Поэтическое творчество писателя как воплощение лиро-эпического жанра



 

С большой силой романтические традиции продолжаются в произведениях молодого Максима Горького. Его герои - незаурядные личности, они страстно стремятся выйти за привычные «мещанские» рамки жизни, готовы пожертвовать собой ради свободы, ради других людей. Неслучайно Горький отказывается от привычных прозаических жанров и пишет сказки, поэмы в прозе, песни. Обратимся к художественным особенностям «Песни о Буревестнике»

В «Песне о Буревестнике» можно увидеть следующие приметы романтизма: действие разворачивается в необычной обстановке - на фоне морской стихии; герой свободолюбивый, гордый, произведение проникнуто мечтой о свободе; тон речи приподнятый, взволнованный. Для «Песни» характерна красочность языка: эпитеты («над седой равниной моря», «изумрудные громады» и др.), сравнения («буревестник, чёрной молнии подобный» и др.), олицетворения («море ловит стрелы молний» и др.).

А.М. Горький создаёт прекрасный образ моря. Это стихотворение принадлежит лиро-эпическому жанру. События для автора важнее, чем чувства лирического героя. Таинственная атмосфера, время и место создают тот фон, на котором реализуется заключенный в стихотворении символический смысл.

Произведения одних авторов рубежа XIX-XX вв. представляют собой призывную песнь свободы сильных, отважных сердец. Творчество других, прежде всего - символистов, наполнено ощущением катастрофичности жизни, не позволяющим искать спасения в сфере идеала и даже мечтать о преобразовании жизни.

«Песня о Соколе» первоначально была напечатана под названием «В Черноморье» в 1895 году. Во второй редакции (1899) это произведение стало еще более революционно направленным, яснее вырисовывалось его социально-политическое содержание, и финал песни зазвучал как грозный призыв к революции. В первой редакции «Песня» заканчивалась такими словами: «О, смелый Сокол! Ты, живший в небе, бескрайнем небе, любимец солнца! О, смелый Сокол, нашедший в море, безмерном море, себе могилу! Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь купаться в небе, свободном небе, где нет помехи размаху крыльев свободной птицы, летящей кверху!..» [4, с. 86]

А вот концовка «Песни» в редакции 1899 года: «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых - вот мудрость жизни! О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света! Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!» [4, с. 86]

Природа в «Песне» гармонирует с волевым сильным характером - аллегорией, она же оттеняет серость и тусклость мещанства. Вот создающий настроение пейзаж в «Песне о Соколе»: «Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень... А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями... Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя. Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях...» [4, с. 88]

«Песня о Соколе» прозвучала как революционный клич и нашла горячий отзвук в сердцах тех людей, которые уже рвались к борьбе. Сокол - олицетворение борца-революционера, усматривающего высшую правду жизни в борьбе за народное счастье. Он гибнет, но пример его героической борьбы вселяет в сердца людей уверенность в окончательной победе революции.

Революционный пафос «Песни о Соколе» поднимал народные массы к борьбе, расценивался политически воспитанными рабочими как призыв сомкнуть ряды, приготовиться к битве. «Песня о Соколе» была для нас ценнее десятков прокламаций,- вспоминал П. А. Заломов, послуживший прототипом для горьковского Павла Власова.- Мы изумлялись глупости царской цензуры, пропустившей ее. Разве только мертвый или неизмеримо низкий и трусливый раб мог от нее не проснуться, не загореться гневом и жаждой борьбы».

Эта поэма упала, как долгожданное зерно, на уже взрыхленную и подготовленную почву. «Она была созвучна нашим настроениям, она доводила нас до слез восторга»,- отмечал П. А. Заломов. Горький умело сочетал в аллегорической форме революционную проповедь и едкую сатиру на современное буржуазное общество. [11, с. 141]

Ранняя героическая романтика молодого Горького отражала подъем революционного движения рабочего класса, начавшийся в 90-х годах прошлого столетия. Она прочно основывалась на реальной жизни, отражала закономерность ее развития. Горьковская революционная романтика была неразрывно связана с жизнью. Как в своих свободолюбивых идеалах, так и в своем заступничестве за угнетенного человека Горький следовал гуманистическим традициям русской классической литературы.

В конце 90-х - начале 900-х годов Горький в поисках героя современности создает революционно-романтические и реалистические образы борцов за свободу. В 1901 году он пишет «Песню о Буревестнике», в которой предельно сгущает революционные мотивы, уже прозвучавшие в «Песне о Соколе».

«Песня о Буревестнике» первоначально составляла вторую часть произведения, озаглавленного «Весенние мелодии». Первая же часть была выдержана в сатирических тонах. Аллегорические образы беседующих птиц здесь написаны в духе щедринской традиции. Они олицетворяют собой различные социально-политические силы - от твердолобых охранителей устоев царского самодержавия до болтливых, словоохотливых либералов, ратующих за свободу, но действующих «в пределах законности», что в их устах близко щедринской формуле: «Применительно к подлости». Вторая часть (ставшая самостоятельной «Песней») написана в совершенно другом, героико-романтическом стиле.

В образе «Буревестника» с необычайной силой выражено предчувствие назревающей революции. Это аллегория революционной бури, которая становится уже реальностью: «Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы: - Пусть сильнее грянет буря!» [11, с. 147]

«Песня о Буревестнике» послужила одной из причин закрытия журнала «Жизнь». В гордом Буревестнике воплощены «сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе» - чувства, вдохновлявшие пролетарских революционеров. Полет Буревестника, который «реет между молний над ревущим гневно морем»,- олицетворение трудной борьбы и уверенности в грядущей победе.

Появление «Песни о Буревестнике» в журнале «Жизнь» можно объяснить только «недосмотром» цензуры. Уже после ее напечатания некий царский цензор доносил, что Горького стали называть не только «буревестником», но и «буреглашатаем», так как «он не только возвещает о грядущей буре, но и зовет бурю за собой».

Но как часто бывало с Горьким, большевики не увидели в его произведении ничего кроме агитации к революции.

Так, Ленин считал «Песню о Буревестнике» пламенным призывом к революционному действию, использовал ее образы в своих выступлениях. Свою статью «Перед бурей» (1906) Ленин закончил словами: «Пусть сильнее грянет буря!» Об «агитационной» силе торжественного горьковского гимна революции говорили М. И. Калинин, Ем. Ярославский.

Воспевание революционного действия в произведениях Горького этих годов неразрывно связано с прославлением человеческого деяния, разума человека и его созидающей энергии. Горький-революционер неотделим от Горького-гуманиста. В поэме «Человек» (1904) и в сказке «Товарищ» (1906) Горький создал романтизированный образ «нового» человека, освобожденного от цепей собственности, чья мысль ищет и творит, чей исследующий разум проникает в тайны вселенной.

В поэме Горький во весь голос воспел человека - творца жизни, неутомимого труженика, исследователя и преобразователя действительности. «Затерянный среди пустынь вселенной, один на маленьком куске земли, несущемся с неуловимой быстротою куда-то в глубь безмерного пространства, терзаемый мучительным вопросом «зачем он существует?» - он мужественно движется - вперед! и - выше! - по пути к победам над всеми тайнами земли и неба». [11, с. 152]

Мысль человека стоит над всеми другими порождениями его «творческого духа»: Любовью, Дружбой, Надеждой, Ненавистью, Гневом, Верой! Эта свободная мысль главенствует над чувствами человека, наполняет их определенным содержанием. Человек вызывает восхищение Горького.

«Я вижу его гордое чело и смелые, глубокие глаза, а в них - лучи бесстрашной Мысли, той величавой силы, которая в моменты утомления - творит богов, в эпохи бодрости - их низвергает». Поэма звучала как гимн гордому человеку-борцу, воплощающему в себе силу и мощь человеческого разума и труда. Поэма говорила, что во имя этого свободного человека ведется борьба с угнетателями, насаждающими мрак, темноту и невежество.

Оптимистическое разрешение проблемы смерти логически вытекает из оптимистического разрешения проблемы жизни, данного Горьким во всех его произведениях. Горький своими произведениями провозгласил культ человека, безграничную веру в человеческий разум, в человеческое творчество. Это нашло декларативное выражение в его поэме-гимне «Человек».
Это насквозь полемическая поэма, несмотря на ее торжественный, патетический тон. Она направлена против тех, кто посягает на великие права человеческого разума, кто лишает человека его активной и преобразующей роли в жизни, кто ограничивает права человека как творца разумной действительности, господствующего над стихийными силами природы.

«Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его, необъятный, как мир, медленно шествует - вперед и выше - трагически-прекрасный Человек!.. Идет он, орошая кровью сердца свой трудный, одинокий, гордый путь, и создает из этой жгучей крови - поэзии нетленные цветы; тоскливый крик души своей мятежной он в музыку искусно претворяет, из опыта - науки создает и, каждым шагом украшая жизнь, как солнце - землю щедрыми лучами, он движется все выше - вперед звездою путеводной для земли...» Горький здесь не дает социального «адреса» своего человека, но его нетрудно узнать.

Это не тот расслабленный человек-неврастеник, которого во всех разновидностях показала буржуазная мировая литература. Это человек, символизирующий силу и мощь народа, его авангард.

Горький дает точное указание общественной принадлежности своего человека в других произведениях, вкладывая в уста своих героев-пролетариев мысли, аналогичные выраженным в поэме «Человек». В этой поэме ярко проявилась одна из основных черт всего творчества Горького - социалистический гуманизм. [18, с. 15]

«Человек» не указывал интеллигенции конкретного направления борьбы и тех сил, к которым ей надлежало примкнуть. Но то, что не было сказано в этой поэме, Горький договорил в сказке «Товарищ», опубликованной в разгар первой русской революции.

Революционные призывы в «Товарище» облечены уже в более конкретную форму. Это в первую очередь призыв к единению трудящихся, к осознанию ими общности своих интересов. В светлое слово «товарищ», передаваемое из уст в уста, Горький влагал емкое идейное и действенное содержание.

Социальная спаянность - залог победы; классовое единство открывает широкие горизонты новой жизни, внушает трудовым людям уважение к себе подобным, веру в собственные силы, сознание того, что именно они являются хозяевами жизни и творцами всего ценного на земле. Сплотив свои ряды, трудящиеся могут смело сказать: «Не хотим быть рабами».


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!