Что скажет Он вам, то делайте» (Ин 2, 5). Мария, указующая Христа и Его Слово как путь в нашем паломничестве к Дому Отца.



Очередным образом, который использовали Синодальные отцы, уча о Слове Божием, является образ Пути. Во время синодальных прений синода епископов отцы прежде всего говорили о пути, которым Слово Божие должно достигать современного человека. Таким путем должны стать все возможные средства: как молитвенно-литургические собрания, так и индивидуальное возвещение Слова Божия вплоть до использования новейших средств передачи мыслей (особенно средства электронные).

В этой перспективе мы можем взглянуть на Марию как на Ту, Которая указывает нам главный и единственный Путь, ведущий к Отцу, каким является Иисус Христос – Спаситель мира. Уже в Кане Галилейской Мария указала на Своего Сына и сказала: «Что скажет Он вам, то делайте» (Ин 2, 5). Так Она дала понять, что важнейшим в жизни людей является Он, Христос, и Его спасительное Слово. Послушание этому Слову открывает людям путь к Богу. [46]

Иконографическим выражением этой истины является образ Марии с Младенцем, так называемая Одигитрия (Hodogetria, греч. Hodos - дорога, путь). На этой иконе Мария одной рукой указывает на Иисуса, как Путь, ведущий в Дом Отца. Она не привлекает внимание к Себе, но показывает Иисуса и Его Слово как истинный путь, ведущий к вратам Спасения.

Хотя упомянутой выше идеи и не было в синодальных документах, все же следует отметить, что основным путем, которым Слово Божие доходит до нас, является сам Иисус, а Мария – это Та, Кто этот путь нам указывает.

Заключение

Целью синода епископов, прошедшего в 2008 году, было напомнить всей Церкви о роли и значении Слова Божия. Используя четыре образа: Голос, Облик, Дом и Путь, епископы указали роль Слова Божия в Истории Спасения, Его роль в современной жизни Церкви, а также предприняли попытку определить пути, которыми это Слово Божие может прийти к современному человеку.

Как во время подготовительной работы так и во время синодальных прений очень ярко была подчеркнута роль, которую сыграла и играет Пресвятая Дева Мария в передаче людям Слова Божия. Прежде всего, как Богородица, Она дала человеческий лик Божию Слову, зачав Его в лоне и родив Спасителя мира. И это – важнейшая Ее заслуга во всей Истории Спасения. Всю жизнь Она прожила, вслушиваясь в Слово Божие и сохраняя Его сердцем и делами. Поэтому и сегодня Она остается для Церкви (которая является Домом Слова), Матерью, Наставницей и Примером в принятии этого Слова Божия и в жизни Словом, Которое дает Господь, каждый день. Кроме того, Она указывает на Своего Сына и на Его учение как на единственный Путь, ведущий в небесную Отчизну.

Указывая на Розарий и Lectio divina, Синодальные отцы призвали верующих, чтобы они питались Словом Божиим вместе с Марией и как Мария.

 

 

Перевод: Ольга Королькова

Редакция: о. Сергей Тимашев


[1]         [1]         XII Ординарная Генеральная Ассамблея Синода епископов «Обращение Синода епископов» (24.10.2008)

[2]                                                                                                                            Там же

[3]

           [3]XII Ординарная Генеральная ассамблея Синода епископов «Слово Божие в жизни и миссии Церкви», Instrumentum laboris, п.25. Далее кратко: Instrumentum laboris

[4]

           [4]XII Ординарная Генеральная ассамблея Синода епископов «Слово Божие в жизни и миссии Церкви, Liniamenta, п. 12,18. Далее кратко: Lin е amenta

[5]

           [5]Lineamenta , Вопросы, Раздел I , Вопрос 6: Мария и Слово Божие

[6]

           [6] Н. Этерович, XII Ординарная Генеральная ассамблея Синода епископов «Слово Божие в жизни и миссии Церкви, Lineamenta , Введение (25.03.2007)

[7]

           [7] Ср. Гоандецски С. архиеп., Блог Синод епископов о Слове Божием, День десятый (14.10.2008): Питаясь Словом Божиим – мы возрастаем

[8]

           [8] См. Окончательные предложения для Апостольского обращения о Слове Божием, п. 55 (Прим. Перев Это пункт выражен в пп.27-28 Послесеинодального обращеня Verbum Domini )

[9]                   См КО 2

[10]

           [10]Ср И. Лангхаммер Песнь о Логосе и ее религиозно-исторические основы, в  Эгзегеза Евангелия св. Иоанна, Люблин, 1976, стр. 19-32; А. Санторский, Христология, Варшава, 1993, стр. 26

[11]

           [11] Instrumentum laboris , №9 а,с

[12]

           [12] Ср A.Serra, Madre diDio- Fondamenti biblici, в Nuovo dizionario di Mariologia, red. S. De Fiores, S. Meo, Cinicello Balsamo 1986, стр. 808

[13]

           [13] Св. Августин Sermo, 215,4

[14]

           [14] PL 40, 398

[15]

           [15] PL 46, 937-938

[16]

           [16] Ср  XII Ординарная Генеральная ассамблея Синода епископов «Слово Божие в жизни и миссии Церкви», Instrumentum laboris, № 25. Полный текст звучит следующим образом: «В деле спасения являются великие личности, которые слушают и «евангелизируют» Слово Божие: Авраам, Моисей, пророки, святые Петр и Павел, другие апостолы, евангелисты. Они преданно слушают Слово Господне, передают Его, готовят место для Царствия Небесного. В этом смысле центральной фигурой является Дева Мария, которая ни с чем несравнимым образом переживала встречу со Словом Божиим, которым является сам Иисус. Поэтому также она стала образцом всякого слушания и провозглашения. Уже в семье быв воспитанной в контакте со Словом Божиим, с глубоким пониманием Писания народа, к которому принадлежала, Мария из Назарета, с зачатия при Благовещении и до Креста, а точнее, до Пятидесятницы, принимала с верой Слово, обдумывала Его в душе и размышляла над Ним, глубоко Им жила (ср Лк 1, 38; 2, 19.51; Деян 17, 11). Силой своего «Да будет» Слову Божиему, первого и неизменного, она была способна смотреть вокруг Себя и жить насущными потребностями каждого дня, будучи уверенной в том, что получаемое в дар от Сына является даром для всех: служа Елизавете, в Кане и под Крестом (ср Лк 1, 39; Ин 2, 1-12; 19, 25-27). Также и поэтому к Ней относится то, что Иисус сказал в Ее присутствии: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк 8, 21). Будучи глубоко проникнутым Словом Божиим, можно стать Матерью Воплощенного Слова». Там же

[17]

           [17] Древнейшим письменным свидетельством, подтверждающим обычай использования этого титула в Египте является датированный III веком папирус с текстом молитвы «Под Твою защиту».

[18]

           [18] Так на протяжении веков и в настоящее время понимаются основные положения несторианства. Сегодня предпринимаются попытки реабилитации Нестория (особенно опираясь на обнаруженную в ХХ веке и приписываемую ему книги Liber Heraclidis). Некоторые современные авторы утверждают, что Несторий не отрицал (особенно в начале своего творчества) титула Теотокос. Ср. S.C. Napiórkowski, Matka mojego Pana, Opole 1988, s. 129 - 132; E. Adamiak, Traktat o Maryi, w Dogmatyka, t. 2, Warszawa 2006, s. 109. Другие авторы сомневаются в подлинности текстов, используемых с целью реабилитации Нестория. Ср. A. Santorski, Chrystologia, ранее цит, стр. 40

[19]

           [19] Прекрасным примером применения communicatio idiomatum является рождественская песня «Бог родился»: «Мать Дитя запеленала – Властелина над веками»»

[20]

           [20]. Ср. A. Santorski, Chry stologia, ранее цит, стр. 38-41

[21]

           [21] BF VI,6

[22]

           [22] BF VI, 4

[23]

           [23] Св. Ириней Adv . Haer III, 22, 4; PG 7, 959А

[24]

           [24] T.D. Lukaszuk, Dojrzewanie doktryny o inkarnacyinym fundamencie pośredictwa Maryi,  SM 4 (2002) 72

[25]

           [25] Там же, стр. 78

[26]

           [26] Там же, стр. 84

[27]

           [27] Ср Гимн Akhatistos , в  Т eksty o Matce Bo ż ej , ред. S.C. Napiórkowski, т .1: Ojcowie Kościoła greccy i syryjscy, Niepokalanów 1981, стр. 265-281

[28]

           [28] Ср №5

[29]

           [29] Ср . Гондецки С. архиеп., Блог Синод епископов о Слове Божием, День десятый (14.10.2008): Питаясь Словом Божиим – мы возрастаем

[30]

           [30] LG 56

[31]

           [31] Ср Павел VI, Обращение «Marialis cultus» (02.02.1974) №17

[32]

           [32] Иоанн Павел II, Энциклика Redemptoris Mater (25.03.1987) №25

[33]

           [33] «Церковь исповедует, что Слово Божие непрестанно рождает и созывает ее. Поэтому для того, чтобы быть способной провозглашать Его с любовью и силой, сначала непрестанно и «благочестиво Его слушает», испытывает перед Ним изумление и глубоко Им тронута, принимает Его с доверием и верой (КО 1), следуя за Марией, которая слушает Слово и Им живет (ср Лк 1, 38), благодаря чему Господь соделал Ее примером для Церкви» Liniamenta, №18

[34]

           [34] Liniamenta, № 12

[35]

           [35] «Принимая Благую Весть, Мария является как идеальный пример послушания веры, становится живой иконой Церкви на службе Слову. Так говорит Исаак из Стеллы: «В письмах, вдохновленных Богом, то, что я говорил в целом о непорочной матери Церкви, относится и к непорочной матери Марии. (…) Принявший наследие Господа в целом – это Церковь, особым образом – Мария, частным – каждая верующая душа. В дарохранительнице (шатре) лона Марии Христос пребывал девять месяцев, в дарохранительнице (шатре) веры Церкви – до конца света, в разуме и сердце верующей души – вечность» (Исаак из Стеллы, Sermo 51; PL 194, 1862-1863. 1865 ; цит из Lineamenta, №12

[36]

           [36] Lineamenta, №12

[37]

           [37] «Необходимо слушать как Мария и с Марией, Матерью и Наставницей Слова Божиего. Существует простой и универсальный метод молитвенного слушания Слова – Розарий. Иоанн Павел II указывал на его библейское богатство, называя его «компендиумом Евангелия», в котором размышление над тайной «позволяет Богу говорить», делает возможным созерцание Христа вместе с Марией. Instrumentum laboris № 26d . . Архиепископ Т.Пета из Казахстана так кратко изложил для радио Ватикана свое выступление в зале синода, посвященное роли молитвы Розария: «Мое выступление касалось Пресвятой Матери Божией. В такой связи: Слово Божие и Мария. В Instrumentum laboris есть прекрасный текст о Пресвятой Матери Божией. Я позволил себе подчеркнуть, что рассуждения о роли Марии в понимании Слова Божия не являются только выражением некоего благочестия. Это не просто использование роли Пресвятой Богородицы в пастырской практике, но это основа для понимания Библии. Потому что Она наилучшим образом слушала Священное Писание, наилучшим образом понимала его, Слово Божие наилучшим образом достигло Ее и дало наилучшие плоды. Она – Матерь Слова Божия, Слова Воплощенного, поэтому я позволил себе напомнить об этом и выразить огромную радость от того, что Instrumentum laboris говорит о Розарии как о простом и очень плодотворном способе слушания Слова Божия. Эта связь Розария со Словом Божиим прекрасна и очень интересна: Розарий как способ слушания Слова Божия. Я знаю, что эта мысль вызвала живой интерес. Один и африканских епископов сказал мне сегодня, что две недели назад тоже говорил о Розарии, потому что это очень важно». С архиепископом Т.Пета беседовал К.Бронк (Радио Ватикана – Польский отдел, 09.1-.2008).

[38]

           [38] Там же

[39]

           [39] Гондецкий С. архиеп., Блог Синод епископов о Слове Божием, День десятый (14.10.2008): Питаясь Словом Божиим – мы возрастаем

[40]

           [40] Instrumentum laboris, №25

[41]

           [41] Instrumentum laboris, №59

[42]

           [42] Гондецкий С. архиеп., Блог Синод епископов о Слове Божием, День десятый (14.10.2008): Питаясь Словом Божиим – мы возрастаем

[43]

           [43] Доклад делегата архиепископа Кентерберрийского. Ср.Гондецкий С. архиеп., Блог Синод епископов о Слове Божием, День десятый (14.10.2008): Питаясь Словом Божиим – мы возрастаем

[44]

           [44] Lineamenta , №12; ср Святой Амвросий, Evang . Secundum Lucam 2.19; CCL 14.39

[45]

           [45] Instrumentum laboris, №25

[46]

           [46] «Главный способ, каким учит Мария, - это указание на Христа. Она делает это, направляя наше внимание на Своего Божественного Сына, и поучает так, как поучала на свадьбе в Кане: «Что скажет Он вам, то делайте». И это – великая наука, адресованная Церкви (ср Иоанн Павел II, апостольское послание Rosarium Virginis Mariae , №12»). Д. Масталска, Мария как образец и наставница в учении Иоанна Павла II , «Salvatoris Mater» 5(2003) №3,93


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!