Словообразовательный уровень (анализ морфем)
Использование суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных). Роль: выражение авторской оценки; создание речевой характеристики героев; усиление яркости, выразительности образов; для индивидуализации или обобщения, типизации сообщаемого.
§ Синтаксические средства выразительности. Стилистические фигуры.
Инверсия –изменение обычного порядка слов. Цель: подчеркивание смысловой значимости какого-либо элемента текста, придание особой стилистической окрашенности или разговорной, несколько сниженной характеристики.
Повтор – повторение какого-либо члена предложения (слова), части предложения, строфы с целью привлечь внимание.
Виды повтора:
1)Анафора – повтор слова или группы слов в начале нескольких строф, фраз.
2)Эпифора – повтор слова или сочетания слов в конце смежных стихов или фраз. «Деточка, /Все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь» (В.Маяковский).
3) Подхват –повтор отрезка речи в начале следующего отрезка речи: «Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору» ( М.Ю.Лермонтов)
4) Рефрен – повтор одинаковых фраз.
Бессоюзие– пропуск союзов между однородными членами, придает речи компактность, стремительность, динамичность.
Многосоюзие –намеренный повтор союза обычно в смежных строках. Используется как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов, придания торжественной тональности и эмоциональной приподнятости.
|
|
Градация –воссоздание событий с постепенным нарастанием или убыванием значимости. «Не жалею, не зову, не плачу» (С.Есенин).
Виды градации:
1) Возрастающая градация используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста. «Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил, но ты не снизошла» (А.А.Блок)
2) Нисходящая градация служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности. «Принес он смертную смолу да ветвь с увядшими листами» (А.С.Пушкин)
Оксюморон –сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе. «С кем мне поделиться /той грустной радостью, что я остался жив? (С.Есенин)
Плеоназм – употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления выразительности. « Мы видели их мертвые трупы». (А.С.Пушкин).
Риторический вопрос – это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа. (Используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя)
|
|
Риторическое восклицание - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. (Используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя, передать торжественность, приподнятость)
Риторическое обращение – это фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь для усиления выразительности. ( Используется для передачи торжественности, патетичности речи, выражения радости, сожаления и других оттенков настроения)
Умолчание –может выражать недосказанность, взволнованность речи. (…)
Синтаксический параллелизм –сходное построение смежных фрагментов текста. «Я звал тебя, но ты не оглянулась, /Я слезы лил, но ты не снизошла» (А.Блок). (Используется как средство языковой выразительности.)
Антитеза –противопоставление. Используется для создания контраста. «Ты богат, я очень беден, ты - прозаик, я - поэт» (А.С.Пушкин)
Эллипсис –пропуск какого-либо члена предложения, легко восстанавливаемого из контекста. «Страннику – дорога, /Мертвому – берлога» (М.Цветаева). (Придает тексту особую выразительность и динамичность, подчеркивает стремительность действия, напряженность психического состояния героя; может придавать тексту интригующий характер; выражать авторскую оценку)
|
|
Парцелляция –стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц- фраз. «Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном» (Р.Рождественский) Используют для усиления выразительности, выделения каких-либо деталей общей картины, подчеркивания значимости частей высказывания, выражения отношения к высказываемому.
Именительный темы - стилистическая фигура, представляющая собой разделенное на две части построение, в котором первая часть обозначает актуальное для говорящего понятие, а вторая часть содержит какое-либо высказывание по поводу понятия. Используется с целью выделить наиболее значимые части текста, привлечь внимание читателя, придать речи патетичность и экспрессивность. «Москва! На картах мира нет для нас подобного, наполненного таким содержанием слова (Л.Леонов)
7. Жанр художественного произведения(лирическое стихотворение, ода, сатира, элегия, песня, эклога, идиллия, послание, стансы, эпиграмма, эпитафия, мадригал, сонет, поэма, баллада и др.). Пафос (глубокое, страстное чувство, эмоциональный тон повествования). Особенности стиля автора. Характерные черты литературного направления, присущие стихотворению. (Как проявляется романтическое двоемирие? В чем реалистичность пейзажа? Почему рассматриваемый образ – символ? и т.д.)
|
|
Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!