Тематическая структура и краткое содержание курса
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Факультет мировой культуры
Кафедра музеологии и культурного наследия
Методические указания по изучению дисциплины
«Литературные музеи» по направлению
Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»
Квалификация бакалавр
Санкт-Петербург
СПбГИК
2019
УДК [069:351.853](07)
ББК 79.0р30
М32
Рекомендовано к печати учебно-методическим советом СПбГИК № от 00.00.2019 в качестве методических указаний
Рецензенты:
Мишина И.В., кандидат культурологии, доцент, декан факультета психолого-социальной работы Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы
Габриэль Г.Г., кандидат искусствоведения, зав. кафедрой искусствоведения СПБГИК
Мастеница Е.Н.
Методические указания по изучению дисциплины «Литературные музеи» по направлению по направлению 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» квалификация бакалавр. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГИК, 2019. – 33с.
Методические указания по изучению дисциплины «Литературные музеи» разработаны для студентов, обучающихся по направлению 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» квалификация бакалавр. В методических указаниях представлены краткое изложение основного содержания курса, темы докладов для семинарских занятий, рекомендуемый для изучения список основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов, методические рекомендации по проведению промежуточной аттестации, краткий словарь терминов. Предназначено для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения.
|
|
УДК [069:351.853](07)
ББК 79.0р30
М32© Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Санкт-Петербургский
государственный институт культуры», 2019
Методические указания по изучению дисциплины «Литературные музеи» по направлению 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного наследия» (бакалавр)
Оглавление
Введение 5
Тематическая структура и краткое содержание курса 7
Задания к семинарским занятиям 21
Подготовка к экзамену 23
Список рекомендуемой литературы 29
|
|
Словарь основных терминов 31
Введение
Целью изучения дисциплины «Литературные музеи» является:
§ обеспечение студентов современными знаниями по истории возникновения, становления и современного состояния литературных музеев в России и за рубежом,
§ овладение теоретическими аспектами изучения литературных музеев, навыками организации и реализации основных направлений их деятельности,
§ формирование умений определять магистральные векторы их развития в свете актуальных тенденций музеологии и музейной практики.
Задачи изучения данной учебной дисциплины:
§ Познакомить студентов с феноменом литературного музея в современной науке и культуре.
§ Рассмотреть генезис и эволюцию литературного музея как феномена культуры.
§ Изучить основные понятия и классификацию литературных музеев
§ Обеспечить формирование умений и навыков в деле сохранения, демонстрации и интерпретации литературного наследия
§ Показать культурную значимость, социальную эффективность деятельности литературных музеев.
В результате освоения учебной дисциплины «Литературные музеи» студент должен
|
|
Знать:
§ трактовки музееведческих терминов, определений и понятий, связанных с литературными музеями;
§ основные тенденции развития литературных музеев в России и за рубежом;
§ формы и методы сохранения и изучения памятников, а также объектов историко-культурного и природного наследия в отечественных и зарубежных литературных музеях;
§ специфику и задачи основных направлений деятельности литературных музеев.
Уметь:
§ грамотно использовать способы, формы, средства и механизмы, обеспечивающие эффективную реализацию функций литературных
§ определять приоритеты развития литературных музеев в соответствии с направлениями культурной политики и культурными традициями, социально-экономическими условиями и тенденциями развития музееведения, музейного дела и охраны памятников;
§ применять полученные знания о принципах создания и методах деятельности литературных музеев в профессиональной деятельности.
Преподавание курса «Литературные музеи» предусматривает освещение ключевых вопросов в лекциях, посвященных историческим, теоретическим и прикладным проблемам развития литературных музеев. Лекционный цикл также включает в себя ряд тем, посвященных литературным музеям отдельных стран. В каждом случае особое внимание уделяется наиболее важным внешним и внутренним факторам, формировавших концептуальные представления о литературных музеях в России и в мире. Закрепление усвоенного материала предусмотрено на семинарских занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов в целях более углубленного изучения историко-теоретических и прикладных вопросов.
|
|
Целью семинарских занятий является закрепление общих положений содержания курса, а также развитие навыков самостоятельного поиска информации и литературы, работы с ней по заданной теме. Студентам предлагается изучить рекомендованную основную литературу, а также провести поиск дополнительной информации, используя интернет ресурсы. В процессе отбора и анализа материала следует обратить внимание на исторические особенности, различия и сходство развития литературных музеев в различных странах. В соответствии с темой следует подготовить устное сообщение на примере одного или нескольких конкретных музеев и выступить с изложением подготовленного материала с подготовкой электронной презентации. Остальные студенты должны принимать участие в обсуждении темы занятия.
Курс «Литературные музеи» представляет собой связующее звено между научными дисциплинами теоретического характера и курсами, которые имеют прикладной характер. Преподавание курса «Литературные музеи» позволяет выявить и закрепить широкий спектр междисциплинарных связей в силу особенностей изучаемых музеев, их мемориального характера, а также в силу «синтезирующего» характера музеологии как дисциплины, находящейся на стыке целого спектра фундаментальных социальных и гуманитарных наук. Интегративный характер курса с опорой на уже полученные ранее знания, позволяет использовать комплексный подход к изучению литературного музея как историко-культурного феномена и способа сохранения нематериального наследия, необходимый будущим музеологам для осуществления музейной реконструкции событий и явлений прошлого, музеефикации памятников, в работе над выставочными проектами, а также в культурно-образовательной деятельности.
Тематическая структура и краткое содержание курса
Раздел I. Феномен литературного музея
Понятие литературного наследия. Определение литературного музея и его классификация. Экспозиционная и фондовая специфика литературных музеев. Роль литературных музеев в сохранении материального и нематериального культурного наследия.
Литературный музей рассматривается как модус культуры конкретного исторического периода в контексте трансформаций моделей сохранения и репрезентации литературного наследия. Литературные музеи – это группа музеев, собрания которых документируют историю литературы и современные литературные процессы. Данная профильная группа включает в себя центральные историко-литературные музеи (Государственный Литературный музей в Москве, Литературный музей института русской литературы РАН (Пушкинской дом) в Санкт-Петербурге и региональные (Музей осетинской литературы им. К.Х. Хетагурова во Владикавказе, Музей писателей-орловцев, Музей писателей Урала и др.); а также монографические музеи, посвященные жизни и творчеству писателей или поэтов.
Тема 1. Литературный музей как феномен культуры: понятие, виды
Литературные музеи – профильная группа музеев, документирующих историю литературы и с этой целью осуществляющих собирание, хранение, изучение и экспонирование произведений литературы.
Ведущими экспонатами музеев этой группы выступают литературные памятники (рукописи, книги). Собрания литературных музеев также включают документы, фото-, кино- и фономатериалы, произведения искусства, характеризующие историю литературы, творческий процесс.
Первоначально собрания литературных музеев комплектовались в соответствии с принципом прямой соотнесенности материалов с личностью и творчеством писателя. Постепенно, по мере расширения задач, музеи этой группы стали привлекать исторические материалы. Это дает возможность показа литературы в историческом и историко-культурном контексте.
Литературные музеи могут заниматься историей литературы в целом (мировой, национальной); изучением литературных направлений или течений; творчеством отдельных писателей. В современном мире наибольшее распространение получили музеи истории литературы (или историко-литературные музеи), монографические литературные музеи и литературно-мемориальные музеи.
Основную группу среди монографических музеев составляют мемориальные литературные музеи (дома-музеи, музеи-квартиры, музеи-усадьбы, мемориальные кабинеты), в том числе музеи-заповедники. В группе мемориальных музеев, объединяющей музеи различных профилей, наиболее многочисленны мемориальные литературные музеи. Как правило, экспозиции в этих музеях включают показ мемориальной обстановки и историко-биографическую часть, раскрывающую особенности творческого пути поэта или писателя. Монографические музеи, открывшиеся в зданиях, не связанных с жизнью и творчеством деятеля литературы, составляют относительно небольшое число в этой музейной группе. Монографические литературные музеи (дома-музеи, музеи-квартиры, музеи-усадьбы, мемориальные кабинеты, музеи-заповедники). Музеи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.А. Блока, М.И. Цветаевой, М. М. Булгакова, М.А. Шолохова, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, В.М. Шукшина и др.
Тема 2. Литературные музеи в России и за рубежом: сходства и отличия
Литературные музеи принадлежат к относительно молодой профильной группе, формирование которой начинается во второй половине XIXв. с открытием музея Шиллера в Марбахе в 1857 г. Его главным мемориальным объектом был и остается сам дом, в котором знаменитый немецкий поэт и драматург родился и прожил несколько детских лет. Сегодня этот музей вместе с Национальным шиллеровским музеем, посвященным литературе XVIII-XIX веков, и вместе с Музеем литературы современности входит в состав Немецкого литературного архива. Возникновение и развитие литературных музеев за рубежом: музеи Ф. Шиллера, В. Гете, В. Шекспира, О Бальзака, В Гюго, Дж. Лондона, М. Твена, Г.Х. Андерсена, М. Сервантеса и др.
Литературные музеи являются одной из самых представительных профильных групп в структуре музейной сети России, что объясняется особым местом литературы в общественной жизни страны. Имена писателей, увековеченные в музеях, выстраиваются в соответствующем истории литературы порядке: в 1883 г. в Петербурге при Николаевском кавалерийском училище открылся музей Лермонтова (в 1912 г. - в Пятигорске, в 1911 г. в Москве - музей Л.Н. Толстого, в 1912 г. а Москве - музей А.П. Чехова (при Румянцевском музее). Основным направлением деятельности первых литературных музеев была активная собирательская работа. Период конца XIX - начала XX веков можно с полным основанием считать временем формирования историко-литературных коллекций, накопления музейных предметов
Раздел II. История возникновения и развития литературных музеев в России
Основные предпосылки создания Развитие литературных музеев в России во второй половине XX вв. музеев. Мемориализация как предтеча музеефикации литературного наследия. Роль науки о литературе в формировании литературных музеев в России в первой половине XX в. Социальные функции первых литературных музеев. Роль частного коллекционирования в возникновении литературных музеев. Создание музеев при учебных заведениях (Императорский Александровский Лицей, Николаевское кавалерийское училище). Роль Пушкинского дома в собирании и презентации литературного наследия. Историко-культурные предпосылки возникновения литературных музеев в России. Сеть историко-мемориальных литературных пушкинских музеев в России. Центральные историко-литературные музеи (Государственный Литературный музей в Москве, Литературный музей института русской литературы РАН (Пушкинской дом в г. Петербург)
Этапы развития литературных музеев в России. Процесс эволюционного развития литературных музеев, рассмотренный в историко-культурном контексте, позволяет обосновать выделение четырех периодов истории литературных музеев: 1920-е гг., 1930-1950-е гг., 1960-1980-е гг., и новейший этап развития литературных музеев России с начала 1990 гг. до современности
Тема 1. Возникновение литературных музеев в России во второй половине XIX –начале XX вв.
Идея литературного музея в России связана с именем А.С. Пушкина. В 1879 г. при Александровском лицее в Петербурге был открыт первый музей Пушкина, собрания которого включали лицейскую Пушкиниану (автографы, первые издания произведений поэта и т.д.). Пушкинский дом, совмещающий функции музея и научно-исследовательского учреждения, был открыт при Академии наук в 1905 г., а музей Пушкина в Михайловском - в 1908 г. История создания литературных музеев в России хронологически отражает историю русской литературы. Появление музеев, посвящённых творчеству классиков отечественной литературы, стало своеобразной иллюстрацией литературного процесса в России и предысторией литературных музеев как самостоятельной профильной группы.
Тема 2. Развитие литературных музеев в России в первой половине XX вв.
Первое десятилетие советской власти положило начало развитию литературных музеев как культурных институций и стало начальным После революции 1917 года организация монографических музеев происходила достаточно бурно и результативно. Были открыты государственные музеи И.С. Тургенева в Орле (1918), Н.Г. Чернышевского в Саратове (1920), А.П. Чехова в Ялте (1921), музей-квартира Ф.М. Достоевского в Москве (1928), музеи-усадьбы: С.Т. Аксакова (Абрамцево под Москвой, 1918), Ф.И. Тютчева в Мураново под Москвой (1920), Л.Н. Толстого в Москве (1920) и Ясной Поляне (1921), А.С. Пушкина в Михайловском (1922) и др. Появляются музеи, посвящённые истории русской литературы: в Москве - Литературный музей при Всесоюзной библиотеке им. В.И. Ленина (1921), Центральный музей художественной литературы, критики и публицистики (1930), которые в 1934 г. были объединены в Государственный литературный музей. Пушкинский дом был преобразован в 1930-е гг. в Институт русский литературы АН СССР, сохранив библиотеку, архив и музей.
Основные этапы становления музея-заповедника «Ясная Поляна». Музейный комплекс. Характеристика фондов. Выставочная деятельность музея. Музей Л.Н. Толстого в Москве. Источники формирования коллекций. Ведущие экспозиции. Музейные фонды. Филиалы музея. Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Хамовники». Процесс становления музея. Формирование коллекций. Основные экспозиции.
В период политики национализации историко-культурного наследия создание музеев в тех писательских усадьбах, домах, квартирах, где до этого жили наследники или другие владельцы, с одной стороны, может рассматриваться как способ физического сохранения объекта. С другой стороны, музеефикация 1920-х гг. - это целенаправленная установка новой государственной идеологии, ставившей целью создание официально признанной и регламентированной государством «системы памяти», частью которой был активно претворявшийся в жизнь ленинский план монументальной пропаганды, включавший всего лишь двадцать имен русских писателей. В музейную «систему памяти» также были отобраны представители литературы, творческое наследие которых надлежало хранить и изучать. На смену понятию «национального гения» пришло понятие «национального достояния». Начало периода формирования сети литературных музеев в России.
Раздел III. Тенденции развития литературных музеев в России во второй половине XX в – начале XXI вв.
1960-1980-е гг. стали временем бурного развития литературных музеев в России, отмеченным не только необычайным ростом их популярности, но и эволюционированием музейных форм репрезентации и интерпретации литературного наследия. В этот период возросло количество литературно-мемориальных музеев, получили статус музеев-заповедников созданные в 1920-1930-е гг. музеи-усадьбы писателей. Во второй половине XX века. возросло количество литературно-мемориальных музеев, и открылись музеи, посвящённые истории литературы определенного региона (Музей писателей-орловцев (1957), Объединенный музей писателей Урала (1980), Дальневосточный литературный музей (1981), Хабаровск).
Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге. Источники формирования коллекций музея. Специфика мемориальной экспозиции и характер литературной экспозиция. Характеристика фондов музея. Основные направления музейной деятельности. «Петербург Достоевского». Дом-музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе. История создания. Источники формирования коллекций. Ведущие экспозиции. Особенности литературно-мемориальных музеев Ф.М. Достоевского.
С 1990-х гг. начался новейший этап в истории развития литературных музеев, ознаменованный поисками, экспериментами, пересмотром устоявшихся представлений о литературном процессе, художественном творчестве, предназначении музея вообще и литературного в частности. Одной из ведущих тенденций, отражающей состояние и векторы развития постсоветской культуры, стало возникновение музеев, связанных с именами писателей и поэтов, не признанных или забытых в советский период: В. Хлебникова (Астрахань, 1993), И.А. Бунин (Орел, 1991), М.М. Зощенко (1988), А.А Ахматовой в Фонтанном доме (1989), В.В. Набокова (1998) в Санкт-Петербурге, В.В. Вересаева (Тула, 1992). Характерной особенностью х экспозиций этих музеев, отражающих в определённой степени общие тенденции развития музеологии и музейного дела последних лет, является использование символов при создании образа.
В последней трети ХХ века появились такие нетрадиционные музейные экспозиции, которые позволяют говорить музее-метафоре, как Музей В.В. Маяковского в Москве (1989), Музей А. и М. Цветаевых в Александрове (1991), Музей Ф.М. Достоевского в Новокузнецке (1996). Образная система, ниспровергающая каноны классической музейной экспозиции, базировалась прежде всего на «авторском прочтении» биографии и творчества на основе принципиального отказа от бытовой обстановки или в силу невозможности ее воссоздания. Именно в новаторских экспозициях литературно-мемориальных музеев наблюдался отказ от культурной канонизации и наметился переход к культурной рефлексии литературного наследия, проходили апробация и становление музейно-образного и других новейших методов экспозиционного проектирования.
Экспозиции литературных музеев, созданные в последние десятилетия, отличаются особой эмоциональной насыщенностью. Авторы экспозиций стремятся к созданию запоминающегося образа писателя или поэта.
Развитие музеологии и ее влияние на создание литературных музеев. Литературный музей и процессы глобализации культуры. Частное собирательство и коллекционирование как условие развития литературных музеев. Виртуальный литературный музей. Развитие литературных музеев на рубеже XX – XXI вв. Виртуальные литературные музеи как способ интерпретации и актуализации нематериального культурного наследия. Виртуальный литературный музей, в том числе музей литературного героя, становится дополнительной площадкой, расширяющей границы музейного пространства, посвященного писателю. Кроме того, виртуальная форма музея позволяет произвести апробацию многих проектов, проследить интерес к ним, а затем воплощать их в жизнь в реальном музее.
Тема 1. История появления литературных музеев-заповедников в России. Их функции и влияние на музейное дело
Во второй половине XX века музей-заповедник становится формой сохранения и представления широкого спектра историко-культурных и природных объектов, обширных территорий, связанных с местами пребывания писателя и вдохновлявших его на творческие откровения. На музейной карте России появляются музеи-заповедники С.А. Есенина в с. Константиново (1984), М.А. Шолохова в станице Вешенская (1984), В.М. Шукшина в с. Сростки (1992) и др. Соединяя материальное и нематериальное, культурное и природное наследие, литературный музей-заповедник демонстрирует тенденцию расширения границ своей тематики и проблематики, привлекая внимание реальной и потенциальной аудитории не только яркими выставками или необычными акциями, но и концентрируя это внимание на открытии удивительного рядом. Сближение с природным окружением, возможность «перенестись» в иную эпоху, «погружение» в неизвестную ранее среду становится все более привлекательным для человека, особенно жителя мегаполиса. В этом случае подробности уклада жизни, быта прошлых эпох непременно заинтересуют посетителя – «путешественника во времени». Последние десятилетия ХХ века ознаменованы расширением спектра объектов музеефикации, активным включением их в сферу музейных интересов в самом широком понимании этого Региональные литературно-мемориальные музеи-заповедники. Мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново». Музей-заповедник М.Ю. Лермонтова «Тарханы». Музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково». Причины и процесс изменения статуса ранее существовавших литературных музеев. Особенности литературно-мемориальных музеев-заповедников. Историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».
Тема 2. Феномен Музея литературного произведения и литературного героя
Самым известным и популярным является музей Шерлока Холмса в Лондоне. Дом самого знаменитого литературного сыщика всех времен и народов расположен в доме 221б на улице Бейкер-стрит. Адрес, указанный Конан-Дойлем, на самом деле никогда не существовал, но сейчас на доме есть табличка именно с таким номером. Организаторы музея приложили максимум усилий, чтобы воссоздать дух викторианской эпохи и атмосферу «старой доброй Англии». Посетители могут увидеть гостиную и комнату Холмса, а также апартаменты его верного друга — доктора Ватсона. Интерьер музея продуман досконально на основании произведений о Шерлоке Холмсе и других книг, описывающих то далекое время. И сейчас здесь демонстрируются многие вещи, знакомые нам по рассказам Конан-Дойля - знаменитую скрипку Шерлока Холмса и трубку, оборудование для химических опытов, охотничий хлыст и армейский револьвер Доктора Ватсона. Здесь разрешается не только фотографировать, но можно сесть на диванчик или в кресло и погрузиться в ту далекую эпоху.
Тотальная музеефикация распространялась и на литературное творчество. И в этом контексте закономерна активизация инициативы создания музеев литературных произведений и литературных героев: Музей сатиры и юмора им. Остапа Бендера (г. Козьмодемьянск, Республика Марий Эл, 1996), Музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин» (г. Южно-Сахалинск, 1995). Рост количества и популярности музеев литературных героев и литературных произведений объясняется расширением границ наследия, возрастанием внимания к объектам нематериального культурного наследия, а также способам его музеефикации. По количеству музеев литературных героев и литературных произведений ведущее место в мире занимает Россия. Музеи литературных героев возникали чаще всего как филиалы или отделы историко-литературных или литературно-мемориальных музеев: Музей Козьмы Пруткова в Брянском литературном музее, Музей произведения А. Толстого «Золотой ключик» в Самарском литературном музее, как структурные подразделения музея-заповедника: Музей поэмы «Анна Снегина» в музее-заповеднике С.А. Есенина, музей «Повести Белкина» в музее-заповеднике «Болдино», экспозиция «Слово о полку Игореве» в Ярославском музее-заповеднике, как самостоятельные музеи: Историко-литературный музей «Капитанская дочка» в Оренбургской области, в структуре библиотек: Музей романа В.А. Каверина «Два капитана» в Псковской областной библиотеке для детей и юношества им. В.А. Каверина, народный литературный музей Деда Щукаря в Библиотеке им .М. Шолохова в Новочеркасске или образовательных учреждений: Музей-квартира Чебурашки в одном из детских садов в Москве. Музеи литературного героя или произведения становятся не только любопытным фактом, но явлением, расширяющим границы своего присутствия в музейном пространстве России.
Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!