ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ



Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

1.1. Понятие музыкального вкуса.............................................................7

1.2. Особенности формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста………………………………………

1.3 Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств……………………………….       14

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ…………………………………………………… 31

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

2.1. Констатирующий этап……....................................................................... 33

2.2. Формирующий этап: разработка и апробация системы занятий по формированию музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств.............................................................. 37

2.3. Контрольный этап…………………………………………………….     47

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ……………………………………………………    54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 56

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….. 60

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 67

 

Введение

В настоящее время наиболее актуальными направлениями современной педагогики становятся проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения, что закрепляется в многочисленных правительственных документах[1] федерального уровня. Главным приоритетом современной российской школы ставится воспитание разносторонней личности с богатым внутренним миром и устойчивыми духовными потребностями, в формировании которых немаловажную роль играет развитие общей музыкальной культуры и устойчивого музыкального вкуса.  

Среди актуальных вопросов современной педагогики проблема формирования музыкального вкуса учащихся в учреждениях дополнительного образования является одной из приоритетных и стоит достаточно остро. В связи со сменой духовных приоритетов в жизни российского общества обозначилась тенденция вытеснения эстетической среды на второй план. Такое положение чревато весьма опасными последствиями - падением уровня культуры, эстетического сознания, появлением массового производства и репродуцирования музыкальных произведений, ведущих к стандартизации в духовной сфере, а это, в свою очередь, препятствует развитию у школьников музыкального вкуса.

В создавшихся условиях существенная роль в формировании музыкального вкуса детей и молодежи отводится системе общего и дополнительного образования. Музыкальные школы, школы искусств, студии и классы эстетического воспитания предоставляют учащимся свободу творческой деятельности, расширяют круг их общения, обеспечивают индивидуальный подход в темпах и способах развития их способностей, а также помогают в социальном самоопределении и удовлетворении образовательных потребностей, формировании ценностных ориентаций и духовных приоритетов. Известно, что полученные в детстве музыкальные впечатления способствуют развитию умений оценивать, понимать и наслаждаться произведениями музыкального искусства на все последующие годы.

Проблема формирования музыкального вкуса изучалась многими исследователями: с точки зрения философии (Г. 3. Апресян, Г. Ф. Гегель, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Фурье, Ф. Шиллер и др.), общей педагогики (И. П. Волков, А. А. Мелик-Пашаев, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, и т.д.), психологии (JL С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Е. В. Назайкинский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.), музыкальной педагогики JI. А. Баренбойм, Н. JL Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевский, Г. Г. Нейгауз, Г. М. Цыпин, JI. В. Школяр и др.), музыковедения (Б. В. Асафьев, JI. А. Мазель, Г. И. Панкевич, В. В. Стасов, Б. JI. Яворский), музыкальной социологии (Э. Алексеев, В Волохов, Г. Головинский, Г. Зараковский, А. Моль, А. Н. Сохор, В. С. Цуккерман), эстетики (И.-И. Вин-кельман, О. В. Дивненко, JI. Кассиль, К. Е. Кривицкий, Н. И. Киященко, И. Маца, С. А. Наумов, А. В. Пирадов, Б. В. Сафронов, В. К. Скатерщиков, М. С. Каган, Е. Г. Яковлев и др.) а также культурологии (Н. А. Бердяев, X. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга, Д. Юм, и др.).

В настоящее время музыкальный вкус рассматривается в исследованиях в историческом аспекте (О. А. Буракова), эстетическом (JL Г. Ясенева, Е. М. Калачева), педагогическом (Т. А. Суханова, С. М. Борисова), психологическом (И. В. Курышева), культурологическом (Н. А. Благодарова). Особо следует отметить исследования, посвященные вопросам интеграции в сфере основного школьного и дополнительного образования (Г. Н. Савельева, Е. В. Подповетная).

Об актуальности обозначенной проблемы свидетельствует и анализ деятельности ряда школ г. Н. Новгород в процессе которого были выявлены трудности, препятствующие развитию музыкального вкуса у учащихся. Так, по результатам анкетирования и опроса, педагоги отмечают общее снижение интереса учащихся к обучению музыке, низкий уровень музыкального вкуса у выпускников детских школ искусств, стремление подражать веяниям современной музыкальной эстрады, утрату традиций домашнего музицирования.

Однако, несмотря на интерес исследователей к проблеме изучения музыкального вкуса, в настоящее время в музыкальной педагогике пока не определены в полной мере подходы к формированию музыкального вкуса у школьников в условиях дополнительного образования, недостаточно разработаны условия и методы, способствующие эффективной организации этого процесса. Кроме того, процесс формирования музыкального вкуса у школьников в условиях детских школ искусств до сих пор не являлся объектом специального исследования.

Налицо противоречие между объективной потребностью формирования музыкального вкуса у учащихся, осознанием педагогической значимости этого процесса и недостаточной разработанностью теоретических положений и практических рекомендаций для целенаправленного формирования музыкального вкуса у школьников в учреждениях дополнительного образования.

Выявленное противоречие определило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств?

В соответствии с проблемой сформулирована тема исследования: «Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств».

 Цель квалификационной работы: теоретически обосновать и предложить новые формы работы, способствующие формированию музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств.

Объект исследования – музыкальный вкус у школьников младшего и среднего возраста. 

Предмет исследования – Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить понятие музыкального вкуса в психолого-педагогической, методической, теоретической литературе;

2.  выявить особенности формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста;

3. рассмотреть процесс формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств;

4. разработать и апробировать систему занятий по формированию музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств.

Методологическую базу работы составляют философское учение о всеобщей взаимосвязи процессов и явлений, положения диалектической теории познания; идеи, раскрывающие проблему взаимодействия общества и человека, его всестороннего развития; теоретические исследования по эстетике, педагогике и музыкальной педагогике; концепции индивидуального, личностно-ориентированного, деятельностного и культурологического подходов; фундаментальные положения о творческом развитии личности в процессе музыкально-эстетического воспитания.

Теоретическую основу исследования составили теоретические положения, разработанные в отечественной и зарубежной науке: историко-философский и культурно-педагогический подход к изучению музыкального вкуса (И. Кант, В. А. Сухомлинский, Ф. Шиллер и др.); исследование музыкальной потребности с точки зрения социологии (Э. Алексеев, М. С. Каган, A. Моль, Р. Г. Рабинович, А. Н. Сохор, В. С. Цуккерман, и др.); изучение эмоциональной сферы личности (Г. М. Бреслав, JI. Дорфман, С. X. Раппопорт и др.); психология музыкального восприятия (Г. В. Иванченко, А. Н. Лебедев, B. Г. Ражников, Б. М. Теплов и др.); теории оценочных суждений (Б. В. Асафьев, Н. О. Лосский, Ю. М. Лотман, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский и др.). Автор опирался также на труды известных специалистов в области художественно-эстетического и музыкального образования и воспитания: О. А. Апраксиной, Л. А. Баренбойма, М. А. Верба, А. Ю. Гончарука, Д. Б. Кабалевского, Г. М. Когана, Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзерова, В. В. Медушевского, Г. Г. Нейгауза, Т. И. Смирновой, Г. М. Цыпина, Л. В. Школяр и многих др.

 В работе нашел отражение и личный педагогический опыт автора.

В процессе написания выпускной квалификационной работы использованы следующие методы исследования:

теоретический: анализ и обобщение научной литературы по заявленной теме;

эмпирический: наблюдение за процессом формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств;

аналитический: анализ практической деятельности школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств.

Апробация темы исследования выпускной квалификационной работы осуществлялась в 2020 году в процессе педагогической практики в МАУ ДО «Детская школа искусств имени Ф.И.Шаляпина городского округа город Бор Нижегородской области», с учащимися 8 классов.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 40 источников и 24 медиа-ресурса, Приложения, представляющего собой результаты проведенной диагностики по развитию музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Понятие музыкального вкуса

 

В данном параграфе рассмотрим понятие музыкального вкуса.

Понятие музыкального вкуса очень многомерно. В музыкальной педагогике прошлого столетия музыкальный вкус определяли уровнем сформированности музыкальных впечатлений. Так, В. Шацкая, много внимания уделявшая воспитанию музыкального вкуса, определяла его как определённый уровень музыкально-поэтических представлений, дающих возможность отмечать и оценивать прекрасное в музыке, понимать идейность и содержательность, правдивость и искренность чувств, яркость и убедительность музыкальных образов и средств музыкальной выразительности [38].

Изучению музыкального вкуса посвятили свои труды исследователи общей педагогики (А.А. Мелик-Пашаев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.), музыкальной педагогики (Л. Баренбойм, Н. Грозденская, Д. Кабалевский, В. Медушевский, Г. Цыпин, Л. Школяр и др.), музыкальной психологии (Л. Выготский, А. Леонтьев, Л. Бочкарев, Е. Назайкинский, Л. Рубинштейн, Б. Теплов), музыкознания (Б. Асафьев, Л. Мазель, В. Стасов, Б. Яворский) и музыкальной социологии (Э. Алексеев, Г. Головинский, Г. Зараковский, А. Моль, А. Сохор, В. Цуккерман).

Широко изучалась данная категория и в музыкальной эстетике (И.-И. Винкельман, К. Кривицкий, А. Наумов, Б. Сафронов, М. Каган), рассматривающей музыкальный вкус как эстетическую категорию, относящуюся к интегративным качествам человека, определяющим способность человека адекватно выявлять и эмоционально переживать, получая при этом духовное наслаждение. Эстетика рассматривает музыкальный вкус и как категорию общественную: как социальную способность человека к эстетической оценке искусства, которая формируется в процессе воспитания и образования человека. В сущность понятия «вкус» исследователи-эстетики вкладывают сумму представлений человека о красоте, его способность и умение отличать красивое от некрасивого.

В этом смысле на наш взгляд интересна точка зрения Н. Киященко, который полагает, что вкус является составляющим компонентом генерализованной эстетической способности, включающей эстетическое чувство, взгляды, эстетическое переживание и наслаждение [Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и образование – важнейшее средство гуманизации и гуманитаризации образования / Н.И. Киященко // Гуманизация образования. – 1998. – № 1., с. 50].

О.А. Апраксина определяет, что: «музыкальный вкус предполагает наличие восприятия какого-либо явления, «факта» (в данном случае музыкального), его оценку, проявление отношения к нему. В тех случаях, когда оценка, предпочтение отдается подлинно прекрасной музыке, т.е. таким произведениям, которые содействуют воспитанию высоких идеалов, чувств, то налицо высокий музыкальный вкус» [Апраксина О.А. Становление и развитие музыкального воспитания в советской школе: дис. … д-ра пед. наук. – М., 1971., с. 33].

Теплов пишет: «восприятие «красоты» включает в себя оценочный момент. В этом одно из важных отличий «прекрасного» от просто «приятного», «нравящегося», «доставляющего удовольствие» [Теплов Б.М. психология музыкальных способностей // Избранные труды. – в 2 т. – М.: Педагогика. 1985. – Т. 1. – 328 с., с. 96]. Таким образом, Теплов указывает на оценочный признак вкуса, подчеркнув при этом, что вкус является неотъемлемым элементом не только художественного восприятия, но и художественного творчества.

Обращаясь к исследованиям Карла Сишора к его всеобъемлющей и дифференцированной классификации, из 25 перечисленных автором музыкальных способностей, «музыкальный» вкус находится в разделе последней высшей категории музыкальных способностей – музыкальное чувствование, наряду с такими способностями как эмоциональная реакция на музыку и способность эмоционально выражать себя в музыке

Таким образом, музыкальный вкус находится в ряду музыкальных способностей, и поясняет о его эмоциональном компоненте, как способности к ярким ее переживаниям, восприятию выразительного содержания музыки [Теплов Б.М. психология музыкальных способностей // Избранные труды. – в 2 т. – М.: Педагогика. 1985. – Т. 1. – 328 с., с. 174].

Такой подход позволяет нам выделить психолого-педагогический аспект категории «музыкальный вкус», включающий три компонента музыкальных способностей:

1) интеллектуальный (характеризуется знанием законов искусства, творчества деятелей искусства, умением различать стилевую и жанровую специфику произведений искусства, эстетические представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном; умение анализировать полученную эстетическую информацию);

2) эмоциональный компонент (обусловлен сформированностью эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, чувством гармонии, наличием чувства меры, «эстетического чутья» – интуиции);

3) оценочный (представлен системой музыкально-эстетических ценностей личности, способностью выражения оценочного суждения и проявления избирательного отношения).

Музыкальным вкусом Н. Гродзенская называла понимание музыкального искусства и широкий музыкальный кругозор [14]. А Д. Кабалевский развитие музыкального вкуса напрямую связывал с уровнем формирования музыкальной культуры личности [22]. Главным условием развития музыкального вкуса Г. Коган считал правильно организованный процесс слушания музыки, восприятие которой исследователь считал главной формой музыкальной деятельности [23].

В связи с повышением роли образования и гуманитарного воспитания в современном обществе, в свете реформирования российского образования, категория музыкального вкуса в настоящее время всё чаще привлекает пристальное внимание современных исследователей. Музыкальный вкус анализируется в историческом аспекте (диссертационное исследование О. Бураковой), с эстетической позиции (диссертации И. Борисова, Е. Калачева, Т. Сухановой, Л. Ясенева), с психолого-педагогической точки зрения (работы Л. Курышевой), в культурологическом плане (труды Н. Благодаровой). Отталкиваясь от музыкального восприятия, вокруг которого, в основном, ранее концентрировалась трактовка понятия «музыкальный вкус», в настоящее время исследователи увеличивают количественные и качественные компоненты его трактовки, расширяют новые формы работы, направленные на его воспитание. Использующиеся методы воспитания музыкального вкуса приобретают личностно-значимый, индивидуальный характер, что способствует активизации музыкального саморазвития личности, позволяет достигнуть эффективных результатов и полнее раскрыть прогностическую составляющую исследуемого понятия.  

Так, М. Борисова понимает музыкальный вкус как «способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства» [5], вкладывает в эту категорию как чувственную, так и интеллектуальную составляющие. М. Шамтиева понимает музыкальный вкус как «формирующуюся систему музыкально-эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений в области музыкального искусства, включающую в себя взаимодействие эмоционального и рационального, эстетического чувства и идеала» [36, с. 155]. Компонентами музыкального вкуса автор называет адекватное восприятие, развитые музыкальные потребности, способность к оценке музыкальных произведений, положительную мотивацию к творческой и исполнительской деятельности, сформированный эстетический идеал. Как «сложное, многоуровневое и относительно самостоятельное образование в целостной структуре сознания личности, включающее в себя эмоционально-чувственный, когнитивно-смысловой, операциональный и мотивационно-поведенческий компоненты» трактует музыкальный (художественный) вкус С. Умеркаева [33].

Современное понимание категории «музыкальный вкус» постепенно расширяется и в научном понимании. Например, О. Буракова рассматривает музыкальный вкус одновременно с разных научных позиций. С аксиологической точки зрения – как определенный уровень музыкальных предпочтений, дающий возможность отличать и ценить прекрасное в музыке; как эстетическое понятие, затрагивающее обе стороны человеческого естества – чувственность и рационализм. Музыкальный вкус понимается автором и как философская категория, подразумевающая определённый уровень музыкального мышления личности. С позиции исторического понятия исследователь рассматривает музыкальный вкус в контексте последовательного развития общества, а с позиции социологического подхода соотносит оценку музыкального вкуса с социально-обусловленными потребностями человека [8]. 

Таким образом, на современном этапе развития общества музыкальный вкус представляет собой целостное образование, имеющее сложную структуру, характеризующуюся равноправием всех составляющих её элементов. Сформированность музыкально вкуса в современной педагогической среде понимается как гармоничный синтез его составляющих, включающих развитую область музыкальных интересов человека, обязательный эмоциональный отклик на воспринимаемое музыкальное явление, умение выражать словами свои эмоциональные переживания, а также проявлять активный интерес к образным свойствам музыки. Высокая сформированность музыкального вкуса вносит гармонию в мироощущение человека, определяет его поступки, принципы, жизненные позиции.

Формирование музыкального вкуса рассматривается как интенсивный процесс музыкально-эстетического воспитания, предполагающий развитие способностей человека к восприятию и переживанию, к музыкальному творчеству по законам красоты. Понятие музыкального вкуса охватывает интеллектуальную, волевую и ценностно-ориентационную составляющую личности. Музыкальный вкус формируется под воздействием музыки, зависит от индивидуальных характеристик и возможностей человека, и прежде всего – от особенности личности адекватно воспринимать и оценивать художественные ценности, которые несет с собой сама музыка. 

Анализируя современный уровень сформированности музыкального вкуса в подростковой среде, исследователи единогласно сходятся на мнении, что в последнее время развитие музыкального вкуса у старших школьников обусловлено большими сложностями, в виду «разложения и потерь» духовных и нравственных ценностей [36, с. 155]. В подростковой среде музыкальные вкусы часто и резко меняются, на него производит интенсивное влияние молодежная мода и окружающее медиапространство.

На сегодняшний день, несмотря на огромный интерес к проблеме трактовки и изучения музыкального вкуса, еще недостаточно конкретно определены подходы к формированию и развитию музыкального вкуса у подростков, слабо изучены условия и современные факторы, влияющие на музыкальный вкус, мало разработаны условия эффективности развития музыкального вкуса. Этим проблемам будет посвящен следующий параграф нашего исследования.

Музыкальный вкус школьника — это разновидность вкуса художественного, представляющая собой формирующуюся систему музыкально-эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений в области музыкального искусства, включающая в себя взаимодействие эмоционального и рационального, эстетического чувства и идеала. Компонентами сформированного музыкального вкуса у школьника являются: развитые музыкальные потребности, адекватное восприятие и способность к оценке музыкальных произведений, положительная мотивация к творческой и исполнительской деятельности, сформированный эстетический идеал.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 596; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!