Возможные ошибочные действия магистрантов при определении объекта исследования.



Начинающие исследователи порой переводят объект м у з ы к а л ь н о – п е д а г о г и ч е с к о г о   р а з в и т и я  в д р у г у ю  п л о с к о с т ь.

Так, например, в одной из работ объектом исследования названа «Музыкальная драматургия в произведениях крупной формы». В этом случае объектом исследования является не музыкально-педагогический процесс, а один из разделов музыковедения.

Или другой пример формулировки объекта исследования : «Работа над переложениями для скрипки произведений Дж. Гершвина, содержащих элементы джазового ритма». В этом случае имеет место не музыкально-педагогический процесс, а своего рода подготовительная деятельность специалиста к будущей исполнительской работе.

Еще один пример: «Голос эстрадного певца и его индивидуальность».  В данном случае имеет место опять же не музыкально-педагогический процесс развития певческого голоса , а характеристика его физиологических, психологических, музыкально-исполнительских свойств».

Задание для самостоятельной работы по формулировке объекта исследования: определите объект предполагаемого Вами музыкально-педагогического исследования.

б) проблема исследования

Сформулированная проблема музыкально-педагогического исследования предполагает выявление и разработку того или иного механизма, способствующего достижению эффективности музыкально-педагогического процесса, осуществляемого в рамках избранного объекта исследования.

  Примеры корректных формулировок, относящихся к проблемам музыкально-педагогического исследования:

1.Каковы психолого-педагогические условия  формирования индивидуальных музыкальных пристрастий учащихся?

2. Каковы психолого-педагогические аспекты эффективного обучения эстрадному вокалу будущего педагога?

4. Каковы психолого-педагогические способы эффективного развития внимания учащихся на хоровых занятиях?

Примеры некорректных формулировок проблемы исследования  

1.« Толерантность учителя музыки как качество личности».

В этом случае, определяя проблему исследования, необходимо сформулировать предполагаемую музыкально-педагогическую технологию, способ (принцип, метод и т.д.) решения поставленной задачи..

  2. Отмечая в этом разделете или иные стороны «степени разработанности проблемы», магистранты часто не называет конкретно, о какой проблеме идет речь. Например, отмечается, что « к настоящему времени накоплен значительный опыт исследований, посвященных истории старообрядчества, истории музыкальной культуры старообрядцев…Проблема художественной культуры и особенностей передачи духовного и музыкального опыта в среде старообрядцев освещена недостаточно». В результате магистрант так и не формулирует саму проблему. Более того, во многих диссертациях вопрос степени разработанности проблемы вовсе не рассматривается. А это необходимо осуществлять при разработке методологических характеристик музыкально-педагогического исследования.

Задание для самостоятельной работы по формулировке проблемы исследования:

      Сформулируйте проблему Вашего будущего исследования , исходя из избранного объекта.

в) предмет исследования

Ученый, конструируя предмет исследования, выделяет в нем то, в чем будет выражаться новое научное знание. Таким образом, в музыкально-педагогическом исследовании необходимо ответить на вопрос, поставленный в проблеме исследования.

Предмет исследования как бы задает определенный «угол зрения» объекту и проблеме  исследования, уточняя, например,  с помощью какого «музыкально-педагогического средства» происходит развитие (воспитание, обучение) «субъекта». Например: «приемы и способы учебной деятельности в процессе освоения учащимися фортепианных миниатюр М.Глинки (пьеса «Баркарола», ноктюрн «Разлука» и др.)».

Если объектом исследования является «процесс развития музыкального мышления школьников», то предметом исследования могут быть (но не обязательно должны) те или иные методы организации этого процесса.

В магистерской диссертации объект исследования по своему содержанию, как правило, не отличается от подобных формулировок, принятых в кандидатских диссертационных исследованиях. Что же касается предмета исследования, то он может значительно «сужаться», иногда достигая уровня конкретных условий организации процесса музыкальных занятий, например, «Метод сходства и различия в развитии музыкального мышления школьников I класса».

Примеры корректных формулировок предмета исследования в магистерских диссертациях:

1. Педагогические условия и методы профилактики профессиональных нарушений психомоторики и оптимального развития двигательных навыков учащихся-музыкантов.

2. Индивидуальные психолого-педагогические особенности избирательного музыкального восприятия музыки учащимися.

3. Особенности изменения социометрического статуса подростков в процессе музыкального познания механизма «идентификации-обособления» в разных видах музыкальной учебной деятельности.

Объект, проблема и предмет исследования должны находиться в логической связи и единстве, например

              - объект исследования: «Музыкально-воспитательный процесс в начальной школе ».

               - проблема исследования: «Каковы психолого-педагогические условия развития эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке?»;

             - предметисследования: «Развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке у младших школьников на основе применения комплексного взаимодействия видов искусства».

Возможные ошибочные действия магистрантов при определении предмета исследования:

Формулировка предмета исследования не указывает на пути  «обеспечения психологического комфорта в обучении эстрадного певца» и выступает скорее как задача исследования. Примерно ту же ошибку мы встречаем в формулировке следующего «предмета» исследования: «Развитие чувства джазового ритма студента в академическом скрипичном классе педагогического вуза». ( отсутствие конкретных указаний на пути решения поставленной задачи).

 Также недостаточно конкретно выглядит предмет исследования в такой формулировке: «Стилевое развитие учащихся детской музыкальной школы в процессе обучения игре на скрипке», поскольку,  опять же, не указано, какими музыкально-педагогическими средствами исследователь предполагает осуществлять искомое развитие.

 Непонимание сущности предмета исследования  имеет место и при знакомстве с диссертацией на тему: «Развитие чувства ритма студента над произведениями Джорджа Гершвина» (на примере переложений для скрипки)». Автор формулирует предмет следующим образом: « Развитие чувства джазового ритма студента в академическом скрипичном классе педагогического вуза». Разумеется, это не предмет исследования, а одна из его задач.

Задания для самостоятельной работы по формулировке предмета исследования:

1. Определите предмет исследования в следующей логической цепи методологических характеристик:

а) объект исследования «Процесс музыкального развития школьников»;

б) проблема исследования (исходя из формулировки в п. а): «Каковыпедагогические условия эффективного развития тембрового слуха у младших школьников на уроках музыки?»;

в) предмет исследования:….

2. Определите предмет исследования в следующей логической цепи методологических характеристик:

а) объект исследования: «Обучение игре на фортепиано школьников в условиях дополнительного образования»;

б) проблема исследования: «Каковы психолого-педагшогические условия развития полифонического слуха у подростков в классе фортепиано»;

в) предмет исследования

3. Определите предмет исследования в следующей логической цепи методологических характеристик:

а) объект исследования: «Музыкально-педагогическое образование будущего учителя музыки в вузе»;

б) проблема исследования: «Каковы психолого-педагогические условия освоения будущими педагогами музыкального языка А.Пярта в классе скрипки?»;

г) предмет исследования -…

 

4. Сформулируйте предмет Вашего будущего исследования, исходя из его объекта и проблемы.

  

г) тема исследования, ее актуальность.

В общей педагогике подчеркивается, что вытекающая из проблемы  музыкально-педагогического исследования  его  т е м а должна быть более конкретизирована, привязана к определенным этапам и условиям педагогического процесса, к конкретным объектам, или связана с раскрытием определенных аспектов общих проблем».[2]

В центре внимания темы музыкально-педагогического исследования, скорее всего, находятся методы, средства, приемы, оказывающие эффективное воздействие на процесс:

а) музыкального воспитания, связанного с формированием опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, с качествами личности, как, например, толерантности, которая формируемая при целенаправленном воздействии музыкального искусства, с актуализацией и развитием художественно-творческой активности, воображения, ассоциаций, интуиции, образного художественного мышления и др.;

б)  развития музыкально-эстетического вкуса и т.п.;

в) обучения разного рода музыкальным знаниям, умениям и навыкам, процессам, непосредственно связанным с развитием восприятия музыки.

Выбор темы исследования должен непременно быть связанным с ее  а к т у а л ь н о с т ь ю, то есть определением того, что в исследуемой проблеме еще не раскрыто, не исследовано. Только такой подход дает основание рассчитывать, что в результате проведенной работы можно рассчитывать, что автор диссертации придет к открытию чего-то нового, что поможет сделать процесс музыкального воспитания и обучения более эффективным. Что всегда и является главной целью любого музыкально-педагогического исследования.

Вывод о степени актуальности темы может быть сделан только на основе анализа имеющихся работ, так или иначе связанных с ней. При этом следует выделить конкретные труды и их авторов, причастных к данной теме, и только на этом основании можно делать вывод о том, что в данной теме может быть по-новому раскрыто.

Именно это указание выполняется в определенной мере в диссертации И.А. Нартовой «Применение компьютерных технологий в процессе освоения
музыки эпохи барокко будущими учителями музыки ». При этом автор уделяет специальное внимание    а к т у а л ь н о с т и избранной темы исследования, подчеркивая, что она «обусловлена тем, что в качестве предмета изучения с помощью компьютерных технологий выбрана музыка эпохи барокко. По сравнению с Классицизмом и Романтизмом, именно данный исторический стиль, как свидетельствуют музыкально-педагогические исследования, оказывается наименее освоенным будущими учителями музыки в процессе вузовской подготовки….

В настоящее время электронные пособия, имеющиеся в арсенале учителя музыки, дают лишь краткую энциклопедическую информацию об этом историко-стилевом периоде и содержат единичные образцы музыки барокко. Исключение составляет мультимедийная игровая программа для детей «Алиса в стране чудес» издательства МедиаХаус, где в качестве музыкального материала звучит произведение А. Вивальди «Времена года».

Таким образом, очевидно, что выбранная тема, во-первых, находится в русле поисков педагогов-музыкантов в сфере создания и применения в педагогической практике нового поколения учебно-методического обеспечения музыкальных занятий, основанного на реализации возможностей компьютерных технологий. Во-вторых, направлена на реализацию возможностей компьютерных технологий применительно к изучению музыки барокко, освоение которой связано со значительными трудностями.

Примеры корректных формулировок  тем исследования:

«Дидактические методы профилактики возникновения психомоторных искажений в инструментально-исполнительской деятельности учащихся».

«Создание психолого-педагогической установки на развитие творческого воображения у дошкольников на музыкальных занятиях».

 Если пытаться о б о б щ и т ь типичные ошибки в выборе темы музыкально-педагогического исследования, то можно указать, например, на следующие:

1. Тематика выбранного исследования выходит за рамки обозначенной выше научной области, например:

«Ритм и время в джазовой музыке» (здесь нет музыкально-педагогического аспекта, нет опоры на проблему и предмет исследования. Тема уходит в область культурологии или музыковедения);

«Сценическое волнение эстрадного певца» (тема  не концентрируется на музыкально-педагогических способах устранения этого волнения, а предполагает исследование самого писхологического феномена как такового) 2. Тематика исследования выбрана слишком широко для магистерской диссертации, например:

«Развитие музыкального слуха в исполнительской деятельности»  (следует прежде всего уточнить, какой род музыкального слуха находится в центре внимания, например, звуковысотного, ритмического, гармонического, полифонического и т.д.).

«Формирование профессиональной культуры вокалиста в процессе обучения в вузе» (необходимо уточнить, о каком аспекте музыкальной культуры идет речь, например, категория музыкального вкуса или чувство стиля в музыке и т.п.).

 «Работа над музыкальными произведениями крупной формы (на примере начального этапа обучения в скрипичном классе)». Здесь выбор темы по своей сложности не соответствует возрасту учащихся.

3. В названии темы исследования не фигурирует в той или иной степени ее предмет: «Фортепианные миниатюры М.И. Глинки в работе с учащимися-пианистами» ( в каком направлении следует работать над этими миниатюрами); или «Исполнительское освоение фортепианных и камерно-вокальных произведений Э.Грига в учебном процессе педагогических ВУЗов». (О каких музыкально-педагогических путях освоения этих произведений идет речь), «Работа над музыкальными произведениями крупной формы» (не уточнен музыкально-педагогический аспект указанной работы).

 

4. Употребление в работе, в том числе ее названии, всякого рода тафталогий, профессиональных жаргонов и пр.:

«Вокально-педагогическое воспитание певцов в эстрадном ансамбле» («… педагогическое воспитание..» - тафталогия: если «воспитание», то это уже «педагогика»),

«Стилевое развитие учащихся в процессе обучения игре на музыкальном инструменте» («стилевое развитие» - профессиональный жаргон, не корректный с точки зрения филологии на уровне определения темы работы. Речь может идти о развитии чувства стиля).

 То же замечание можно отнести и к формулировке темы «Игровой аппарат при обучении игре на электрогитаре» («Игровой аппарат» -профессиональный жаргон).

 Задания для самостоятельной работы по формулировке темы исследования: выразите свое отношение к степени корректности формулировок следующих тем магистерских диссертаций:

1.«Особенности исполнительского освоения произведений Шопена».

2.«Фортепианные произведения Э.Грига в репертуаре учащегося-исполнителя».

3.«Формирование и развитие технических навыков у учащихся в классе фортепиано».

4.«Роль вокальной музыки Д.Д. Шостаковича в учебном процессе музыкальных факультетов педагогических ВУЗов».

 5. «Условия освоения нового музыкального языка в классе скрипки ВУЗа на примере произведений Арво Пярта».

 

6.  Сформулируйте избранную Вами т е м у музыкально-педагогического исследования на основе его объекта, проблемы и предмета.

д)    цель исследования.

Ц е л ь должна непременно носить познавательно-преобразовательный характер. Цель исследования – это то, чего необходимо достигнуть в общем виде как результат проведенной работы.Например, цель исследования сформулирована так: «Разработка методики развития образного восприятия музыки у младших школьников» или: «Разработка критериев оценки музыкального развития школьников». Сравните с двумя другими целями: «Развитие восприятия музыки у школьников» или: «Оценка музыкального развития учащихся». В первом случае цели носят познавательно-преобразовательный (научный) характер, во втором – практический.

     Примеры корректных формулировок цели исследования.

 1. Отбор и систематизация эффективных психолого-педагогических методов комфортной организации обучения в классе эстрадного вокала.

 2. Повышение социометрического статуса «отверженных» и «изолированных» учеников класса средствами музыкального искусства и учебно-музыкальной деятельности.

3. Актуализация предпосылок индивидуальных музыкальных пристрастий у старших подростков.

4. Определение эффективных приемов развития внимания у младших школьников в процессе хоровой учебной деятельности на уроках музыки.

5. Разработка дифференцированного подхода к профилактике нарушений моторики в процессе музыкально- исполнительских движений.

Возможные ошибочные действия магистрантов при определении цели исследования заключаются, прежде всего, при формулировках цели, не носящей конкретного характера.

«Способствовать всестороннему развитию учащихся»;

« Проанализировать процесс развития творческого воображения у младших дошкольников на музыкальных занятиях».

 «Рассмотрение проблемы в теоретическом и практическом аспектах».

Задания для самостоятельной работы по формулировке цели исследования:

Предложите варианты формулировок целей исследования, исходя из следующих тем:

1.Тема исследования: «Педагогические условия устранения волнения эстрадного певца».

  Цель исследования -..

2. Тема исследования: «Применение принципа саморегуляции в процессе певческой деятельности»

Цель исследования -…

3. Тема исследования: «Начальный этап постановки голоса у будущего эстрадного певца».

   Цель исследования –

4. Тема исследования: «Формирование исполнительских умений и навыков певцов на основе принципов театральной педагогики К.С. Станиславского».

Цель исследования –

    5. Тема исследования: «Способы активизации творческого потенциала у студентов на занятиях в дирижерском классе».

Цель исследования» -

6. Сформулируйте цель Вашего исследования, исходя из разработанных методологических характеристик.

Е) задачи исследования

Следует стремиться к тому, чтобы формулировка з а д а ч исследования раскрывала поставленную цель в ряде аспектов, например:

1.Проанализировать литературу по проблеме исследования;

2.Обобщить практический опыт работы в данной исследовательской области.

3. Разработать ведущие методологические характеристики исследования и теоретико-методическую основу его реализации.

4. Организовать опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности выдвигаемых теоретико-методических положений.

5. Составить методические рекомендации по исследуемой проблеме.

 

Основное ошибочное действие магистрантов при определении задач исследования заключаются в отсутствии взаимодополняемости и системности их построения с учетом выше перечисленных аспектов.

Имея в виду дальнейшую реализацию поставленных задач, отметим, что (далее соответственно выше изложенным пунктам):

1. При анализе литературы необходимый процесс исследования источников различных позиций ведущих ученых с соответствующим цитированием, сопоставлениями точек зрения порой часто подменяется реферированием, а иногда и откровенным плагиатом, изложенным в рекомендательном стиле учебного пособия без ссылок на автора.

2. Обобщение опыта практической работы время от времени подменяется стенографическим изложением работы практиков без каких-либо комментариев.

3. Изложенные теоретико-методические основы редко подлежат научному обоснованию и дальнейшему внедрению в процесс опытно-экспериментальной работы в соответствующей главе.

4. Предмет исследования и гипотеза в формирующей части эксперимента по своему объему изложения сводится до минимума и вместо музыкально-педагогического процесса излагается в виде голых схем и таблиц полученных «результатов».

5. Методические рекомендации, если они и имеют место, то редко производят впечатления результатов практической работы.

 

Задание для самостоятельной работы: Сформулируйте задачи Вашего исследования, исходя из выше изложенных методологическихз характеристик.

  ж) гипотеза исследования:

Центральным моментом определения методологических характеристик исследования является формулировка г и п о т е з ы (или выдвигаемой модели, концепции). Это - научное предположение, выдвинутое, исходя из разработанных методологических характеристик музыкально-педагогического исследования, не очевидное на первый взгляд и требующее доказательства, обоснования.

В гипотезе желательно, во-первых, обозначить содержательное значение того предмета исследования, который сформулирован в данной работе; во-вторых, целесообразно отразить (в окончательной редакции гипотезы)  правомерность и эффективность привлечения тех общенаучных    (а также, при наличии, частнонаучных, философских) положений, которые в результате теоретического анализа проблемы обогатили данную гипотезу;

Вот пример гипотезы[3]: «В основу исследования положена гипотеза, согласно которой применение компьютерных технологий будущими учителями в процессе освоения музыки эпохи барокко, становится более результативным при следующих педагогических условиях:

- создании электронного ресурса «Музыка эпохи барокко» для системы высшего музыкально-педагогического образования на междисциплинарной основе, с включением в него музыкальных произведений и методических подходов к их изучению, представленных во всех профессионально ориентированных дисциплинах вузовской историко-теоретической, музыкально-исполнительской, музыкально-педагогической подготовки;

- освоении будущими учителями музыки компьютерных технологий как педагогического инструментария по совершенствованию учебно-методического обеспечения процесса изучения учащимися музыки барокко;

- приобретении студентами опыта создания собственных авторских электронных ресурсов, направленных на углубленное изучение музыки барокко в избранном ими ракурсе в системе общего, дополнительного и/или профессионального музыкального образования».

Другой пример гипотезы квалификационной работы[4]: 

1. У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие навыков общения, при этом у некоторых возникают нарушения общения, связанные с личностными особенностями или социальной средой, которые можно предупредить или скорректировать средствами музыкально-педагогических технологий.

2. Для профилактики и психокоррекции развития нарушений общения как психической функции целесообразно специальное внимание уделить развитию таких личностно-коммуникативных свойств как:

- внимание к окружающим явлениям;

- эмоциональная отзывчивость;

- контакт друг с другом через музыку или в процессе музицирования;

- выразительная пластика при коммуникациии;

- речевая активность.

3. Музыкально-педагогические технологии могут явиться эффективным средством в преодолении затруднений в общении и профилактике возникновения нарушений в силу: направленности музыкальной деятельности на взаимопонимание и «ансамблевость движений» в музицировании, на эмоциональное переживание музыкального образа, на невербальный контакт и общение посредством выразительной интонации, пластики и речи».

Еще один пример гипотезы[5]: «Система профилактики возникновения психомоторных нарушений является эффективной, когда:

1.Методологически базируется на принципах природосообразности целостности индивидуальности учащихся.

2. Содержательно охватывает все три уровня индивидуальной целостности построения природосообразности исполнительских движений (телесно-двигательный; психологический; художественно-смысловой).

3. Методические реализуется в трех этапах: до-игровом, игровом, коррекционном ( если в этом есть неоьходимость).

В условиях учебно-исследовательской работы можно строить гипотезу, состоящую из нескольких вариантов. В дальнейшем, как правило, обнаруживается, что один из вариантов оказался более эффективным.

Наконец, следует иметь в виду, что в ходе исследования первоначальный вариант гипотезы может корректироваться. В этом случае во введении на это можно указать (рабочая гипотеза).

Возможные ошибочные действия магистрантов при определении гипотез:

     магистранты не вдумываются в смысл изложенной гипотезы, которая на самом деле звучит как очевидное положение, не требующее доказательств,

 гипотеза не носит характера предположения, поскольку приводимые положения либо очевидны (например, такое: «процесс развития музыкального мышления школьников будет эффективным, если он осуществляется в систематической форме»), либо уже известны и доказаны (например, «метод сходства и различия» способствует более эффективному музыкальному развитию школьников»);

 Три примера гипотез, которые не могут называться таковыми, поскольку их положения очевидны и не требуют доказательства:

1. Работа над формированием технического исполнения музыки будет эффективна, если:

- верно определены технические трудности в музыкальном произведении;

- использованы такие методы работы, как показ, объяснение, а также принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся».

2. Предлагаемый нами способ освоения выборной клавиатуры ускорит процесс освоения выборной клавиатуры при условии учета возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста».

3. «Музыкальное творчество Грига является выразителем черт европейского романтизма…».

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!