Мария – Наставница и Матерь в слушании Слова Божия



Кроме физического и духовного материнства Марии по отношению к Слову Божьему Синодальные отцы обратили внимание также и на другой аспект отношения Мария – Слово Божие, подчеркнув, что Мария является также Наставницей и Матерью в слушании и принятии Слова Божиего. Эти идеи мы можем найти как в подготовительных документах (Lineamenta и Instrumentum laboris), так и в материалах самих синодальных прений.

Обсуждая эту тему, воспользуемся двумя образами, предложенными синодом: образом Дома Слова (Церкви) и образом Пути. В Доме Слова (Церкви) Пресвятая Дева Мария является образцом слушания и принятия  Слова Божия. Как Одигитрия (Путеводительница) же Мария указывает современному миру Христа как Единственный Путь, ведущий к истинному счастью, то есть в дом Отца Небесного.

Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк 1, 45). Мария – образец слушания Слова Божия в Церкви (Доме Слова).

Одним из образов, используемых Синодальными отцами для описания роли Слова Божия в жизни верующих, является Образ Дома Слова (Церкви). Этот образ указывает на основополагающее значение слушания Слова Божия и питания Им для самого существования и функционирования Церкви, причем это утверждение справедливо как для всей общины верующих, так и для отдельных христиан. В этом процессе слушания Слова Божия и сохранения Его особое место занимает Пресвятая Дева Мария, ибо Она является совершенным образцом слушания и жизни согласно Слову Божию. Уже авторы Lin е amenta  поставили перед епископами, готовящимися к Синоду следующий вопрос: «Почему Мария является Наставницей и Матерью в слушании Слова Божия? Как Она принимала Его и как Им жила? Каким образом может Она стать образцом для христианина, который слушает Слово Божие, размышляет над Ним и живет Им?»[28]

Очень емко и точно ответ на вопрос о Марии как образце в слушании и сохранении Слова Божия представил делегат англиканского архиепископа Кентерберийского, выступая на синоде 14 октября 2008 года. Он обозначил отношения Марии и Слова Божия четырьмя словами, взятыми из Евангелия: fiat , magnificat , stabat iuxta crucem  и conservabat.[29] Эта синтетическая трактовка англиканского богослова да поможет нам в поисках ответа на поставленный выше вопрос: в каком смысле Мария может быть образцом для христианина, который слушает Слово Божие, размышляет над Ним и живет Им?

 

2.1.1. Fiat (Лк 1, 38) – Послушание Слову Божию

Сцена Благовещения и диалог Марии с архангелом Гавриилом указывает нам на то, что Мария не была использована Богом как пассивный инструмент в деле спасения, но что Она осознанно вслушивалась в адресованное Ей Слово Божие, пыталась понять Его («как это будет?») и даже, если не все смогла понять, со смирением приняла волю Всевышнего.

В настоящее время Учительство Церкви ясно подчеркивает эту позицию Марии в принятии Слова Божия, которая является примером для всех верующих. II Ватиканский Собор отметил, что Мария, «принимая спасительную волю Бога всем сердцем (…), полностью посвятила сама себя (…) личности и делу Своего Сына (…), служа тайне Искупления».[30] Павел VI называет Марию «Девой Слушающей», у Которой Церковь учится слушать Слово Божие.[31] В свою очередь, Иоанн Павел II в Redemptoris Mater подчеркивает, что Мария, слушающая Слово Божие, становится для нас всех примером в паломничестве веры»[32].

Тема Марии как примера для Церкви и отдельных верующих в том, как питаться Словом Божиим, четко прослеживается в работе вышеупомянутого синода. Уже читая Lin е amenta, мы видим во II главе, озаглавленной «Церковь рождается от Слова Божия и Им живет», что авторы документа подчеркивают важную мысль: если Церковь хочет провозглашать Слово Божие, то сначала она сама должна Им питаться. Это надо делать, следуя примеру Марии, которая в этом смысле является образцом для всей общины учеников Христа.[33]

В № 12 Lin е amenta очень ясно подчеркнуто значение примера Марии как для личной, так и для общинной встречи христиан со Словом Божиим: «На пути углубления в тайну Слова Божия Мария из Назарета уже с момента Благовещения была и остается Наставницей и Матерью Церкви, а также живым примером в каждой личной и общинной встрече со Словом Божиим, Которое Она приняла с верой, над Которым размышляла, Которое хранила в Своем сердце и Которым жила (ср Лк 1, 38; 2, 19.51; Деян 17, 11). Мария слушала и размышляла о Писании, соотнося его слова со словами Иисуса и событиями Его жизни.[34] Более того, Lin е amenta цитирует проповедь Исаака из Стеллы, который учил, что каждая душа, принимающая Слово Божие, подобна Марии, Которая приняла Слово Божие в Свое лоно, как в Дарохранительницу.[35]

Кроме того, Lineamenta подчеркивает, что общение со Словом Божиим должно приносить плоды в повседневной жизни. Христианин по примеру Марии должен позволить себе быть руководимым Святым Духом и, подобно Марии, замечать потребности других людей и отвечать на них: «Деве Марии удается видеть вокруг Себя неотложные нужды повседневной жизни, принимать их к сердцу, помня о том, что все, получаемое в дар от Сына, является даром для всех. Она учит нас, чтобы мы не смотрели на Слово жизни со стороны, как зрители, а чтобы жили Им, позволяя вести себя Духу Святому, пребывающему в верующих».[36]

Синод епископов выработал также пастырские предложения, следующие из восприятия Марии как примера в слушании и сохранении Слова Божия. Основным указанием является привлечение верующих к молитве Розария и практике Lectio divina. Розарий, будучи «компендиумом (кратким содержанием) Евангелия», позволяет Богу говорить к человеку, делает возможным созерцание Христа вместе с Марией.[37] Епископы также призывают верующих к практике Lectio divina, то есть медитировать над Словом Божиим и исполнять Его по примеру Марии: «Боле того, также как Дева Мария, святыня Духа, в жизни тихой, смиренной и сокрытой, вся Церковь должна учиться давать свидетельство о тесной связи между Словом и тишиной, Словом и Духом Божиим. Слушание Слова в вере затем становится пониманием, размышлением, причастием, делением и исполнением: в этом можно различить основные моменты Lectio divina как особого, привилегированного подхода к Библии верующего человека.[38]

Во время заседаний синода епископы подчеркивали, что особым образом Мария является образцом слушания и сохранения Слова Божия для женщин, особенно для сестер-монахинь. «Если речь заходит о монашеской жизни женщин, то напомним связь Слова Божия с женщиной. Имея в виду пример Марии, укажем на то, что задачей монахинь является несение Слова. Из этого вырастает живая экзегеза в самых разных окружениях, в которых монахиня должна проявить сердце Матери».[39]

 

2.1.2 Magnificat – прославление Бога

Другое существенным событием в жизни Марии, в котором Она является для нас Наставницей в построении наших отношений со Словом Божиим, является Ее гимн Магнификат. Ее общение со Словом Божиим, Которое Она приняла в Свое сердце и в Свое лоно, приводит к тому, что Она прославляет Бога и восхваляет Его за все благодеяния, которые Она сама и Ее народ получили из рук Всевышнего. Она «прославляет» Господа, открывая в Своей жизни милосердие Бога, благодаря которому Она «благословенна», ибо уверовала, что исполнятся слова, сказанные Ей Господом (Лк 1, 45). Кроме того, Она приглашает всех верующих, чтобы они отождествляли себя со словами Иисуса: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие» (Ин 20, 29).[40]

Итак, общение со Словом Божиим приводит Марию к поклонению и прославлению Господа. Также и для каждого христианина каждый контакт со Словом Божиим должен обязательно приводить к вознесению хвалы милосердию Божиему.

Однако, важнейшей формой восхваления Бога являются не слова, а дела. То есть самой совершенной формой прославления Господа является христианская жизнь по Божиим заповедям. И здесь также синод епископов указывает на Пресвятую Деву Марию как на совершеннейший пример: «Святой Максим Исповедник говорит: «Слова Божии, если только произносятся, не будут услышаны, потому что не имеют голоса, которым является исполнение на практике того, о чем они говорят. Если же они произносятся и вместе с этим исполняются заповеди, то благодаря такому голосу они имеют силу изгонять демонов и привлекать людей к возведению храма Бога в сердце путем развития дел справедливости». Здесь речь идет о том, чтобы предаваться тихому прославлению сердца в духе простоты и молитвы поклонения, по примеру Марии , Девы Слушающей, чтобы все Слова Божии бережно сохранялись и переживались в любви» (ср. Втор 6, 5; Ин 13, 34-35).[41]

 

2.1.3 Stabat iuxta Crucem – верность Слову Божию перед лицом страдания и испытания

Следующим основным событием в жизни Марии, в котором Она учит нас отношению к Слову Божиему, является Ее присутствие под крестом у стоп умирающего Сына. Перед лицом такого великого страдания Пресвятая Дева Мария мужественно находится рядом со Спасителем. Слово Божие, Которое Она услышала в Назарете и в Иерусалиме («Не бойся, Мария», «Для Бога нет ничего невозможного», «Твою душу пронзит меч») укрепляют Ее, а Она остается верна этому Слову, то есть верна Богу. Таким образом Она показывает нам, что даже тогда, когда в нашу жизнь придет страдание, мы должны укрепляться Словом Божиим и оставаться верными Богу. Перед лицом всевозможных людских слабостей, страданий и грехов тем более необходимо питаться Словом Божиим. Об этом говорили епископы в десятый день синода: «Слабость человеческого сердца способно исцелить только и исключительно Слово Божие. Оно одно в состоянии победить человеческую слабость. Поэтому так необходимо нам регулярно питаться Им. Кто не знает Священного Писания, тот не знает Христа. Для многих это – ничего не значащий слоган, однако, если человек серьезно задумается над этими словами, он будет поражен. Что мы должны делать, чтобы провозглашение Слова было более плодотворным в семьях, школах, на работе, на отдыхе? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо присмотреться к Марии, Которая размышляла над словами Господа. Надо присмотреться и к св. Павлу, пламенному глашатаю Евангелия».[42]

Слово Божие также должно помогать изменять современные культуры, даже (а может, именно потому) когда они напоминают блудного сына. Необходимо очищать и возвышать их так, чтобы в конечном итоге они возрастали в Христе.[43] Мария, стоящая у стоп Христа, показывает, что даже в труднейших и самых безнадежных ситуациях Слово Божие имеет силу укрепить человека и Церковь и довести их до момента воскресения. Мария под крестом показывает, как переживать труднейшие моменты жизни в свете Слова Божия.

 

2.1.4 Conservabat –сохранение Слова Божия и следование Ему

Евангелист Лука дважды отмечает, что «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк 2, 19; 2, 51).Так он подчеркивает, что Пресвятая Дева Мария сохраняла в Своем сердце Слово Божие, которое было обращено к Ней, а затем всю жизнь была верна этому Слову. Таким образом Мария становится для христиан примером сохранения Слова Божия и жизни согласно Ему.

Как Lineamenta, так и Instrumentum laboris ясно подчеркивают эту роль Марии как примера в слушании, размышлении над Словом и сохранении Его в жизни. «Мария является образом человека, который на самом деле молится Словом, который способен с любовью сохранять Слово Божие, выражать Его в служении любви, помнить о Нем неустанно, поддерживая горение зажженного факела веры в повседневной жизни. Святой Амвросий утверждает, что каждый верующий христианин плодит и рождает Слово Божие. Как существует только одна Матерь Христа по плоти, так по вере Христос – это плод всех».[44]

Еще более ясно подчеркивает эту роль Марии как примера в слушании и сохранении Слова Божия Instrumentum laboris синода епископов 2008 года. Авторы документа подчеркивают, насколько важно распознавать Слово Божие в своей личной жизненной истории: «В особенности необходимо обратить внимание на Ее (Марии – добавлено автором) способ слушания  Слова. Слова Евангелия о том, что Мария сохраняла все слова, слагая их в сердце, означают, что Она слушала Писание, знала его и размышляла о нем в рамках процесса Своего личного созревания, в котором разум не отделен от сердца. Мария искала духовный смысл Писания и находила его, соединяя его (по гречески - симбаллуса), со словами, жизнью Иисуса и событиями, которые открывала в своей личной истории. Мария является для нас примером как принятия веры, Слова, так и углубления Его. Ей не достаточно было принять Его, Она над ним сосредотачивалась. Не только обладала Им, но и открывала Его ценность. Давая согласие на Него, также развивала Его. Таким образом Мария становится символом для нас, для веры как простых людей, так и учителей Церкви, которые исследуют, развивают, определяют, как понимать Евангелие».[45]

Приведенный фрагмент текста из Instrumentum laboris не нуждается в комментариях. Он показывает, что отношение Марии к Слову Божиему является образцом для людей всех рангов, всех культур, независимо от их происхождения или полученного образования. Каждый, кто хочет быть спасенным, должен принять Слово Божие и жить согласно Ему.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!