Загадки и тайны «песенного творчества» М. Горького



 

В Нижнем Новгороде небольшая, но удачно прошедшая демонстрация 7 ноября была вызвана проводами Максима Горького. Европейски знаменитого писателя, все оружие которого состояло - как справедливо выразился оратор нижегородской демонстрации - в свободном слове, самодержавное правительство без суда и следствия высылает из родного города.

Сильнейшим Фактором для этого стала напечатанная М. Горьким в апреле 1901 года в журнале «Жизнь» «Песня о Буревестнике».

«Песня о Буревестнике» была воспринята всей массой читателей Горького как манифест революционного подъема с предвестием «бури», с призывом к открытой героической революционной борьбе.

«Буревестника» перепечатывали в каждом городе на гектографе, на пишущих машинках, переписывали от руки, читали на вечерах среди молодежи и в рабочих кружках. Он был вестником революции.

«Песня о Буревестнике» Максима Горького стала революционным манифест, художественным и политическим манифестом времени.

А Уж, наоборот, ползает среди камней, небо кажется ему далеким, пугающим и совершенно ненужным. Данное произведение с полным правом можно назвать романтическим. Писатель использует прием символ, чтобы нарисовать столь фантастическую картину разговора между Ужом и Соколом.

Жизнь гордой и великолепной птицы Сокола может показаться кому-то чрезмерно короткой. Действительно, постоянные полеты и сражения приводят к тому, что Сокол гибнет, но он умирает счастливым. Он сам говорит: «Я славно пожил!.. Я знаю счастье!..

Я храбро бился!.. Я видел небо... « Счастье и смысл жизни Сокол видит в полетах, для него дорого небо, завораживающее своими бескрайними просторами. Сокол абсолютно ничего не боится, он храбро сражается, проливает свою кровь бою с врагами. Смысл жизни Сокола в движении, в действии, в борьбе. У Ужа совершенно иная позиция.

Ужа привлекает земля, камни, где «тепло и сыро». Для Ужа небо - это «пустое место». Уж не может летать, ему чуждо стремление ввысь, поэтому он с изрядной долей критики смотрит на Сокола. Для Ужа кажется странным, что умирающий Сокол так рьяно отстаивает свою позицию, доказывает, что истинное счастье в стремлении к небу. Уж начинает размышлять о судьбе Сокола. И приходит к выводу, что его мироощущение совершенно иное, нежели то, что было у Сокола. [11, с. 161]

И своей жизнью, судьбой Сокол напоминает о вечном стремлении к чему-то прекрасному и возвышенному. Жизнь Ужа, наоборот, можно сравнить с обыденным, будничным и серым существованием. Подобную жизнь и судьбу можно назвать недостаточно яркой и волнующей.

Но ведь и такая жизнь не может быть названа бесполезной. Она напоминает о необходимости ежедневно и ежечасно совершать обычные поступки, которые, может быть, и не кажутся особенно яркими и впечатляющими.

Но они нужны в не меньшей степени, чем подвиги. Сокола и Ужа вполне можно сравнить с людьми. И если некоторые считают, что смысл жизни исключительно в героических свершениях, подвигах, то другие могут опротестовать это мнение. Подвиг - это краткий миг, а в остальное время смыслом жизни человека может быть простая, повседневная жизнь. При чтении «Песни о Соколе» читатель обязательно будет восхищаться Соколом, его стремлением к чему-то возвышенному, героическому и прекрасному.

И на фоне яркой и впечатляющей судьбы Сокола жизнь Ужа кажется жалким прозябанием, лишенным событий. Но более внимательное прочтение «Песни» заставляет задуматься и о вселенской гармонии жизни, в которой должно быть место подвигу.

Тема свободной личности раскрывается в произведении «Девушка и Смерть». Девушка вступает в борьбу с царем потому, что он у нее отнимает право наслаждаться жизнью, право быть свободной. Царя раздражает радостный смех девушки, за это царь и предает ее во власть смерти. И здесь Горький утверждает победу человека, его любви и стремлений к жизни над разрушительными силами природы.

Впервые напечатано в 1917 году. Вошло в сборник рассказов «Ералаш» и во все собрания сочинений. Начиная со сборника «Ералаш», печатается с подзаголовком «Сказка». Сказка, по свидетельству самого Горького, написана в 1892 году. Горький послал сказку в «Волжский вестник», но она не была помещена в газете по цензурным условиям. 11 октября 1931 года А.М.Горький читал сказку «Девушка и Смерть» посетившим его И.В.Сталину и К.Е.Ворошилову. На последней странице текста сказки товарищ Сталин тогда же написал: «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гёте (любовь побеждает смерть)». Так, в поэме «Девушка и Смерть» он пишет, что Иуда предал смерти «светлое, как солнце, Божье сердце». Примечательно также и то, что слово «сердце» в древнееврейском языке родственно глаголу со значением «пылать, гореть, быть накаленным». [11, с. 169]

В том же году Горький опубликовал стихотворение «Валашская легенда», ставшее потом известным под названием «Легенда о Марко». В балладе М. Горького мы видим образ феи. Сам мифологический образ феи восходит к мифам Западной Европы - «феи - в низшей мифологии народов Западной Европы сверхъестественные существа, волшебницы, обитающие в лесах, источниках и т.п. Как правило, имеют вид красивых женщин, иногда с крыльями, способны к оборотничеству. Проводят время в веселье и танцах»

Образ феи в романтическом стихотворении М. Горького вполне совпадает с мифологическим представлением. Здесь через образ Марко писатель также создает картину безответной любви. Фея - образ веселого беззаботного существа. У М. Горького она предстает игривым существом, которому нет дела до человеческих страстей. Здесь мы не находим ни описания природы Дуная, ни психологического портрета героини. В легенде фея - всего лишь мифологический образ.

Стиль произведения М. Горького и языковые средства схожи с его другими романтическими балладами. Но здесь по сравнению с балладой, скажем М. Лермонтова, на первом месте не образ любви, а человек. Как писал сам автор, «для меня человек всегда победитель, даже и смертельно раненный, умирающий. Прекрасно его стремление к самопознанию и познанию природы, и хотя жизнь его мучительна, - он все более расширяет пределы ее»

Произведение М. Горького носит открытый назидательный характер, что для классической баллады является необычным явлением. Но сам характер назидания символичен. Здесь писатель прославляет человека в его любви. Именно любовь сделала Марко бессмертным:

Язык легенды М. Горького отличается своей необычностью. Особая ритмика, белый стих, и повторы помогают автору создать особое настроение именно жанра легенды:

 

У Марко душа загрустила,

И день ходит Марко, и ночи

В лесу над рекой, над Дунаем.

Все ищет, все стонет - «Где фея?» [11, с. 167]

 

Как видим, постоянный повтор предлогов, частиц помогают автору создать колорит сказа.

Итак, М. Горький в «Легенде о Марко» практически не отходит от мифологического образа феи, и ее образ не отличается определенным характером. Писатель не раскрывает внутренний мир героини, не придает в отличие ей от Лермонтова живые человеческие черты.

Маленькие лирические и символистские стихотворения становятся неотъемлемой частью крупных драматических и прозаических произведений Максима Горького.

Стихотворение «Маленькие, нудные людишки» 1904 года вошло в пьесу «Дачники». В 1905 году были написаны стихи «Орел поднимается в небо» и «Милый мой идет среди пустыни», которое были напечатаны в финальной части пьесы «Дети солнца». В 1909 году в повесть «Городок Окуров» Горький включает «Стихи Симы Девушкина», выбрав для их написания различный ритмо-метрческий строй. В цикл «Сказки об Италии» писатель включает стихотворение 1911 года «Что прекрасней песен о цветах и звездах?». В 1925 году были написаны «Стихи Дьякона», которые в дальнейшем вошли в повесть «Жизнь Клима Самгина», написанную в том же году.

«Я - поклонник стиха классического»,- признавался Горький; традиционность вкуса мешала ему по достоинству оценить новаторство ряда современных поэтов. Но талант мастера, даже далекого его миру, он стремился отметить и поддержать. Организованная и направлявшаяся Горьким в начале 1930-х годов книжная серия «Библиотека поэта» дала широкую, многоцветную панораму русской лирики XVIII-XX вв. [10, с. 146]

Выводы ко второй главе

 

1. В стихи свои Горький вместил такое богатство и свежесть идей, образов, эмоций, что это придало его поэзии особую красоту - красоту одушевления и особую силу - силу убедительности и заразительности. В печати новый взгляд Горький сформулировал так: «Не следует ли поискать возможности объединения реализма и романтизма в нечто третье, способное более яркими красками, говорить о ней более высоким и достойном её тоном».

.   Песни и поэмы Максима Горького явились ярким воплощением лиро-эпического жанра и представляли собой своего рода призыв к действию и к боевой реакции на «бурю» в стране.

.   Для создания ярких деталей в «Песне о Соколе» «Песне о буревестнике» автор не только широко использует приемы аллегории и антитезы, но и создает динамическую картину, богатую различными цветовыми оттенками. Именно в создании подобной картины проявляется новаторство Горького-поэта.

.   «Песня о Буревестнике» М.Горького стала своего рода документом художественной пропаганды.

 


Заключение

 

Основополагающая идея горьковской деятельности - человек создается сопротивлением среде - приобретает у писателя новое содержание. Но эта идея возникала и формировалась на почве общих устремлений мирового искусства рубежа веков к преодолению позитивистской концепции человека и среды.

Столь же представительными были и стилевые искания Горького - соединение реалистической и романтической литературных традиций. Решения писателя явились особым словом, однако неотделимым от процессов обновления поэтического языка, протекавших во всем реалистическом искусстве порубежной эпохи.

Уже в самых первых произведениях очерчивается с полной ясностью ведущий пафос всего горьковского творчества - пафос непримиримости к мещанско-собственническому миропорядку, идея активной личности.

Начав поэтическое творчество с юных лет и не оставляя его до преклонного возраста, Горький, однако, не остался навсегда только лишь поэтом. Поэзия и проза даже не уравновесились в нем как равноправные силы. Сам себя он называл «правоверным прозаиком», и всем очевидно, что основной его подвиг в художественной литературе - это проза.

Та огромная правда жизни, которую Горький жадно собирал, вносил в своем сознании, правда бытовая, психологическая, моральная, социальная, всего естественнее воплощалась в широких, емких, свободных формах прозаического повествования, в формах реализма, который на вершинах своей зрелости был у Горького реализмом жизнеутверждающим, социалистическим. -

Алексей Максимович посвятил себя служению Человеку, призывая всех окружающих обратить внимание на его проблемы и на его нужды. Именно Горькому принадлежит фраза: «Превосходная должность - быть на земле человеком». Только высоконравственный писатель может уделять внимание вечным проблемам - проблемам «правды и лжи», «войны и мира», «отцов и детей».

С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идейного лиризма». Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни».

В данной работе удалось сделать выводы, показывающие, что нравственные уроки, отражённые в лирических произведениях Максима Горького, позволяют произвести тщательный анализ ситуаций на внутреннем уровне, помогают определять свой личный путь, своё положение в обществе.

Уже с первых лирических произведений одной из ведущих тем стала у Горького несовместимость в человеке собственнического и по-настоящему человеческого.

В начале писательской деятельности Горький писал немало стихов. Они интересны в биографическом плане - как отражение духовной жизни писателя в те годы, но художественно многие из них явно несовершенны: в них много прозаизмов, книжных выражений, натянутых сравнений, избитых эпитетов. Однако наряду со слабыми стихами у Горького есть и талантливые стихотворные произведения - «Девушка и Смерть», «Легенда о Марко». Мастерски сочинял он стихи для своих литературных героев (таких стихов насчитывается больше 100). Нельзя также не упомянуть, говоря о Горьком-поэте, написанных ритмической прозой «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике», поэмы «Человек». Это шедевры не только русской, но и мировой поэзии. К своим поэтическим опытам Горький относился сурово, считал свои стихи «дубоватыми», но все же сочинял стихи вплоть до последних лет жизни.

Как поэт Горький не столь значителен, однако своими вдохновенными революционными стихами Песня о Буревестнике и Песня о Соколе он заслужил репутацию «Певца российской революции». Художник слова, социалист и романтический реалист, посредник между двумя мирами, Горький является связующим звеном между старой и новой Россией.

Горького мы мыслим как прозаика, и формула «Горький - поэт» многим казалась сомнительной, парадоксальной, неоправдываемой. Однако её легко оправдать, так как мы теперь располагаем ярким фактами, и тему эту необходимо разработать, так как через то углубляется и наше понимание Горького - прозаика.

В стихи свои Горький вместил такое богатство и свежесть идей, образов, эмоций, что это придало его поэзии особую красоту - красоту одушевления и особую силу - силу убедительности и заразительности. В печати новый взгляд Горький сформулировал так: «Не следует ли поискать возможности объединения реализма и романтизма в нечто третье, способное более яркими красками, говорить о ней более высоким и достойном её тоном». [21, с. 176]

Горький, конечно, мыслил возможным сочетанием романтизма и реализма, как в прозаических, так и в поэтических произведениях. Но в его собственном творчестве романтизм всего полнее отобразился в стихах, а реализм - в прозе. И стихи обильнее создавались в молодости, проза возобладала позднее. Горький чётко различал два вида романтизма: пассивный и активный. В статье: «Еще о механических гражданах» Горький писал: «Пассивный романтизм, это - романтизм усталых мещан, он всегда является на сцену жизни после бурных общественных трагедий и на смену активному романтизму, который, обычно, предшествует революциям». [21, с. 176]

В другой статье «О том как я учился писать» [22, с. 29] он говорит ещё определённее: «В романтизме необходимо различать два резко различных направления: пассивный романтизм, - он пытается или примерит человека с действительностью, прикрашивая её, или же отвлечь от действительности к бесплодному углублению в свой внутренний мир, к мыслям о «роковых загадках жизни», о любви, о смерти, - к загадкам, которые не разрешимы путём «умозрения», созерцания, а могут быть разрешены только наукой. Активный романтизм стремится усилить волю человека к жизни, возбудить в нём мятеж действительности против всякого гнёта её».

Сам Горький явился в своей поэзии носителем романтизма активного, революционного. Это своё призвание великий писатель осознал давно и глубоко. В 1894 году в рассказе «Об одном поэте» поэт обращается к лирической музе с такими высокими требованиями: «люди забыли своё призвание быть великими: ты напомнишь о нём, ты разбудишь жажду подвига?» «Мечтать - это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд».


Список использованной литературы

 

1.   Горький М. Собрание сочинений в 6-ти томах. - М.: Терра, 2011.

2. Баранов В. И. М. Горький: Подлинный и мнимый. - М.: Просвещение, 2000.

.   Басинский П. Горький. - М.: Молодая гвардия, 2005.

.   Быков Б.Л. Был ли Горький? Биографический очерк - М.: Астрель, 2009.

.   Вайнберг И. Страницы большой жизни // М. Горький в документах, письмах, воспоминаниях современников. - М.: Детская литература, 1981.

.   Волков А.А. Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период. - М.: Просвещение, 1984.

.   Волков А.А. Художественный мир Горького. - М.: Современник, 1978.

.   Голубков М. М. Максим Горький. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: Учебная литература, 2004.

.   Горький и его эпоха: исследования и материалы. - М., 2005.

.   Груздев И.А. М. Горький. Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия, 1958.

.   История русской литературы конца XIX - начала XX века / Под ред. В. А. Келдыша. В 2 томах. - М., 2007.

.   М. Горький: Биография. Творчество // Вся русская литература / Авт. сост. И. Л. Копылов. - М.: Художественная литература, 2003.

.   Максим Горький в воспоминаниях современников. В 2 т. - М.: Художественная литература, 1991.

.   Михайловский Б., Тагер Е. Творчество Горького. - М.: Наука, 1969.

15. Нефедова И.М. Максим Горький: Биография писателя. - Л.: Просвещение, 1971.

16. Роговер Е. С. Русская литература XX века. - Спб.: Питер, 2008. - №1

17. Смирнова Л. А. Искры во мраке жизни: Ранняя романтическая проза М. Горького // Русская литература. Советская литература. Справочные материалы / Сост. Л. А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1989.

.   Спиридонова Л. А. М Горький: новый взгляд. - М.: Наука, 2004.

.   Примочкина Н. Н. Горький сегодня // Литература в школе. - 2008.- №7.

.   Сарычев В. А. «Люди и человеки». Идея пути в творческом сознании Максима Горького 1890-х - начала 1900-х годов // Литература в школе. - 2008 - №7.

.   «О литературе и о прочем», 1931 г. / Интернет-источник http://lib.rus.ec

.   «О том как я учился писать», 1928 г. / Интернет-источник http://www.avtoram.com


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!