МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ БЫЛИНЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Исходя из программы по литературному чтению в начальных классах, с жанром былины учащиеся знакомятся лишь практически. Ознакомление с текстом на уроке литературного чтения построено по тем же этапам восприятия, что и других художественных произведений. При подготовке к восприятию следует познакомить детей с былиной как с жанром: дать определение, выявить историю возникновения, особенности героев, способ исполнения – все это будет служить стимулом к дальнейшей работе. Учитель может использовать следующие виды работ: рассказ учителя, беседа по картинам, беседа по содержанию былины, доклады учащихся по заранее определенной теме и т.п.

Учителю необходимо помнить о том, что перед чтением произведения детей необходимо эмоционально настроить к его восприятию. На этом этапе можно используют беседу. Однако не только содержание беседы, но и тон, жест, улыбка, сопровождающие ее, показывают детям, что учитель сам очень любит былины, что встреча с ними для него праздник. Кроме беседы учитель может использовать в своей работе и прием иллюстрирования текста: рассматривание готовых иллюстраций (картина Васнецова «Три богатыря»), а также словесное и музыкальное иллюстрирование (Н. Римский-Корсаков «Гусляр Садко», песня «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко», «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки»).

Первичное восприятие текста былины, как показывает большинство методик по данной теме, обеспечивается таким приемом, как чтение учителем вслух. При этом задача учителя – сохранить целостность восприятия произведения, в котором так тонко сочетается содержание и стих. Учитель должен суметь передать ритм, интонационно-мелодическое своеобразие. Но прочитать былину может и подготовленный заранее ученик. Учителю, если читает былину он, предстоит серьезнейшая работа над ее исполнением. Детям перед чтением былины, как и любого другого художественного текста, дается установка на прослушивание. Учитель может создать атмосферу для чтения былины с помощью фонограммы игры на гуслях. Методически целесообразным приемом для проверки привычного восприятия является беседа, состоящая из 3-4 вопросов, которые закрепляют первичное читательское впечатление детей: Понравилось ли? Что особенно понравилось? Какие чувства возникли у вас? Что вызвало смех? Когда было страшно? Что было трудно понять?

Необходимо обратить внимание также и на выразительность чтения самим учителем. Так как основное изучение былин все-таки происходит на уроках литературного чтения, то можно утверждать следующее: важна не только разработка методов работы над текстом былины на уроке чтения, но и то, как его преподнести. Правильное чтение открывает перед детьми занимательность содержания и дает первое представление о художественном своеобразии жанра: медлительное и величавое развитие действия, повторы, гиперболические описания.

В большинстве методической литературы, неотъемлемой частью в работе над былиной должна быть словарная работа, так как большое количество непонятных слов, сложность и непохожесть произношения затрудняет восприятие сюжета. Догадаться о смысле конкретного слова дети могут по контексту. Это такие слова, как «бить челом», «силушка», «лихо» и другие. Но в основном значение слов нужно объяснять, так как они отличаются древним происхождением: «орать» - пахарь, «тако» - если; а другие в настоящее время совершенно изменили свой смысл: «утушить» - успокоить, «поправиться» - сразиться. Целесообразно в течение всего знакомства с былиной вести словарик устаревших слов. Например:

Словарь трудных слов:

Ажно – между тем, в самом деле.

Башлык – головной убор.

Бирюк – нелюдимый, угрюмый человек.

Булатный – стальной.

Горюн – бедняк.

Гусли – старинный музыкальный инструмент.

Дозор – проверяющий обстановку патруль.

Застава – крепость, оборонительное сооружение.

Колчан – сумка для хранения стрел.

Латынщина – западные завоеватели.

Микола Можаиский – святой спаситель утопающих в море.

Мурзы – ханские вельможи.

Налучник – чехол для лука.

Нонь – ведь, теперь.

Палица – боевая дубина.

Росстань – перекресток, распутье.

Сыта – пища.

Сыта медвяная – подслащенная медом вода.

Уланове – ханские чиновники.

Чембуры – поводья на коня.

(Словарь составлен по былинам: «Ильины три поездочки», «Илья Муромец выходит на свободу», «Садко» - учебник «Родная речь» 3 класс.)

В ходе словарной работы может быть выяснено отношение автора к изображаемому, например, Соловей-разбойник – «злодей-разбойник», Владимир – «славный князь», Идолище – «поганое»; а также можно выявить изобразительно-выразительные средства языка былины. Это могут быть эпитеты, например, «темны лесушки», «палаты белокаменны», «святая Русь», «славный Киев-град», сравнения («глазища, что пивные чашища»), метафоры («богатырская кровь раскипелася»).

При анализе задача учителя – помочь детям заметить формирующие признаки данного жанра: схожесть со сказкой, композиция, особенности героев. Анализ направлен на выяснение сюжета, раскрытие особенностей действующих лиц, идеи, художественного своеобразия былины. Анализ былины схож с анализом сказки, что определяется некоторой сходностью художественных особенностей (зачин, концовка, волшебство, троекратность действий, борьба добра и зла, ритмичность). Разбор осуществляется по трем уровням: фактическому, идейному, собственному отношению к прочитанному. Фактический уровень представляет собой прослеживание сюжетной линии, то есть «системы событий в их развитии. В центре – образы-персонажы, раскрывая которые автор показывает определенную сторону жизни в тот или иной период. Все это роднит былину с рассказом, повестью.

Могут быть предложены следующие вопросы: С чего все начиналось? Как развиваются события? Какой момент повествования является самым напряженным (самым важным)? Чем все закончилось?

В большинстве методической литературы при анализе внимание концентрируется на формуле: зачин, развитие, кульминация сюжета, конец. Так, анализ ведется по логически законченным частям, каждую из которых ученик зачитывает вслух, тем самым производя вторичное прочтение, озаглавливает, тем самым составляя план к дальнейшему пересказу, определяет входящие в отрывок эпизоды. Ответы на поставленные вопросы также могут быть зачитаны из текста. Кроме распространенного приема постановки вопросов к тексту также может быть использовано словесное рисование, в ходе которого ребята могут описать внешний облик богатыря, битву, а также чтение по ролям – этот способ удобен тем, что основную часть былин составляет диалог.

Могут быть предложены детям вопросы и задания, направленные на разработку изобразительно-выразительных средств языка: Прочтите, как описывается силушка Ильи Муромца? Его действия в бою?

Но так или иначе вся работа должна быть подчинена выявлению главной идеи, суть которой похожа в разных былинах. В обобщении можно использовать такие приемы работы, как беседа обо всем жанре или о конкретной былине, перечитывание ее, выполнение творческих заданий, которые могут быть связаны с краеведением, рисованием (рисование понравившегося сюжета), выписывание и определение значения интересных слов, сочинение продолжения былины, придумывание, кем бы мог быть герой былины в современном мире, написание собственной былины; выборочное чтение по иллюстрации; постановка учащимися вопросов по тексту друг к другу. Данное эпическое произведение подразумевает деление на относительно законченные части, поэтому очень удобен пересказ, которому предшествует составление плана.

Отдельно следует выделить принципы работы над былиной по учебнику для чтения Е. В. Бунеевой. В нем изучение начинается с формирования представления о былине как о фольклорном жанре, показа ее характерных черт. Дети уже могут ответить на вопросы: Что такое былина? Почему она так называется? Известны ли авторы былин? Чем былина отличается от сказки? О чем рассказывается в былинах? Назовите героев русских былин. Как и где использовались былины в древности? Как называются сказки о богатырях?

Тем самым происходит формирование начальных, основополагающих знаний о былине, которые впоследствии помогут лучшему пониманию жанра. Затем дети знакомятся с богатырской сказкой «Илья Муромец» и отрывком из былины «Илья Муромец и Святогор». В ходе работы идет сопоставление былины и сказки, нахождение общих исторических и жанровых отличий. А именно, что и былину, и сказку придумал народ, отразил в них свою жизнь, борьбу добра и зла. И тут, и там в той или иной степени присутствует волшебство, но былину отличает большая сложность, стихотворное строение, монументальность героев, тогда как в сказке это обычный люд. После сопоставления идет подробнее ознакомление с былиной, деление ее на части, словесное рисование Святогора и его коня, в ходе чего дети понимают, почему о Святогоре говорится, что его «земля через силу носит». Знакомство с жанром продолжается на примере сказа «На заставе богатырской», с которым дети знакомятся дома. Понимание учащимися прочитанного можно выявить в ходе выборочного чтения и ответов на вопросы: Что такое застава? Где устроена богатырская застава? Кто на ней служил? Как богатыри обороняли Киев?

Здесь происходит знакомство с былинным героем Добрыней, на примере которого отмечаются характерные особенности богатырей. Вторая часть сказа читается вслух, затем класс отвечает на вопросы: Кто победил нахвальщика? Что помогло его победить? Как он отнесся к побежденному?

Далее идет работа с текстом, ответы на вопросы звучат оттуда. Домашним заданием можно варьировать, но уместнее всего выразительное чтение маленького отрывка (1-2 абзаца).

Таким образом, при изучении былин следует использовать подход, основанный на поставленных задачах, а также на литературоведческих закономерностях построения жанра. Разработанные методы и приемы основаны на творческом подходе в изучении былины, кроме того особое внимание должно уделяться анализу изобразительно-выразительных средств.

 

 

Жиртуев А.А.,
ФГБОУ ВПО «СамГМУ Минздрава России» (г. Самара)


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 8344; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!