Поздний стиль в творчестве Бетховена



----------

С 1817-1827 - позднее творчество.

 

Первые признаки позднего стиля появляются уже в среднем периоде (1816 год, 25 соната, «К далекой возлюбленной»).

Два грандиозных сочинения позднего стиля: 9 симфония и Торжественная месса. Также 5 последних квартетов (со 127 опуса) и 6 последних сонат (27-32), 33 вариации на вальс Диабелли, багатели оп. 126 (Предвосхищают циклы миниатюр у романтиков).

Поздний период - период прежде всего философских сочинений. Все опосредованно. Жизнь отражена как жизнь духа. Главная тема - тема духовного преодоления, совершенствования. Все

происходит в обобщенном виде. Важна не столько личность Бетховена, сколько человечество в целом.

Старость, глухота Бетховена вызывала определенную реакцию. Его позднюю музыку считали странной, чудной. Но уже с 30-40х годов 19 века это мнение было опровергнуто.

В области музыкального стиля 2 противоположных тенденции:

1. изучение старинной музыки (Палестрина, Бах, Гендель и так далее). Большое внимание уделяет полифонии и полифоническим формам, а также модальности.

2. Смелые прозрения в будущее в области гармонии, модуляции, медиантовые соотношения тональностей, неклассические тональные планы, индивидуальные формы (в частности вариации), индивидуализация сонатно-симфонического цикла.

 

Соната 29 си-бемоль мажор. Опубликована с подзаголовком «für das hammerklavier». То есть, Бетховен подчеркнул, что на клавесине исполнять это невозможно. Соната мажорного, оптимистического настроя, схода с «Авророй». Но здесь огромная роль уделена полифоническим приемам. В разработке первой части - фугато.

В финале - фуга. Тема большая - 10 тактов, начинается с трели. Фуга двойная. Вторая тема выглядит нарочито строго, как у Палестрины.

Тональный план - 1 часть - си-бемоль мажор

2 часть - скерцо - си-бемоль мажор

3 часть - фа-диез минор

 

Соната 31. Ля-бемоль мажор. Писалась в годы работы над Торжественной мессой. Бетховен переживал тяжелые времена. Тем не менее, соната очень лирическая, светлая. 4 части. Части очень контарстны. Лирическая первая, грубая вторая, скерцо. 3 и 4 части соединены вместе, они повторяются дважды в разных тональностях, лишь в конце возвращаясь в ля-бемоль мажор. 3 и 4 части соотносятся как прелюдия и фуга.

В первой части в разработке канон. Вся разработка занимает всего 4 строчки. Строится исключительно на главной партии. Причем в ней ничего не происходит. Реприза мало отличается от разработки.

Скерцо в грубоватом, народном духе.

Прелюдия лирическая. Фуга строгостильная. Заканчивается дифирамбом, в котором угадывается самое начало сонаты.

 

Соната 32. Двухчастная. Предельный контраст. Предельно Драматичное аллегро. Полифония игарет огромную роль. Фуга о начинается в связующей партии. Фуга в разработке. Динамизированная реприза.

 

Вторая часть - ариетта. В теме признаки хорала, танца, но все в каком-то растворенном виде. Далее идут вариации, которые постепенно растворяют тему.

Свои эксприменты Бетховен продолжает в жанре квартетов. Сначала первые три квартета ему заказал князь Голицын. Он предоставил полную свободу. Как цикл они не воспринимаются.

 

Философская тематика.

 

Квартет - жанр очень камерный, для знатоков. Для Бетховена это в двойне так. Фактура квартетов была достаточно простая (до позднего Гайдна). Уже у позднего Гайдна, Моцарта. У Бетховена партии сильно усложняются, возрастает сложность ансамблевого взаимодействия. Инструменты приобретают симфоническое звучание.

 

Квартет оп. 131. До-диез минор. 7 частей. 2 части можно уподобить связкам.

1 часть - фуга, причем в медленном темпе. Тема очень певучая, сосредоточенная, углубленная, но в то же время активная.

2 часть - аллегро мольто виваче, яркая, радостная. Это «разрешение тревог фуги».

3 часть - очень маленькая, может считаться связкой. Трагический характер, речитативный характер.

4 часть - вариации, медленные. Тема излагается в виде дуэта двух скрипок. Тема жанрово меняется, преобразуется. По характеру все стремится к седьмой вариации - радостной.

5 часть - престо. Скерцо. Трехпятичастная форма. Самая жизнерадостная часть в цикле. Затем идет резкий переход к адажио.

6 часть - переходная. Есть черты сарабанды. Это последний скорбный образ, который будет изжит в финале.

7 часть - самая впечатляющая часть квартета. Кульминация. Сопоставляя с началом, можно усмотреть некоторую аналогию с «Лунной сонатой» (от медленного начала к бурлящему, стремительному финалу).

----------


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!