Соотношение динамики «натурального» (открытого)



И «прикрытого» тона в «6-й зоне».

Итак, 6-я зона, её динамика (сила, звучность) для выбора басовой или баритональной модели молодого (или не молодого, но начинающего вокалиста. Поскольку предлагаемый текст несколько увеличился в масштабах по сравнению с предполагавшимся объёмом, напомню, что 6-я зона – это верхний участок диапазона баса или переходный участок диапазона баритона. При наличии сомнений в любом случае целесообразно выбрать для начала модель баса, то есть петь эту зону, как верхний участок – тренируя таким образом оба компонента механизма «прикрытия». В перспективе баритона, далее при необходимости в каких-либо художественных целях открыто («натурально») спеть тоны «до» – «ми» первой октавы будет не сложно. Как говорил один из моих учителей А.А. Ильинский, подразумевая открытый звук: «Что в пении никогда не поздно сделать, так это заорать». По этому вопросу хорошим примером является исполнительская модель Д.А. Хворостовского, который даже в лирических партиях пел прикрыто даже «ре-бемоль», «ре» и «ми-бемоль» первой октавы. Интересующийся проблемой может сравнить записи арии князя Елецкого («Пиковая дама» П.И. Чайковского) в исполнении Хворостовского и, например, Ю.А. Мазурока, поющего открыто («натурально») «ми-бемоль» и «ми». Мне приходилось в театре слышать, как Мазурок мог спеть открыто даже «фа», например в ариозо Ренато («Бал-маскарад» Дж. Верди). Его природа позволяла это делать даже в возрасте под 70. Это было художественно оправдано и звучало очень красиво и мощно. «Прикрытый» вариант Елецкого у Хворостовского очень убедительно «работал» на образ благородного, сдержанного, любящего и осторожного в проявлениях чувства аристократа.

Если 6-я зона в прикрытом варианте (на всех приёмах) будет звучать достаточно мощно – как динамическая кульминация в арии или романсе – и при этом будет видно, что при общем комфорте голосообразования эти тоны требуют значительных энергетических затрат, то высока вероятность, что обучаемый (или тестируемый) является басом. Разумеется, что упомянутый «общий комфорт» является необходимым и достаточным условием и пока он не достигнут нет смысла рассчитывать на результат. Если нет комфорта, то либо ещё не установилась координация, либо время тренировочной нагрузки ещё недостаточно.

Есть смысл дополнить, что басы бывают разные не только по вышеупомянутой номенклатуре, но и по характеру тембра. Например, два баса ГАБТ профундо М.Д. Михайлов и абсолютный М.О. Рейзен имели разный тембр: у Михайлова при всей его мощи и глубоких низах был более «светлый» тембр, чем у Рейзена. Равно как и у двух великих болгар – «тёмный» у Бориса Христова и, так же при всей мощи и огромном диапазоне «светлый» у Николая Гяурова, что позволяло ему петь, например Дона Жуана («Дон Жуан» В.-А. Моцарта). Впрочем, уточню, что восприятие тембра весьма субъективный фактор и кто-то может не согласиться с моими оценками вышеупомянутых мастеров.

Если же 6-я зона в прикрытом варианте (на всех приёмах) будет звучать комфортно, полноценно тембрально, но звучность по сравнению с предыдущими тонами 5-й зоны будет уменьшаться, то есть вероятность, что это в перспективе баритон и дальнейшая работа в 7-й зоне выявит яркий верхний участок диапазона.

Полагаю необходимым уточнить, что само природное наличие верхнего участка диапазона далеко не всегда говорит однозначно о типе голоса. Были и есть стопроцентные басы, которые с лёгкостью пели теноровые верхние тоны. Знаменитый профессор ленинградской консерватории бас В.М. Луканин, у которого учился Е.Е. Нестеренко, по словам его учеников мог спеть гамму в три октавы (!) от «си-бемоль» контроктавы до «си-бемоль» первой, то есть, до тенорового верхнего тона. И были выдающиеся баритоны мирового класса, верхний участок диапазона которых был ограничен употребительным диапазоном. Так Тито Гобби в записи оперы Р. Леонкавалло «Паяцы» (с М. Каллас и Дж. Ди Стефано) не пел традиционный «ля-бемоль» в «Прологе», заменив его «фа», а Сесто Брускантини про эту же ноту говорил Л.Б. Дмитриеву в расцвете своей карьеры: «До сих пор, иду на «ля-бемоль» и не знаю, что получится»! Мой преподаватель в новосибирской консерватории драматический баритон Н.Т. Дмитриенко любил показывать тенорам верхние ноты и целые фразы (у меня есть аудио записи).

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!