Московская историческая школа
-широкие обобщающие исследования, приоритетные направления – древняя истории России.
Наиболее видные представители МИС
Серг Мих Соловьёв 1820- 1879 – История с древнейших времен и до сер царствования Екатерины II. 29т
профессор Московского университета (с 1848), ректор Московского университета (1871—1877), ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности (1872), тайный советник
Ключевский Василий Осипович ( 1841-1911) -видный русский историк, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (сверх штата[1]) по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник
Курс русской истории в 5-и ч. — ( СПб., 1904−1922. — 1146 с. , [3] , [4] ; Русская история. Полный курс лекций — М., 1993.)
Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Александрова. — М.: Изд-во «Правда», 1991.
Милюков Павел Николаевич 1859-1943 Лидер Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы, кадетской партии). Министр иностранных дел Временного правительства в 1917 году. С 1916 г. почётный доктор Кембриджского университета. -«Очерки по истории русской культуры
Богословский Михаил Михайлович 1867-1829
Любавский Матвей Кузьмич 1860- 1936 Ректор Московского университета (1911—1917). Академик Академии наук СССР (1929, член-корреспондент РАН с 1917
|
|
Чичерин Борис Николаевич 1828-1904 – основатель государственной школы в русской историографии
Первоначально преподавание русской истории шло в контексте всеобщей истории и только позже организованная кафедра статистики и географии российского гос-ва, и отдельно кафедра русской истории была учреждена только с 1835 г
В Москве – Погодин Мих Петрович , его сменил Соловьёв Серг Мих
В Санкт – Петербурге – Устрялов Ник Герасимович, после- Костомаров и по настоянию студентов – Бестужев- Рюмин.
Киевская историческая школа – Антонович
В советский период о направлениях и школах говорить сложно, поскольку все историки были приведены к общему знаменателю исторического материализма.
С некоторой натяжкой можно говорить напр о школе
Греков Борис Дмитриевич 1882-1953– концепция феодализма в Древней Руси. Кн –Киевская Русь 1939г – Стал прем, культура Киевск Руси 1944.
Более современные школы –
Юрий Георгиевич Алексеев
Флоринский Михаил Фёдорович
Фроянов Игорь Яковлевич – концепция - города государства на древней Руси
Фролов Эдуард Давидович
|
|
Историография допетровского времени
В допетровский период речь может идти не столько об истории как науке– сколько о неких исторических знаниях – некие представления о своём прошлом.
Появление истории как науки в России – с появлением немцев и образованием Московского университета.
- или другая версия – появление русской исторической науки не ранее 30 х гг XIX века .
18 сент 2013
Древнерусское летописание
Повесть Временных лет ,
По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.
Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Древнерусского государства начинается с лета 6360 (852 года по современному летоисчислению), начала самостоятельного правления византийского императора Михаил
|
|
Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, известный агиограф на рубеже XI—XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII—XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью.
Вторая редакция читается в составе Лаврентьевской летописи[3] (1377 год) и других списках[4]. Третья редакция содержится в составе Ипатьевской летописи (старейшие списки: Ипатьевский (XV век) и Хлебниковский (XVI век))[5]. В одну из летописей второй редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное литературное произведение, «Поучение Владимира Мономаха», датируемое 1117 годом.
По гипотезе Шахматова (поддержанной Д. С. Лихачевым и Я. С. Лурье), первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основанной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Начальный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.
|
|
По версии Шахматова, первую редакцию ПВЛ Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция ПВЛ по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича.
по мнению Шахматова предшествовал Начальн Свод, фрагменты кот нашли в составе Новгородской летописи.
Три редакции Повести временных лет
Источники
Идеи
Темы – Происхождения Русской земли и княжеской династии – откуда есть пошла земля русская, и кто начал княжити
- История крещения Руси и христианизация русских земель. Центральное место – выбор веры
- борьба Руси простив внешн врагов( главн внешн враг Др Руси – степняки – печенеги и позже -половцы – причерноморские степи), и отсюда идея – необходимости объединения русских князей.
Осн действующие лица – князья, бояре, представители церкви.
Идея того что всё в руках Божьих. Никаких исторических законов.
Алексей Александрович Шахматов – крупнейший исследователь по русскому летописанию, на осн рукописей.
- гл посыл – русск летописи это не авторские тексты, а своды разноплановых текстов. Исходил из положения, что рукой древнерусского летописца управляли политические страсти и мирские интересы. Таким образом русский летописец это не бесстрастный свидетель произошедшего и русские летописи несут большой идеологический запал. Писал не столько так как было, а так как было нужно.
Пушкин – в Борисе Годунове – образ монаха имена – да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу.
Проф Ерёмин Игорь Петрович– очень часто летописец руководствовался общественным мнением, ( например осуждение князя общественным мнением – выноситься на страницы летописи), плюс церковный взгляд и церковная интерпритация произошедшего. Человек то уходил в монастырь не для того чтобы заниматься политикой.
Прохоров Гелиан Максимович
- культура и литература древней Руси – каф западноевропейск и русск культуры.
Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!