- Лист настолько сильно поддавался эмоциям во время исполнения, что мог в процессе сломать инструмент — не выдерживали струны и молоточки.
- Манера выступления маэстро была уникальной: Лист любил играть на сцене на нескольких инструментах, переходя к ним по очереди в ходе концерта. Именно такую сцену наблюдали зрители в Петербурге в зале Дворянского собрания.
- Биография Листа гласит, что во время посещения Англии композитора пригласили сыграть для самой королевы Виктории в ее резиденции. Когда она появилась в ложе, концерт был уже в разгаре. Появление монаршей особы вызвало шум в зале, к тому же она довольно громко переговаривалась с сопровождавшими ее дамами. Тогда Ференц прекратил играть, а на замечание одного из приближенных королевы, ответил, что не хотел мешать Её величеству разговаривать.
- Виртуозность исполнения Листа поражает до сих пор. К удивлению публики, он мог играть на рояле так, что создавалось впечатление выступления целого оркестра.
- Бетховен, поцеловавший Листа в детстве, являлся кумиром Ференца задолго до той встречи. Когда мальчика спрашивали, кем он хочет стать, когда вырастет, он указывал на портрет Бетховена и отвечал, что желает быть как он.
- Творчество Паганини настолько восхищало Листа, что он создал несколько этюдов, имитирующих соревнование между виртуозом-скрипачом и не менее гениальным пианистом. Адаптировав произведения Паганини для фортепиано, Лист назвал их трансцендентными – «выходящими за пределы», «переступающими», из-за невероятной сложности. Их исполнение требует от пианиста истинного таланта, и не каждый способен воспроизвести задуманное великим композитором.
Творчество и произведения Ференца Листа.
«Фортепианный Паганини» – так современники восхищённо называли выдающегося венгерского композитора и пианиста Ференца Листа. Виртуозный музыкант, которому в то время не было равных, своим мастерством исполнителя покорял слушателей. Однако Лист-пианист связан неразделимо с Листом-композитором, создавшим для фортепиано много прекрасных творений, в которых отразился его неотразимый патетический стиль исполнения. Будучи романтиком, он сочинял программные произведения и объединял их в сборники. Один из циклов, поистине являющийся грандиозным, Лист сочинял почти на протяжении всей своей творческой жизни. Названный композитором «Годы странствий», он не только включает в себя живописные пьесы с ярким тематическим материалом, но и наглядно выявляет три важных этапа духовного формирования гениального музыканта.
В 1833 году он познакомился с подругой Жорж Санд графиней Мари д’Агу - писательницей, печатавшейся под псевдонимом Даниэль Стерн. Замужняя красавица, сразу пленившая сердце гениального музыканта, через два года оставила мужа и уехала со своим возлюбленным в длительное романтическое путешествие: сначала в Швейцарию, а затем в Италию. Это была счастливая пора в жизни Ференца: страстная любовь, красивая природа и знакомство с прекрасными произведениями искусства позитивно сказывались на творчестве композитора, которое становилось всё более содержательным.
Совершенствуя своё исполнительское мастерство, он решал технические задачи, подчиняя их основному смыслу произведения, а размышления о развитии пианистического искусства подвели Ференца к замыслу создания программной музыки, которая затем стала главенствовать в его творчестве. Именно в этот период Лист создаёт серию пьес для фортепиано под названием «Альбом путешественника», в котором отразил все свои впечатления от необыкновенно красивой природы Швейцарии. Впоследствии в пятидесятых годах он переработал этот цикл, дав ему название «Годы странствий», а если совсем быть точным в переводе – «Годы паломничества». «Год первый. Швейцария». Сборник под новым названием был опубликован в 1855 году.
С 1837 по 1839 год Ференц с семьёй провёл в Италии. В этой стране Ференца особо поразило искусство итальянского Возрождения: живопись, скульптура и поэзия. Несомненно, что все свои возвышенные чувства, возникшие от увиденного, он захотел отразить в музыке. Так возник второй том цикла «Годы странствий» - «Год второй. Италия». Работа над сборником продолжалась с 1837 по 1849 год, а издан он был в 1858 году.
- Одна из пьес этого альбома - "Кампанелла".
Прошло почти три десятилетия. Многое произошло в жизни великого маэстро. Наступил последний период его жизненного и творческого пути. Несмотря на всеобщее поклонение, для Листа это были годы разочарований, во время которых он искал успокоение в религии. Композитор, найдя пристанище в одном из монастырей, расположенного близ Рима, весной 1865 года становится аббатом. Принятие «малого пострига» не мешало ему активно заниматься творческой деятельностью. В эти годы маэстро создаёт величественные творения, наполненные духовным содержанием. К сочинениям этого же периода относится и третий том цикла «Годы странствий» - «Год третий. Рим». В произведениях тома, который был начат в 1867-ом и закончен в 1877-ом году, композитор отразил все свои тревожные раздумья, а также разочарование и скорбь. Сборник был опубликован в 1883 году, за три года до кончины Ференца Листа.
В своем творчестве Лист вдохновлялся великими композиторами прошлого и своими знаменитыми современниками. От Бетховена, которому в то время буквально поклонялись, Лист взял драматическую напряженность и героику своих произведений, яркость эмоций и красок – от Берлиоза, а от Паганини – виртуозную сложность и мистический демонизм. Музыку Листа относят к течению романтизма, как и большинство произведений искусства того времени. Вообще, он очень глубоко проникался всеми впечатлениями своей жизни, перенося их в собственные шедевры и манеру исполнения. Везде, где побывал Ференц, он подмечал национальные черты музыки, и впоследствии гармонично использовал их. Французский романтизм привнес в музыку Листа невероятно яркие и противоположные образы. Итальянские оперные шедевры — чувственность и страсть, надрывный вокал. Немецкая школа — глубокие и выразительные средства изображения, необычные формы. Позже Лист проникся и русской музыкальной традицией. При этом общий строй музыкальных произведений Листа характеризуются как национально-венгерский, ведь именно музыкальные впечатления детства стали основой его творчества. В частности, Лист любил наблюдать за плясками и пением местных цыган на родине.
Творческое наследие Ференца Листа огромно и разнообразно. Он создал 300 переложений великих произведений для фортепиано, отличающихся невероятной точностью передачи всех особенностей оригинала. Более 60 шедевров создано Листом для оркестрового исполнения. Также из-под пера Листа вышли целые программы для фортепианных концертов, симфонии, симфонические поэмы. Наиболее известный шедевр Листа — его «Венгерские рапсодии», в основе которых лежат цыганские мотивы, впечатлявшие Ференца в детстве. Цикл создавался с 1847 по 1885 год, а жанр инструментальной рапсодии считается еще одной новацией Листа.
Фигура Ференца Листа часто привлекала внимание кинорежиссеров. В 1970 году вышла лента «Ференц Лист – Грезы любви» режиссера Мартона Келети. Совместная работа СССР и Венгрии пришлась по вкусу любителям классической музыки и почитателям творчества композитора. В фильме раскрывается на вся биография, а лишь небольшой отрезок из жизни Листа, когда он посетил Россию со своей концертной программой. Здесь он встречается гениальным русским композитором М. Глинкой. Кроме того, отдельная сюжетная линия посвящена его встрече с княгиней Каролиной Витгенштейн.
- Именно ей он и посвящает знаменитый ноктюрн «Грезы любви».
|
| |