Симфонический метод Бетховена



----------

Базируется на четком представлении, что каждая симфония становится некой философской идеей, концепцией. Бетховенские симфонии очень разные. К каждой симфонии он относится как к индивидуальному проекту, у него не сложился тип симфонии, как это было у Гайдна и Моцарта.

 

Обычно симфонии Бетховена классифицируют по двум признакам:

1. По времени создания:

А) 1-2 - ранние - венский период

Б) 3-8 - зрелые - второй венский период

В) 9 - поздняя - подводит итоги, но в ней проявляются и черты нового (прорыв вперед)

2. По жанрам и образам:

А) героико-драматические - 3,5,9

Б) жанровые - 1,2,4,6,7,8

 

Бетховен отличается от предшественников тем, что у него музыка очень логично выражает мысль, идею. У него появилось соответствие между музыкальным материалом и действием, мыслью. Проследив развитие мотивов и тем можно воссоздать «сюжет», интонационную фабулу.

Бетховен очень укрупняет симфонию. Они становятся не просто масштабными, утяжеляется, усложняется форма. Это происходит за счет разработочных моментов. Всю его музыку пронизывает понятие движения, динамики - начиная от уровня мотива, до уровня всей формы в целом. Главная партия не столько и не столько экспонирует тему, сколько уже ее разрабатывает. Любая тем - это не тезис, а процесс. Как правило, главная партия четко делится на контрастные мотивы. Мотив уподобляется герою.

Усложнение особенно касается разработки. Она волнообразна - это несколько разделов, подчиненных определенному динамическому профилю (нарастание-спад-нарастание-спад). Кульминация всегда приходится на начало репризы. Соответственно в репризе главная партия динамизируется.

Сильно разрастаются кодовые разделы. Это самостоятельный раздел, как правило это вторая разработка. Только в последних тактах приходит к промежуточному результату.

Цикл Бетховена становится очень целым, единым. Это осуществляется двумя путями:

1. Идейная общность - каждая часть - развитие, претворение определенной концепции. Кульминационной всегда является первая часть. Средние части никогда не являются просто интермедиями. Вторые части всегда размышление, философское рассуждение, но при этом они не статичны, движение продолжается, форма разрастается. Часто в медленных частях звучат менуэтные темы. Третьи части как правило скерциозные. Усложняется их форма. Чаще всего это повторы, варьирования, элементы сонатности. Финалы - итог, точка. Часто соединены с другими частями интонационно и образно. Но итог - это только кода финала. Финал - еще один этап, точка только в конце.

 

9 симфония - происходит перестановка позиций - медленная часть 3ья, а быстрая 2ая.

2. Связь интонационная, мотивная, ритмическая, «лейтмотивная». Например, тема судьбы в 5 симфонии. В 9 симфонии - тема Радости, а путь к ней, различные этапы формирования, проходят в предыдущих частях.

Оркестровка. По сравнению с поздним Моцартом и Гайдном, оркестр практически не меняется. Парный состав. 4 валторны в исключительных случаях. Три тромбона только в финалах 5,6,9. Из ударных только литавры - используются по-новому. В 9 симфонии добавляется большой барабан и треугольник.

Секрет оркестра Бетховена - дублировки (духовые, струнные). Подчеркивается сильные доли.

Бетховен пользуется наработками своими предшественниками, но он выводит все на совершенно другой уровень.

 

1 симфония - 1800, 2 симфония - 1802.

 

1 симфония гораздо более традиционная. В ней уже есть бетховенские элементы - то, что можно назвать бетховенским темпераментом. начинается небольшим вступлением, где сразу идет отклонение в субдоминанту, что противоречит правилам. Появляются характерные энергичные бетховенские темы - маршевые, гимнические.

 

2 симфония гораздо более новаторская. написана на грани периодов. Несет в себе идеи всех последующих симфоний. Тут «все и сразу». Желание что-то свершить, попробовать. В симфонии много разных тем, образов. Цикл делится на две половины - первая достаточно серьезная, с очень лирической второй часть. А вторая половина дерзкая, гротескная. Здесь впервые используется скерцо. В скерцо постоянно меняется динамика, оркестровка, точечно. Тональный план свободный. В финале очень отрывочный тематизм. Нет цельности тема, образа - клоунада. В первой части уже, в главной партии - тема в нижнем голосе, что необычно. нетипичная тема побочной - маршевая, активная.

 

Все, что Бетховен открыл во второй симфонии, он будет последовательно воплощать в остальных 6 симфониях второго венского периода.

 

3 симфония (1804). Задумана еще в 1802 году. Бетховен сначала хотел посвятить симфонию Наполеону. Но после разочарования в его личности, Бетховен называет симфонию «Героической, памяти великого человека» - не только в военном, но и в духовном, философском смысле. симфония в ми-бемоль мажоре.

Черты военной музыке в симфонии есть - батальные сцены в первой части и 4 части, ассоциации с гибелью героя в 1 и 4, но все же это симфония скоее связана с духом, эмоциями, чем с войной.

4 части нетрадиционны по наполнению.

 

Первая часть - сонатное аллегро с большой многотемной экспозицией. Главная партия проводится три раза, по-разному. Три темы в побочной, две в заключительной. 4 раздела в разработке со свободным тональным планом. Два больших раздела в коде, продолжающих преобразования главной партии.

Вторая часть - траурный марш. До этого он опробовал введение этого жанра в 12 сонате. Очень масштабная.

Третья часть - скерцо. Веселое, жизнерадостное. Сильно контрастирует второй части. Ощущение рождения новой реальности, новой жизни.

Финал - огромные симфонические вариации. Продолжается развитие идей. Перед кодой возникает огромное напряжение, кульминация. Итогом становятся лишь последние страницы.

Во вступлении два коротких аккорда. Главная партия начинается тихо, у виолончелей, исподволь, нерешительно. Затем слом - из ми-бемоль мажора в соль минор - появляется синкопа. Уже здесь видно три этапа - двжиение по трезвучию,нарушение и преодоление. Второе проведение - первый элемент расширился, он развивается,звучит в верхнем регистре. Но также развивается и нарушающий элемент. Наконец, в третий раз тема звучит на три форте, она преодолела свои внутренние противоречия, исчезает неуверенность и хроматика, звучат медные. Уже в главной партии мы видим микропуть, модель всей симфонии.

Побочная контрастная, начинается на доминанте. Три темы. Третья напоминает хорал. Вторая тема контрастная - батальная, наступательная, основана на ритме скачки.

Заключительная начинается как главная, но в то же время в ней есть и черты побочной. Потом появляются элементы второй побочной. Третья тема - снова лирическое развитие. Героическое завершение.

Все мотивные элементы заложены в главной партии. Первый элемент - трезвучие. Второй - синкопы и неустойчивые аккорды.

Разработка из 4х разделов. Первые два начинаются одинаково с первой темы пп. Потом подключаются другие темы - главная, вторая пп. Первый раздел заканчивается краткой, но мощной кульминацией. Второй раздел также начинается с первой пп. Дальше подключется тема первой пп, но в соединении со второй. На основе этих тем строится фугато. Развитие приводит к большой и сильной кульминации, которая строится на синкопах. Пик наступает звучат два подряд диссонантных аккорда - 56 большого мажорного, а потом малый 9.

Дальше возникает третий раздел разработки - контрастная, жалобная тема у гобоя. Но она соединяет в себе темы первой побочной и второй элемент главной. Звучит сначала в ми миноре, а потом в ми-бемоль миноре. Между этими проведениями начинает проявляться главная тема.

Переход к репризе необычен. Он очень необычен. Вместо доминантового органного пункта дается уменьшенные и доминантовые аккорды. Затем у валторны Возникает ложна реприза.

 

Кода - два больших раздела. Строится на глп в соединении со второй пп. Первый раздел в до мажоре. Потом опять появляются минорные краски. Вторая побочная из батальной темы превращается в украшение. Особенно очевидно это во втором разделе. Произошла какая-то победа.

Перед самым концом продолжается развитие - синкопы. В конце три тонических аккорда. 

 

Вторая часть. Траурный марш. Первый случай введения в симфонию. Программный замысел - смерть героя. Темп очень медленный, характерная ритмика, обороты. Форма поначалу складывается как сложная трехчастная с контрастным трио. Но засчет развития, непрерывного преобразования тем, границы формы ломаются, пропорции меняются. Это начинается уже в первой части - в репризе идет большое расширение, а потом и дополнение. По настоящему меняется структура в трио. Здесь две темы, которые противопоставляются. Вторая тема - героические фанфары. Сопоставляются дважды - сначала в тонике и доминанте - элементы сонатной формы.

В репризе происходит переход к огромному развивающему разделу (фугато), который приводит к кульминации. Далее снова идет реприза, но с измененной темой. Это уже не траурный марш, а скорее ариозо, страстное высказывание. Далее большая кода, в которой даже возникают новые образы. В конце коды тема траурного марша распадается на элементы.

Таким образом, вторая часть становится очень важной, действенной частью цикла.

Третья часть - скерцо. Очень контрастное - быстрое, веселое, мажорное. Жизнь как будто начинается заново. Сначала Здесь нет темы как таковой, а просто некое движение. Форма очень четкая (сложная трехчастная) В трио появляется фанфарная тема. В скерцо очень изящные гармонические и тембровые краски. В коде кже видно, сто человек набирается сил, и он готов к итогу,финалу.

Финал - это завершение, но и еще и процесс. Точка будет поставлена лишь в коде. Бетховен показывает все свои возможности. Финал формально написан в форме двойных вариаций, но на самом деле форма очень сложная, динамизированная. Первый изыск - темы две, но на самом деле она одна (тема разделена на мелодию и бас, которые чередуются). Сама тема взята из балета «Прометей». Тема контрданса, довольно стародавнего. В основном его воспринимали как «танец стариков».

Финал открывается вступлением в соль миноре (тональность драматических переломов в симфонии). Потом все переходит в бас, тема шуточного характера. затем вариации. Условно делится на три раздела:

1. экспозиционный - фактурные вариации. После свзяки возникает второй раздел.

2. Разработочный - мотивные и полифонические приемы. Начинается с до минора на теме баса. Здесь выделяется две ярких контрастных вариации: в си миноре у гобоя и вариация на бас в характере военного венгерского марша. Обе вариации напоминают батальные эпизоды первой части.

3. Репризный раздел - ми бемоль мажор. Особенно выделяется вариация на мелодию поко анданте. Звучит в характере хорала. Возвышенно, благоговейно. Темп сильно замедляется. Здесь как будто все движение, энергия переходит в другую Форму медленного сосредоточенного размышления.

Затем подход к кульминации. В кульминации опять все разрушается - нет тем, только вздохи из второй части, ритм мотива судьбы. После этой кульминации неожиданно наступает кода, в которой все весело и задорно.

У Бетховена нет в этой симфонии нет примитивной схемы - герой-смерть-подвиг. Все имеет свои нюансы, оттенки.

 

------

Симфония.

 

Была задумана в то же время, что и третья. Он одновременно писал 3,4 и 5 симфонии. Пятая писалась до 1808.

она минорная - преодоление судьбы, минора. Стмфогия лаконичная, эпоса нет, толк о драма. Движение быстрое, целеустремленное. Противоборствующие силы обозначены сразу - тема судьбы и ее же вариант в лирическом характере. Судьба предстает как некие внутренние препятствия. Идея симфонии - драма личности. Сначала она раскрывается и преодолеватся в первой части. Первая часть монотематична.

Первая часть очень сжата, лаконична. В разработке только два раздела, лирический эпизод перенесен в репризу. Первая часть заканчивается минором, судьба не преодолена.

Во второй части начинается «заход с другой стороны». Две темы. Конфликт не только между темами, но и внутри второй темы. По форме это двойные вариации, но форма симфонизирована, крайне усложнена. Яркая кода

Третья часть - следующий этап. Сложная трехчастная форма. Первая часть - две очень контрастные темы, в которых тоже есть конфликт. Второй элемент - Мотив судьбы. В процессе развития, к репризе, тема судьбы ослабляется, звучит как напоминание. Это происходит благодаря трио - новая мажорная танцевальная тема у виолончелей И контрабасов. Это зарисовка народной жизни.

Между третьей и четвертой частью есть переход-связка. На доминантовом органном пункте на мотиве судьбы. Утрачивает ритм. Преодоление минора. Минорная терция выламывается тараном.

Финал - праздник духа.

Единство симфонии обеспечивается господством темы судьбы. Она проходит во всех частях, даже в финале (перед репризой). Это походе на оперный лейтмотив. Однако здесь идет сильна трансформация, вплоть до полной неузнаваемости. Так что здесь скорее можно говорить о принципе ядра.

Тембровое новаторство. Бетховен применяет два новых приема: во второй части и начале третьей играют только низкие струнные без скрипок; в финал внесены три тромбона, флейта пикколо и контр-фагот.

-----

Жанровые симфонии Бетховена

-----

Это 4,6, 7 и 8 симфонии. Они объединяются искусственно, условно. 4 симфония театральная, яркая, с лирическими, комическими элементами. 6 симфония представляет тему природы, как с философскими, так и звукоизобразительными моментами. 8 камерная, маленькая - иронично-классическая, нарочито классическая.

 

6 симфония «Пасторальная». Это заглавие принадлежит Бетховену. есть еще и подзаголовок: «больше выражение чувств, чем живопись». То есть, это скорее все же симфония о переживаниях человека. Каждая часть имеет свой подзаголовок. 1 - радостные чувства по прибытии в деревню; 2 - у ручья; 3 - веселое сборище поселян; 4 - буря, гроза; 5 - пастушья песнь. благодарная песнь божеству после грозы.

Несмотря на пятичастность, в симфонии прослеживаются контуры четырехчастности. В скерцо вклинивается «буря, гроза», затем внезапно прекращается и наступает финал.

Тема - философская проблема природы. Он объединяет несколько философских идей. Первая - природа как естественная среда обитания человека. Вторая - популярная натурфилософская идея (Гете, Кант), Бог и Природа - единое целое. Гармония человека и природы необходимое условие существования. Бетховен добавлял к этому еще и искусство. Третья идея - личное бетховенское ощущение о природе как о живительном источнике вдохновения и творчества. Он практически всегда сочинял во время прогулок. Для него природа была своеобразным исповедником.

Звукоизобразительные приемы. Например, во второй части впервые дивизи виолончелей изображает ручей. Пение птиц в коде (соловей, перепел и кукушка). Гроза (молнии, капли дождя, удар грома).

Есть и такие приметы пасторали как народная жизнь. У народа все хорошо - это свойственная 19 веку идиализация фолклора. Используются разные темы - хорватские, чешские, венгерские, австрийские и так далее. Он обрабатывает темы в народном духе, подражая народному музицированию.

 

Тематизм совсем отличается от жанра героических симфоний, поэтому он и развивается иначе. Например, в первой части, метод Бетховена в крупных проявлениях не меняется. Он по-прежнему исходит из принципу мотива и его развития. Но по сути это варьирование, или вариантность. то же касается разработки. Бетховен будет красочно сопоставлять темы. Ощущение от формы, драматургии будет другим. Здесь речь идет о рассказе, описании - сопоставление, а не конфликт. Поэтому можно говорить о двух проявлениях бетховенского метода.

Шестая симфония начинается с личного - радостных чувств человека, прибывшего из города в деревню. А заканчивается симфония обращением к общечеловеческой теме. Пастушья песнь, благодарственная - воспринимается как некие духовный путь, духовное совершенствование. В финале играю тромбоны (тембр тромбона в 19 веке всегда был связан с чем-то потусторонним, духовным).

 

Симфония 7. Написана в 1812, вместе с 8ой. Эти две симфонии занимают особое место. Это уже преддверие какого-то перелома. От Бетховена ждали очередного прорыва. А он выдал такую пару - масштабную, мощную седьмую и маленькую, ироничную восьмую. Это было воспринято совсем неоднозначно, замысел композитора был недопонят.

 

7ая симфония ля мажор. Это симфония как бы победы в наполеоновских войнах. Она героическая по духу, но победная, праздничная. Бетховен для этих целей избирает жанр танца. Первая часть - тарантелла. Вторая часть - соединение чаконы и менуэта. Третья часть - лендлер, вальс. Четвертая часть - галоп, кадриль, безудержный пляс. Вагнер называл эту симфонию «апофеозом танца».

В симфонии все необычно. Уже готовится поздний стиль.

Первая часть открывается большим вступлением. Написано в форме фантазийного плана, но почти сонатной. Две темы, в медиантовом соотношении, дважды сопоставленные (ля мажор - до мажор; ля мажор - фа мажор). Затем наступает первая часть, которая выбивается из всех канонов сонатной формы. Здесь всего одна тема, идет бесконечное варьирование одной и той же попевки. Такое сквозное развитие несвойственно танцевальной музыке.

Есть юмористические гармонические вещи. Так, есть мелодическая модуляция.

Первая часть начинается большой интродукцией фантазийного плана. Выделяются две темы. Одна героическая (фанфарный оборот), но в то же время и нерешительная (тихое продолжение). Потом побеждают героические мотивы. Втора тема контрастна. Она менуэтна, ритуальна, церемонна. Эти темы дважды сопоставлены. Тональности меняются. Бетховен задает фабулу, интригу. Она переходит в первую часть, основанную на ритме тарантеллы, веселую, непринужденную, стихийную.

Очень необычная сонатная форма - она однотемная. Побочная партия наступает незаметно (доминанта к до-диез минору). Такой сплошной поток движения в сонатной форме компенсируется тональным и гармоническим разнообразием. В разработке сопоставляются яркие , контрастные пласты.

Две потрясающих модуляции. Первая между экспозицией и разработкой. Экспозиция заканчивается в ми мажоре - гаммой. После паузы она продолжается хроматически. А затем на звуке соль бекар постепенно выстраивается трезвучие до мажора. Фактически ми мажор и до мажор просто сопоставлены.

Вторая модуляция идет из ля мажора. Та же гамма, два такта паузы. Но затем просто идет сдвиг на полтона вниз - в ля-бемоль мажор.

В коде используются красочные гармонии - терцовые сопоставления аккордов. Нет никакой функциональной связи, ничего.

В седьмой симфонии все части мажорные, кроме второй. Этот контраст выводит из сферы жизни в сферу смерти. Это тоже танец, то танец смерти. Похож на чакону - вариации на гармонию. Эта гармония дается в первых же тактах. Она нарочито простая и незапоминающаяся, в народном духе, несколько напоминает Фолию. Запоминается же ритм - четверть и две восьмых. Это ритм шага (в барочной музыке используется в трагических, спокойных, размеренных произведениях). Здесь это именно танец, как шаги.

В этой симфонии, как и в восьмой, нет медленной части. Здесь - аллегретто но создается ощущение медленного звучания. Форма - двойная трехчастная. Она фактически является каркасом для вариаций.

Первая часть сначала вводит эту тему, а затем идут три вариации на нее. Сначала только струнные, лишь в третьей вариации вступают духовые, но лишь как заполнение. В первой вариации выразительный подголосок у альтов (в среднем голосе) -он вносит мелодическое начало. Во второй вариации (звучит на октаву выше, подголосок уже у скрипок) напоминает романс. Третья вариация - первая кульминация. Подголосок выходит на первый план. Звучит ярко, открыто, эмоционально.

 

Вторая часть вносит огромный контраст. В ля мажоре. Как будто бы новая тема. Пасторальная (духовые), непохожая на предыдущую. Но в басу остается ритм из первой части, остается определенное напряжение. Вдруг происходит модуляция в ля минор, унисоном оркестра идиллия разрушается. Начинается реприза.

Возвращается тема, ля минор, как будто возвращается третья вариация, вверху звучит подголосок, но очень тихо, трепетно. Вроде бы все идет К завершению. Но затем идет отклонение в субдоминанту, и следует огромная кода. Сначала просто расширение, а затем Бетховен трижды прерывает надвигающуюся каденцию. В первый раз возникает фугато на производной от основной теме. Фугато приводит к третьей кульминации. Во второй раз вводится тема середины. Снова звучит в мажоре. Затем наконец следует каденция. Опять вступает первая тема. Но уже почти совершившуюся каденцию, Бетховен снова отодвигает неожиданным уходом в до мажор с ответом в ля миноре. Затем тема звучит в верхнем регистре, оркестровка постоянно меняется, передается из группы в группу. Тема разрушается, погибает. Все заканчивается медленны, тянущимся кадансом.

Интересно, что начинается вторая часть с кадансового квартсекстаккорда, и им же заканчивается. В философском контексте эта часть выпадает из реальности. 

Третья часть - веселое, виртуозное скерцо. Легкие, вальсовые темы. В трио использована народная тема (Чешская). эта тема - практически Штраус :) Бетховен буквально провозвестник новой эпохи.

Финал - шумный, помпезный. Использованы ритмы галопа, кадрили, массовых плясок. Ударные играют значительную роль - отбивают практически все доли. Здесь много контрастных эпизодов. Один из них в венгерском духе, практически Брамс.

Можно сказать, что в этой симфонии проявляется расцвет романтизма. Но все же идея симфонии, концепция - философская идея жизни и смерти через танец.

 

----------

Восьмая симфония - полная противоположность седьмой. Это своеобразная «шутка гения». Она была воспринята с большим недоумением. Премьерное исполнение было в одном концерте с седьмой, и это было недопонято. Кроме того от Бетховена ждали чего-то другого. Бетховен написал свою «классическую симфонию». Проблема в том, что Бетховен воспинимался как продолжатель классицизма.

 

В восьмой симфонии - шутка ради шутки. Эти шутки касаются гармонизации, инструментовки, иронизация над классическими штампами.

Это говорит о том, что Бетховен к восьмой симфонии пришел в тупик в жанре симфонии. После он не писал симфоний 12 лет - только потом он открывает новое пространство в 9 симфонии.

Бетховен рассматривал эту симфонию в паре с седьмой как небо и земля, но в то же время это пара.

Вторая часть - опять аллегретто. Это такая пародия на гайдновскую симфонию «часы». Это своеобразный комический дуэт мелодии и баса. Один убеждает другого и так далее. Мерный ритм шестнадцатых будет нарушаться самым наглым образом - ритм сбивается, как стрелка метронома. Именно этим заканчивается вторая часть. При этом часть камерная, почти все время тихая.

Третья часть - менуэт. Причем он очень такой, типичный.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!