Сыны Божии и дочери человеческие. 12 страница



Говорят также, что Исав получил много золота от Иакова, потому что его первородство давало ему двойную долю в наследстве, к тому же он потом обязательно оспорил бы право Иакова, не заставь тот поклясться его своим страхом перед отцом Исааком, которого он очень любил, и не засвидетельствуй эту клятву Михаил и Гавриил. 2

Исав испытывал к Исааку истинную любовь: каждый день он приносил ему оленину и всегда входил к нему в шатер в праздничной одежде. Ему было воздано, когда Иисус вошел в Ханаан и Господь запретил Детям Израиля нападать на своих двоюродных братьев едомитян, сказав: "Я помню, с каким почтением он относился к своему отцу!" Исав всегда был очень богатым. 3

 

1 Бытие XXV, 29–34.

2 Gen. Rab. 694–697, 699! Sepher Hayashar 90–91; B. Baba Bathra 16b; Tanhuma Buber 125–127; Pesiqta Rabbati 47b‑48a; Mid. Legah Tobh Gen. 123–124; Mid. Sekhel Tobh and Imre Noam ad Gen. XXV. 26; Mid. Hagadol Gen. 400–401; Mid. Agada Gen. 64–65; Bereshit Rabbati 105.

3 Gen. Rab. 728; Pesiqta Rabbati 124a; Mid. Legah Tobh Gen. 133; Cf. Ginzberg LJ, V. 278.

 

1). Желание Исава съесть красную чечевицу подчеркивает его рыжие волосы (см. 38. 2). Он был Едомянином, "Рыжим", или, по крайней мере, отцом Едома, как несколько раз повторено в Книге Бытия. Он же был Сеиром, "Косматым" (см. 38. 2) и в более поздних книгах (Числа XXIV, 18; 2 Паралипоменон XXV, 11; 2 Царств XIV. 7) "Сеир" и "Едом" становятся взаимозаменяемыми терминами (см. 38. 2). Все же сыновья Сеира везде отождествляются с хорреями: "Сии сыновья Сеира Хорреянина, жившие в земле той…" (Бытие XXXVI, 20) и "Вот старейшины Хорреев, по старшинствам их в земле Сеир" (Бытие XXXVI, 30). Писавший Второзаконие II, 12 объясняет, что хорреи когда‑то жили в Сеире, но дети Исава прогнали их и заняли их земли.

2). Хорреи или хурриты, чей язык не был шумерским, семитским или индоевропейским, появились на северной границе Аккада к концу III тысячелетия до н. э. Их поселения располагались в Северной Сирии и Восточной Анатолии; и хотя пока нет археологических свидетельств их пребывания в Идумее, свидетельство Книги Бытия не может быть оспорено, если только "Хорреи" не были "Хори" или Троглодитами (ср.: Иов XXX, 8), которые считались детьми Хеттуры (см. 35. В). Сеириты, оседлые земледельцы Бронзового века несемитского происхождения, населяли эти земли с 2000 г. до н. э., и их имя имеется на обелиске, возведенном через семьсот лет Рамсесом II Египетским. Однако племена, говорившие на семитских языках, уже селились там, и "Едом" в первый раз упоминается Сети II на папирусе 1215 г. до н. э. Эти едомитяне, частично ассимилировавшиеся с сеиритами и хорреями, процветали там до прихода царя Давида ок. 994 г. до н. э.

3). Миф о проданном Исавом первородстве оправдывает завоевание едомитян их младшими родичами, израильтянами (Числа XX, 14), которые говорили на том же языке, но прежде не осмеливались нападать на них. Давид поставил охранные войска в Едоме (2 Царств VIII, 14; 3 Царств XI, 15–16), что говорит о превосходстве израильтян вплоть до времени иудейского царя Иорама (ок. 850 г. до н. э.). Едомитяне тогда восстали и победили (4 Царств VIII, 20 ff; 2 Паралипоменон XXI, 8 ff), и, если не считать короткого правления Амасии (4 Царств XIV, 7) двумя веками позднее, оставались независимыми в течение семи веков.

4). Когда же Ирод Едомитянин, убив наследника Аристобула Асмонея и насильно взяв в жены асмонейскую царевну Мариам, стал царем иудеев и Август подтвердил его права на престол, миф о первородстве Исава был как нельзя, кстати, если учесть тогдашние убийства и насилия. То, что Исав потребовал золото в добавление к похлебке, возможно, оправдывало непосильные налоги, которые Ирод возложил на своих подданных. Единственная добродетель Исава, его почитание отца, была вознаграждена его богатствами в этом мире, хотя все едомитяне без исключения должны были нести наказание в потустороннем мире (см. 11 g). Когда Асмонеи насильно обратили их в иудаизм, едомитяне получили Моисеев Закон – но не Пророков; отсюда идут насмешки Исава над воскрешением из мертвых (см. 38. 5). И все‑таки, даже под новой Исавовой тиранией, Израиль сохранил священное право перворожденного отправлять Храмовые обряды и интерпретировать Закон в Фарисейском Верховном Суде.

5). Мидрашитская идентификация Рима с Едомом не должна читаться как миф – как утверждение, что Эней или Ромул были потомками Едома, – но как средство защиты от политического угнетения. Фарисеи‑квиетисты рассматривали тиранию Ирода под патронажем Рима как унизительную, однако предреченную исторически, и если Израиль почитал волю Божию, то должен был принять Его волю. Позднее Иродиане, играя роль римских марионеток до восстания 68 г. н. э., окружали себя льстивыми саддукейскими священниками, и им служили такой ренегат‑фарисей, как Павел из Тарса (Деяния XXV, 13 – XXVI, 32), и Иосиф Флавий, который с гордостью сообщает о своей частной переписке с Агриппой II, а также о дружбе с императорами Веспасианом, Титом и Домицианом.

6). Тем не менее, библейский сюжет подразумевает внезапно охватившую Исава жадность: не умер бы он, если бы отказал себе в чечевичной похлебке. Вот Иаков и рассудил, что кочевник‑охотник, живущий одним днем, недостоин наследовать Обетованную Землю. Это правда, что люди, ведущие оседлую жизнь земледельцев, не истощают себя долгими вылазками в пустыню и имеют больше времени для размышлений и исполнения религиозных обязанностей. Однако мидрашские комментаторы упускают это из вида: возможно, потому что в более ранней ссоре между братьями Авель, кочевник, был героем, а Каин, оседлый земледелец, негодяем (см. 16. 1); или потому что Едом занимался земледелием, когда Израиль все еще скитался в Пустыне.

 

Украденное благословение.

 

[а] Исаак постарел и ослеп. Достигнув ста двадцати трех лет, он почувствовал, что близок его конец и призвал к себе в шатер Исава.

– Сын мой, – сказал Исаак, – возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благо словила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

Ревекка же все слышала и сказала младшему сыну, едва Исав исчез с глаз:

– Вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя перед смертью. Теперь, сын мой, послушайся слов моих. Пойди в стадо и возьми мне оттуда двух козлят хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя перед смертью своею.

Иаков сказал Ревекке:

– Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий: может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

– На мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

Иаков послушался матери, и Ревекка приготовила кушанье, которое любил отец, а потом одела Иакова в богатые одежды Исава и руки его и шею обложила кожей козлят. Иаков взял кушанье, хлеб и пошел к отцу.

– Отец мой!

– Кто ты, сын мой? – спросил Исаак.

– Я Исав, первенец твой. Я сделал, как ты сказал мне. Встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

– Что так скоро нашел ты, сын мой?

– Потому что Господь Бог твой послал мне на встречу.

– Подойди ко мне, я ощупаю тебя, сын мой, ты и сын мой Исав, или нет?

Иаков подошел к отцу, и Исаак ощупал его, и сказал:

– Голос, голос Иакова; а руки, руки Исава, брата его, косматые. Ты ли сын мой Исав?

– Я.

– Подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя.

Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил. Потом он сказал:

– Подойди ко мне, поцелуй меня, сын мой.

Иаков наклонился к отцу, и тот ощутил запах го одежды, и благословил Иакова, сказав:

 

 

Вот, запах от сына моего,

Как запах от поля [полного],

Которое благословил Господь;

 

Да даст тебе Бог

От росы небесной

И от тука земли,

И множество хлеба и вина;

 

Да послужат тебе народы,

И да поклонятся тебе племена;

Будь господином над братьями твоими,

 

И да поклонятся тебе сыны матери твоей;

Проклинающие тебя – прокляты;

Благословляющие тебя – благословенны!

 

 

Едва Исаак кончил говорить, как пришел Исав. Он тоже приготовил кушанье и принес отцу своему, и сказал:

– Встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

Исаак спросил:

– Кто ты?

– Я сын твой, первенец твой, Исав.

Вострепетал Исаак великим трепетом и сказал:

– Кто ж это, который достал мне дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? Он и будет благословлен. Брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.

Исав выслушал отца и поднял громкий и горький вопль:

– Не потому ли дано ему имя Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот теперь взял благословение мое. Неужели ты не оставил и мне благословения, отец?

Исаак ответил:

– Я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы, одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

– Неужели у тебя одно благословение? И Исаак сказал:

 

 

От тука земли

Будет тебе обитание твое

И от росы небесной свыше!

 

И ты будешь жить мечом твоим

И будешь служить брату твоему;

Будет же время,

Когда ты воспротивишься

И свергнешь иго его с выи твоей.

 

 

Исав возненавидел Иакова за благословение, которым благословил его отец, и поклялся в сердце своем: "Приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего".1

[b] Некоторые считают, что Господь задерживал Исава в пустыне, пока Ревекка готовила кушанье и Исаак ел его. Исав поразил оленя, оставил его лежать и сам отправился за другим, но в это время ангел оживил первого оленя. Исав убил птицу, отрезал ей крылья и отправился за другой, но ангел вернул ей крылья. Так что в конце концов Исав принес отцу кушанье из мяса пса. 2

[c] Говорят еще, что, несмотря на покорность Иакова своей матери, следуемой из пятой заповеди, ему совсем не нравилось обманывать отца: слезы текли у него из глаз, мысленно он молился Богу, чтобы Он избавил его от стыда, и двум ангелам пришлось поддерживать его. Однако Ревекка как пророчица знала, что эта судьба была уготована Иакову, и она сказала ему: "Держись, мой сын! Когда Адам согрешил, разве не Земля, его мать, была проклята? Если потребуется, я скажу твоему отцу, что это мое дело, ибо я знаю о злодействах Исава". Однако Иаков не солгал отцу, ведь он сказал ему лишь то, что он его первородный сын, а это была правда, так как он купил у Исава первородство.

Говорят также, что одежды Исава, в которые Ревекка обрядила Иакова, именно те, что были даны Господом Адаму и Еве и потом по праву стали принадлежать Иакову. Исаак узнал их райское благоухание. Однако, узнав о том, как его провели, Исаак разгневался и проклял бы Иакова, если бы Господь не остановил его: "Пусть проклятый будет проклят, а благословленный – благословен!" И Исаак сказал Исаву: "Пока Иаков достоин быть господином, ты должен ему служить! Но если он не будет подчиняться Божьему Закону, восстань и сделай его рабом своим!"3

 

1 Бытие XXVII, 1‑41.

2 Tanhuma buber Gen. 131; Tanhuma Toldot ch. 11; Gen Rab. 754; Mid. Legah Tobh Gen. 135; Targum Yer. ad. Gen. XXVII. 31.

3 Gen. Rab. 727, 730, 740–741, 756, 762–763, 765; Mid. Hagadol Gen. 424, 435, 440; Mid Legah Tobh Gen. 132–134, 137–138; Tanhuma Buber Gen. 131–133; Mid. Sekhel Tobh 117; Jubilees XXVI. 13.

 

1). Ссорящиеся во чреве матери младенцы, их мать и умирающий отец разделяли твердую веру в силу последнего благословения, которое утверждало, а не просто предрекало будущее Израиля. Слова, однажды произнесенные, не могли быть взяты назад. Если бы Исав вовремя принес отцу кушанье, его потомки получили бы благословение Исаака и наследовали Ханаан. Значение этого благословения заключалось в распределении наследства. Отдав Иакову тучные земли Западной Палестины, омываемые Райской росой, Исаак мог предложить Исаву из Авраамова царства лишь тощую землю Идумеи, где его полукочевым потомкам приходилось добывать себе пропитание мечом, нападая на караваны и пограничные деревни соседних народов (см. 35. 2). "Будь господином над братьями твоими!" Это относится к периоду едомского порабощения между царствованиями Давида и Иорама (4 Царств VIII, 20–22). Вторая половина благословения Исава, которая отличается и по стилю, и по ритму, была добавлена, чтобы оправдать восстание Едома.

2). Хотя мидрашские комментаторы не отрицают влияние Исаакова благословения, они знают и о том, что пророк Осия (XII, 3‑13) грозил Иакову наказанием за его злые дела, напоминая, как он ухватил Исава за пятку при рождении, как неправдою сделался наследником и был вынужден бежать в Сирию от мести Исава. Фраза, осуждающая Иакова за воровское присвоение благословения была, естественно, вымарана редактором, а образовавшаяся дыра заполнена (стихи 4 и 5) хвалой в честь победы над ангелом. Второй Исайя (Исайя XLIII, 27–28) позднее объявил, что грех Иакова был наказан Вавилонским пленением: "Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня. За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание".

3). Этот миф, первая глава которого перекликается с греческим мифом ханаанейского происхождения (см. 38. 2), был утвержден в иудейской традиции в те времена, когда быть "хитрым человеком", подобно жестокому предателю Одиссею, все еще считалось благородным. В самом деле, Автолик, греческий плут и вор, дед Одиссея, может быть отождествлен с Иаковом в контексте сюжета о Лаване (см. 46 а, b и 1). Все же ложь и обман были строго запрещены Законом богобоязненным иудеям (Левит XIX, 11: "Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга".), что порождало жестокую дилемму. Они верили, что судьба Вселенной зависит от праведности их предка Иакова, законного наследника Божией Обетованной земли. Надо ли им забыть миф об Иакове – Исаве и принять благословение Исаака? Или им надо согласиться с тем, что отказ в еде голодному, грабеж брата, обман слепого отца – праведные дела, если перед человеком стоит великая цель? Не в состоянии принять то или другое они исправляют сюжет: Иаков был связан, объясняют они, покорностью своей матери; ненавидел то, что она сделала с ним; постарался не лгать напрямую. Поскольку Исав взял в жены хеттеянок, чье идолопоклонничество печалило Ревекку (см. 42 а), иудеи приравняли его к Порочному Царству Рима, чьих чиновников они имели право обманывать. А Иаков, таким образом, стал примером того, как выживать во враждебном мире. Не желая прощать ему обман на том основании, что он жил в домоисеевы времена – для них Закон предшествовал Творению – они могли, по крайней мере, сделать его жертвой послушания матери, которая приняла грех на себя. Иудейский автор "Послания евреям" конца I столетия (XII, 16–17) характерным образом отстаивает правильность того, что Исав, блудник и нечестивец, "за одну снедь" отказавшийся от своего первородства, "желая наследовать благословение, был отвержен" и не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.

 

Жены Исава.

 

[a] Когда Исаву исполнилось сорок лет, он привел в Хеврон двух жен‑хеттеянок: Аду, дочь Елона Хеттеянина, и Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, которую некоторые называют Оливемой. Так как их идолопоклонничество пришлось не по вкусу Исааку и Ревекке, то, желая ублажить родителей, он взял еще одну богобоязненную жену Васемафу, или Махалафу, дочь своего дяди Измаила. 1

[b] Говорят, любовь Исава к Исааку и Ревекке обратилась в ненависть, когда они одобрили воровство Иакова. Он подумал: "Я возьму в жены дочь Измаила и заставлю его настоять на том, чтобы нечестная продажа первородства была забыта. Если Исаак откажет, Измаил убьет его. Я же буду мстителем за отца и убью Измаила. Тогда наследство обоих перейдет ко мне". Измаилу же он сказал: "Авраам отдал все свое твоему младшему брату Исааку, а тебя отправил умирать в пустыню. Теперь Исаак хочет так же поступить со мной. Отомсти своему брату, а я отомщу своему". Измаил спросил: "Зачем мне убивать твоего отца Исаака, если он обманул тебя, а не меня?" Исав ответил: "Каин убил своего брата Авеля, но ни один потомок его не убивал своего отца или свою мать". Господь, однако, прочитал злые мысли Исава и сказал: "Явным Я сделаю то, что ты замыслил втайне".2

[c] Измаил умер вскоре после помолвки Васемафы, и его старший сын Наваиоф отдал Васемафу мужу. Тем временем Измаил дал Васемафе другое имя – Махалафа, чтобы отличать ее от другой жены Исава с тем же именем и в надежде, что, благодаря этому браку, будет искуплена нечестивость Исава. У Исава появилась возможность завоевать благоволение Господа, но так как он не отослал своих жен‑хеттеянок, то они вскоре сбили с истинного пути и Махалафу. Все ее сыновья взяли себе в жены богопротивных хорреянок и сеиритянок. 3

[d] Едомитянскими племенами были Феман, Омар, Цефо, Гафам и Кеназ, внуки Ады от ее сына Елифаза; Нахаф, Зерах, Шамма и Миза – внуки Васемафы от ее сына Рагуила; Амалик – сын Фамии, наложницы Елифаза; Иеус, Иеглом и Корей, сыновья Оливемы от Исава. 4

 

1 Бытие XXVI, 34; XXVIII, 8‑g; XXXVI, 2.

2 Gen. Rab. 764–765; Agadat Bereshit 6, 95–96; Mid. Tehillim 112; Hadar on Gen. XXVII. 42; Mid. Hagadol Gen. 440.

3 Mid. Hagadol Gen. 440; Seder Olam 2; B. Megillah 173; Nur al‑Zulm 87; Gen. Rab. 768–769; Sepher Hayashar 99‑100.

4 Бытие XXXVI, 1‑14.

 

1). Составители Книги Бытия взяли имена прародительниц Едома из слухов, из молвы. Одной из прародительниц наверняка была Васемафа; но две другие запомнились то ли как Иегудифа и Махалафа, то ли как Ада и Оливема. Васемафа означает "ароматная". Ахоливамафа означает "мой шатер поставлен". Ада – "ассамблея". "Оливема евеянка", возможно, искажение, и должно быть "хорреянка".

2). Книга Бытия XXXVI, 10–14 перечисляет сыновей Исава от его жен подобно тому, как в Книге Бытия перечисляются сыновья Иакова. У сыновей Иакова были четыре матери: Лия, Рахиль, Валла и Зелфа (см. 45 а‑с). Возможно, из‑за того, что у сыновей Исава были три матери, составитель добавил еще одну Фамию, сестру Лотана (Лота), чтобы подчеркнуть соответствие. Более ранние конфедерации, по‑видимому, соотносились с двенадцатью знаками Зодиака (см. 43 d).

3). Генеалогическое древо Едома почти в точности повторяет древо Израиля, как показывают следующие таблицы:

сыновья Израиля.

 

Лия

Рахиль

Вала

Зелфа

Рувим

(Иосиф)

Дан

Гад

Симеон

Ефрем

Неффалим

Асир

Левий

Манассия

Иуда

Вениамин

Иссахар

Зевулон

 

СЫНОВЬЯ ЕДОМА

 

Ада

Васемафа

Фамия

Оливема


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!