Эволюция творчества Бетховена



Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

----------

Место Бетховена в истории музыки уникально. Бетховен с одной стороны венский классик (Глюк, Гайдн, Моцарт). Но Бетховен это и начало чего-то нового. Именно с него многие отсчитывают начало 19 века в музыке. Можно провести аналог в литературе - и классик, и основоположник всей новой литературы 19 века - это Гете. Но при том Бетховен не романтик - все его мировоззрение, техника базируется на классицизме. Так, обращение в 9ой симфонии обращение к хору (ода к радости) казалось архаичным. В зрелом творчестве у Бетховена появляются новые формы, гармонии , но стиль все равно остается классическим.

Краеугольным камнем является философия, мировоззрение Бетховена. Идея объединения человечества, взывания к человеку, вера в природу, идеалистическое представление о просвещении человека, философия Канта и др, идеалы французской революции после наполеоновских войн были несколько странными. Но в то же время нужно отметить, что Бетховен не был революционером. Он чисто абстрактно хотел, чтобы все были равны, но к себе он это не слишком применял.

Бетховен был композитором, который много читал, сохранилась его библиотека. Он не владел иностранными языками (чуть объяснялся по французски). Одним из его любимых писателей был Шекспир, а также немецкая литература, а также античная литература (Плутарх, Гомер). В этом отношении Бетховен противоположность Моцарта, который владел всеми европейскими языками, но читал мало.

Большую роль в мировоззрении сыграла его личная судьба. В 19 веке на творчество накладывается автобиографичность. Его концепция преодоления, борьбы, внутренняя энергия его музыки - во много сформировались под воздействием личной жизни. Бетховен родился в семье музыкантов, но отец пил, бил его, а мать рано умерла. Отец пропускал работу, и Бетховен играл вместо него на скрипке. Он всю жизнь опекал своих двоих младших братьев.

Никакого дворянского происхождения у него не было. Однако он все время вращался в кругу дворян - аристократов. У него появилась собственная гордость. С меценатами он себя держал очень высокомерно. И тем не менее и меценаты, и аристократы ему очень помогали.

Далее, он приезжает в Вену с надеждами учиться у Моцарта, Гайдна. Завоевывает репутацию. Но постепенно на него надвигается глухота. Он даже задумывается о самоубийстве (Гейлигенштадское завещание). Но он все же перебарывает свою депрессию. «Я схвачу судьбу за глотку и заставлю считаться с собой».

К концу жизни Бетховен практически ничего не слышал. Мельцер придумал для Бетховена слуховые трубы. Бетховен пользовался разговорными тетрадями, и они представляют особый интерес. Последние сочинения Бетховена часто обвиняли в излишней трудности, неблагозвучности.

Не складывалась и личная жизнь - и из-за глухоты, и из-за личного характера (Бетховен - один). В 1816 цикл написан песен «К далекой возлюбленной», также обнаружены письма к неизвестной даме.

В конце жизни берет на воспитание племянника Карла. Он доставлял очень много хлопот. Например, в армии он проиграл все сбережения полка, а Бетховен был вынужден откупаться от всех.

Бетховен умер от болезни, однако он не собирался умирать, у него были грандиозные планы.

Бетховен был сторонником просвещенной монархии, почтительно отзывался об императорах. Почти все его друзья были аристократами (Князь Лихновский, князь Лобковиц).

В Вене Бетховен дает концерты, и этим зарабатывает. Когда он теряет слух, некоторое время он дает уроки богатым людям и заручается их поддержкой. С 1806 году ему выплачивают субсидию (сначала князь Лихновский, потом и другие). При этом он был абсолютно свободен, в него не было никаких обязательств.

В 1812 году аристократы разоряются и уже не могут выплачивать Бетховену большого пособия. Он затеивает «игру» с издателями - он не заключает контракт с каким-то конкретным издателем, а торговался с разными издателями за каждый грош.

Бетховен постоянно преодолевает внутренние и внешние преграды. Однако далеко не все его произведения драматически напряженные. Напротив, он больше любил обсуждать с друзьями мажорные, жизнеутверждающие сочинения.

В Вене очень ценили Бетховена. В 1824 было устроено грандиозное чествование. А На похороны собралась вся Вена.

В России позднего Бетховена оценили раньше, чем в Вене. Торжественная месса впервые была исполнена в Петербурге в 1824 году князем Голицыным. Он также заказывал Бетховену квартеты.

 

----------

Эволюция творчества Бетховена

----------

5 периодов творчества

1. 1782-1792 - Боннский - период становления.

2. Первый венский - 1792-1802 - диалог с традицией.

3. Второй венский - 1803-1812 - зрелый стиль, самые известные сочинения

4. 1812-1816 - кризис. Почти ничего не пишет (в основном миниатюры)

5. 1817-1827 - поздний период, самый сложный Бетховен, открытие нового пространства.

 

В первый период Бетховен пишет в основном клавирные сонаты, вариации. Особенно выделяются вариации - в них он пока лучше овладевает формой и мотивным развитием. Дальше он задумывает три концерта (ф-но, скрипка и гобой). Реализовал только фортепианный, но позже. Три квартета, доопусные. Материал потом использует в фортепианных сонатах оп. 2. Заканчивается период ученичества написанием двух императорских кантат (на смерть Иосифа 2 и коронование Леопольда 2).

Во второй период написано 18 фортепианных сонат. Это и патетическая, и лунная, и 17. Он экспериментирует с формой, с циклом, тематизмом. Это смелый прорыв. Особая бетховенская энергия уже тут присутствует. Также пишет камерные ансамбли - септет для струнных и шесть струнных квартетов оп. 18. Огромный прорыв - создание первой и второй симфоний (1800).

Второй венский период. Внутри Бетховена рождается новый человек, новая личность. Это период часто называют героическим. Это оратория «Христос на масленичной горе», симфонии (3я, Героическая) вплоть до 8ой. Скрипичные сонаты оп. 30 и 47 (Крейцерова). Опера «Фиделио». Писалась сложно - две редакции (1805 и 1812), четыре варианта увертюры. Музыка к драмам - «Эгмонт» и «Кориолан». Увертюры стали первыми концертными. 2-5 фортепианные концерты. Скрипичные. Тройной концерт для ф,но, скрипки и виолончели. Фантазия для фортепиано, хора и оркестра оп. 80. Продолжается и написание сонат. Оп. 53 и 57 (Аврора и Аппассионата). Скрипичные и виолончельные сонаты, два фортепианных трио и квартеты. Три квартета оп. 59 (русские - заказаны русским посланником в Вене Андреем Разумовским) Использованы русские темы (в частности подблюдная «Слава»). Оп. 84 и 95.

Второй венский период выделяется концертами. Практически все концерты были написаны в этот период. В чем-то они опережают симфонии. Концерт приобретает в творчестве Бетховена приобретает новое качество.

1803-1804 - 3ий фный концерт

1805 - тройной концерт

1806 - скрипичный

1804-1807 - 4ый фный концерт

1808 - фантазия для фно хора и оркестра

1809 - 5ый фный концерт

Это первый пример, когда интерес к какому-либо жанру у композитора есть, а потом он пропадает. Также у Бетховена было с жанром фортепианной сонаты.

Третий фортепианный концерт до минор. Единственный минорный концерт Бетховена. Это излюбленная тональность для драматических произведений. Пересекается по настроению с 5ой симфонией, патетической сонатой. Написан под влиянием до минорного 20 концерта Моцарта.

Надо отметить, что в то время было не принято писать минорные концерты, так как концерт считался развлекательным жанром.

Тональный план концерта необычный. Первая и третья часть в до миноре. Вторая часть в ми мажоре.

Солист и оркестр вступают в сложный диалог. В экспозиции у оркестра более волевой и драматический материал, а у фортепиано лирический. В разработке поисходит взаимодействие. В репризе побеждает оркестр. Главной партии у солиста в репризе нет. 

Во второй части мы сталкиваемся с особенным подходом Бетховеа к лирке. Для него лирика имеет духовное значение, разговор с богом. Тональность ми мажор (позднее станет характерна для Шуберта) привносит оттенок некоторой печали.

Концерт завершает рондо. Все проблемы, напряжение исчезает. Танцевальный. Мажорная кода.

Концерт можно назвать лирико-драматическим. Этот концерт очень сильно повлиял на концерты романтиков. После Бетховена будут преобладать минорные концерты.

 

4ый концерт - соль мажор. Он соотносится с 3им концертом как 5 и 6 симфонии.

Концерт монументальный. Начинается фортепиано соло, что было необычным.

Первая часть пасторального характера, там есть жанровые моменты, скерциозные. Партия фортепиано намного сложнее, чем в третьем.

Особенно выделяется вторая часть. Вероятно она имеет программный характер (диалог Орфея и фурий). Создается впечатление хоровой фактуры у оркестра. Затем оркестр вступает в диалог, но все приходит к печальной, даже трагической кульминации. Тональность второй части - ми минор. Опять же это любимая тональность романтиков. Почти вся часть исполняется на левой педали (впервые в истории). Еще одной необычной чертой второй части является ее форма - она сквозная. Здесь нет ни рондальности, ни трехчастности. Затем она attacca переходит в третью.

Рондо виваче. Веселый, радостный характер входит постепенно - лишь с 5-6 такта. Ритм галопа и тарантеллы.

 

Пятый концерт. Ми-бемоль мажор. «Императорский». Самый трудный и монументальный Из концертов Бетховена.

На премьере исполнялся Черни, но для него он оказался тяжелым испытанием. Первый, кто достойно представил этот концерт, был Лист. Кроме того, концерт потребовал и улучшение самого инструмента (после 1832 года).

Концерт открывается заглавной фразой рояля, которая перемедаетя аккордами у оркестра. Для этого концерта свойственно новое качество - тут будут несколько каденций во второй и третьей частях, но не только соло рояля, а с оркестром. Происходит симфонизация концерта.

Побочная партия первой части представлена в двух ладовых вариантах (минор и мажор) с разными характерами. В миноре - напряженно, таинственно, загадочно. В мажоре - фанфарное, торжественное звучание. «свое-другое» (Гегель) - трансформация чего-либо.

В оркестре используются трубы, валторны. Оркестр звуит монументально. Классический стиль перерастает в стиль ампир (императорский). Такой тип большого героического концерта в музыке 19 века мало нашел продолжения (разве что Брамс). Лишь позднее, в 20 веке, вернулись к такому типу концерта - Прокофьев, Барток.

 

Скрипичный концерт тоже мажорный, лиро-эпический. В этом периоде Бетховен начинает какие-то «дерзости», необычные гармонии, тональности. Тональность скрипичного концерта - ре мажор. Здесь струнные вступают на второй низкой ступени, с разрешением в доминантовый нонаккорд. А в третьей части с самого начала скрипка дается в двух звучаниях - грубоватом народном и изящным, танцевальным.

В 1809 году, внутри второго венского периода, наступает рубеж, перелом. Бетховен почти перестает писать в крупных жанрах. До 1812 он не приступает к симфониям, не пишет концертов, пишет мало сонат. После серии «русских» квартетов он почти не обращался и к этому жанру. Все это свидетельство приближения кризиса.

В 1812 появляются 7 и 8 симфонии. После этого четыре года Бетховен ничего не писал. Это совпало с его ухудшением здоровья, но не только. Сменяются эпохи. На смену классицизма начинает приходить романтизм. Бетховен должен был не изменить своим прежним идеалам, но должен был найти что-то новое.

В конце концов он находит новый путь. У него появляются миниатюры и песни. Однако он чувствует, что это не его.

1816 - песенный цикл «К далекой возлюбленной» (Первый в истории). Несколько фортепианных пьес (багатели).

Только в поздний период, в 1817 году, Бетховен находит свой путь.

В это же время Бетховен приобретает огромную популярность благодаря яркой оркестровой пьесе «Победа Веллингтона при Виттории». Таких пьес в то время было очень много, и они строились по одному и тому же принципу. Бетховен был страшно ошарашен этим.

В последствии этот триумф сыграл против Бетховена. От него стали ждать таких же бравурных сочинений, но Бетховен же ушел совершенно в другую, философскую сферу.

 

----------


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!