Урок 23. Музыкальный театр романтизма.



 

 Кроме традиционных оперных жанров эпохи классицизма (оперы-сериа и оперы-буффа) в операх XIX века появляются новые темы: народное восстание (в операх итальянца Верди), сказочная фантастика (в операх немецких композиторов Вебера, Вагнера), лирическая драма (в операх французов Бизе, Массне).

                                               

В.Беллини                               Д.Россини                                       Д.Верди                          

Итальянская опера за 200 лет прошла длинный путь: от трогательной непосредственности первых «чувствительных» опер через холодную пышность и великолепие оперы-сериа к полнокровному жизнерадостному искусству оперы-буффа. В XIX веке итальянская опера достигла желанного единства музыкальной красоты, драматической выразительности и божественно-совершенного пения. Самой яркой вершиной, расцветом прекрасного пения bell canto стало творчество трёх итальянских композиторов – Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти и Джоаккино Россини, а достойным завершением – оперы Джузеппе Верди.

· Послушаем «Арию Нормы» из одноименной оперы Беллини. Здесь величественная жрица предстаёт то поникшей отвергнутой возлюбленной, то скорбящей матерью, то раскаявшейся грешницей. Эта мелодия стала настоящим символом не только бельканто, но и музыкальной красоты вообще. Молитва Нормы обращена к Луне – она просит ночное светило даровать своему народу мир и покой.                                                       

Среди других европейских оперных светил особо возвышается имя немецкого композитора – Рихарда Вагнера (1813 – 1883гг). По мнению Вагнера современная опера находится в состоянии упадка, так как призвана развлекать скучающую публику. Музыка оторвана от других видов искусств. Образцом утраченного единства считает древнегреческую трагедию, поэтому призывает к синтезу, слиянию музыки и драмы, которая включает в себя все виды искусств – поэзию, живопись, скульптуру, архитектуру, актёрскую игру.

Основой оперного сюжета, считает Вагнер, не могут быть современные сюжеты. Только мифы, легенды и сказания могут быть правдивыми и неисчерпаемыми по содержанию. Таковы сюжеты его лучших опер: «Летучий голландец» (1841г.), «Тангейзер» (1845г.), «Лоэнгрин» (1848г.), «Кольцо Нибелунга» (тетралогия из четырёх опер – «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов»), «Тристан и Изольда» (1858г.), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1868г.).

Кроме сочинения музыки, Вагнера увлекала идея построить театр для исполнения собственных опер. Его строительство в Байрете потребовало огромных средств, в сборе которых ему помогли друг Ф.Лист и король Баварии Людвиг II. Открытие театра состоялось в 1876 году. Существует он и поныне.


 

                      

Музыка в операх Вагнера отличается непрерывностью развития идеи, отказом от формального членения на акты, арии, речитативы и другие элементы оперы. Сплошной непрерывный поток музыки рождает «бесконечную мелодию». Оркестр призван передать внутреннюю противоречивость мыслей и чувств персонажей, раскрыть то, что нельзя сказать словами (предчувствия, подсознательные стремления). Основными «строительными элементами» своих драм Вагнер сделал лейтмотивы – короткие музыкальные темы – символы идей, понятий, чувств героев.


· Послушаем «Увертюру» из оперы «Тангейзер».

Во Франции рождается жанр «лирической драмы». Он представлен операми Жоржа Бизе («Искатели жемчуга», «Пертская красавица», «Кармен»), Жюля Массне («Вертер», «Манон»), Шарля Гуно («Фауст», «Ромео и Джульетта»). А также рождается романтический балет в лице композиторов Адана («Жизель»), Делиба («Коппелия»), Минкуса («Дон Кихот»).


Жорж Бизе (1838 – 1875гг) – гений оперной драматургии. Его опера «Кармен» (1875г.) - самая исполняемая в мире. Едва ли не самое популярное музыкальное произведение, созданное человеческим гением. Оно навеки обессмертило имя его создателя — Жоржа Бизе. За свою короткую жизнь композитор написал около двадцати опер (в их числе «Искатели жемчуга», «Дон Прокопио», «Пертская красавица» по роману Вальтера Скотта), несколько оперетт, ряд симфонических произведений, кантат, фортепьянных пьес, песен и романсов, но все же главным сочинением, справедливо причисляющимся к выдающимся образцам музыкального искусства, является, конечно же, его опера «Кармен».

Написанная на сюжет одноименной новеллы Проспера Мериме, «Кармен» Бизе наносит на темную графику прозаической фабулы буйные краски жизни, придавая сюжету новые и крайне острые контрасты ситуаций и характеров, напряженные эмоциональные состояния, рисуя яркие картины природы и народного быта. Кармен была и осталась самой жизнью на сцене, точнее — в театре. Ибо сила переживаемых героями страстей такова, что воздействует не только на их судьбы, но и на резонирующее эмоциональное состояние слушателей-зрителей. И все это оттого, что Бизе «искал прежде всего отражения жизни и страстей» (К.Сен-Санс).



                     

И, действительно, в этом произведении «интенсивно пульсирует жизнь; в нем гармонично выражены пылкие и неукротимые страсти, четко и с размахом очерчены характеры, чувства распускаются мелодическими цветами ослепительной красоты, красочность и внутренние волнения изображены с равным совершенством».

Восторженно отзывался об опере «Кармен» П. И. Чайковский, назвав ее шедевром, «одной из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи».

 


 

В центре внимания постановщиков — изображение картины всепоглощающей, возвышающейся до трагедии любви, величия гордой человеческой свободы и независимости — замысел, лежащий в основе оперы Ж. Бизе «Кармен», воплощенный композитором с блестящим мастерством, оригинальными, смелыми и правдивыми художественными средствами.

 Опера в 4-х действиях. Действие происходит в Андалузии на юге Испании. В центре сюжета - любовь и размолвки цыганки Кармен и солдата Хосе. У каждого из них есть выбор – тореадор Эскамильо (для Кармен) и простая девушка Микаэла (для Хосе). Но страсть толкает героев к трагедии.

 

· Увертюра – ярко и лаконично воплощает главный конфликт оперы – конфликт между сияющей свежестью жизни и неумолимой силой стихийной страсти, влекущей героев к смерти. 1 тема – тема корриды – воплощение испанского духа. На её фоне в 4-м действии будет происходить сцена трагедии – убийство Кармен. 2 тема – тема роковой страсти – звучит на основе «цыганской гаммы» у виолончелей. Средний раздел вступления – игривый припев из «Куплетов Тореадора».

· Сольные характеристики Кармен всегда очень ярки и завораживающе красивы. Самая популярная их них – «Хабанера» - написана на основе кубинской песни.

· «Сегидилья» – ещё одна ария Кармен, написанная в испанском стиле.

Эта опера проложила дорогу целому направлению в оперном искусстве, получившему название «веризм» (что означает «истинный, правдивый»). Жизненные драмы простых людей, острота сценических ситуаций, динамичность развития действия, повышенная эмоциональность – эти лучшие качества музыки Бизе будут развиты в сочинениях итальянских (Масканьи, Леонкавалло, Пуччини) композиторов.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!