изданиями по дизайну. Это уже сбор информации. На каждом этапе выполнения работы выпускник прибегает к суждениям, делает выводы. Это возможно только на основании какой-либо полученной информации. В данном параграфе пойдет речь о сборе информации при реализации концептуальной стадии бакалаврской работы, которая найдет отражение в теоретико-аналитической главе пояснительной записки. Этот параграф носит исследовательский характер для формирования базы будущих практических разработок. Хочется отметить, что работа с информацией определяет достижение цели бакалаврской работы. Данная цель реализуется в работе с информацией как по профилю графического дизайна, так и смежных областей проектного творчества. Так, к примеру, такая часть работы, как анализ аналогов, углубляет понимание специфики выразительных средств различных видов искусства, отрабатывает умение анализировать дизайн-объекты с точки зрения их формально-пластического, концептуального, символического решения.

Как отмечает Г. П. Щедровицкий, основатель современной школы методологии, занимавшийся теоретическими исследованиями дизайна: «Знания нужны каждому дизайнеру, желающему не только практически действовать, но также сознавать смысл, значение и ценность своей деятельности с общечеловеческой точки зрения. Это первый и необходимый элемент дизайнерского самосознания и дизайнерской идеологии»2.

Приведем фрагмент таблицы 1 характеризующий концептуальную стадию (таблица 8).

Таблица 8 - Формы организации бакалаврской работы

Формы Стадия Этап / Задачи бакалаврской работы
Предпроектная: Концептуальная Подготовка и исследование условий / Сбор и
теоретико-   анализ различных отечественных и зарубежных
аналитическая   источников                    информации     –                      нормативной
    документации, справочной    литературы,
    определение и анализ аналогов, анализ проектной
    ситуации, анализ и определение требований к
    дизайн-разработкам
    Разработка          идеи                      (дизайн-концепции)                 /
    Определение и применение подходов разработки
    идеи (творческих, концептуальных), разработка идеи дизайн-концепции

 

Важность сбора материалов может не осознаваться студентами, упрощённо истолковываться как просмотр нескольких книг или статей в Интернете. Если студент разрабатывает концепцию периодического издания, то собранные издания, статьи по его разработке представляют малую часть собранной информации. При этом, если данные издания раскрывают особенности верстки, то эта информация представляет интерес для стадии моделирования, непосредственной разработки дизайна. Для концептуальной стадии такого рода литература имеет косвенное отношение.

Важно обратить внимание выпускника на требования, которым должен соответствовать сбор информации.

Об одном из таких требований речь уже шла ранее, когда характеризовали библиографический список: требование актуальности. Актуальность касается дат опубликования различных изданий, статей. Вопрос актуальности может касаться сроков проведения анализа эмпирической информации, сведений о современных технологиях и пр.

Следующее требование – требование достоверности. Проблема реализации данного требования может возникнуть при работе с Интернет-источниками. Так, к сбору теоретического и иллюстративного ряда в Интернете необходимо подходить критически. Статьи могут быть написаны не специалистами, могут быть житейскими умозаключениями отдельных лиц (не дизайнеров). Кроме того, база дизайн-разработок некой компании (организации), представленная на ее личном сайте, является только демонстрацией опыта дизайн-проектирования, который не обязательно представляют лучшие образцы. Другими словами, критика необходима, не любой практический опыт нужно брать во внимание. В этой ситуации с книжными изданиями работать проще, поскольку книга – это уже результат работы редакторской коллегии, куда входили специалисты в области графического дизайна. Книжное издание создавалось с целью быть интересным дизайнерам-графикам, как начинающим, так и профессионалам, продемонстрировать новые дизайнрешения или подходы. Кроме того, иллюстративные издания по дизайну, как правило, построены на материалах зарубежных авторов, что создаёт возможности обретения «знакомств» с новыми визуальными представлениями.

Требование целенаправленности. Тема бакалаврской работы всегда достаточно узка, поэтому в тексте не может быть изложения всего обо всем. Специализация информационного источника по дизайну не является основанием использования его в работе. Так, пояснительную записку не нужно начинать с объяснения, что такое дизайн. Изложение должно начинаться от состояния в выбранной для разработки конкретной предметной области графического дизайна и далее следует предоставлять все необходимые пояснения и данные.

Требование релевантности – требование соответствия, уместности. Данное требование зависит от того, как студент выполняет каждый этап своей работы, понимает проблемную область. Сбор релевантной информации – это показатель системности мышления, умения выявить составляющие проблемной ситуации для точности информационного поиска.

Следуя главному правилу успешного выполнения любой бакалаврской работы:

«Прочитать придется все, что существует по данному предмету, то есть все существенное, что существует»3, выделим несколько групп источников, которые формируют исследовательскую базу работы (таблица 9).

Таблица 9 - Исследовательская база бакалаврской работы

№ пп Название группы источников Материал
1 2 3
1. Работы по истории, теории и методологии дизайна Учебные пособия, монографии, статьи по истории, теории               и          методологии            дизайна,           посвященные творческим методам дизайна
2. Работы по массовой культуре Монографии, статьи, посвященные характеристике, формированию,                                        нормативноценностному содержанию и социальным функциям ее объектов массовой культуры, потребительскому поведению, эстетике предметной среды
3. Работы по      эстетике, художественной     культуре, истории искусств Издания о    закономерностях   развития художественной культуры, стилях, художественных методах и творческому процессу
4. Конкретно-практические источники Издания иллюстративного характера, где текст выполняет функции                 пояснения,                    дополнения иллюстрации. Такие                    работы, как                 правило, посвящены конкретным объектам дизайна; издания, статьи о производственных технологиях, средствах полиграфии; издания по смежным областям знаний (информационным   технологиям,                    педагогике, психологии, рекламе, издательскому делу, фотоделу и т.п.)
5. Визуальные источники Каталоги, сборники и альбомы, т. е. полностью иллюстративные издания без какого-то ни было описания (текста) или количество текста минимально
6. Нормативно-правовые источники Нормативные документы, стандарты, законодательными акты
7 Источники коммуникационных исследований Издания, статьи, посвященные маркетинговым исследованиям различного рода: изучение убеждений, мотивации, мнений респондентов, сбор данных, изучение рыночной среды в условиях реального социально-экономического контекста и др
8. Эмпирические источники Сведения, полученные в результате маркетинговых исследований, инструментов исследования рынка (личные интервью, Интернет-опросы, фокус- группы, метод «подставного клиента», сегментация)

 

Каждый этап бакалаврской работы предполагает работу с определенной группой источников. В чём специфика каждой из групп источников и каково их предназначение?

Первая группа – работы по истории, теории и методологии дизайна (учебные пособия, монографии, статьи), которые определяют методологию выполнения бакалаврской работы.

Вторая группа источников затрагивает широкий круг проблем, посвященных массовой культуре (характеристике, формированию, нормативно-ценностному содержанию и социальным функциям ее объектов), потребительскому поведению, эстетике предметной среды. Такие источники необходимы, чтобы разобраться в условиях проектной ситуации, в потребительских типах и отношениях между потребителем и объектом.

Третья группа источников – это издания по эстетике, художественной культуре, истории искусств. Данные источники посвящены закономерностям развития художественной культуры, стилям, художественным методам и творческому процессу. Они могут понадобиться для актуализации стилевого понимания объектов, развития эстетических представлений. Эти источники могут быть  необходимы как при теоретической проработке темы, так и в практике: при поиске «творческого источника». «Творческий источник» – это визуальный объект или его фрагмент, характеристики которого помогают задать качественные, формально-пластические ориентиры вашей разработке. Такими характеристиками может быть цветовая стратегия, графика, пластическое, тоновое или общее стилевое решение. Конечно, перечисление характеристик можно продолжать, но смысла в этом нет. В зависимости от того, какой визуальный стимул определит ваше внимание и эмоционально-чувственно воодушевит его, от этого будет зависеть решение проектной ситуации и выполнение дизайн-разработки.

Четвертая группа – конкретно-практические исследования графического дизайна отечественными и зарубежными авторами. Это работы, в которых иллюстративная составляющая преобладает над текстовой. Как правило, такие исследования касаются определенного направления дизайн-графики: плаката, персонажа, товарного знака, публикаций и пр. Эти издания имеют особую значимость, поскольку могут дать представление о тенденциях в графическом дизайне, используемых приемах, технологиях, материалах и т. д.

К данной группе источников относятся практико-ориентированные издания, статьи о производственных технологиях, средствах полиграфии, возможностях производства полиграфических продуктов. Данные источники значимы при определении условий реализации дизайн-разработок, технико-экономическом обосновании разработок.

Кроме того, к данной группе относятся издания о конкретных областях различных сфер жизни и деятельности человека в рамках современных условий функционирования объектов дизайна. Это могут быть издания в области информационных технологий, педагогики, психологии, рекламы, издательского дела, фотодела и т.п. Изучение их может оказаться необходимым при определении условий реализации и функционирования практических разработок. Например, вами разрабатывается объект, ориентированный на обучение и развитие ребенка. В этой ситуации в поле ваших интересов попадут источники из области педагогики, психологии восприятия детей.

Пятая группа источников – это визуальные источники (сборники, каталоги и альбомы), т. е. полностью иллюстративные издания, без какого-то ни было описания. В работе над темой они формируют уровень визуальных представлений об «идеальном» объекте в своей области, демонстрируя, что уже создано. К этой группе источников также можно отнести интернет-сайты дизайнеров, дизайн-студий и рекламных агентств, демонстрирующих свои работы.

Шестую группу составляют нормативные документы, стандарты, законодательные акты, определяющие условия проектирования.

Седьмую группу представляют источники коммуникационных исследований – это издания, статьи, посвященные маркетинговым исследованиям различного рода: изучение убеждений, мотивации, мнений респондентов, сбор данных, изучение рыночной среды в условиях реального социально-экономического контекста и др.

Восьмая группа – эмпирические источники. К данной группе относятся сведения, полученные в результате эмпирических методов исследования. Представляется важным их указать в общей базе бакалаврской работы, поскольку в зависимости от темы они могут приобретать ключевое значение для формирования идеи разработок

Перечисленные группы могут быть как печатным материалом, так и Интернет- ресурсами с большим количеством статей, заметок отечественных и зарубежных авторов. Особенно    хочется          отметить летопись         журнальных статей          и книжную    летопись, выпускаемую Всероссийской книжной палатой еженедельно (http://www.bookchamber.ru/). Итак, начинать выполнение бакалаврской работы следует именно с работы над источниками: осуществить подбор монографической и  периодической  литературы, а также    визуальных          источников  по       теме    исследования.  Они          позволят     студенту сориентироваться в истории                 и    современном    состоянии проблемы,  определить оптимальную методику выполнения  работы.   Сбор материала необходимо стараться совмещать с работой над пояснительной запиской. Целесообразно делать выписки из книг и статей или копировать отрывки, если это электронные издания. Эти  выписки или выдержки в дальнейшем могут использоваться при написании текста пояснительной записки как     цитаты,         поэтому       внимательное прочтение  должно    касаться любых источников: комментариев, описаний    дизайн-объектов, интервью  с    ведущими дизайнерами и т.д.

Одним из самых сложных и ответственных моментов в исследовании является отбор материала, определение круга дизайнерских произведений, которые должны быть привлечены для раскрытия той или иной темы. Отобранные работы должны отличаться высоким художественным уровнем, обладать общественной значимостью, представлять возможно больший профессионально-педагогический интерес и, наконец, быть просто привлекательными для студента, выполняющего задание на ВКР.

Первичное знакомство с произведениями, которые могут представить интерес для той или иной ВКР, должно происходить в самом начале, до окончательного выбора темы. Таких материалов по некоторым темам может оказаться довольно много. Следовательно, нужно отобрать из них те, которые войдут непосредственно в работу. Для этого необходимо предварительно внимательно рассмотреть все материалы, имеющие то или иное отношение к теме, составить их список и дать краткие (всего в несколько слов) характеристики, отмечающие, чем интересен или ценен для данного задания конкретный материал. Этот список следует составлять аккуратно, так как впоследствии он может войти в работу в качестве приложения, дающего представление о характере и круге дизайн-произведений, изученных автором для решения данной проблемы.

В списке рассматриваемых дизайн-проектов о каждом из них даются следующие сведения: автор, название, время, место, размеры, материал, техника исполнения. Естественно, что при изучении произведении разных видов дизайна характер сообщаемых сведений о них будет меняться.

Изучение любого дизайн-произведения должно быть нацелено на выявление главных его особенностей и тех качеств, которые дают основание ввести его в круг других произведений того же времени, или противопоставить им. Здесь наиболее целесообразно выделить важные особенности той или иной работы дизайнера, а не рассматривать ее детально.

В ВКР исследование дизайн-проектов ведется большей частью методом сравнительного анализа. Для этого, очень важно определить для себя: что с чем и каким образом должно быть сопоставлено?

Анализ и описание дизайн-проектов. Поскольку описание и анализ дизайн-проектов представляют собой особую сложность и требуют соблюдения определенного порядка и методических приемов, им должно быть уделено специальное внимание. Кроме того, именно этот этап работы способствует приобретению студентом важных профессиональных качеств: умения «видеть» произведение, проникать в его смысл, оценивать художественные достоинства. Анализ может быть выполнен полноценно только в том случае, если есть возможность непосредственно и достаточно, длительное время изучать произведение дизайн-проект в подлиннике.

Поскольку анализ важная составляющая теоретической части выпускной квалификационной работы здесь предлагаются развернутые указания по принципиальным основам анализа - как общие для всех видов дизайна, так и специальные, отражающие видовые особенности объекта исследования.

Приступая к анализу, студент должен помнить, что, дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленное на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности. Центральной проблемой дизайна является создание культурно и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Поэтому, одним из главных критериев оценки значимости дизайнерского произведения является правдивость, глубина и эмоциональная выразительность отражения в нем определенных идей времени, понимание мастером характера своей эпохи и умение воплотить замысел в совершенной художественной форме.

Анализ дизайнерского произведения - это итог внимательного его исследования как художественного целого, его структуры, значения. Такое исследование, независимо от выбора произведений, включает следующие моменты:

- раскрытие идеи дизайн-проекта;

- выявление художественных средств, которые использовал мастер для воплощения своего замысла;

- определение места произведения в развитии того вида дизайна, к которому оно принадлежит, и его художественных корней.

Следует помнить, что выделение этих, в какой-то мере, самостоятельных вопросов условно, ибо каждое произведение - это единый организм, в котором все элементы взаимосвязаны. Предложенный выше перечень отдельных моментов работы ни в коем случае не отражает последовательности ее хода или изложения результатов исследования. Постижение художественного своеобразия дизайнерского произведения возможно только тогда, когда его содержание и форма воспринимаются в неразрывном единстве.

Особое значение имеет эмоциональное восприятие творческой работы дизайнера. Прежде всего, надо внимательно, самым вдумчивым образом рассмотреть произведение, не однажды к нему возвращаясь. Необходимо записывать все наблюдения, мысли, впечатления на каждом этапе работы, даже если они кажутся на первый взгляд спорными или несущественными. Впоследствии все ненужное и второстепенное отсеивается, а наблюдения, казавшиеся малозначительными, могут перерасти в элементы самостоятельного видения и истолкования дизайнерского произведения, стать основой дальнейшего исследования.

Дать готовые рецепты анализа дизайнерского произведения невозможно: в каждом конкретном случае подход к произведению диктуется его неповторимыми особенностями, и на первый план выдвигаются те его стороны, которые играют ведущую роль. Очень важно сосредоточить внимание на главном, добиться того, чтобы рассмотрение деталей служило углублению представления о произведении как художественном целом, а не становилось самоцелью.

Вне зависимости от видовых особенностей объекта изучения дизайнерского произведения одной из основ анализа является исследование композиции как ведущего средства раскрытия его идеи и способа его организации. При этом в центре внимания должна быть степень соответствия композиционного решения трактовке темы, смысловая мотивировка авторского отбора определенных элементов проекта, масштабное соотношение и размещение отдельных частей и масс, их соподчинение, выделение главного, расстановка акцентов, решение пространства, цвета и т. п. Необходимо помнить, что в композиции не должно быть ничего случайного, все ее элементы подчинены главной идее работы и помогают ее образному выражению. Следует ответить на вопросы, почему дизайнер строит композицию именно таким образом, как она способствует выявлению идеи произведения. Эти вопросы не менее важны и при анализе остальных художественных средств.

В любом виде дизайна большое значение имеют используемые материалы. Поэтому при анализе дизайн-проектов должно быть отмечено, какие материалы применены в данном случае, и какую роль играют они для выражения художественного содержания проекта.

Методика проведения анализа дизайнерских произведений может быть разной. Она зависит от того, какую конкретную задачу ставит перед собой исследователь. Так, в одном случае на первое место выдвигается вопрос о соответствии выразительных средств замыслу дизайнерского произведения. Тогда все внимание должно быть сосредоточено на подробном изучении одного проекта. В другой работе главным будет выявление особенностей творческого подхода дизайнера в  сравнении его с современниками, предшественниками, последователями. В таком случае эффективен метод сравнительного анализа двух или нескольких проектов.

Анализ одного проекта.

Суть анализа дизайнерского произведения - его творческое осмысление. На основании подробного изучения одного конкретного произведения должны быть сделаны не только отдельные наблюдения, но и выводы о том, как именно в нем отразилось художественно-образное моделирование предметного мира дизайнером, как проявились его взгляды и убеждения. Важно показать взаимосвязь всех художественных элементов дизайнерского произведения, вскрыть его внутреннюю структуру, определяющую смысловую и эмоциональную выразительность.

Чтобы правильно и объективно оценить работу мастера, необходимо, определив тему, проследить ее связь с современной действительностью; раскрыть идею, взятую автором для воплощения проекта; показать, что избранная им форма не случайна, а связана с художественно-образным замыслом. Важно также выявить, как в данном произведении отразились особенности творческого стиля мастера и того дизайнерского направления, к которому он принадлежит.

Сравнительный анализ нескольких проектов.

Поскольку сравнительный анализ - метод, помогающий выявить особенности тех или иных дизайнерских проектов, творчества отдельного дизайнера или направления, к которому он принадлежит, путем сопоставления нескольких произведений, он позволяет подчеркнуть наиболее важные качества, характерные для данной работы или творчества дизайнера в целом.

Принципы ведения сравнительного анализа остаются теми же, что и при рассмотрении одного произведения. Поэтому те положения, которые высказаны выше, важны и при выполнении этого варианта задания. Разница лишь в том, что здесь постоянно, по всем пунктам анализа ведется сопоставление одной дизайнерской работы с другими. Сравниваются дизайн-объекты, принципиальное решение их композиции, приемы использования художественных средств, материалов, технологий и т.п.

Определение дизайнерских произведений или проектов для сравнительного анализа должно быть строго обдумано и мотивировано. Главный вопрос, который следует поставить перед собой, начиная работу: с какой целью проводится сравнение? Тогда и отбор материала, и ход сопоставления будут целенаправленны.

Большей частью сравнительный анализ делается для выявления художественных особенностей рассматриваемого дизайн-проекта и определения его объективной ценности. Для этого изучаемые дизайнерские произведения сравниваются с современными и родственными им классическими, общепризнанными. Если задача состоит в том, чтобы установить синхронность создания нескольких произведений или принадлежность их к одной художественной школе, необходимо выявить их стилевое единство, общность наиболее характерных для них черт. Для этого они сравниваются между собой и с ранее точно атрибутированными работами, принадлежащими предполагаемой дизайнерской школе или конкретному дизайнеру. При помощи таких же приемов раскрывается и своеобразие изучаемого дизайн-проекта или целого направления в дизайне.

Все собственные наблюдения студента должны обязательно фиксироваться в записях, иногда в набросках и зарисовках. Они помогут сделать выводы в конце работы и найти наиболее выразительное решение практической части выпускной квалификационной работы, а также помешены в приложение теоретической части ВКР.

Сравнительный анализ важен и для объективной оценки дизайнерского произведения или творчества дизайнера в целом. Различным может быть подход к анализу. Можно рассмотреть дизайнерские проекты с точки зрения содержания и средств его раскрытия в целом или подойти по-другому: проанализировать несколько проектов, в которых решается одна и та же творческая задача, один частный (но важный для целого направления) вопрос. Так, исследуя проблему синтеза или взаимосвязи на примере нескольких проектов, нетрудно прийти к выводам об основных стилевых особенностях той или иной школы дизайна.

Сравнительный анализ как способ изучения дизайнерских произведений всегда продуктивен, так как дает возможность проследить особенности конкретных произведений и одновременно понять закономерности всего художественного процесса или явления.

При работе над текстом обращаться к цитатам из литературы нужно только тогда, когда они авторитетно подтверждают или дополняют ваше мнение. Работа с разными группами источников позволит студенту отыскать интересные идеи и сформирует базу для теоретического анализа. Обязательное цитирование, ссылки на источники определяют бакалаврскую работу как исследование. При включении цитаты в текст должно быть ясно, кто является автором фразы и на какой источник ссылается текст. Также необходимо помнить, что цитаты не должны быть очень короткими или слишком длинными. В работе с источниками перечисленных групп необходимо обращать внимание на встречающиеся сноски на другие работы, с которыми, по возможности, стоит ознакомиться, поскольку в них можно обнаружить важные материалы по теме исследования. Можно также воспользоваться указателями и материалами статей профильных журналов.

Для успешной работы недостаточно использовать только русскоязычные издания по проблеме. Можно найти интересные источники иностранных авторов. В частности, на западе все ведущие дизайнеры являются педагогами, что и объясняет наличие большого количества хорошей и необходимой литературы как для теоретической, так и для практической частей бакалаврской работы. Кроме того, изучение иностранных источников будет полезно в плане приобретения общей терминологической культуры на материале европейских и других авторов. Заметим, если в пояснительной записке в качестве цитаты будет использован иностранный текст, то цитата делается на языке оригинала, а перевод добавляется в скобках, поскольку любой перевод содержит предпосылки к интерпретации.

При сборе информации по конкретному вопросу всегда возникает проблема ее систематизации, взаимосвязи, определения основного и второстепенного. В такой ситуации стоит попробовать обратиться к визуализации информации посредством схем или таблиц. Создание схем по некоему вопросу (параграфу, разделу пояснительной записки) преследует цель установить логику и проверить полноту раскрытия вопроса. Схема позволяет найти взаимосвязи и отношения между объектами, четче представить условия проектной ситуации, установить иерархию в проектных требованиях и пр. Если по параграфу, сформированному в виде чернового текста, попытки создать схему ни к чему не привели, то, возможно, материал требует содержательной доработки или установления логических связей, или в его изложении допущена неточность. В этом случае необходимо поработать над схемой, закончить ее, а потом в соответствии с ней выстроить текст параграфа и содержательно раскрыть.

Стоит отметить, что схема как форма осмысления материала значима на консультациях с руководителем, позволяя студенту наглядно определить свою позицию по разрабатываемому вопросу или проблеме.

Особое значение визуализация информации посредством схем приобретает в осуществлении анализа аналогов. Если анализ аналогов представлен в качестве самостоятельных описаний по каждому объекту, без каких-либо сравнительных характеристик и выделения преимуществ и недостатков, то практическое значение такого исследования не представляется значимым. Иными словами, в описание объектов необходимо внести исследовательскую составляющую. Что это означает?

Полагаем, что при анализе аналогов дизайн-объекты необходимо сравнивать, выделять положительные и отрицательные их стороны. Кроме того, необходимо выстроить определенную классификацию, объединив анализируемые объекты в группы по какому-либо признаку (важному для задачи исследования). Таким признаком может быть графический прием, подход к иллюстрированию, цветовая стратегия и т. д. В этом случае анализ будет носить исследовательский характер. Схема или таблица, выполненная по материалам анализа аналогов, позволит автору ВКР проверить логику, последовательность выводов, а также их полноту.

В ВКР студенту придется иметь дело с различными аспектами проектной ситуации. Например: описание дизайн-объекта и его позиции на рынке, характеристика использованных производственных технологий (например, печати), определение характера спроса, политики цен, целевой аудитории (сведения о различных группах покупателей и их предпочтениях, уровень доходов потенциальных потребителей, возраст, предпочтения и т. д.). Во всех случаях также необходимо прибегать к схемам, которые наглядно представят результаты проведенного исследования.

Заметим, что после завершения графической части бакалаврской работы еще раз необходимо обратиться к схеме-классификации аналогов с целью нахождения в ней места своей практической разработки и оценки оптимальности дизайн-решения.

Итак, для визуализации информации может быть использована схема или таблица, которые при необходимости можно дополнить рисунками или фотографиями. Главное, чтобы такая форма подачи материала легко воспринималась и была понятной. Включение схем и таблиц в пояснительную записку является показателем глубокого анализа и может быть некой гарантией высокого уровня   проработки пояснительной записки, а следовательно, и информационной базы для самих дизайн-разработок.

Концептуальная стадия выполнения бакалаврской работы заканчивается самостоятельным этапом – разработкой идеи (дизайн-концепции). Можно сказать, что это кульминация работы, поскольку весь сбор информации и работа с ней направлены на реализацию именно этого этапа. Безусловно, с момента начала выполнения бакалаврской работу у студента время от времени могут возникать какие-то идеи, касающиеся дизайн- разработки. Поскольку дизайн – это творчество, а студенты, которые получают эту профессию, отличаются образным мышлением, поэтому идеи есть всегда. Другое дело, что по мере сбора информации и проведения исследования, понимание выпускником цели становится более конкретным, и он четче определяет дизайн- концепцию.

Дизайн-концепция не может сформироваться без серьёзной подготовительной работы. Дизайн начинается со сбора информации и ее осмысления. В. С. Кузин, заслуженный деятель науки, ученый в области художественно-профессиональной педагогики, подчеркивает: «Художественное мышление включает в себя как наглядно- образное, так и абстрактно-теоретическое, без преимущественного преобладания одного из них над другим»4.

Этап разработки дизайн-концепции – это реализация художественного мышления, а не практических навыков создания графических композиций. Здесь автор думает, анализирует, но при этом творит.

Пришло время разработки идеи (дизайн-концепции): начните с ассоциаций. Генерируйте свободные ассоциации, фиксируйте их в качестве списка. Художественное мышление активизируется через ассоциации, которые возникают при активном участии в творческом процессе зрительных образов и воображения. Когда список ассоциаций у студента станет достаточно длинный, необходимо сделать перерыв. Данный «отдых» необходим мышлению. Так оно устроено: ему нужен перерыв, чтобы привести мыли  в порядок. После перерыва надо постараться «отключить» логику, отдельные абсурдные суждения будут тут к месту. Потом снова можно обратится к ассоциациям. Стоит посмотреть иллюстративные издания. Любая визуальная информация (а может и запахи, звуки, вкусы) может быть основой для дизайн-концепции.

Стоит подумать, что может привлечь целевую аудиторию, чтобы она откликнулась, после этого также записать идеи. На стадии поиска идеи надо стараться работать плодотворнее, лучше больше идей и меньше критики к самому себе. Творческий процесс без веры в себя невозможен. Целью такого рода штурма – созидание творческой идеи, на которой выпускник потом будете строить визуальную коммуникацию. Возвращаясь к смыслу цитаты В. С. Кузина, можно сказать, что теоретически студент уже подготовлен (сбор и анализ информации состоялся). Теперь пора «включать» наглядно-образное мышление – развивать зрительные образы и воображение.

В завершении рассмотрения вопросов подготовки теоретико-аналитической части бакалаврской работы обратимся к тому, как описывать дизайн-концепцию. Здесь можно представить несколько советов о том, как переложить свои творческие идеи на бумагу, т.е. написать соответствующий параграф пояснительной записки. Полагаем, что в выполнении этой части работы могут возникать трудности.

Итак, дизайн-концепции – это идея. Способность «мыслить образами» является отличительной чертой дизайнера. Ваши идеи – это образы. Ваша дизайн-концепция – тоже образ, можно сказать «прообраз». Дизайн-концепция через ваши разработки приобретет разные формы визуализации, воплощения образного решения.

Какими словами можно описать образ? Какие характеристики можно выделить у образа? Ниже представлена попытка «разделить» образ на характеристики.

Образ: пластический – необходимо описать его композиционно-выразительные и цветовые характеристики. Он «статичный»? «динамичный»? «геометрический»?

«рукотворный»?... Он «монохромный»? «определенной цветовой гаммы»?… Хочется обратить внимание, что при описании цветового решения дизайн-концепции не надо писать о символике всех цветов, об их физическом влиянии на человека, символическом значении в разных странах. Необходимо определить общее цветовое решение в связи с чувственным восприятием целевой аудитории.

В параграфе по описанию дизайн-концепции не следует использовать иллюстрации. Сюда не должны «случайно попасть» дизайн-разработки выпускника. Они должны быть в следующей главе. Здесь стоит описывать только словами. Следует стараться описывать, следуя своим чувствам и ассоциациям, ссылаясь на них. По описанию автора ВКР должно возникнуть представление дизайн-разработки, поэтому необходимо искать нужные определения, суждения, метафоры.

Образ: ассоциативный – обязательно следует описать ассоциации. Можно включить иллюстрации только зрительных стимулов, восприятие которых обнаружило идею автора. Если студент подобного рода иллюстрацию(ии) включит в данный параграф, обязательно следует пояснить ее роль и ассоциативную связь с вашей идеей.

Образ: чувственный – необходимо описать чувства, эмоции, ассоциации целевой аудитории (зрителя), которые будут вызваны образом автора ВКР. Стоит уточнить характер, силу, качество этого воздействия. Также необходимо отметить, какие эмоции возникают – положительные или отрицательные, чувство любви, доверия, страха и т.д.

Разработка и описание дизайн-концепции завершают теоретико-аналитический этап. Начинается проектный этап, где выпускник разрабатывает визуальное решение, осуществляет визуализацию своей идеи.

 

5.3. Стадия моделирования

Вторая часть выполнения бакалаврской работы полностью посвящена практическим разработкам по визуализации дизайн-концепции. В таблице 10 представлены составляющие этой стадии. На данной стадии вы полностью погружены в практику дизайна, в проблему создания оптимального графического решения.

Поиск графического языка объекта – это поиск его формы на основе различных формально-пластических решений. «Моделирование» начинается с набросков, эскизов идей. Если выпускник разрабатывает тему, в которой предполагается использование видео и анимации, то в этом случае необходимо обратиться к раскадровке. Работа студента начинается с поиска вариантов визуализации идеи. Обязательно сохраняйте все черновые решения. Представлению поиска автора ВКР посвящены первый параграф проектной части пояснительной записки и приложение.

На данном этапе, решая задачи бакалаврской работы, выпускник отрабатывает навыки создания художественного образа, поскольку экспериментирует с различными подходами к визуализации идей.

Подход – совокупность приемов и способов. Другими словами, поиск оптимального подхода предполагает использование различных графических материалов или их комбинацию. Пригодятся эксперименты со способами нанесения изображения, поиском техники, варианты применения композиционно-выразительных и художественных средств.

 

Таблица 10 - Формы организации бакалаврской работы

Фаза / Часть Стадия Этап / Задачи бакалаврской работы

Проектная

Моделирования

Визуализация идеи (дизайн-концепции) / поиск и разработка образа, определение и выбор композиционно-выразительных                       и художественных средств (типографика, фотографика, графика), техник дизайна, разработка и обоснование возможных графических решений, поиск и определение цветового решения, выполнение графического моделирования, макетирование, поиск технологий выполнения дизайн-объектов и определение технологических качеств (характеристик)
Анализ результатов / определение и применение методов и критериев оценки оптимальности проектного решения, определение и обоснование оптимального графического решения, прогнозирование и аргументация эффективности визуальной коммуникации, технико-экономическое обоснование дизайн- разработок

 

Именно отработка навыка эскизирования и выполнения набросков в ходе практической разработки позволяет с нужной оперативностью организовывать практическую работу. Рекламным агентствам, издательским домам, креативным группам нужны специалисты, которые за секунды могут создать запоминающуюся картинку для упаковки, обложки журнала или рекламного модуля.

Эти навыки приобретают особое значение при работе с заказчиком, когда реализуется такая необходимая составляющая дизайнерской деятельности, как «продажа дизайна как товара». Умения и навыки в создании эскизов позволят предоставить заказчику определенное количество идей за короткий период времени. И именно диапазон, а также наглядность и качество предоставленных эскизов будут одними из ключевых факторов оценки профессионализма выпускника.

Кроме того, отработка практических навыков в различных видах изобразительного искусства, способах проектной графики, в реализации принципов художественно- технического редактирования и макетирования, а также отработка навыков владения компьютерными технологиями, необходимы для профессиональной деятельности выпускника бакалавриата по графическому дизайну.

Сегодня особое значение приобрели компьютерные технологии, именно компьютер стал основным инструментом создания дизайнграфики. Профессиональный дизайнер должен знать Adobe PhotoShop, Adobe Illustrator, InDesign и пр. В XXI веке дизайнер не может работать без помощи компьютерных технологий. При этом дизайнер должен уметь рисовать «от руки». Как справедливо заметил Г. Кнабе, дизайнер-практик:

«Поскольку дизайн – средство визуальной коммуникации, то недостаточно интуитивного чувства гармонии; нужны соответствующие знания и умение всё делать своими руками»5. Выполнение данной задачи обеспечивает наработку профессионального опыта реализации художественного замысла в практической деятельности дизайнера.

Завершая короткий разговор об «экспериментах» автора ВКР, хочется обратить внимание на то, как представить данный «рабочий» материал в пояснительной записке. Если в широком смысле отвечать на вопрос «как», то ответ – «системно». Все поиски выпускника должны быть возведены в систему, четко представлять направления экспериментов студента. Для этого результаты своих «поисков» объединяйте в группы. Это может быть группа, представляющая эксперименты с материалами и техниками, или группа на основе композиции и цветовых решений. Варианты группировки могут быть различными, все определяется вашим творческим видением.

Группы эскизов необходимо представить через анализ-описание их преимуществ и недостатков, сложностей, особенностей данного визуального подхода, соответствия дизайн-концепции и возможностям по реализации коммуникативной стратегии. Студент также может использовать принцип хронологии в представлении эскизного материала. В этом случае описание подходов и используемых технологий будет осуществлено на основе этапов ведения практической работы. В любом случае анализ-описание эскизных решений необходим. В качестве совета: таблица может быть хорошим вариантом организации данного материала.

Все ли эскизы включать в пояснительную записку? Да. В основной текст пояснительной записки (текст параграфа) вы размещаете и описываете те эскизы, которые демонстрируют некий подход, технологию, или, возможно, вы считаете его значимым для формирования дизайн-решения. «Общая масса» эскизов и набросков компонуется студентом (масштаб может быть уменьшен) без какого-либо текста на формате(ах) А4 и включается в приложение.

В параграфе, посвященном дизайн-решению, необходимо представить свои разработки, которые были выполнены на основании одного из набросков. Этот набросок студент уже доработал, возможно, прорисовал. Необходимо представить все составляющие дизайн-решения,  пояснить  оптимальность: конструкции, композиции, цветовой стратегии, художественного средства (графика, фотографика, типографика). Важной частью описания оригинал-макета является обоснование выбора материалов и технологии печати в условиях современной дизайнерской практики и коммерческой реализации её продуктов. Могут быть представлены фотографии всех этапов выполнения оригинал-макета. Эта часть сопровождается эскизами, иллюстрациями, таблицами, схемами, которые размещаются как в основном тексте, так и могут выноситься в приложение.

Какие критерии и методов оценки оптимальности проектного решения можно использовать? Во-первых, это те требования, которые были определены в теоретико- аналитической части работы.

Установленные проектные требования не только позволяют определить направление и ориентиры проектной деятельности, но также служат ее надежными критериями. Поясняя свое дизайн-решение, студент должен обратится к этим требованиям и установить соответствие, пояснить степень их выполнения.

Итак, при объяснении и аргументации дизайн-решения объекта можно следовать следующей логике оценки его визуальной оптимальности:

– охарактеризовать, насколько идея (дизайн-концепция) объекта находит выражение в формально-пластическом решении. Здесь устанавливаете соответствие

«идеи» и «формы»;

– охарактеризовать оригинальность, креативность дизайн-решения, его образное (художественное) решение (использование композиционных, художественных средств). При этом не забыть учесть в объяснении дизайн-решения графику конкурентов;

– определить выполнение принципов композиции. Уточнить соблюдение количественной меры в дизайн-решении: «минимум средств и максимум выразительности»;

– установить степень проработанности дизайн-решения и уровень художественной культуры.

Данные направления анализа представлены в обобщённой форме. Каждый из названных аспектов анализа можно содержательно уточнять.

В качестве метода оценки оптимальности дизайн-решения можно использовать метод составления контрольных перечней, когда оценка осуществляется по составленному перечню вопросов-требований, которые успешно применяютсяв аналогичной ситуации. Например, в оценке визуальных элементов можно обратиться к вопросам: привлекают ли внимание, удерживают ли интерес, создают ли атмосферу доверия, непонятны, раздражают и т. д. При анализе цвета оценку можно осуществлять на основании таких вопросов: Выделяется ли этот цвет? Отличает ли от конкурентов цветовое решение, что автор ВКР хочет передать с помощью цвета? Какой смысл выпускник вкладывает в данный цвет? Вызовет ли цвет позитивные ассоциации? Как на цвет влияет изменение размера и масштаба? Есть ли какие-то технические трудности для правильного воспроизведения цвета? и т.д. Представляется, что нет необходимости генерировать максимально большой список вопросов. Они в любомслучае будут продиктованы вашей проектной ситуацией и зависетьот требований, которые были определены в начале работы, в период сбора информации.

Представление дизайн-решения с позиции его составных частей, особенностей, последовательности реализации с опорой на инженерное и художественное мышление способствует успешному представлению ваших дизайн-разработок.

Бакалаврская работа – это более глубокое освоение методов аналитической и проектной деятельности и совершенствование навыков научно-исследовательской работы. Поскольку все мысли человек облекает в слова, придавая им вербальную форму, работа над ВКР становится инструментом развития словесного мышления. Важность этой задачи нельзя недооценивать ни студентам, ни их руководителям.

Безусловно, графическая часть бакалаврской работы является результатом аналитической работы студента в развитии проектного мышления. Не менее важными являются логика текста пояснительной записки и способы ее изложения. Бакалаврская работа развивает проектное мышление и память через освоение принципов аналитической работы как в поиске графического решения, так и в работе с текстом.

При обосновании дизайн-решения не нужно бояться, во-первых, писать, нужно писать все, что «приходит в голову» в связи с темой. Во-вторых, не нужно бояться слишком длинных предложений, поскольку при последующих прочтениях оба эти обстоятельства корректируются и дорабатываются. При работе над каждым параграфом необходимо помнить, что его нужно завершать необходимыми выводами. Когда все параграфы будут написаны, выводы нужно обобщить, делая вывод по главе.

Необходимо отметить, что стиль и характер описания дизайн-концепции и разработок, с одной стороны, является показателем общей культуры, с другой стороны, свидетельствуют о глубине исследования проектной ситуации. Удачное изложение материала и грамотный язык являются достоинством работы и способны подчеркнуть ее преимущества. Невыигрышная подача текста, стилистически неграмотный язык и наличие ошибок в тексте могут испортить впечатление о самом талантливом и оригинальном дизайн-решении.

Стиль изложения в пояснительной записке должен быть прагматичным и лишенным эмоциональной окраски. В изложении необходимо обходить личные местоимения и использовать безличные конструкции: «было проанализировано»,

«представляется доказанным», «можно сделать вывод», «анализ этого графического решения дает...» и т. д. Не допускаются восклицания. Слова должны употребляться с максимальной точностью без художественности, эпитетов и метафор и эмоциональных средств выражения. Кроме того, характер изложения материала письменной научной речи посредством рассуждений и доказательств, как авторитетно заметил У. Эко, предполагает использование следующих специальных языковых средств (слов, оборотов):

– последовательность развития мысли выражается словами «вначале», «прежде всего»,

«затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и др.;

– противоречивые отношения – словами «однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее»;

– причинно-следственные отношения – словами «следовательно», «поэтому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же»;

– переход от одной мысли к другой – «прежде чем перейти к...», «обратимся к...»,

«рассмотрим»,                      «остановимся             на...»,      «рассмотрев,     перейдем              к...»,  «необходимо остановиться на...» и др.;

– итог выражается словами «итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим»,

«все сказанное позволяет сделать вывод», «подведя итог», «следует сказать» и др.6

Для описания следует использовать терминологию, специальные термины, являющиеся ключевыми для исследуемой предметной области. При необходимости термины можно пояснить (базовые термины не поясняются). При этом текст должен отвечать требованию единства терминологии. Помимо слов-терминов в научном тексте необходимо использовать обороты, выступающие в роли терминов, например:

«коммуникативная эффективность»,   «целевая   аудитория»,   «маркетинговые коммуникации» и т. д.

Текст пояснительной записки является характеристикой логики и стиля вашего мышления, а также навыков работы с теоретическими источниками. Всё это определяет характер бакалаврской работы и позволяет её оценивать как исследовательскую или компилятивную.

Бакалаврская работа призвана продемонстрировать высокий уровень подготовленности, самостоятельности и ответственности выпускника бакалавриата. Условия для достижения этого закладываются еще в период обучения. Но при этом на этапе работы над бакалаврской работой осмысливаются вопросы целесообразности дизайна с точки зрения его технического, конструкторского решения или экономического обоснования. В этот период происходит углубление знаний о процессе художественно- промышленного производства и полиграфических технологиях. Часто они выходят на первый план. В современных условиях знание технологий, технологических процессов и свойств материалов позволяет дизайнерам добиться оптимальности проектного решения и максимального визуального эффекта.

В условиях рыночной экономики успех дизайн-объекта определяется конкурентоспособностью, т.е. возможностью его реализации. Создаваемые дизайн- объекты по своим характеристикам должны не только отвечать эстетическим и функциональным критериям, но и быть экономичными в производстве и удовлетворять социальным требованиям.

Технико-экономическое обоснование дизайн-разработок – это обязательная составляющая бакалаврской работы, поскольку любому дизайн-объекту должна быть дана оценка его экономической эффективности с учетом применения полиграфических технологий и процессов производства. В этой связи технико-экономическое обоснование дизайн-решения предполагает оценку проектных предложений с точки зрения правильного выбора технического решения и его экономической целесообразности.

В этом параграфе дается общая технико-экономическая оценка разработанных дизайн-объектов: расчет себестоимости и цены. Расчет себестоимости объекта проводится на основе метода сметных калькуляций, т е. путем составления сметы затрат. Так, учитывается стоимость всех ресурсов, необходимых для выполнения дизайн- объекта. Калькуляцию себестоимости рекомендуется составить на основе анализа прямых материальных затрат на все составляющие процесса: на материалы, виды работ (печать, послепечатная обработка), необходимые покупные изделия.

Необходимо проанализировать отчётные калькуляции по отдельным статьям расходов. На основании полученных данных следует составить калькуляцию плановой себестоимости в целом и также необходимо показать:

– зависимость экономических показателей от изменения качественных параметров: выбора материала, способа печати. Выполняется при условии, если вами были предусмотрены альтернативные варианты выбора материалов или используемых технологий;

– зависимость себестоимости от количества единиц.

Расчёты проводятся на основе плановых калькуляций по каждому объекту, выполненному в рамках бакалаврской работы, в отдельности. Затем результаты калькуляций необходимо обобщить для получения результатов по дизайн-разработкам в целом.

Помимо расчета себестоимости следует спрогнозировать цену разрабатываемого дизайн-объекта. Для этого надо исследовать цену аналогов, выпускаемых разными коммерческими организациями. Статистическая информация о цене аналогов может быть собрана вами самостоятельно или путем анализа публикаций. Желательно построить модель цены, которая свяжет потребительские свойства объекта и цену. Если вы решите построить такую модель, то необходимо собрать статистические данные по 3–5 аналогам, так как чем больше информации будет собрано, тем ближе модель цены опишет реальные предпочтения покупателя и его оценку отдельных свойств. Результатом выполненной работы по данной части будет предполагаемая цена изделия. Отметим, что предлагаемые вам исследования рынка являются упрощенными, что допустимо на этапе выполнения бакалаврской работы.

 

6. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Общие требования

Текстовый документ должен в краткой и четкой форме раскрывать творческий замысел работы, постановку задачи, выбор и обоснование принципиальных решений, содержать описание методов исследования анализа, расчетов, описание проведенных экспериментов, анализ результатов экспериментов и выводы по ним. Текст должен сопровождаться иллюстрациями (графиками, эскизами, диаграммами, схемами и т.п.).

При написании ВКР необходимо использовать научный стиль речи.

                      Оформление текстового документа проводится с учетом выполнения требований для ВКР бакалавра в соответствии с:

ГОСТом и рекомендациями образовательного учреждения. Сейчас (на 2020-2021 гг.) действует ГОСТ 7.32-2017 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

ГОСТ Р 7.0.100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Этот стандарт унифицирован с международными правилами. С 1 июня 2020 г. данный стандарт стал единственным действующим на территории Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание, что ГОСТ Р 7.0.100-2018 не распространяется на правила оформления сносок – они регламентируются ГОСТ Р 7.0.5-2008.

На цитаты, статистические и другие данные в обязательном порядке даются сноски на источник информации (в сноске укзывается конкоетная цитата). Сноски оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.05.-2008. При использовании любого факта необходимо укзать откуда Вы взяли информацию.

Текст пояснительной записки оформляется на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210x297 мм) и должен иметь поля: верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм, правое - 10 мм, левое -30 мм.

Текст ВКР выполняется через 1,5 интервала. Цвет шрифта должен быть черным, шрифт Times New Roman 14, обычный, не курсив и не подчёркнутый, выравнивание - по ширине страницы

Допускается использование отдельных листов формата АЗ для выполнения дополнительных чертежей (альбом чертежей – 15-20 стр.). Текст выполняется компьютерным способом с интервалом между строками 1,5 с использованием шрифта 14 размера (Times New Roman).

Количество строк на странице должно быть в пределах 30-35, количество знаков в строке - не более 60. В отпечатанный текст отдельные слова, формулы, условные обозначения следует вписывать только черной пастой, чернилами или тушью.

В тексте пояснительной записки обязательно соблюдение общепринятой научной, экономической, технической и международной терминологии.

Изложение материала должно быть четким, не допускающим неоднозначных толкований.

В тексте работы необходимо выдерживать абзацы. Абзац состоит из одного или нескольких предложений, имеющих смысловое единство, и выделяется отступом вправо в первой строке на 5 символов (15-17 мм). Не рекомендуется делать абзацы объемом более 0,5 страницы.

Слова в тексте должны быть написаны полностью. Допускаются только общепринятые сокращения, например, и так далее - и т.д., то есть - т.е., и сокращение архитектурно-строительных терминов.

В тексте ВКР не допускается:

- применять обороты разговорной речи;

- применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

- применять произвольные словообразования;

- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в «шапке» и боковинах таблиц и в расшифровке буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;

- использовать аббревиатуру стандартов (ГОСТ, ОСТ, ТУ и др.) без регистрационного номера;

- исправлять ошибки, допущенные при написании текста, зачеркиванием, «набивками сверху» и т.п.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!