Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств



 

Способность к восприятию музыкального произведения не всегда находится в прямой зависимости от возраста. Индивидуальные способности детей показывают, что некоторые уже в очень юном возрасте виртуозно владеют инструментам, с легкостью овладевают секретами исполнительского мастерства.

Это подтверждает необходимость раннего музыкального воспитания, и, в первую очередь, развития восприятия, так как дети еще не готовы к другим видам музыкальной деятельности. В соответствии с этим и строится программа музыкального воспитания в дошкольных, а затем и школьных учреждениях, которая намечает определенные задачи музыкального развития детей в разные возрастные периоды. Постепенно с возрастом и по мере целенаправленного воспитания дети начинают воспринимать музыку соответственно эмоционально-смысловому содержанию, радуясь или грустя в зависимости от характера музыки, и лишь позднее воспринимают выразительность образа.

Уровень музыкального развития находится в зависимости от общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе. При этом важно выявить связи между уровнем эстетического отношения детей к музыке (к музыкальной деятельности) и уровнем развития музыкальных способностей. Также уровень музыкального развития детей разных возрастов зависит от активного обучения музыкальной деятельности в соответствии с содержанием программы. Впрочем, музыкальная информация, получаемая ребенком вне школы, шире намеченного в программе.

Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, научиться различать смену настроений, прислушиваться к звучанию разных музыкальных инструментов, воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие опусы или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения, старинная музыка.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Здесь многое зависит от самих родителей, более взрослых членов семьи. Но главное условие музыкального воспитания у детей в семье – это создание условий и обстановки, в которых ребёнок будет себя чувствовать себя защищённым, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении близких ему людей. И музыка должна способствовать формированию у него эстетического вкуса.

Писатель Р. Роллан отмечал, что «музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком её радостей и скорбей». Она дает человеку возможность открывать для себя мир и в процессе этого выходить на новый уровень познания.

Дети, которые любят и понимают серьезную музыку, всегда будут любить своих родных и близких, свою страну, ценить и уважать людей, человеческие чувства и мысли, откликаться на чужую боль, быть честными и справедливыми, добросовестно трудиться, творить благородные дела.

Музыка имеет решающее воспитательное значение в появлении и развитии культурного вкуса детей, учит воспринимать и постигать мир красоты, гармонии и совершенства. Музыкальное воспитание обладает большими возможностями для восприятия и постижения мира прекрасного и способствует формированию у школьников музыкального вкуса.

Учащиеся могут стать настоящими ценителями музыки, но главное – они должны становиться культурными слушателями, с жаждой впитывающими классическую музыку и умеющими правильно судить о ней, иметь свое мнение об услышанном.

Музыкальный, как и в целом художественный, вкус, не появляется у человека сам по себе. Привить его, развить у ребенка – важная музыкально-педагогическая и воспитательная задача. Для его появления у молодого поколения невозможно  сделать прививку, нельзя единожды повести в художественный музей на выставку, в театр, или включить на уроке аудиозапись концерта классической музыки. К сожалению, невозможно это сделать и за несколько сеансов, уроков, лекций, концертов. Для многих входящих в мир искусства, в мир серьезной музыки поначалу он представляется непонятным и даже отталкивающим. Вот почему знакомство с ним не должно быть ошеломительным, пугающим, и первые встречи с серьезной музыкой не должны быть продолжительными.

 Процесс формирования музыкальной культуры школьника – непростой и весьма длительный, этапы его становления растягиваются на годы. И не только, как было отмечено выше, в пределах школьной программы уроков музыки.

Но что значит «иметь хороший музыкальный вкус»? Какой музыкальный вкус следует считать хорошим, а какой плохим? Какие могут быть основания для того, чтобы судить об отсутствии у человека музыкального вкуса?

В отечественной литературе можно найти немало публикаций и исследований видных музыкальных педагогов, ученых-музыковедов о проблемах формирования, воспитания, развития музыкального вкуса у школьников. В нашей стране сформировалась целая система музыкального образования – от всеобщего начального до высшего специального.

Но, несмотря на это, проблема воспитания музыкального вкуса подрастающего поколения не только не потеряла своей актуальности на современном этапе развития российского общества, но, на наш взгляд, стала еще более острой. Казалось бы, в начальных и средних классах проводятся уроки музыки в соответствии с принятой в образовательном учреждении программой музыкального школьного образования. Но почему-то многие школьники так и сумели сформировать некий необходимый уровень хорошего музыкального вкуса. Восприятие музыки для них сводится лишь к прослушиванию записей ультрамодных западных или отечественных групп, исповедующих весьма спорные, с точки зрения гармонии, стили.

Следует отметить, что массовая поп-культура формирует испорченный вкус у детей и молодежи. Д.Б. Кабалевский считал, что развитый вкус поможет учащимся «разобраться в сложном сплетении различных явлений современной музыкальной жизни». Чтобы выработать «иммунитет против пошлости», необходимо в ранние годы пробудить интерес к классической, современной и народной музыке, тогда, став подростками, дети сами начнут понимать «прелесть и красоту большого, серьезного искусства».

Что же способствует воспитанию музыкального вкуса? Эти основные условия, факторы были отмечены многими выдающимися педагогами и прекрасными музыкантами, учеными-музыковедами и композиторами: 

повторность музыкальных восприятий, т.е. повторные слушания музыкальных произведений;

музыкальный репертуар для работы с детьми, который должен отвечать самым высоким требованиям; поэтому его основное содержание должна составлять русская и зарубежная классическая музыка. Композитор, академик Д. Б. Кабалевский отводил большое значение для воспитания вкуса отбору музыкальных произведений, звучащих на уроке, которые должны обладать высокой художественной ценностью;

«соучастие» в воспроизведении музыки, что активизирует восприятие, развивает творческие способности учащихся, повышает уровень слушательской культуры, «уровень музыкального сознания» школьников;

наличие оценочного признака художественного вкуса. Воспитание музыкального вкуса вовсе не сводится к развитию способности находить удовольствие от произведений искусства хорошего качества. Это означает, что музыкальное воспитание должно помочь оценивать любое произведение на основе сформированной определенной системы оценок;

понимание музыки слушателем, умение ее воспринимать, глубоко переживать. Проникнуть в содержание музыки, глубже осмыслить его помогает разбор (анализ) произведения, который позволяет детям не только услышать, понять произведение, выраженные в нем чувства, идеи, но и «создает почву» для восприятия последующих произведений на более высоком уровне с учетом их жанрово-стилевой направленности;

набор педагогических приемов и методов, направленных на пробуждение интереса к художественно ценной музыке и овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для развития музыкального восприятия;

создание условий для развития музыкального вкуса в детские дошкольные годы;

создание условий для эстетического восприятия музыки (проведение уроков музыки, музыкальных занятий в специально оборудованных кабинетах, концертных (актовых) залах;

развитие способности учащихся размышлять о музыке, что проявляется в процессе восприятия, исполнения и анализа произведений;

исключение из обучения школьников навязываемой в огромном количестве бесполезной музыкальной информации, и применение «метода замещения», т.е. использование лишь той информации и произведений, которые ненавязчиво, но уверенно ведут к поставленной цели;

непосредственное вовлечение детей и юношества в процесс художественно-творческой деятельности, т.е. приобщение школьников к различным видам музыкальной деятельности - в самодеятельные ансамбли и оркестр народных инструментов, вокально-инструментальные ансамбли, вокальную группу или хор, к занятиям художественным движением и ритмикой, внеурочным занятиям по искусству, факультативным занятиям и внеклассной работе по музыке. Сюда следует отнести и певческую деятельность школьников;

духовная потребность в музыке. По сути, такая потребность свидетельствует о том, что школьник испытывает необходимость в ее звучании, прослушивании любимых произведений, что характеризует формирование у него определенных предпочтений и вкуса.

Эстетический, художественный вкус характеризуется как особая способность человека к восприятию, изучению, пониманию, исполнению, переживанию, оценке художественных произведений. По мнению ученых, вкус зависит от эмоционально-психического типа личности, его природных задатков, мыслительной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей. При этом психологи отмечают, что вкус является не врожденным, а приобретаемым свойством личности. Формирование вкуса происходит в течение всей жизни человека в результате воздействия внешней среды, в процессе системы обучения и воспитания.

Как было уже отмечено выше, музыкальное образование предполагает применение того или иного метода, что обусловлено самой его формой. Основными формами воспитания художественного вкуса детей и молодежи сегодня выступают: уроки музыки в школе (как основная форма общего музыкального образования); факультативные занятия по музыке; лекции; концерты; конференции; музыкальные кружки и клубы и различные любительские объединения художественно-эстетической направленности.

В воспитании музыкального вкуса личности используются как общедидактические, так и специальные методы и приемы.

Основными методами и средствами воспитания (развития) музыкального вкуса школьников являются: искусство; любительское творчество; музыкальные теле- и радиопередачи; аудио- и видеоинформация; интернет-ресурсы; различные виды зрелищ и развлечений; печатные издания (журналы, книги, брошюры), в которых освещаются вопросы музыкального и других видов искусства, описываются жизнь и творчество композиторов, отдельных исполнителей и коллективов, история создания музыкальных произведений и многое другое.

Активизировать процесс воспитания вкуса может комплексное использование следующих специальных методов, взятых из опыта работы с детской аудиторией:

метод сравнения и метод сопоставительного анализа (Н. Л. Гродзенская);

метод размышления о музыке (Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин);

метод «звучащей анкеты» (Ю. Б. Алиев);

метод музыкальных собеседований (Л.А. Безбородова);

метод анализа музыкальных произведений (разбор высокохудожественных аранжировок) (Б.А. Брылин);

метод «лекция-беседа» (Л.М.Кузнецова);

метод «эмоционально-смыслового анализа» (О.А. Буракова).

Таким образом, в теории и практике музыкального образования в нашей стране вопросу воспитания музыкального вкуса подрастающего поколения всегда уделялось серьезное внимание. На основе изучения мнений и взглядов отечественных психологов, педагогов-музыкантов, ученых-музыковедов можно сделать вывод о том, что в центре решения проблемы воспитания вкуса всегда стояла личность, ее духовное, нравственное, эстетическое, творческое развитие, что делает доминантой воспитательную функцию вкуса, характеризует ее как важную педагогическую категорию. Вкус связан со всем процессом формирования структуры личности. Именно поэтому он служит неким критерием оценки уровня культуры индивида. В музыкальном вкусе раскрываются не только эстетические начала, но и идейные, духовно-нравственные стороны личности, которые проявляются в подходах к оценке музыкальных произведений и способах их осмысления. Таким образом, воспитание музыкального вкуса у школьников является серьезной педагогической задачей.

Эффективность формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в системе дополнительного образования обеспечивается реализацией педагогических условий:

- реализация индивидуального подхода с учетом уровня музыкального развития учащихся;

- разработка методического обеспечения учебно-воспитательного процесса ДШИ;

- активное взаимодействие педагогов и родителей учащихся в создании культуротворческой среды;

- организация сотрудничества детской школы искусств и образовательного учреждения в музыкальном воспитании учащихся.

 

 

Библиографический список

1. Аксененко, Ю.Н., Аникин, Л.С., Дальнов Г.В. Карманный словарь / под ред. Г.В. Дальнова. – Саратов, 2000. – С. 94-95.

2. Алексеева М.Б., Балан С.Н. Технология использования систем мультимедиа: Учеб. пособие. – СПб.: Бизнес пресса. – 2002. – 174 с.

3. Анисимов, В.П: Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

4. Борисова, С.М. Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды: Автореф… дисс… канд. пед. наук:13.00.01. – Чебоксары, 2006. – 18 с.

5. Бузин, В.Н. Роль социологии управления в системе массовых коммуникаций // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2010. – Вып. 6. – С.128-135.

6. Бузин, В.Н. Уровни управления Российским медиапространством // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – С.-Пб., 2012. – №1(22). – С. 121-125.

7. Буракова, О.А. Воспитание музыкального вкуса у школьников в истории отечественной педагогики: Дис… канд. пед. наук: 13.00.01. – Екатеринбург, 2000. – 160 с. – URL: http://www.dissercat.com/content/vospitanie-muzykalnogo-vkusa-u-shkolnikov-v-istorii-otechestvennoi-pedagogiki

8. Войня, И.А. Насилие в музыке и его влияние на молодежь // Межвузовский сб. науч. тр. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2000. – С. ...

9. Войтик, Е.А. К вопросу определения медиакоммуникации как понятия // Открытое и дистанционное образование. – 2013, № 1 (49). – С. 26-31.

10. Воронков, С.Г., Иваненков, С.П., Кусжанова, А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. – Оренбург, 1993. – С.22-24.

11. Выготский А.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1986. – 256 с.

12. Горюнова О. Курс лекций «Медиа: история экспансии», 2001. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.dxlab.org/ru/lectures/index.htm – Дата обращения: 10.11.2018.

13. Гродзенская, Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения. – М.: РСФСР, 1953. – 80 с.

14. Дубовицкая, Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. – 2002. № 2. – С. 42–45.

15. Дударёнок, С.М. Теоретические аспекты формирования музыкальной культуры молодежи через восприятие классической музыки // Общество: философия, история, культура, 2017. – №5. – С. 102-106.

16. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. – Томск: ТИИТ, 2009. – 322 с.

17. Жилавская И.В. Проблема формирования понятийного аппарата медиаобразования в условиях конвегенции медиа- и информационной грамотности // Фундаментальные исследования. – 2014. - №5-1. – С.213-217. – URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33816 (дата обращения: 05.11.2018).

18. Журкова, Д.А. Классическая музыка в современной массовой культурен России: автореф. дис…канд. культурологии: 24.00.01. – М., 2012. – URL: http://www.dissercat.com/content/klassicheskaya-muzyka-v-sovremennoi-massovoi-kulture-rossii

19. Исхакова, Н.Р. Музыкальные предпочтения молодежи / Н.Р. Исхакова // Социс. – 2006. - №2. – С.35-37.

20. Умеркаева С.Ш. Воспитание художественного вкуса как музыкально-педагогическая проблема // Концепт. – 2015. – № 6.

21. Теплов Б.М. психология музыкальных способностей // Избранные труды. – в 2 т. – М.: Педагогика. 1985. – Т. 1. – 328 с.

22. Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и образование – важнейшее средство гуманизации и гуманитаризации образования / Н.И. Киященко // Гуманизация образования. – 1998. – № 1.

23. Апраксина О.А. Становление и развитие музыкального воспитания в советской школе: дис. … д-ра пед. наук. – М., 1971.

24. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

25. Кабалевский, Д.Б. Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-8 классы / Под рук. Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2206. – 225 с.

26. Коган, Л.Н. Художественный вкус. – М.: Просвещение, 1981. – 455 с.

27. Козинская, О.Ю. Пути формирования музыкальной культуры школьников на уроках музыки на современном этапе // Научный журнал НПУ им. М.П. Драгоманова. – Киев Сумы: СумГПУ, 2013. –С.181-186.

28. Кузякина, Т.И. Музыкальная культура личности как сложная система приобщения к миру искусства // Вестник Чувашского университета. Научный журнал. Гуманитарные науки, 2007. - №3. – С.354-358.

29. Куракина, Ю.В. Проблема музыкального воспитания современных подростков с учетом их неформальных музыкальных увлечений // Теория и практика музыкального воспитания и образования: сб. науч. ст. Чуваш, гос. пед. ун-т; отв. / Ред. И.А. Медведева. – Чебоксары, 2007. – С. 72 -77.

30. Мельникова, М.И. Проблема формирования музыкальной культуры подростков // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: Сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2014. – 6 (37). – С. 31-36.

31. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева. – Л.: Музыка, 1970. – 340 с.

32. Нафталиева, В.О. Влияние современных СМИ на молодежь // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства / Электронный журнал ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», 2011, №2. – С. 182-195. – URL https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sovremennyh-smi-na-molodezh (дата обращения: 25.11.2018).

33. Сохор, А.Н. Музыка как вид искусства [Текст] / А.Н. Сохор. – М.: Музгиз, 1961. – 133 с.

34. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина: избр. пед. соч. / В.А. Сухомлинский. В 5 т. – Т.3. – М.: Педагогика, 1979. – 719 с.

35. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003 – 379 с.

36. Умеркаева, С.Ш. Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов: на материале вокально-хоровой работы: Автореф… дисс… канд. пед. наук:13.00.02. – Москва, 2008. – URL: http://www.dissercat.com/content/vospitanie-khudozhestvennogo-vkusa-budushchego-uchitelya-nachalnykh-klassov-na-materiale-vok

37. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов: ЦВВР, 2001. – 708 с.

38. Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста (на материале художественного и анимационного кино): Учебное пособие. – СПб.: Планета музыки, 2017. – 384 с.

39. Шамтиева, М.Р. Развитие музыкального вкуса подростков в процессе освоения джазовых произведений // материалы III Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогический опыт: от теории к практике» (Чебоксары, 2 дек.2017г. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. – С.152-156.

40. Шарков, Ф.И. Теория коммуникаций. – М.: Перспектива, 2005. – 246 с.

41. Шацкая, В.Н. Воспитание музыкального вкуса // Известия Академии педагогических наук РСФСР / Академия педагогических наук РСФСР, Институт художественного воспитания. – Вып.11: Вопросы художественного воспитания. – 1947. – С. 29-41.

42. Шерковин, Ю.Л. Массовая коммуникация // Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Сов. Энцикл., 1983. – С.348.

43. Шостак, Г.В. Формирование музыкальной культуры школьников / Г.В. Шостак. – М.: Академия, 2005. – 430 с. 

44. Алеев, В.В. Музыка. 1-4., 5-8 классы: программы для общеобразовательных учреждений // В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак / ред. С.В. Степанова. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с.

 

Медиаресурсы:

«Вальс Анастасии» из анимационного фильма «Анастасия» (режиссер Д. Блут, Г. Голдман; муз. С. Флаэрти). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=yIy6vixAS1s – (Дата обращения: 15.11.2020).

Сказки старого пианино. Серия 1 «Людвиг ван Бетховен» (Анимационный образовательный проект, режиссер В. Петкевич, «М.И.Р.», 2009, Россия) – URL: https://rutube.ru/video/4fdc02a2f0cac6915a019d5e72ee0ff5/ - (Дата обращения: 15.11.2020).

Сказки старого пианино. Серия 10 «Шопен» (Анимационный образовательный проект, режиссер И. Кодюкова, «М.И.Р,», Россия, 2014) – URL: https://www.ivi.ru/watch/skazki-starogo-pianino/184501 - (Дата обращения: 15.11.2020).

Сказки старого пианино. Серия 3 «Моцарт» (Анимационный образовательный проект, режиссеры М. Спорн, П. Стрен, «М.И.Р.», 2018, Россия) – URL: https://www.ivi.ru/watch/skazki-starogo-pianino/184494 - (Дата обращения: 15.11.2020).

 


[1]«Доктрина информационной безопасности» (2001), ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (2013), «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2014), Федеральная образовательная программа «Развитие образования на 2016-2020» (2015) и др.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!