Список рекомендуемой литературы



 

Основная литература:

1. Мастеница Е.Н. Музейные заповедники: учеб. пособие для студ. бакалавриата. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2015 – 132 с.

2. Мастеница Е. Н. Литературный музей как модус современной культуры //ВЕСТНИК Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Научный журнал. № 3(32), 2017 С. 88-90. http://spbgik.ru/upload/file/publishing/vestnik/3_17.pdf

3. Мастеница Е. Н. Литературные музеи России: генезис и эволюция// ВЕСТНИК Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Научный журнал. № 2(31), 2017 С. 108-112. http://spbgik.ru/upload/file/publishing/vestnik/2_17.pdf

Дополнительная литература:

1. Актуальные проблемы деятельности литературных музеев. Москва, 1977. – 141 с. (Тр./НИИ культуры; Т.60).

2. Арзамасцев В.П. К истории создания первых литературных музеев в Пензенской области // Из истории охраны и использования культурного наследия в РСФСР. – Москва, 1983. – С. 124–13.

3. Бонами З.А. Литературный музей и общество //Музееведение. Музеи мира. – Москва, 1991. – С. 327-335.

4. Бонами З.А. Основы музейной коммуникации: (Из опыта литературных музеев) //Формы и методы научно-просветительской работы музеев: Сб. науч. тр. /ЦМР СССР. – Москва, 1986. – С. 50-52.

5. Ванслова Е.Г. Произведение писателя в литературной экспозиции //Вопросы экспозиционной работы краеведческих музеев: Сб.науч.тр. /НИИ культуры. – Москва, 1979. - Т.84. – С. 127 - 146.

6. Ванслова Е.Г. Творческая лаборатория писателя в экспозиции //Современные литературные музеи: некоторые вопросы истории и практики. – Москва, 1982. – С.6-30.

7. Воротникова Е.Ю. Становление экспозиции современного музея как научно-художественной системы.- Режим доступа: http://www.museumstudy.ru/library_p_9.html.- Дата обращения: 12.02.2019

8. Елисеев И. А. Словарь литературоведческих терминов / И. А. Елисеев, Л. Г. Полякова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 391 с.

9. Ермолин Е.А. Литературный музей как проект гражданского общества // Материалы конференции литературных музеев России «Литературный музей на пороге ХХI века. Проблемы выживания и развития», 10-13 сентября 2002 г., г. Пятигорск. – Москва , 2003. – С.57-63.

10. Йорден О. По следам Фауста и Зигфрида // Музей.- 2009.- №12.- С.34-38

11.  Историко-литературная экспозиция: Принципы научного построения: Сб. науч. тр. /ГЛМ. – Москва, 1984. –110 с.

12. Каулен М.Е. «Свет мой, зеркальце, скажи…». Размышления о том, что ищет в литературно-мемориальном музее современный посетитель // Материалы конференции литературных музеев России «Литературный музей на пороге ХХI века. Проблемы выживания и развития», 10-13 сентября 2002 г., г. Пятигорск. – Москва, 2003. – С.84-87.

13. Крейн А.З. Жизнь в музее. – Москва: «Агентство КРПА «Олимп»», 2010. – 608с.

14.  Крейн А.З. Жизнь музея. – Москва: Радуга, 2002. – 602с.

15.  Крейн А.З. Рождение музея. – Москва: Сов. Россия, 1969. –207с.

16.  Лебедев А.В. Информационные технологии и современная музейная экспозиция / А.В.Лебедев // Музей – 2008 – №6 – С.83-87.

17. Литературные музеи в контексте истории и культуры. Всероссийская научная конференция под эгидой Ассоциации литературных музеев Союза музеев России. 2–3 июня 2018 г.: сборник статей /ГМИРЛИ им. В.И. Даля; отв. ред. Д.П. Бак. – Москва: Литературный музей, 2019. – 374 с.

18.  Литературные музеи СССР. Справочник. – Москва, 1981. – 188с.

19.  Литературный музей в современном мире. Международная научно-практическая конференция, посвященная 65-летнему юбилею музея. 19-20 мая 2011 г./ Отв. ред. В. Б. Королева. – Екатеринбург: Объединенный музей писателей Урала; (изд-во), 2011. – 360с.

20. Мандрукевич А. «Слово» в контексте музейных перемен // Музей. – 2009. – №12. – С.53-56.

21. Мастеница Е.Н. Забытые страницы истории петербургских музеев. Толстовский музей в Петербурге - Петрограде - Ленинграде. // Труды Гос музея истории С-Петербурга. Вып. 2. – Санкт-Петербург,1997. – С. 187 - 198.

22. Мастеница Е.Н. Из истории создания первых пушкинских музеев: Петербург - Париж – Ленинград // Петербургские исследования. – Санкт-Петербург: Изд. СПБГУ, 2010. – С. 25-30.

23. Мастеница Е. Н. Литературные музеи Ленинграда в 1940 - 1950 гг. // Музей в современной культуре. Тезисы докладов. –  Санкт-Петербург :СПБГАК,1995. –  С. 99-100.

24. Мастеница Е. Н. История литературных музеев в контексте развития русской культуры конца XIX - начала ХХ века // Музей в современной культуре. –  Санкт-Петербург: СПбГАК,1997. –  С.277-287.

25.  Мастеница Е. Н. Из истории музейной пушкинианы: 1937 год // Петербургская пушкиниана. Сб. статей по материалам научной конференции 17 июня 1999 года. –  Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2000. –  С.113-120.

26.  Некрасов С.М. Лицей после Лицея. – Москва: Русский путь, 1997. –112с.

27.  Некрасов С.М. Музей поэта. К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. – Санкт-Петербург: Эго, 1999. – 160 с.

28.  Некрасов С. М. История создания пушкинских музеев России. 1879–1998. – Санкт-Петербург: СПбГАК, 1998. – 48 с.

29.  Некрасов С.М. Три эпохи музея. – Санкт-Петербург, 2000. – 96с.

30.  Некрасов С.М. Проблемы экспозиционного воплощения биографии писателя в архитектурно-мемориальном пространстве // Державинские чтения. Вып. 2. – Санкт-Петербург,2000. – С. 11–17.

31.  Некрасов С.М. Творческая биография писателя как основа литературно-монографической экспозиции // Пушкинский музеум. –Санкт-Петербург, 1999. – С. 3–16.

32. Памук О. Манифест для музеев // Материалы Первого Форума литературных музеев. – Москва, 2013. – С.5-12.

33. Розенблюм Е.А. Время и пространство в музейной экспозиции // Музейная экспозиция: На пути к музею XXI века: Сб.науч.тр. – Москва, 1997. – С.177-197.

34. Сапанжа О. С. Основы музейной коммуникации: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, 2007. – 173 с.

35. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. – 2009. – №5.- С.5-62.

36. Современные литературные музеи: некоторые вопросы теории и практики. – Москва, 1982. – 145с.

37. Филатов С.А. Вступительное слово на Конференции литературных музеев России «Литературный музей на пороге ХХI века. Проблемы выживания и развития», 10-13 сентября 2002 г., г. Пятигорск. – Москва, 2003. – С.16-18.

38. Что такое литературно-мемориальный музей: Сб. науч. тр. /ГЛМ. – Москва , 1981. – 157с.

39.  Щербакова А. От Самсона Вырина до Чебурашки: музеи книг и литературных героев // Музей. – 2009. – №12. – С.5-12.

40. Экспозиция литературного музея в современном мире: традиции и новации. История литературного музея: коллекции, экспозиции. сотрудники. По материалам конференций, состоявшихся 5-7 окт. 2011 и 17-19 окт. 2013 в Гос. лит. Музее / Сост. Г.В. Великовская, Г.Л. Медынцева, Е.Д. Михайлова. – Москва: Летний сад, 2014. – 180с.

 

Музеи М.И. Цветаевой// https://www.tsvetayeva.com/museums

Музей романа «Два капитана» В.А.Каверина [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kaverin.ru/2capitans/museum. -Дата обращения: 22.03.2019

Музей-квартира Чебурашки [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.idemsdetmi.ru/2011/muzey-cheburashki-v-vyihino/- Дата обращения: 23.03.2019

Музей сатиры и юмора им.Остап Бендера в Козьмодемьянске [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kmkmuzey.ru/index.php/ostbend2.- Дата обращения:22.03.2019

Музей книги А.П.Чехова «Остров Сахалин» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://chekhov-book-museum.ru.- Дата обращения: 23.03.2019

Музей сказок А.Лингрен «Юнибакен» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.junibacken.se/lang/russian. - Дата обращения: 22.03.2019

Музей «Дом Бабы Яги» в Волгоградской обл., д.Котловка [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.domyagi.ru.- Дата обращения:22.03.2019

Музей повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://orensau.ru/ru/obuniversitete/9/865.- Дата обращения: 22.03.2019

По следам Дон Кихота [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://llave.ru/osn/puteshestvie-s-don-kixotom/.- Дата обращения: 22.03.2019

Родина Бабы Яги [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.istoki-s.ru/yaroslavl/200-baba-jaga.html.- Дата обращения: 23.03.2019

Усадьба Ивана Царевича [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.порошино.рф/uslugi/usadba-ivana-tsarevicha//- Дата обращения: 24.03.2019

Музей мишки Руперта [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://turbina.ru/guide/Nortkhempton-Velikobritaniya-126454/Zametki/Medvezhonok-Rupert-i-vse-vse-vse-84753/.- Дата обращения: 25.03.2019

Альперина С. В поисках Робин Гуда: супергерой или зеленый человечек? [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/05/05/robinhood-poln.html.- Дата обращения: 25.03.2019

Музей «Дом станционного смотрителя» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.museum.ru/m249.- Дата обращения: 26.03.2019

Музей Вильгельма Телля в Швейцарии [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.tellmuseum.ch/.- Дата обращения:24.03.2019

Артемов С. В поисках Уленшпигеля [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7616/.- Дата обращения: 24.03.2019

Музей Принца Гэндзи в Японии [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.uji-genji.jp/en/genji/.- Дата обращения: 26.03.2019

Музей Барона Мюнхгаузена в Боденвердене (Германия) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://geoblogger.livejournal.com/457068.html.- Дата обращения:27.03.2019

Музей Козьмы Пруткова в Брянском литературном музее [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://old.bryanskobl.ru/region/culture/prutkov/.- Дата обращения:27.03.2019

 Музей поэмы «Анна Снегина» в ГМЗ С.А.Есенина [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.museum-esenin.ru/expozition/museunsnegina.- Дата обращения: 27.03.2019

Музей «Повести Белкина» в музее-заповеднике А.С.Пушкина «Болдино» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.boldinomuzey.ru/main/muzej-literaturnyh-geroev-povestej-belkina-jekspozicija.html.- Дата обращения: 27.03.2019

Народный литературный музей Деда Щукаря в Библиотеке им.М.Шолохова в Новочеркасске [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://litgeroy.narod2.ru/index/0-2.- Дата обращения: 28.03.2019

Музей Д’Артаньяна [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lemondededartagnan.fr/SITE/ENG/musee.htm.- Дата обращения: 28.03.2019

Музей Гарри Поттера [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.wbstudiotour.co.uk/.- Дата обращения: 28.03.2019

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.personalguide.ru/tales/278/ Музеи литературных героев в Европе

http://www.kohinor.in/музеи-литературных-героев-мира/ Музеи литературных героев мира

http://www.museum.by›files/slovar.pdf - Словарь актуальных музейных терминов

http://www.museum.ru/RME/dict_lit.asp - Российская музейная энциклопедия

http://www.museum.ru - Портал «Музеи России»

http://www.museumstudy.ru - Портал «Российское музееведение»

http://www.museologypro.org - Сайт «Музеология. Культурология»

 

Словарь основных терминов

 

Аттрактивность – способность предмета привлекать внимание своими внешними особенностями (формой, размером, цветом) или своей художественной и исторической ценностями.

Ансамблевая экспозиция – сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде бытования: музей под открытым небом, крестьянская изба, партизанская землянка и т.д.

Вспомогательный фонд – материалы, изготовленные для нужд экспозиции: схемы, диаграммы, муляжи, модели, репродукции, ксеро- фотокопии, макеты, тексты и т.д.

Дублетный фонд – фонд, состоящий из типовых предметов, в нескольких экземплярах.

Историко-культурное наследие - памятники природы, сооружения, градостроительные ансамбли, памятные места, предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, а также традиционные ценности, нормы, представляющие культурную значимость для группы лиц или общества на локальном, региональном, национальном или международном уровнях.

Информационный потенциал предмета – это вся совокупность сведений о музейном предмете и его среде бытования, выявленных в ходе источниковедческого анализа.

Классификация музейных предметов – это деление всего объема нужных музею предметов на группы по признакам родства и различия.

Коллекционный фонд – ядро основного фонда, включает музейные предметы, имеющиеся в музеи в единственном экземпляре, и по одному лучшему, имеющихся в нескольких экземплярах.

Комплектование фондов – один из основных видов деятельности музея, важнейшее звено в процессе документирования развития общества.

Консервация  - сохранение музейных предметов путем создания специального режима хранения, тормозящего процессы их естественного старения, а также путем активного пресечения разрушения с последующим укреплением или реставрацией предметов.

Культурное наследие – совокупность связей, отношений и результатов духовной деятельности прошлых исторических эпох, в том числе совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурными ценностями.

Культурные ценности – предметы материального и духовного мира, имеющие в представлении общества культурную значимость. 

Культурный ландшафт - специфические части ландшафта, образованные в результате различных сочетаний антропогенных и природных факторов, которые отражают изменения в обществе, его территориальное расположение; обладает признанной обществом ценностью из-за наличия значимых материальных объектов, отражающих определенные хозяйственные и культурные традиции, или в связи с происходившими историческими событиями.

Музеология (музееведение) – формирующаяся научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношение к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процесс сохранения и передачи социальной информации посредством музейных предметов и направления музейной деятельности.

Музеефикация – направление музейной деятельности и охраны памятников, направленное на преобразование историко-культурных и природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их исторической, научной и художественной ценности и включения в актуальную культуру.

Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов.

 Музей-заповедник — группа музеев под открытым небом, созданных на основе музеефикации территорий и недвижимых объектов культурного и природного наследия, и получивших соответствующий статус. Музеи-заповедники могут обладать диной территорией или включать ряд рассредоточенных объектов. С кон. 20 в. все большую роль начинают играть сохранение или воссоздание взаимосвязей между объектами музея-заповедника, включение в состав последних объектов нематериального культурного наследия, а также ревитализация среды. Отдельные Музеи-заповедники приобретают качества, сближающие их с экомузеями и живыми музеями. Важным фактором сохранения и развития музеев-заповедников в 21 веке. представляются разработка и введение в действие соответствующего законодательства.

Музейный предмет – предметный результат человеческой деятельности или движимый памятник естественной истории, ставший объектом познавательного и ценностного отношения и включенный в состав музейного собрания.

Объект культурного наследия – объект материальной или духовной культуры, обладающий достаточной полнотой сохранившихся форм, имеющий историческую, научную, технологическую или художественную ценность

Памятник – движимый или недвижимый объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, всего человечества.

 Реставрация – восстановление облика музейного предмета, максимально приближенного к первоначальному, посредством устранения искажений предмета, происшедших в результате его естественного старения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений.

Раритет – редкая вещь, диковинка.

Система фондовой документации – это взаимосвязанная совокупность документов, составляемых по установленным формам в процессе учета фондов, их классификации и систематизации, физической охраны, необходимая для выполнения музеем его социальных функций.

Средовой музей – музей, деятельность которого основывается в первую очередь на музеефикации историко-культурной и природной среды со всеми составляющими ее движимыми, недвижимыми и нематериальными объектами и существующими между ними взаимосвязями. Важной составляющей средового музея являются люди, населяющие территорию и/или осуществляющие на ней традиционные виды деятельности. К средовым музеям. могут быть отнесены экомузеи, живые музеи, подавляющая часть музеев-заповедников, некоторые музеи-усадьбы и др. С.м. – оптимальная форма сохранения и актуализации особо ценных историко-культурных ландшафтов. Термин утвердился в российском музееведении в 1990-е гг. в связи с появлением и активным развитием новых музейных форм, дополнив предложенное ранее разделение музеев по доминантному типу хранимого музеем наследия на коллекционные музеи и ансамблевые музеи.

Состав фондов музея – организация фондов, разделяющая их в соответствии со значением предметов для науки и культуры в целом, а также с деятельностью самого музея и определяющая юридическое положение предметов.

Сохранение, использование и развитие культурного наследия – последовательная система государственных мер защиты культурного наследия народов Российской Федерации, предусматривающая нормативно-правовую регламентацию деятельности всех субъектов управления и пользования культурным наследием, соответствующие государственные организационно-

технические меры и финансовую поддержку соответствующих

Структура фондов музея – организация фондов, основанная на взаимосвязях предметов и направленная на создание условий, максимально удобных для изучения, пополнения, хранения и использования.

Типовой музейный предмет – музейный предмет, отражающий типичное явление и обладающий свойствами, характерными для большого числа предметов, существующих в настоящее время.

Уникальный музейный предмет – это предмет, существующий в настоящее время в единственном или в очень ограниченном числе и обладающий особой исторической или культурной ценностью.

Хранение – один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции.

Экскурсия – коллективный осмотр музея или немузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

Экспрессивность – выразительность предмета, его способность оказывать эмоциональное воздействие.

 

 

.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!