Сыны Божии и дочери человеческие. 8 страница



7). После того, как Давид основал свое царство и защитил арамейских кочевников, измаилиты, по‑видимому, были оттеснены на юг, где они смешались с более основательно устроенными арабскими племенами. Позднее арабы приняли ту точку зрения, что все северные, или Аднани, арабские племена произошли от Измаила. Имя Агари сохранили агаряне (Hagrim или Hagri'im), то есть племя, упоминаемое вместе с Иетуром и Нафишем в 1 Паралипоменон V, 19 и с измаильтянами в Псалтире LXXXII, 7. Эратосфен, цитируемый Страбоном, помещает агарян к востоку от Петры.

 

Авраам в Гераре.

 

[а] В Гераре, что между Кадесом и Суром, Авраам вновь сказал о Сарре, что она его сестра. И если бы Авимелех Герарский познал ее, то умер бы от руки Господа. Подобно фараону, Авимелех заявил о своей невиновности, и Господь сказал: "Теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив". Авимелех так и сделал, но принялся поносить Авраама, на что тот сказал: "Когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой, ведь это правда".

Царь Авимелех дал Аврааму мелкого и крупного скота, рабов и рабынь и тысячу сиклей серебра и пригласил его остаться в Гераре. Авраам же помолился Богу, и исцелил Бог Авимелеха и жену его, и рабынь его, ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову. 1

[b] Говорят, что архангел Михаил угрожал Авимелеху мечом и на его извинения отвечал: "Когда странники приходят в город, правильно предлагать им еду, но неправильно брать их женщин. Ты послал за Саррой, и Авраам испугался, как бы твои люди не убили его, если он признается в том, что она – его жена. Поэтому вина лежит на тебе!"

Еще говорят, что Бог не только обесплодил герарских женщин, но и заключил всякое чрево и всякие чресла, так что, когда измученные люди встречались поутру, то они жаловались друг другу: "Еще одна такая ночь, и мы умрем!" 2

 

1 Бытие XX, 1‑18.

2 PRE, ch. 26; В. Baba Kamma 92a; B. Makkot 9b; Pesiqta Rabbati 176 b; Gen. Rab. 553.

 

1). Царство и столица царства назывались одинаково – Герар. Земля герарская находилась к юго‑западу от Ханаана, отделяя его от Египта, между Газой и Вирсавией. Город Герар располагался то ли в самой долине Герар, то ли рядом с ней, а саму долину одни ученые идентифицировали как современную Вади Шари'ах, что к северо‑западу от Вирсавии, а другие – как современную долину Газу, что к западу от Вирсавии. Название страны сохранилось до византийских времен, когда епископ Евсевий Кесарийский назвал ее Гераритикой.

2). Упоминание Авимелеха как Филистимского царя (Бытие XXI, 34–35; XXVI, 1, 8,18) считается анахронизмом, поскольку прибытие филистимлян в Ханаан обычно датируется 1200 г. до н. э., тогда как Авраам жил во второй половине XV в. до н. э. Все больше ученых, однако, склоняется к тому мнению, что вторжение филистимлян в 1200 г. было не первым (точно так же, как поход Иисуса был завершающей фазой долгого процесса древнееврейский иммиграции в Ханаан) и некоторые филистимляне могли осесть в Гераре к 1500 г. до н. э.

3). Первым поселением филистимлян был Кафтор, который совсем не обязательно имеет отношение только к острову Криту (Кефтиу, как его называют египтяне), но скорее ко всей минойской культуре, включая юго‑запад Малой Азии. Минойская или Кафторская культура исчисляется третьим тысячелетием до нашей эры, и одним из примеров ее давнего влияния на восточно‑средиземноморское побережье является Кофар ва‑Кахис, который работал в Кафторе. Он был замечательным мастером, известным грекам XIV в. до н. э. как Дедал. В 1196 г. до н. э. "Морские Люди" были побеждены Рамсесом III, чьи памятники в Медине Хабу изображают их в явном подобии шлемов. Библейское слово, обозначающее "шлем", "koba", заимствовано у филистимлян, то есть оно не семитского происхождения. Египетские памятники имеют в виду несколько народов из "Морских Людей", среди которых были Пулсати, или Пурасати, с определенной степенью достоверности отождествляемые с филистимлянами.

4). Более ранний памятник фараона Мернепта (конец XIII в. до н. э.) упоминает Аквайвашу или Эквеш как одного из представителей "Морских Людей". Эдуард Мейер и другие считали, что они и есть "ахиява", чье царство процветало в XIV и XIII вв. до н. э. в Памфилии (южная часть Малой Азии). Известно, что они были на Кипре, рассматриваются как ахейцы (Achivi, как их называли римляне), а также идентифицированы как гевим или гивиты, которые были в Ханаане до израильтян, как пишет Библия.

 

Рождение Исаака.

 

Когда Авраму было девяносто девять лет, Господь изменил его имя на Авраам, что означает "Отец многих народов", еще раз объявив, что его потомки будут править всей Землей Ханаанской, однако теперь поставив условием обрезание всех мальчиков на восьмой день. Тогда же Авраам обрезал себя и всех мужчин своего дома. Господь изменил и имя Сары на Сарру, что означает "Царевна", пообещав, что она станет матерью народов.

Авраам пал на лице свое перед Богом, но про себя посмеялся, говоря самому себе: "Неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?" Однако ему была нужна уверенность, что хотя бы Измаил будет жить, и он воскликнул: "О, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!" Бог же сказал: "Именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет мой с ним заветом вечным. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него, и Я произведу от него великий народ. Но завет мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год". И Бог восшел от Авраама. 1

[b] Прошло немного времени, Авраам сидел при входе в шатер в дубраве Мамре, когда приблизились к нему три странника. Он пригласил их омыть ноги, отдохнуть, утолить голод. Пока Сарра замешивала три саты лучшей муки, Авраам поспешил зарезать теленка, потом взял масла, молока и приготовленного теленка и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. Тем временем они спросили Авраама, где его жена Сарра, и Авраам ответил, что она в шатре. И сказал один из них: "Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей".

Сарра рассмеялась, услышав пророчество, потому что "обыкновенное у женщин" у нее уже давно прекратилось.

И сказал Господь Аврааму: "Отчего это рассмеялась Сарра? Есть ли что трудное для Господа?"

"Я не смеялась", – сказала Сарра.

Но Он сказал: "Нет, ты рассмеялась".

Гости Авраама поднялись из‑за стола и отправились к Содому, и Авраам пошел с ними, проводить их. 2

[c] На другой год Сарра родила сына, которого Авраам назвал Исааком и обрезал на восьмой день. Сарра сказала: "Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется… Кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына". Но Авраам задал великий пир в день отлучения Исаака от груди. 3

[d] Некоторые говорят, что астрологи сделали гороскоп Аврааму и сказали ему: "У тебя никогда не будет сына!" Однако Бог успокоил его: "Это гороскоп Аврама, а ведь Я изменил твое имя на Авраам, и у Авраама будет сын. И Саре Я изменил имя из‑за гороскопа". 4

[е] А еще говорят, что о рождении Исаака было объявлено через три дня после обрезания Авраама и всех мужчин его дома, и Господь приказал Михаилу, Гавриилу и Рафаилу утешить Авраама, который очень мучился от боли, как всегда бывает на третий день. Архангелы воспротивились: "Ты посылаешь нас в нечистое место, где много крови!" И Бог ответил им: "Клянусь вашими жизнями, запах Авраамовых жертвоприношений радует меня больше мирры и ладана! Мне идти Самому?" Архангелы последовали за Господом, недовольные, как арабские странники. Михаил должен был объявить о рождении Исаака; Рафаил – вылечить Авраама; а Гавриил – разрушить нечестивый город Содом. 5

 

1 Бытие XVII, 1–2 2.

2 Бытие XVIII, 1‑16.

3 Бытие XXI, 1–8.

4 Gen. Rab. 432; Pesiqta Rabbati 179a.

5 Tanhuma Buber Gen. 85–86; B. Baba Metzia 86b; Gen. Rab. 517–518.

 

1). В текстах довольно часто встречаются глаголы в единственном и множественном числе, когда они относятся к божеству с именем Элохим. Хотя Гункель и другие делали попытки разрешить явное противоречие, предположив, будто текст основан на нескольких разных источниках, разное написание, несомненно, призвано подчеркнуть явление Бога как тройственного существа. Божественный характер странников (или "Странника") очевиден, так как они знают о новом имени Авраамовой жены и о ее печальной бездетности. Еще они знают, что Сарра смеялась, хотя не видят ее. Мидрашистские комментаторы называют всех троих странников архангелами.

2). Затянувшаяся бесплодность Сарры имеет параллели в мифе о Ревекке (Бытие XXV. – См. 38 а), о Рахили (Бытие XXIX. – См. 45 а), о неназванной матери Самсона (Судей XIII), об Анне, матери Самуила (1 Царств I), и жене вавилонского героя Этаны.

3). То, что Господь изменил имя "Аврам" на "Авраам", на первый взгляд, не имеет особого значения, поскольку оба варианта происходят от одного царского звания Abamrama или Аbiramu, встречающихся на клинописных табличках XIX–XVII вв. до н. э.; отсюда же Авирон (Abiram), имя главного заговорщика против Моисея (Числа XVI, 1). "Abiramu" означает "Бог Овен – [мой] Отец", или может читаться как "Отец Всевышний". "Отец многих народов" – значение имени, данного Аврааму в Книге Бытия, однако было подсказано арабским raham, то есть "множество". Божественное имя Ram (овен) является составной частью в именах Адонирам, Иеорам, Малхи‑рам; и его множественное число используется для называния небесных существ (Иов XXI, 22). Царя Едома в дни Сеннахериба называли Малик‑раму – "Овен есть царь".

Изменение имени во время церемонии коронации или принятия на себя важной миссии было в Израиле делом обычным; так Иосия стал Иисусом (Числа XIII, 17), Гедеон стал Иероваалом (Судей VI, 32), Соломон стал Иедидией (2 Царств XII, 25), Елиаким стал Иоакимом (4 Царств XXIII, 34), Матфания стал Седекией (4 Царств XXIV, 17). Иаков принял титул "Израиль" (Бытие XXXII, 29. – См. 47 b).

4). Сара, на самом деле, более древняя форма имени Сарра, и они оба исходят из древнего семитского существительного, означающего "царица" или "царевна". Богине по имени Шарит (Шарайат) – фонематический эквивалент имени Сарай – поклонялись в Возре в Ауране. Можно предположить, что сюжет о браке Авраама и Сарры является отражением союза патриархального арамейского племени, возглавляемого вождем‑жрецом, и протоарабского племени, придерживавшегося законов матриархата, под предводительством царицы‑жрицы.

5). Кушанье, предложенное Авраамом гостям в переводе звучит как "масло". На самом деле, это молоко, которое заливали в мех и трясли, пока у него не появлялся приятный кисловатый вкус пахты.

6). Авраам не особенно почитается в Библии до времен Иезекииля (нач. VI в. до н. э. – Иезекииль XXXIII, 24); да и Сарра тоже – до времени Ездры, когда была написана Книга Исайи (LI, 2).

7). Беременность Сарры, когда ей уже исполнилось девяносто лет, забавный пример того, как праведные редакторы превращают необычное в чудо. Они рассказывают о том, как Авраам посмеялся про себя над своим возрастом и возрастом Сарры, услышав, что она родит сына примерно на тридцатом году брака. Менопауза у Сарры – комментарий редактора, а не утверждение Авраама. Мидрашистские комментарии по поводу чуда (pesiqta Rabbati 177 a‑b; Tanhuma?uber Gen. 107–108; Gen. Rab. 561, 564; B. Baba Metzia 87a) весьма обильны. Так, женщины дома Авраамова считают Исаака подложным ребенком и проверяют Сарру, давая ей кормить их собственных младенцев. Когда же она робко отказывается, они становятся еще более подозрительными, и Аврааму приходится приказать ей: "Открой груди и дай молока им всем". Она подчиняется ему.

 

Лот в Содоме.

 

[а] Бог не сразу решил доверить Аврааму Свое решение разрушить Содом; и сделал это лишь после того, как Авраам гостеприимно принял Его в Мам‑ре. Он сказал Аврааму: "Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко мне, или нет, узнаю". Авраам подошел поближе и спросил: "Неужели ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников?" И Господь ответил ему: "Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу весь город". Но Авраам на этом не успокоился: "Может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Может быть, найдется там сорок? Может быть, найдется там тридцать? Может быть, найдется там двадцать?" И каждый раз Господь отвечал: "Ради них не истреблю город". Наконец Он согласился удержать Свою руку и ради десяти праведников и заторопился прочь.

Два или три ангела, обличье которых принял Господь, в тот же вечер достигли Содома. Лот увидел их возле городских ворот, поклонился лицом до земли и сказал: "Государи мои, зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши!" Но они сказали: "Нет, мы ночуем на улице". Лот стал упрашивать их, и они вошли в его дом, где им тотчас сделали угощение, испекли пресные хлебы, и они ели.

Тем временем толпа содомлян окружила дом Лота и стала кричать: "Где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их". Лот вышел к содомлянам и запер за собою дверь, и сказал: "Братья мои, не делайте зла: вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего!" Но содомляне продолжали вопить: "Уйди с дороги! Вот пришлец, и хочет судить! Теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними!"

Отпихнув Лота, они хотели выломать дверь, но ангелы ослепили их, открыли дверь, втащили Лота внутрь и опять заперли дверь. Содомляне, ничего не добившись, с проклятиями отправились по домам.

Ангелы спросили Лота: "Кто у тебя еще здесь? Зять ли твой, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу!"

Так как Лот медлил, то ангелы начали торопить его, а потом взяли за руку его и его родичей и потащили их прочь из города, приговаривая: "Не оглядывайтесь назад и нигде не останавливайтесь, спасайтесь на гору, чтобы вам не погибнуть". Но Лот сказал им: "Нет, Владыка, велика милость Твоя, но я не могу спасаться на гору, чтобы не застигла меня беда и мне не умереть от голода и жажды. Вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, и сохранится жизнь моя". И сказали ему ангелы: "Будь по‑твоему, ради тебя мы не разрушим его, но поспеши, потому что Бог не будет медлить с местью Содому и Гоморре!"

Когда над землею взошло солнце, Лот и его семья были уже в маленьком городе, который потом был назван Сигором в память о просьбе Лота. Господь пролил дождем серу и огонь на Содом и Гоморру и ниспроверг все города на Равнине, кроме Сигора и его жителей, а также скота и посевов. Однако жена Лота оглянулась и стала соляным столпом. Тем временем Авраам увидел дым, поднимавшийся от Содома и Гоморры, будто из печи. 1

[b] Содомляне были едва ли не самыми богатыми из всех народов. Когда кому‑то нужны были травы для супа, он говорил рабу: "Пойди и нарви мне травы". Раб отправлялся на луг и находил под корнями золото, а когда созревал урожай, то под корнями находили также серебро, жемчуг и драгоценные каменья. Однако великие богатства сбивают людей с пути истинного. Содомляне никогда не давали страннику больше, чем кусок хлеба, и даже обрезали верхушки фиговых деревьев, чтобы птицы не ели их фиги.

Содом был хорошо укреплен против врагов; все же, чтобы отвадить чужаков, его жители приняли закон, согласно которому, если кто даст страннику еду, он должен быть сожжен заживо. У странника же следовало отбирать все вплоть до одежды и отпускать из города нагишом. 2

[c] Когда содомляне устраивали праздники, то под звуки барабанов плясали на лугу возле реки. Напившись, мужчины хватали жен своих соседей или их невинных дочерей и спали с ними. Pi ни один мужчина не думал при этом, что делает его собственная жена или его собственная дочь; все веселились от утра до вечера целых четыре дня, а потом, как ни в чем не бывало, возвращались домой. 3

[d] На улицах Содома стояли кровати, чтобы измерять странников. Если чужак оказывался меньше ростом, чем требовалось, то трое мужчин брали его за ноги и трое – за голову и плечи и растягивали его, пока он не укладывался на кровать, как надо. Но если чужак оказывался длиннее, то его ноги ужимали, как могли, а когда он кричал от боли, то содомляне говорили ему: "Не кричи! У нас такой обычай". 4

[e] В городе Адма, что находился вблизи Содома, жил богач, у которого была дочь. Однажды путник остановился возле их дома, и дочь богача дала ему хлеб и воду. Городские судьи, услыхав о таком страшном преступлении, раздели девицу догола, вымазали медом и оставили лежать под гнездом диких пчел, которые не замедлили налететь на нее и закусать до смерти. Ее крики побудили Господа уничтожить Содом, Гоморру, Адму и Зевоим; а также крики Палтит, старшей дочери Лота, которая подала старику воды и была привязана к столбу за свое прегрешение. 5

[f] Говорят, что Идит, жена Лота, оглянулась в беспокойстве за своих дочерей, и в виде соляного столпа она до сих пор стоит в Содоме. Хотя каждый день мелкий и крупный скот слизывает соль почти полностью, утром столп чудесным образом вновь становится таким, как был. 6

 

1 Бытие XVIII, 16–33; XIX, 1‑28.

2 PRE, ch. 25; Gen. Rab. 523.

3 Sepher Hayashar 58.

4 Sepher Hayashar 62.

5 PRE, ch. 25; Sepher Hayashar 63–65.

6 PRE, ch. 25; cf. Gen. Rab. 504–505, 519; B. Sanhedrin 109a‑b.

 

1). Страбон приводит легенду, повествующую о том, что возле Массады, большой крепости на юго‑западном берегу Мертвого моря, тринадцать процветающих городов были разрушены в одночасье землетрясением, извержением смолы и серы и неожиданным наступлением моря, которое унесло с собой пытавшихся бежать жителей. Иосиф пишет: "Озеро Асфалит [Мертвое море] граничит с территорией Содома, когда‑то богатой, а теперь превратившейся в скучную пустыню. Господь молнией разрушил все города. Но можно еще видеть "тени" пяти городов".

2). После землетрясения по Мертвому морю плавали куски смолы. Диодор Сицилийский в 45 г. до н. э. пишет об этом феномене, повторившемся в 1834 году. Siddim ("смоляные ямы"), скорее всего, – солончаки на южном берегу, из которых могут подниматься серные испарения. Мертвое море никогда не было сушей – есть промеры на 188 морских саженей – и когда недавно израильтяне стали бурить пустыню недалеко от Содома (Jebel Usdum) в поисках нефти, то на глубине 18000 футов нашли соль. Тем не менее, более мелкая часть возле Лисанского полуострова, не исключено, когда‑то была равниной, а потом покрылась соленой водой в результате землетрясения, случившегося около 1900 г. до н. э. Земля здесь кислая, и нет никаких находок древнее римских поселений. Так как долина находится на уровне 1300 футов ниже уровня моря, зной делает ее непригодной для жизни летом: там жарко, как в аду. Трудно поверить в тринадцать процветавших городов, которые упоминает Страбон, и пять, упомянутых Иосифом.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!