Функциональный анализ : общая характеристика
Задача функционального анализа:
" объяснение явлений путем установления их последствий для больших }
структур, в которые они включены" [3, с .81]._____________________________ |
Сам функциональный анализ понимается Мертоном как "схема интерпретации" (= "метод интерпретации социологических данных").
Анализируя текущее состояние функционального анализа, Мертон отмечал:
" функциональный анализ является как самым перспективным , так и , псы
видимому , наименее систематизированным направлением среди современных!
социологических теорий" [1, с .379]._____________________________________ ]
Наименее развита методологическая часть функционального анализа:
(1) нет четкой формулировки процедуры функционального анализа;
(2) нет четкого определения понятий; терминологическая путаница;
(3) используется ряд постулатов, неправомерно перенесенных в исследование крупных современных обществ из изучения дописьменных обществ.
123
Мертон вносит в функциональный анализ ряд усовершенствований:
s отказ от постулата функционального единства общества; различение форм, типов, степеней интеграции; разделение функциональных последствий явления для разных структурных подразделений;
s отказ от постулата универсального функционализма; понятия "функция" и "дисфункция";
s уточнение понятия "функция";
s отказ от постулата необходимости; основная теорема функционального анализа; понятие "функциональные предпосылки"; понятие "функциональные альтернативы";
|
|
s разделение явных и латентных функций;
*/ связь теории с эмпирическими исследованиями (измерение вместо постулирования);
s разработка общей парадигмы и процедурных правил функционального анализа;
s смещение акцента в сторону структурного анализа;
s особое внимание к структурным факторам нестабильности.
За . Основные постулаты прежнего функционального
Анализа и их критика Мертоном
( работа " Явные и латентные функции ", с .386-399)
Разработку парадигмы функционального анализа Мертон начинает с выявления имплицитно присутствующих в существующих функциональных теориях трех сомнительных постулатов.
" Главным образом в антропологии , но не только в ней , функциональные ана литики повсеместно применяли три взаимосвязанных постулата , которые , как мы постараемся показать , оказались спорными и ненужными для функцио нальной теории " [1, с.386].
Это: (1) Постулат функционального единства общества.
(2) Постулат универсального функционализма.
(3) Постулат необходимости.
1. ПОСТУЛАТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА ОБЩЕСТВА
СУТЬ: все существующие социальные явления вносят положительный вклад в социальную систему в целом (являются функциональными для общества в целом);
|
|
"стандартизированные социальные деятельности или же элементы культуры являются функциональными для всей социальной или культурной системы" [1, с.386].
ОЦЕНКА MEPTOHA: этот постулат может быть весьма полезен в социальной антропологии (для изучения дописьменных обществ), но не может быть перенесен на крупные общества, имеющие более сложную структуру.
124
Этот постулат:
(1) часто противоречит фактам;
(2) имеет низкую эвристическую ценность, так как "отвлекает внимание аналитика от возможных, в корне отличных последствий данного социального явления... для различных социальных групп и для индивидуальных членов этих групп" [1, с.389].
Вместо спорного постулирования функциональной интеграции всего сообщества необходимо сосредоточиться на эмпирическом определении интеграции как общества в целом, так и различных его структурных единиц.
" Вопрос о том , выполняют ли элементы культуры функции для общества , рассматриваемого в качестве некоторой системы , равно как и для всех чле нов этого общества , по - видимому , скорее представляет собой эмпирический вопрос фактов , чем аксиому ..."[1, с.387].
|
|
"... Степень интеграции является эмпирической переменной , изменяющейся во времени в одном и том же обществе и являющейся различной в разных обще ствах . То , что все человеческие общества должны иметь некоторую степень интеграции , есть вопрос определения и постулируется нами в качестве ис тинного положения . Но не все они имеют ту высокую степень интеграции , при которой каждая культурно - стандартизированная деятельность или убе ждение являются функциональными для людей , живущих в нем " [1, с.388]. " В одном и том же обществе социальные обычаи или чувства могут быть функциональными для одних групп и дисфункциональными для других " [там же]. " Вопрос о единстве в обществе в целом не может решаться априорно . Это вопрос фактов , а не мнений . К основным положениям теории функционального анализа следует отнести требование определения социальных единиц , для которых данное социальное или культурное явление оказывается функцио нальным . В ней должна быть специально предусмотрена возможность того , что некоторое социальное явление может иметь различные последствия , функциональные и дисфункциональные , для индивидов , подгрупп и для более широкой социальной структуры и культуры " [1, с.392].
|
|
Необходимо сосредоточиться на многообразии типов, форм, уровней социальной интеграции и их значении для различных сегментов социальных систем.
Основные вопросы:
• разные уровни интеграции;
• разные типы интеграции;
• степени интеграции в разных сегментах;
• процессы, приводящие к разным уровням и типам интеграции; и т. п.
2. ПОСТУЛАТ УНИВЕРСАЛЬНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА
СУТЬ: " все ... социальные и культурные элементы выполняют социальные функции" [1, с. 386];
= все стандартизированные социальные и культурные формы имеют позитивные функции.
125
В основе этого тезиса лежит тавтология:
• система существует;
• явление Х = ее часть;
Следовательно, X имеет положительное значение для сохранения системы.
ОЦЕНКА МЕРТОНА: "Этот принцип универсального функционализма может иметь и может не иметь эвристического значения; это еще следует выяснить" [1, с.392].
Функции приписываются не исходя из исследования, а исходя из априорного постулата; при этом приписываются фактически разные типы функций . Помимо того, что отдельные явления могут выполнять функции, они могут вызывать и дисфункции либо отдельных частей, либо всей системы в целом.
I Необходимо изучать не только положительные, но и отрицательные последствия явления для системы.
I Необходимо подведение общего баланса воздействий, оказываемых явлениями друг на друга и на более широкие системы.
" Вопрос о том , являются ли последствия того или иного культурного явления функциональными , решается не априорно , а в процессе исследования . Более плодотворным методологическим принципом можно было бы считать неко торую предварительную гипотезу , согласно которой устойчивые культурные формы имеют чистый баланс функциональных последствий или для общест ва , рассматриваемого как единое целое , или для подгрупп , достаточно силь ных , чтобы сохранить эти формы нетронутыми , путем прямого принуждения или же опосредованно с помощью убеждения " [1, с. 394].
3. ПОСТУЛАТ НЕОБХОДИМОСТИ
СУТЬ: социальные (культурные) элементы являются необходимыми (незаменимыми) для существования и сохранения системы.
ОЦЕНКА МЕРТОНА: в постулате заложена двусмысленность: что именно необходимо — само явление или выполняемая им функция?
Поэтому постулат разделяется Мертоном на два утверждения:
(1) предположение существования определенных функций, незаменимых для сохранения общества (группы, индивида);
(2) предположение, что определенные культурные или социальные формы являются необходимыми (= незаменимыми) для выполнения этих функций.
(1) С первым предположением Мертон предварительно соглашается: да, вероятно, существуют определенные функциональные потребности системы.
126
Но с одной оговоркой: для каждого вида систем функциональные потребности должны устанавливаться эмпирически.
Этот момент концептуализируется Мертоном следующим образом:
" функциональные предпосылки " системы — " предварительные условия , функционально необходимые " для общества (группы и т. д.).
(2) Со вторым предположением Мертон не согласен, так как оно противоречит фактам.
Это предположение отвлекает от того, "что одни и те же функции, необходимые для существования групп, выполнялись... различными социальными структурами и культурными формами" [1, с.396].
Кроме того, элементы возникают не для того , чтобы удовлетворять потребности системы (как предполагается данным постулатом):
процессы, порождающие ту или иную структуру, не зависят от того, какую функцию та будет выполнять в будущем.
Исходя из этого, Мертон формулирует основную теорему функционального анализа и вводит понятие " функциональных альтернатив ".
Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!