Методологическая характеристика музыкально-педагогического исследования



Э.Б. АБДУЛЛИН

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

 

 

Москва 2012

 

В учебнике обобщен многолетний практический опыт автора по подготовке магистрантов и специалистов в области педагогики и психологии музыкального образования, а также представлен анализ более ста выпускных квалификационных работ в этой области.

 

 

 

Введение

 

Этот курс предназначен для магистрантов, приступающих к овладению основами музыкально-педагогического исследования, которое должно воплотиться в магистерской диссертации. Диссертация представляет собой квалификационную работу, свидетельствующую о готовности будущего магистра осуществлять психолого-педагогическое исследование в области музыкального образования.

Прежде чем начинать последовательно изучать и воплощать в практике содержание музыкально-педагогического исследования, важно понять л о г и к у его конструирования.

Принято выделять несколько этапов конструирования исследования.[1]

а) первый этап (введение). Учитывая обучающий характер исследования и сроки его проведения в условиях двухлетнего обучения в магистратуре, в данной работе этот этап обозначается в условно-суммированном виде, как «ориентировочно-диагностический» и одновременно «первоначально-постановочный» . Задача первого этапа – представить общую методологическую характеристику конкретного музыкально-педагогического исследования, которая должна быть раскрыта в его основных компонентах (прежде всего, в проблеме, предмете, цели, задачах и гипотезе исследования);

б) второй этап (первая глава), «собственно исследовательский», представлен в его теоретической части, раскрывающей сущность и содержание большинства компонентов методологической характеристики музыкально-педагогического исследования и прежде всего — это раскрытие и обоснование сущности и структуры того знания, которое сформулировано в предмете исследования;

в) третий этап (вторая глава) посвящен преимущественно опытно-экспериментальной работе ( вторая глава), основная задача которой — подтвердить (или опровергнуть) эффективность гипотезы, а, следовательно, и целесообразность применения нового знания для музыкально-педагогической практики. При этом, как правило, выявленная в теоретической части сущность и структура нового знания служит основой для определения критериев диагностики исходного и последующих содержательных показателей усвоения нового знания;

г) заключительный этап, подводящий итоги работы (заключение, в том числе основные выводы), направлен на характеристику выраженной в сжатой форме новой музыкально-педагогической идеи, ее теоретико-методическое обоснования и результатов практического доказательства эффективности.

Такова идеальная модель психолого-педагогического исследования в области музыкального образования, допускающая в своем конкретном выражении весьма различные варианты как воплощений и возникших затруднений, так  и путей их преодоления.

Как показывает практика, например, на первом этапе («ориентировочно-диагностически-постановочном») при разработке методологической характеристики конкретного музыкально-педагогического (психолого-педагогического) исследования происходят весьма неоднопорядковые действия, связанные с его «ориентировкой» и «диагностикой» (обращенной к проблеме исследования и другим аспектам его методологической характеристики). Эта «неоднопорядковость» объясняется в первую очередь различным уровнем накопленного ранее уровня музыкально-педагогического опыта магистранта, имеющимися у него профессиональными знаниями, умениями, навыками, опытом эмоционально-ценностного отношения к музыкально-педагогической деятельности и профессионально-творческими способностями.

Встречаются случаи, когда магистрант, приступая к методологической характеристике  своего будущего музыкально-педагогического исследования (первый этап), обладая определенным опытом этой работы и соответствующими способностями, не только представляет себе мысленно объект исследования, достаточно определенно видит его проблему и тему. В этом случае последовательность описания методологической характеристики его исследования может быть вариативной.

Но подобное случается не так часто, а потому, как правило, целесообразно на первых порах шаг за шагом формулировать каждую из методологических характеристик своего исследования.

Рассмотрим последовательно содержание каждого из названных этапов осуществления психолого-педагогического исследования в области музыкального образования.

 

 

Методологическая характеристика музыкально-педагогического исследования

Прежде всего, как уже отмечалось, необходимо иметь в виду, что последовательность разработки компонентов методологической характеристики конкретного музыкально-педагогического исследования на практике весьма вариативна. Как уже отмечалось, она зависит от уровня методологической культуры самого исследователя, его профессионального опыта. Так, например, опытный исследователь в области музыкального образования (научный руководитель исследовательской работы магистранта) в процессе общения с магистрантом, который выразил желание работать по той или иной проблеме, практически одновременно мысленно представил себе и объект исследования, и проблему, актуальность темы и т.д.

 В одном случае, он может, например, услышав то или иное предложение магистранта относительно выбора темы исследования             (например «Методы освоения двухголосия в хоре начальных классов»), предупредить его об уже имеющейся тщательной разработке названной темы в теории и методике музыкального образования и, соответственно, возникающих отсюда трудностей в разработке н о в ы х методов решения этой проблемы.

В другом случае, предупредить о том, что, казалось бы, новая, интересная тема магистерской диссертации «Функции и особенности внедрения музыкальных занятий в учебные заведения естественно-научной и математической направленности» вряд ли реальна для ее практического воплощения по причине неизбежно возникающих трудностей в организации и проведении опытно-экспериментального исследования.

Далее ставится цель рассматривать и изучать предлагаемый материал предлагается в сугубо теоретическом плане с тем, чтобы по мере его усвоения, в дальнейшем свободно руководствоваться каждым из его компонентов и располагать их в той или иной логической последовательности, исходя из содержания планируемой темы диссертации и индивидуальных особенностей и возможностей каждого конкретного магистранта.

 

Основными составляющими методологической характеристики психолого-педагогического исследования в области музыкального образования являются:

а) объект исследования

Само изложение содержания методологической характеристики музыкально-педагогического исследования начинается, как правило, с уточнения рамок поля деятельности, коим является п р о ц е с с общего музыкального образования у ч а щ и х с я (в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования) или                    с т у д е н т о в (в средних специальных и высших педагогических учебных заведениях) или музыкально-педагогической деятельность у ч и т е л я,           п р е п о д а в а т е л я, При этом уточняется лишь в общей форме направленность на процесс развития качеств личности или способов музыкальной деятельности

Примеры корректных формулировок объектов исследования:

1. Процесс развития приоритетных качеств личности у будущего педагога-вокалиста.

2. Процесс развития  музыкального слуха у школьников.

3. Процесс развития социализации у будущих учителей музыки в вузе.

Таким образом, при определении объекта исследования общим является, во–первых, процесс развития (обучения, формирования) тех или иных качеств личности или музыкальных знаний, способов музыкальной деятельности, тех или иных сторон музыкального слуха, музыкальных способностей и т. д; во-вторых, - конкретизация условий, в которых этот процесс осуществляется.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 559; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!