Урок 25. Музыкальный импрессионизм и символизм.



Творчество Клода Дебюсси (1862 – 1918гг.)

 


Импрессионизм - одно из самых ярких и интересных направлений во французском искусстве последней четверти XIX века, родилось в очень сложной обстановке, отличающейся пестротой и контрастами. Термин impresssioisme произошёл от французского слова impression –«впечатление». Так назвал свою картину К.Моне – «Впечатление. Восход солнца»

Первоначально импрессионизм проявил себя в живописи. Художники, примыкавшие к этому направлению – К.Моне, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей, Э.Дега. Стремясь максимально точно выразить свои непосредственные впечатления от вещей, импрессионисты освободились от традиционных правил, они создали новый метод живописи. Суть его состояла в передаче внешнего впечатления света, тени рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окружающей свето-воздушной среде. Импрессионистический метод стал максимальным выражением самого принципа живописности. Для художника-импрессиониста важно не то, что он изображает, а важно – как  изображает. Объект становился только поводом для решения чисто живописных «зрительных задач, поэтому импрессионизм первоначально имел ещё одно, позднее забытое название – «хроматизм» от греческого chroma – «цвет».

Импрессионисты обновили колорит, они отказались от тёмных, земляных красок, и наносили на холст чистые, спектральные цвета, почти не смешивая их предварительно на палитре. Из мастерских они выходят на пленэр (pleinair - «вольный воздух»).

Для творческого   метода импрессионистов характерна краткость, этюдность. Ведь только короткий этюд позволял точно фиксировать отдельные состояния природы. Импрессионисты считали, что реальность - это меняющиеся световые ощущения. Так как эти ощущения всё время меняются, художники работали над тем, чтобы уловить эти исчезающие мгновения. Они достигали совершенно невиданных до этого времени эффектов передачи бликов, мерцаний, игры светотеней, светлых, гармоничных, красочных созвучий.

Настоящим откровением в полотнах художников-импрессионистов стал пейзаж. Именно в пейзаже их новаторские устремления раскрылись во всём своём разнообразии и богатстве нюансов и оттенков (К.Моне. «Белые кувшинки».1889г., К.Писсарро. «Осеннее утро в Эраньи». 1897г., А.Сислей. «Снежный пейзаж с охотником». 1873г., О.Ренуар. «На берегу озера».1880г.). Таким образом, интерес к натуре, впечатлению, сюжету, колориту рождает у художников-импрессионистов особый живописный язык.

В отличие от импрессионизма живописного, который был представлен именами ряда крупных мастеров, музыкальный импрессионизм, по существу, имеет лишь одного яркого представителя - Клода Дебюсси. С некоторыми оговорками к импрессионистам могут быть отнесены такие крупные французские композиторы как П.Дюка. Ф.Шмитт, Л.Обер, Ш.Кеклен, Ж-.Роже-Дюкаса. Так же импрессионистские черты музыки мы находим и у Мориса Равеля в его знаменитом цикле фортепьянных пьес «Отражения» и других произведениях.

 

Творчество Клода Дебюсси (1862 - 1918).


 

       

 

Судьба отмерила Дебюсси всего лишь 55 лет жизни. Однако столь малого времени хватило, что коренным образом изменить европейскую музыкальную историю. Творчество этого французского гения стало

 

не только венцом большой утонченной эпохи музыкальной истории, но и тем самым флагманом, который открыл дорогу новым парадигмам в искусстве XX и XXI столетий.

Роль этого композитора в истории музыки подобна И.Баху, стоящему на грани двух направлений – барокко и классицизма, а также Л.Бетховену, соединившему тенденции классицизма и романтизма в своей музыке.

Клод Дебюсси синтезировал искания романтиков и новые методы музыкальной композиции XX века. Его называют «отцом» современной музыки, а также революционером в области музыкального творчества, подорвавшего традиционные представления о мелодии, гармонии, форме, оркестровке и т.д.  



На формирование мировоззрения и стиля композитора большое влияние оказали новые литературные и живописные течения Франции конца XIX века – символизм и импрессионизм.

Как и художники-импрессионисты, представители музыкального импрессионизма проявляются в тяготении к поэтическому одухотворенному пейзажу. Например, такие симфонические произведения, как «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны», «Море» Дебюсси, фортепьянная пьеса «Игра воды» Равеля. Близость к природе, ощущения, возникающие при восприятии красоты неба, моря, леса, способны по мысли Дебюсси, возбудить фантазию композитора, взывать к жизни новые звуковые приемы

Эстетика импрессионизма воздействовала на все основные жанры музыки: вместо развитых многочастных симфоний стали культивироваться симфонические эскизы-зарисовки, на смену романтической песне пришла вокальная миниатюра, где преобладала речитация с красочно-изобразительным аккомпанементом. 

В фортепьянной музыке появляется свободная миниатюра, для которой характерна значительно большая свобода развития, чем в романтической миниатюре, а так же постоянная изменчивость гармонического языка, ритмического рисунка, фактуры, темпа. Всё это придает форме пьес характер импровизационности, а так же способствует передаче постоянно меняющихся впечатлений.

       Обратимся к музыке фортепианных прелюдий Дебюсси. Что из себя собственно представляет прелюдия? Это небольшая инструментальная пьеса импровизационного характера, которую по особенностям строения можно сравнить с поэтической миниатюрой. В связи с этим предполагается, что прелюдии Дебюсси – это поэзия символизма, перенесенная в сферу музыки. Сам образ словно скрыт вуалью, везде есть некая недосказанность, в результате чего остается лишь общее впечатление от содержания.

       Свой цикл из 24 прелюдий маэстро создавал уже в зрелый период творческого пути. Так, первая тетрадь была опубликована в 1910 году, вторая – в 1913 году. Этими произведениями Дебюсси подытожил эволюцию жанра во всей западноевропейской музыке. Стоит отметить, что до него композиторами, которые посвятили свое творчество развитию прелюдии, стали И. Бах и Ф. Шопен.

       У Дебюсси сложился свой, уникальный инструментальный стиль, который отличался необычайной многоплановостью фактуры, мелодией, спрятанной в гармоническом фоне, а также своеобразном ладогармоническом языке, основанном на резких сменах тональностей, подчас весьма далеких друг от друга.

       Дебюсси в цикле передает разнообразный инструментальный тембр – это и колокольность из «Затонувшего собора» и звучание валторны из пьесы «Звуки и ароматы реют в ночном воздухе», гитара в «Прерванной серенаде».

       Композитор очень избирательно подходит к жанровому тематизму. Он использует хорал в «Затонувшем соборе», токкату в пьесе «Ветер на равнине». Важнейшее место занимают испанские танцы, которые передают особый колорит, а иногда и помогают воссоздать эпоху. В миниатюре «Дельфийские танцовщицы» Дебюсси использует обрядовый танец, чтобы передать атмосферу древнего мира.

       Сами наименования очень лаконичные, они лишь обозначают образную сферу. Это может быть природа, например, морская стихия («Паруса», «Ундина», «Затонувший собор») или воздушная стихия («Ветер на равнине», «Что видел западный ветер»), свет («Фейерверк»). Некоторые образы позаимствованы и вовсе из искусства («Дельфийские танцовщицы», «Ворота Альгамбры»), литературы. В целом композитор в миниатюрах использовал образы весьма характерные для своей эпохи. Это всевозможные пейзажные сцены, бытовые сценки, вымышленные сюжеты, а также испанские образы.

В прелюдиях Дебюсси предстают пейзажи, портреты, легенды, произведения искусства, сцены.  Дебюсси очень любил природу, о ней он говорил как о высшем источнике вдохновения, считал близость к ней критерием творчества. Он выступал за создание особого вида музыки на открытом воздухе, которая способствовала бы слиянию человека с природой.            Послушаем для примера прелюдию Дебюсси «Паруса», родственную пейзажам Э.Мане «Выход парусников из Булонского порта», 1864г. или К.Моне  «Регата в Сент-Адрессе», 1867г.

       Cама пейзажность у композитора особая и не является сугубо иллюстративной.

  • Шестая прелюдия из первой тетради «Шаги на снегу» хоть и представляет пейзажный образ, но ее нельзя назвать зарисовкой зимней природы, потому что кроме этого, пьеса содержит в себе глубокий психологический смысл. Об этом говорит и запись композитора о том, что ритм миниатюры должен с помощью звучания передать печальный зимний пейзаж. Дебюсси имел в виду остинатный ритм, который сохраняется на протяжении всей прелюдии. Он помогает не только воссоздать картину заледенелой природы, но и добавить ощущение пустоты и скорби. Музыка миниатюры рождается в тишине, постепенно разрастаясь и достигая своей кульминации, все тихо сходит на нет и замирает. Главная тема прелюдии тонально неустойчива, но при этом сохраняет диатоничность. Из-за наличия пауз, она носит декламационный характер.

 

 В портретах - лирическом «Девушка с волосами цвета льна» и юмористическом «В знак уважения С.Пиквику эсквайру П.Ч.П.К.» - мы можем видеть и светлый обаятельный образ, который достигается Дебюсси певучестью и широтой мелодии, а также образ совершенно соответствующий герою Диккенса, ироничному и добродушному одновременно.

· Послушаем один из «портретов» - прелюдию «Девушка с волосами цвета льна». В отличие от психологических портретов романтиков («Киарина», «Эстрелла» Шумана) здесь представлен поэтичный, акварельный образ, «набросок по воспоминаниям».  Музыка прелюдии светлая, мечтательная, воплощение идеала женственности. По сравнению с другими миниатюрами она весьма проста и отличается прозрачностью фактуры, особенно в самом начале. Основная тема развивается неторопливо и ее сопровождают мягкие аккорды. Основная тональность Соль-бемоль мажор подсвечивается отклонениями в Ми-бемоль мажор и Си-бемоль мажор. Мелодия напоминает наигрыш пастушеского рожка. Гармония необычна: опора на септаккорд VI ступени, плагальные и терцовые сопоставления аккордов, параллельное голосоведение, неразрешенные диссонансы – септ- и нонаккорды.

· При этом – чёткая форма – двухчастная репризная с чертами варьирования.  Средняя часть продолжает настроение первой и мало контрастна, в ней так же развивается тематическое зерно пьесы. Третья часть отличается более плотной фактурой, однако уже со второго предложения основная мелодия звучит практически неизменно. Портрет является частью пейзажа. Пасторальность образа создаётся высоким «флейтовым» регистром мелодии на фоне низких басов. Отсюда ощущение пространства, воздуха.

В легендах: «Ундина», «Танец Пёка», «Феи, прелестные танцовщицы», «Затонувший собор» Дебюсси обращается к миру народной фантастики. В этих пьесах сказалось исключительное мастерство композитора в передаче пластики и разнообразных форм движения. А так же в использовании характерных для каждого образа фактурно-гармонических средств.

· Например, прелюдия «Затонувший собор» - создана под впечатлением бретонской легенды о древнем городе Ис, поглощённом морем и, по рассказам, иногда поднимающемуся на заре из волн под трезвон колоколов. Композитора заинтересовала эпическая и живописная сторона сюжета. Картина морского пейзажа, постепенно рассеивающегося тумана на рассвете, колокольные звоны, доносящиеся из недр моря, и видение поднимающегося города под звуки григорианского хорала. Старинные лады хорала – миксолидийский, фригийский – возрождают образы прошлого. Нарастание и угасание динамики вызывают зрительные представления о поднимающемся и снова погружающемся в пучину моря городе Ис.

Сцены представлены у Дебюсси такими прелюдиями как «Прерванная серенада», «Менестрели», «Фейерверк». Каждую тему он раскрывает творчески, применяя различные соответствующие ей выразительные средства.

«Прелюдии» - это энциклопедия искусства Дебюсси, потому что здесь он достигает высшего мастерства образно-звуковой характеристики, в мгновенном «схватывании» впечатления во всей его изменчивости. В прелюдиях проявляются такие черты импрессионизма как фиксирование мимолетных впечатлений от каких-либо характерных явлений действительности, передача внешнего впечатления света, тени, цвета, а также этюдность и картинность, фиксирование различных состояний природы и т.д.

 Роднясь с поэтами и художниками, музыканты искали свой путь в новом направлении. Они заимствовали у художников терминологию, выражающую новые идеи эстетического восприятия; в обиход входят определения: звуковая краска, инструментальный колорит, гармонические пятна, тембровая палитра.

       Творчество французского композитора-импрессиониста всегда занимало особое место в мировой музыке. Его открытия в области фортепианной музыки были новаторскими и полностью обновили систему музыкального языка. Больше всего удивляет то богатство и разнообразие возможностей инструмента, которое Клод Дебюсси смог показать всем слушателям. Одной из главных загадок его фортепианного творчества до сих пор остается поразительная звуковая иллюзия, которая в полной мере показана цикле Прелюдий. В каждой из этих двадцать четырех миниатюрах, которые правильнее было бы назвать картинами, заключен яркий индивидуальный художественный образ, постепенно раскрывающийся перед слушателями.

Именно импрессионизм послужил толчком для появления абстрактного искусства, а в начале XX века к возникновению таких течений, как кубизм, конструктивизм, ташизм. Импрессионизм преобразовал не только живопись и музыку, а также скульптуру, литературу и даже критику. Интерес к творчеству импрессионистов в наше время не исчезает. И сегодня картины художников-импрессионистов, музыка Дебюсси поражает новизной виденья мира, свежестью заложенной в них чувств, силой, смелостью и необычностью выразительных средств: гармонии, фактуры, формы, мелодики.

Связь творчества Дебюсси с поэзией символистов – Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме, Мориса Метерлинка – обнаруживается и в темах, образах, и в стилевых свойствах. Основные черты символизма сформулировал Жан Мореас в «Манифесте символизма» (1886г.)


Эти поэты пытались не материалистически, а идеалистически объяснить мир, они – исследователи человеческих душ, тонких подтекстов, мимолётных впечатлений. Любое явление жизни, природы – это лишь символ высшей идеи. В слове они ценят не его смысл, а его звучание, эмоциональное воздействие. В этом поэзия уподобляется музыке. С. Малларме сравнивает слова с переливами гаммы.

К. Дебюсси в молодые годы постоянно посещает дом С. Малларме, где общается с поэтами, художниками, музыкантами «молодого» Парижа. Здесь часто говорят о синтезе искусств и сравнивают поэзию с музыкой и живописью. Например, А.Рембо пишет стихотворение «Гласные», в котором каждой гласной даёт свой цвет, свою картину.

Художник Уистлер пишет картины с музыкальными названиями – «Симфонии в серых (или белых) тонах», «Ноктюрны в красном (или золотом)».

Поэт Поль Верлен изучает музыкальные свойства звуковых сочетаний, стремиться заменить «живопись стиха» на «музыку стиха». Даже названия стихам даёт музыкальные: «Добрая песня», «Романсы без слов», «Галантные празднества».

Немало произведений К.Дебюсси связано с поэзией символистов: «Пять вокальных поэм» на стихи Бодлера, симфоническая поэма по эклоге С.Малларме «Послеполуденный отдых фавна», опера «Пеллеас и Мелизанда» по поэме Мориса Метерлинка.

На стихи Поля Верлена «Галантные празднества» создан вокальный цикл Дебюсси. Одна их самых поэтичных его страниц - романс «Лунный свет».

«Твоя душа – та избранная даль,

Где маски мило пляшут бергамаску,

Причудлив их наряд, а всё ж печаль,

Звуча в напеве струн, ведёт их в пляску.

Амура мощь, безоблачные дни

Они поют, в минорный лад впадая,

И в счастие не веруют они,

В лучи луны романсы облекая.

И льются в тихий, грустный свет луны

Мечтанья птиц среди ветвей и взлёты

К луне светло рыдающей волны,

Меж мраморов большие водомёты».

В претворении Дебюсси этот стих полон невыразимой печали, поэзии ночи, неуловимого мерцания. Позже аналогичный образ он включит в цикл фортепианных пьес «Бергамасскую сюиту».

· Послушаем эту пьесу – «Лунный свет».

В симфонической музыке Дебюсси нередко встречаются произведения с символическими толкованиями. Например, симфоническая поэма «Море». Её три части ассоциируются с тремя этапами человеческой жизни:

1 часть – «От зари до полудня на море» рисует образ зари как рождения жизни; 2 часть – «Игры волн» - как кипение молодой жизни;

3 часть – «Разговор ветра с морем» - символизирует закат жизни, гибель.

Связь творчества Дебюсси с живописью старинных и современных мастеров прослеживается в разных по жанру сочинениях. Например, вокально-симфоническая сюита «Весна» создана под впечатлением одноименного полотна Боттичелли, фортепианные циклы «Маски» и «Остров радости» - по полотнам Ватто, симфонические «Ноктюрны» - по полотнам Уистлера. Но более всего ассоциаций возникает между музыкальными «картинами» Дебюсси и полотнами художников-импрессионистов.

 

 

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 658; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!