Особенности формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста



 

Условия, влияющие на формирование музыкального вкуса детей могут иметь как субъективный, так и объективный характер. Рассмотрим их подробно. 

Развитие музыкального вкуса, прежде всего, определяется врожденными задатками человека. Физиологическое воздействие музыки на ребенка впервые научно обосновал физиолог В. Бехтерев, определивший, что «ребенок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи, с первых дней жизни. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней своё внимание, способен оживлённо реагировать на звуки весёлой музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции ребенка становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными» [28, с 25].

Открытие В. Бехтеревым врожденных музыкальных задатков у каждого человека дало основание для развития отечественной теории музыкально-эстетического воспитания, сущностью которой является раннее развитие музыкальных способностей, целенаправленное использование музыки для воспитания эстетических чувств и формирования музыкально-эстетических вкусов.

Отечественные музыкальные психологи и педагоги-исследователи (Н. Артемцева, Н. Ветлугина, Л. Выготский, Н. Грозненская, А. Запорожец, Е. Ильин, Д. Кабалевский, А. Леонтьев, В. Медушевский, Е. Назайкинский, В. Петрушин, С. Рубинштейн, П. Симонов, Б. Теплов, В. Шацкая, Б. Яворский, и др.) неоднократно отмечали, что, если у ребенка отсутствуют полноценные музыкальные впечатления в детстве, это с трудом восполняется впоследствии. Например, В. Сухомлинский писал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами» [31, с. 75].

Отечественная педагогика активно использует музыку как средство педагогического воздействия на формирование музыкального вкуса. Главным периодом его формирования является детский и младший школьный возраст.

Сформированность музыкального вкуса определяется количеством и качеством музыкального опыта, нацеленностью личности к восприятию музыки и привитием навыка ее правильного «слышания». Несмотря на то, что в детском возрасте формируется только поверхностное восприятие, а углубленная эмоциональная отзывчивость появляется только после 20 лет, именно накопленный в детстве предшествующий музыкальный опыт способствует появлению впоследствии таких качеств, как гармоничность восприятия, достаточная осмысленность и разумные самостоятельные суждения.

Основополагающим фактором формирования музыкального вкуса является, безусловно, накопленный и сформированный музыкальный образовательный уровень, обусловленный систематичностью и целенаправленностью музыкального восприятия. Чем этот опыт больше, тем, естественно, возрастает общий культурный уровень личности, проявляется более устойчивый интерес к музыке серьезной, более высоким и избирательным становится музыкальный вкус.

Современная музыкальная психология, опираясь на исследования Б. Теплова [32], единодушна в мнении о том, что качество восприятия музыки, а соответственно – и качество формирования музыкального вкуса, также обусловлено природными свойствами психики человека.

Музыкальное восприятие и эмоциональное реагирование на нее проявляется и в таких психологических характеристиках личности, как тонкость эмоциональных переживаний, особенности темперамента, уровень творческой фантазии, художественное восприятие окружающей жизни и даже эмоциональное состояние в конкретный момент времени. Ученые констатируют, что одним из компонентов воспитания музыкального вкуса являются музыкальные способности личности, а именно: чуткий и острый музыкальный слух, высокий уровень общего развития, богатая сенсорная и эмоциональная культура, тонкая наблюдательность, уровень творческого воображения.

Существенным объективным фактором влияния на формирование музыкального вкуса, бесспорно, является семейное окружение ребенка. Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает и запоминает, определяется музыкальными вкусами семьи, образом ее жизни и уровнем общей семейной культуры.

Очень важно с самого рождения приучать малыша к различным направлениям и жанрам музыки для того, чтобы «подростки, когда они встретятся с легкой музыкой, уже понимали красоту большого, серьезного искусства и ощущали разницу между хорошим и плохим. Надо, чтобы хорошая народная, классическая и современная музыка входила в круг детских интересов в те же ранние годы, когда входит в этот круг умная и добрая книга» [21, с. 104].

Именно в младшем возрасте в различных видах практической музыкальной деятельности дети «вбирают» в себя разнообразные представления о прекрасном и отвратительном, возвышенном и низменном – через детские песни, танцы, детские музыкальные фильмы и музыкальные игры.

В этом возрасте важным является не только осознанное слушание музыки, но и активная творческая деятельность посредством участия в музыкально-театрализованных действиях, обязательном хоровом пении, игре на элементарных музыкальных инструментах. По мнению С. Борисовой, важнейшими условиями воспитания музыкально-эстетического вкуса «является комплексный подход, целеполагающее планирование и системность музыкальных занятий, ориентированных на формирование у детей эстетических потребностей, убеждений, идеала, вкуса» [5].

Большое значение педагоги-исследователи уделяют непрерывности и преемственностимузыкально-эстетического воспитания в едином образовательном процессе (детский сад – школа), обеспечивающем целостный и системный подход к музыкальному воспитанию и учитывающем связь в целях, содержании, методах и средствах воспитания.

К объективным факторам, влияющим на музыкальные вкусы детей, относятся и музыкально-эстетическиекомпетенции самого педагога, степень его подготовленности к осуществлению задач по музыкально-эстетическому воспитанию детей. Ни дошкольники, ни младшие школьники, как правило, еще не имеют сложившихся эстетических суждений, которые формируются по мере накопления ими определенного жизненного и эстетического опыта. Поэтому вполне естественно, что ребенок, вырабатывая собственные представления и оценки музыкальных произведений, полагается большей частью, только на мнение педагога.

Важным фактором музыкального воспитания детей является содержательность музыки, использование доступных и выразительных произведений классической музыки. Такой точки зрения придерживались В. Белобородова, И. Вахнянская, П. Елисеева, Д. Кабалевский, Е. Куприянова, О. Радынова, К. Тарасова, Н. Шацкая и многие другие, апробировавшие практикой успешность использования классических произведений разных жанров, стилей, направлений, особенностей национально-региональной среды. Такого же мнения придерживаются и современные исследователи путей формирования музыкальной культуры подростков, обосновывающие эффективность осознания личностью окружающей действительности посредством восприятия именно классической музыки (К. Быховский, В. Богатырева, М. Катунян, Е. Николаева, К. Стодушный, Г. Тараева, Т. Шак, А. Цукер и др.).

В настоящее время исследователи отмечают совершенно новые механизмы функционирования современного общества, тем не менее, классическая музыка продолжает сохранять, по мнению С. Дударёнок, «свою позицию нравственного, эстетического, культурного ориентира» [16, с. 104]. Труды музыкальных социологов констатируют, что классическая музыка не исчезла из современных ориентиров подростков, она продолжает активно «втягиваться» в пространство современной медиакультуры (реклама, музыкальные заставки телепередач, цитирование в фильмах и т.д.). Так, по мнению Д. Журковой, к классической музыке «обращаются для создания имиджа как отдельного человека, так и коммерческих компаний, социальных групп и сообщества; она звучит в разнообразных ситуациях работы и досуга. Тем самым классическая музыка автоматически попадает в контекст ритмов современного общества, в контекст современного дизайна, моды и пр.» [19].

Одним из объективных факторов формирования музыкального вкуса является окружающая музыкальная среда.

Важным средством эффективной организации процесса формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста выступает научно обоснованная модель, - включающая в себя следующие взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, принципы, содержание, формы организации учебно-воспитательного процесса, методы, средства, показатели сформированности музыкального вкуса и результат. Модель отражает логику процесса формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в ДТПИ и базируется на принципах, которые обусловлены спецификой музыкально-эстетического воспитания в рассматриваемых возрастных периодах, реализуется посредством включения в учебно-воспитательный процесс эффективных форм, методов и средств, направленных на решение задач формирования музыкального вкуса у школьников в условиях ДТТТИ- Центральным звеном модели является содержание, основанное на авторском комплексе учебных программ. В структуру предложенной модели включены показатели оценивания уровня сформированности музыкального вкуса у школьников, разработанные на основе компонентов музыкального вкуса. Представленная модель обеспечивает достижение поставленной цели.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!