Традиции и новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ



 

Интерес Горького к театру проявился еще в середине 90-х годов. К написанию пьес он обратился по совету Чехова и настоятельной просьбе основателей МХАТА К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Горький высоко ценил этот только что родившийся, но уже прославившийся театр. В сентябре 1900 года он писал Чехову: «Художественный театр - это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. Не любить его невозможно, не работать для них преступление».

Обращение Горького к драматургии объясняется не только этим, как бы внешним, хотя и с глубоким внутренним смыслом толчком, но и характером собственного творчества, отличающегося драматизмом и динамизмом.

Пьесы Горького сделали его, по словам Станиславского, «главным начинателем и создателем общественно-политической линии Художественного театра».

Заглавие пьесы «Мещане» говорит о том, что Горький обратился к теме мещанства. Писатель всегда ненавидел мещанство - как сословное и этическое явление, как класс собственников, как низменный строй человеческой души. Страшная сила мещанства в его собственнических инстинктах, слепой подверженности старине, консерватизм мышления, ненависти ко всему новому.

Мир мещан - уродливый мир стяжателей, неумолимо жадных и жестоких, уродливых и самонадеянных, пропитанных ложью, лицемерием, ханжеством. Олицетворением этого мира является в пьесе Василий Бессеменов. Это «образцовый мещанин», «почтенный крот», воплотивший в себе мелочную скупость, скряжничество, убогость мысли, эгоизм, равнодушие к интересам общества, старческое брюзжание на молодёжь, трусливую боязнь завтрашнего дня. О нём хорошо говорит в пьесе певчий Тетерев: «Ты в меру - умён, в меру - глуп, в меру - добр и в меру - зол, в меру - честен и подл, труслив и храбр… ты образцовый мещанин! Ты законченно воплотил в себе пошлость... ту силу, которая побеждает даже героев и живет, живет и торжествует...»

Мир Бессеменовых - это мир жадности и стяжательства. Здесь «тесно и душно», обитатели богатого дома могут часами тратить время на рассуждения о ничтожных вещах вроде того, кому вносить самовар, какой покупать сахар - пиленый или целой головой, что лучше свежий воздух или духота. Старики Бессеменовы воплощают в себе косность, мещанскую ограниченность и отсталость, против которой восстают их дети.

На первый взгляд кажется, что молодое поколение Бессеменовых отличается от отцов - они умнее, образованнее, мечтают о свободе, независимости. Пётр участвовал в студенческих волнениях, был «гражданином полчаса», как говорит о нём Тетерев. Татьяна - учительница и тоже тяготится этой жизнью, пытается даже покончить жизнь самоубийством. Она постоянно стонет, жалуется. Татьяна развенчивает младших Бессеменовых, рисует иллюзорность их порывов, ибо, в конце концов, оба они, и Пётр и Татьяна, неспособны порвать с мещанской средой, к которой они принадлежат. Надо полагать, что они со временем пойдут по пути «отцов», только, может быть, будут ещё больше опасными и хитрыми. «Общество? Вот что я ненавижу!» - восклицает Бессеменов младший. Он хочет одного, чтоб никто не мешал ему жить спокойно, без мысли о каком-то там долге перед людьми. «Я был гражданином! Я не хочу … не обязан подчиняться требованиям общества. Я личность. Личность свободна…» [6, с. 13]

Бессеменов младший, как и отец, страшится будущего: «Эта жизнь мне не по силам! Я чувствую ее пошлость, но ничего не могу изменить, ничего не в состоянии внести…» «…я говорю Россия - и чувствую, что для меня - этот звук пустой».

Тетерев, который отказывается признать Петра «одушевленным существительным», правильно предрекает его будущее: после смерти отца Петр будет таким же мещанином, только более хитрым, ловким. Эта оценка совпадает с горьковской характеристикой Петра, данной в письме артисту А. Тихомирову в марте 1902 г.: «Невысокого полета этот Петр. В жизни он будет заместителем своего отца. И - очень вероятно, что Петр будет хуже отца, потому что он - умнее его».

Таким образом, бунт детей (Петра и Татьяны) против отца оказался мнимым. Бесперспективен и бунт деклассированных людей - Тетерева и Перчихина, сознающих себя жертвами Бессеменовых. Искренне сочувствуя Нилу и его товарищам, Тетерев, однако, считает их нелепыми Дон-Кихотами. В обостряющемся конфликте он занимает позицию «над схваткой»: «Я не состою в родстве ни с обвиняемыми, ни с потерпевшими. Я - сам по себе. Я - вещественное доказательство преступления».

Самой активной общественной силой в пьесе является Нил - представитель революционного рабочего класса. Станиславский считал его «главной фигурой пьесы», Чехов писал: «Центральная фигура пьесы - Нил - сильно сделан, чрезвычайно интересен». Нил привлекает передовыми взглядами, жизнерадостностью, оптимизмом - всем обликом будущего хозяина страны.

Его отношение к труду - это отношение творца и преобразователя, завтрашнего хозяина страны. Это хорошо раскрывается в разговоре с Татьяной: «… я ужасно люблю ковать. Перед тобой красная бесформенная масса, злая Она живая, И вот ты сильным ударами с плеча из нее все, что тебе нужно…». [6, с. 15]

Следует учесть, что многие реплики в пьесе, особенно слова Нила, содержат двойной смысл. То, что Нил говорит о труде кузнеца, надо понимать и буквально, и символически. Ведь бесформенная и злая масса металла - это жизнь, которую Нил и его товарищи перековывают, это и люди, которых они воспитывают. Не случайно он говорит это учительнице. Символичность высказываний Нила заметна во многих репликах. «Нет такого расписания движения, которое бы не изменилось» - формально это слова машиниста о расписании движения поездов, по существу же - мысли революционера о необходимости изменить «расписание жизни».

Рядом с Нилом такие же простые, веселые, влюбленные в жизнь люди - Поля, Шишкин, Цветаева. К нему тянутся обездоленные и ищущие места в жизни - Тетерев, Перчихин, Елена Кравцова. «Шишкин, Поля, Нил, Перчихин, Тетерев и даже Елена - вот мои любимцы», - писал Горький в письме к Тихомирову.

Итак, основной конфликт пьесы - столкновение двух мировоззрений, противостояние пролетария миру собственников. Попытки истолковать пьесу как семейную драму, как изображение розни отцов и детей, встречали резкий отпор со стороны социалистической критики. Подобное истолкование противоречило замыслу автора.

Премьера «Мещан» состоялась во время гастролей Художественного театра в Петербурге, 26 марта 1902 года. Пьеса «Мещане» занимает особое место в творчестве великого писателя, и в частности в его драматургии. Необычайно емкая тема мещанства как сословной и этической категории, мещанства, ржавчиной разъедающего жизнь, инертной массой лежащего на пути революции, начата была Горьким в его ранних рассказах и обобщена художественно-философски в эпопее «Жизнь Клима Самгина». В пьесе «Мещане» Горьким показано столкновение двух противостоящих мировоззрений, двух лагерей. Ни мелкая мещанская среда, разоблаченная Горьким в этой пьесе, ни сама действительность не давали еще необходимого материала для исчерпывающего отображения конфликта мещанско-буржуазного и пролетарского сознания. Но подлинный классовый смысл пьесы лежит в основе той глухой вражды, которая царит в доме мещанина Бессеменова. Чтобы яснее понять идейную настроенность «Мещан», сущность горьковского замысла при написании им первой своей пьесы, необходимо обратиться к позднейшей статье Горького «Заметки о мещанстве», появившейся в большевистской газете «Новая жизнь» в 1905 году. [1, с. 43]

Новая пьеса Горького «На дне» (1902) - была поставлена на сцене МХАТ в один год с «Мещанами», в 1902 г. Успех пьесы объяснялся не только тем, что Горький впервые на сцене показал людей «дна», подвел итог ранее волновавшей его теме босячества, но и в этом главное - выступил против бесчеловечия, унижения человеческой личности. «На дне» - многолюдно, при этом каждый персонаж обладает своим жизненным опытом, своей социальной речью. Всего несколько реплик - и в бароне-ночлежнике проглядывается бывшее барство с его презрением к нижестоящим.

Жизнь обитателей ночлежки невыносима, здесь трудно сохранить человеческое достоинство, веру в жизнь. Люди обречены на нищету и прозябание. Но Горький не хотел вызвать к героям пьесы жалость и сострадание. Поставленные в ужасные условия, сведенные вместе одной судьбой, босяки по-разному воспринимают свое положение. Татарин и смертельно больная Анна смирились, хотя в третьем акте Анна пытается бунтовать. Все, на что способен Барон - это едкая насмешка над своими же товарищами по несчастью. Бунтует вор Васька Пепел, злобствует Настя, утешает людей Лука, философствует, но ничего не делает для осуществления своих идеалов Сатин. Наиболее тяжело переживает тяготы костылевской ночлежки рабочий Клещ, мечтающий о том, чтобы вырваться отсюда и жить честным трудом.

Основной спор, который ведется в пьесе - это спор между Лукой и Сатиным. Что же представляет собой «правда» старого странника Луки? У Луки нет веры в человека. Носителем ложного гуманизма в пьесе выступает странник Лука. Взгляд его на жизнь весьма своеобразен. Лука видит жизнь «на дне», ему жаль людей, он не верит в них. По словам Луки, люди - «блохи», и в жизни нужно только уповать на Господа Бога. Оставаясь верным своей теории о ничтожности человека, Лука считает, что правда людям не нужна и единственный способ помочь им - солгать. Он и играет роль утешителя. Образ Луки был направлен против учения Толстого о непротивлению злу насилием.

Утешающей лжи Луки Горький противопоставляет свои взгляды на правду, на человека, которые он вкладывает в уста Сатина. Сатин говорит о своем неуважении к людям, которое может быть доказано не сладенькой ложью, а правдой, какой бы горькой она не была. В речь Сатина о человеке Горький вложил собственные мысли. Однако Сатина нельзя считать положительным героем.

Горький сам объяснил, что в пьесе нет положительных героев. По поводу речи о человеке Горький писал Пятницкому в 1902г.: «Кроме Сатина ее некому сказать, и лучше, и ярче сказать он не может. Уже и так эта речь чуждо звучит его языку». Сатин, по сути, тот же скептик, индивидуалист, у него нетрудовая психология, об этом свидетельствует и его призыв к ничегонеделанию. Слесарь Клещ тоскует по рабе, а Сатин советует ему «ничего не делай! Просто обременяй землю!». [14, с. 26]

Таким образом, в пьесе обнаруживается бессилие Сатиных, сломленных жизнью и непригодных к борьбе за изменение социального строя. Если в ранних рассказах Горький уделил большое внимание раскрытию некоторых положительных качеств босяков, то теперь на первый план выдвигается бесперспективность их пути, несостоятельность их психологии, вред их проповедей - от утешительной лжи до ничегонеделания.

Строго говоря, между Лукой и Сатиным больше общего, чем это принято считать: тот же анархизм, пассивность, то же равнодушие к людям, только Лука прикрывает их сладенькими словами, Сатин же порой откровенен до цинизма. Окончательно его развенчивает реакция на сообщение о самоубийстве Актера: «Эх…испортил песню…дурак!» Этой фразой завершается пьеса, накладывая последний штрих на портрет Сатина.

Многозначность горьковской пьесы привела к разным театральным ее постановкам. Часто - глубоким, интересным, порой - спорным. Остановимся на некоторых, показательных.

Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы (1902) Художественным театром, прославленными режиссерами К.С. Станиславским, В.И. Немировича-Данченко, при непосредственном участии А.М. Горького. Станиславский (играл Сатина) позже писал, что всех покорил «своеобразный романтизм, с одной стороны граничащий с театральностью, с другой - с проповедью». В.И. Качалов (исполнитель роли Барона) держался сходного мнения: «Бунтарство и протест были сродни и бунтарству нашего молодого театра». Романтика протеста и «радостной веры» в «завтра», по словам Немировича-Данченко, определила «бодрую легкость» - «прелесть тона пьесы» о тягостной жизни. Более 50-ти лет не сходил со сцены этот спектакль. Восстановить его пыталась Т. Доронина в новом МХАТе.

В 60-е гг. «Современник» под руководством О. Ефремова как бы вступил в полемику с классической трактовкой «На дне». На первый план была выведена фигура Луки. Его утешительные речи поданы как выражение заботы о человеке, что соответствует авторскому замыслу и гениальному его осуществлению И.М. Москвиным в первой постановке драмы.

Подлинное содержание «На дне» не дает право на столь значительное разночтение. Мысль писателя можно выразить с опорой на те или иные ее оттенки. Но исказить - недопустимо. Что же нам сказал Горький своей драмой? Горький развенчал многие идеи своего времени как неспособные дать отдохновение несчастным при порочном мироустройстве. Для писателя Лука был неприемлем, потому что он тормозил возможное прозрение, мешал изживанию ошибок. [14, с. 33]

В 1928 г. Горький писал «Утешители, проповедники примирения с жизнью враждебны мне». В острых психологических коллизиях художник воплотил столкновение разных точек зрения на бытие и сознание, победу активного отношения к миру. Вот почему «На дне» является социально - философской драмой.

Интересно, почему появилось желание «ревизовать» Горького. Видимо, причин несколько. Одна их них - подозрение в некоей симпатии к рациональному мышлению. Слов нет, умозрительность не способна привести к добрым результатам. Только писатель никогда не был сторонником холодного разума. Ведь «головные» рассуждения Сатина о Человеке подсказаны переживаниями определенных жизненных ситуаций. Идеи христианства, всепрощения выражает странник Лука в пьесе Горького «На дне». Он рассказывает истории из своей жизни, да и не только из своей, где показывает, что правда может убить человека, а милосердие, мягкое обращение с людьми могут только помочь. Лука говорит, что человек слаб, поэтому его надо жалеть, любить.

Вслед за Чеховым Горький запечатлел обычное течение жизни, а в нем глубинные, подспудные психологические процессы. Немирович - Данченко, давший сценическое воплощение драмам обоих писателей, тонко заметил: «Два таких разных. Тот - сладкая тоска солнечного заката, стонущая мечта вырваться из этих будней, мягкость и нежность красок и линий, этот - тоже рвется из тусклого «сегодня», но как? С боевым кличем, с напряженными мускулами, с бодрой радостной верой в «завтра», а не в «двести - триста лет».

Революционная направленность пьесы «На дне» - в ее глубоком идейно-философском содержании. Замысел драматурга отнюдь не сводился к задаче изображения людей «дна», искалеченных общественным строем. Этот обличительный план пьесы очевиден, но вместе с тем пьеса является страстным и взволнованным спором о человеке, о различных путях к человеческому счастью.

В чем состоит настоящая правда жизни? На этот вопрос по-разному отвечают персонажи пьесы - Сатин, Лука, Костылев, Бубнов, Клещ, Настя, Актер и другие. Одни из них утверждают и принимают «правду» в ее непосредственной данности, примиряясь с существующим порочным «расписанием жизни», и в этом случае перед нами низменная «правда фактов»; другие утверждают правду утешительной лжи.

После «На дне» Горький пишет пьесу «Дачники» (1904), посвященную идейному расслоению демократической интеллигенции. Часть ее стремилась к активной связи с народом, часть же стала мечтать после голодной и беспокойной юности об отдыхе и покое, утверждая при этом, что необходима мирная эволюция общества, которое нуждается в «благожелательных людях», а не в бунтарях. Это было одно из первых произведений о новом - после спора марксистов с народниками - расколе среди интеллигенции. В пьесе «Дачники» писатель изобразил переход интеллигенции на службу в лагерь буржуазии.

Замысел «Дачников» Горький объяснял так: «Я хотел изобразить ту часть русской интеллигенции, которая вышла из демократических слоев и, достигнув известной высоты социального положения, потеряла связь с народом, родным ей по крови, забыла о его интересах, о необходимости расширить жизнь для него». [13, с. 67]

Большинство героев пьесы - «дачники по существу их душ». Варвара Басова говорит, придя к горькому выводу: «Интеллигенция - это не мы! Мы что-то другое. Мы дачники в нашей стране… Какие-то приезжие люди».

Из демократических слоев вышел адвокат Басов. В прошлом разночинец, он стал типичным мещанином. Адвокатская практика дала ему возможность нажить немалые средства на разных махинациях. Он живет обеспеченной жизнью «дачника» - сытого и самодовольного обывателя. Никаких общественных интересов у него нет, никуда он не спешит и хочет только одного - спокойствия, наслаждения материальными благами. Басов - враг любых социальных потрясений, убежденный противник революции, поборник эволюционного развития. Потребительскую философию Басова разделяет его помощник по адвокатуре Замыслов.

Изменил заветам своей молодости, своему демократическому прошлому и литератор Шалимов. Он не только равнодушен теперь к положению народа, из которого вышел, но по существу враждебен ему, перешел в стан тех, кто боролся против демократии. Когда врач Марья Львовна напоминает Шалимову о том, каким должен быть писатель в России, он отвечает ей довольно цинично: «Ай, опять серьезные слова - пощадите! Я устал быть серьезным… Я не хочу философии - сыт. Дайте мне пожить растительной жизнью». Он вынужден признать, что утратил искренность, перестал понимать жизнь, не видит, для кого писать, ибо «потерял читателя», свой писательский труд он рассматривает теперь как средство к существованию: «но - надо кушать, значит, надо писать». Полное равнодушие к демократической борьбе масс проявляет поэтесса Калерия, духовно опустошенная, изломанная. Калерия принадлежит к числу той художественной интеллигенции, которая, по словам Горького, идет «за мещанами в темные углы мистической и иной философии, все равно куда, лишь бы спрятаться». [13, с. 69]

Тип законченного обывателя - инженер Суслов. Как и другие «дачники», он хочет жить спокойно, тихо, в стороне от общественной борьбы. сущность характера Суслова обнажается в его программном признании: «… я рядовой русский человек, русский обыватель! Я обыватель - и больше ничего. Мне нравится быть обывателем… Я буду жить, как я хочу! И, наконец, наплевать мне на ваши россказни … призывы … идеи!» [13, с. 71]

Люди без идей и высоких общественных идеалов - вот что такое «дачные» интеллигенты, сатирически обличаемые и резко осужденные в горьковской пьесе. Им противопоставлена демократическая и революционная интеллигенция. Считая ее «одним из интереснейших духовных явлений мира», Горький в «Дачниках» стремился воплотить ее в образе Марьи Львовны. Врач по профессии, она видит свое призвание в труде на благо людей, работает в интересах народа, его освобождения, его лучшего будущего. Надо не жалеть сил на то, чтобы «перестроить, осветить жизнь родных нам людей, которые все дни свои только работают, задыхаясь во тьме и грязи… Мы не из жалости, не из милости должны работать для расширения жизни… Мы должны делать это для себя». Марья Львовна отвергает эгоистическую мораль «дачников», делает это решительно и открыто. У нее новое, революционное миропонимание, новая мораль, новые жизненные принципы, чистые, благородные, красивые.

Это влечет к Марье Львовне таких. Интеллигентов, как Влас, Варвара Михайловна, Саня, студент Зимин. Они становятся духовно близкими ей людьми. Марья Львовна не одинока. Один из персонажей пьесы высказывает убеждение, что «скоро, завтра, придут … сильные, смелые люди» - и ряды борцов за свободу умножаться. Судя по некоторым намекам, единомышленники Марии Львовны уже вовлечены в активное революционное действие, в подпольную работу, хотя эта сторона их жизни в пьесе непосредственно не отражена.

В идейных столкновениях, острых спорах действующих лиц раскрывается ее содержание. «Дачники», как и «Мещане» - идеологическая драма. основу конфликта в ней составляют идейные разногласия, борьба мировоззрений. Социально-политический сюжет подчинил себе и любовные коллизии, которым отведено в «Дачниках», как и в предыдущих горьковских пьесах, роль «служебная, второстепенная».

Премьера «Дачников» состоялась в театре В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге 10 ноября 1904г. и имела бурный успех, вылившийся в политическую демонстрацию. Сам Горький, обычно сдержанный в оценке своих произведений, был доволен спектаклем. Здесь, в театре, он по-настоящему почувствовал свою силу писателя - трибуна. Реакция зрителя на этот необыкновенный спектакль ярко описана Горьким в письме к Е.П. Пешковой (ноябрь 1904).

В последующих своих пьесах - «Дети солнца» (пьеса написана в камере Петропавловской крепости в 1905 г.) и «Варвары» (1906) - Горький ставит тот же вопрос об отношении интеллигенции к общественным запросам времени и к народу.

В «Варварах», как и в других пьесах, Горький отмечал «идейные сдвиги» той части буржуазной интеллигенции, которая, испугавшись и не поняв революции, искала самооправдания и выхода из томительной жизни в отвлеченной науке, в прогрессе техники, якобы способном перестроить мир, в «искусстве для искусства». Нет, во всеуслышание заявлял Горький, этими путями нельзя изменить действительность. Демократически настроенный студент Степан Лукин видит в индустриальном развитии России иной смысл, чем Черкун; он понимает, что развитие промышленности сплачивает пролетариат, обостряет классовую борьбу и несет в конечном счете гибель капитализму.

Чтобы влить в свои пьесы широкое социальное содержание, Горький должен был избрать в качестве их композиционного стержня логику развития классовых противоречий, становление характеров и миропонимания под воздействием освободительного движения; этим фактором он подчинял развитие сюжета, связывал персонажей семейными и любовными узами и т. д.

Сказанное отнюдь не значит, что социалистический реализм не оставляет других возможностей драматургу. Но индивидуальные особенности Горького-драматурга подсказывали ему именно такое, а не другое решение. [3, с. 7]

В пьесах Горького полно проявились черты нового художественного метода. Жизнь в этих произведениях дана в своем непрерывном развитии. Отбирая типические явления современности, Горький отображает их в той связи и последовательности, в том обобщении, которые ему давало знание перспектив социального переустройства жизни.

Писатель создал народную книгу, т.е. книгу, посвященную людям труда и обращенную к ним. Народность в представлении Горького - это прежде всего проникновение в дух и социальные чаяния народа. Автор романа всегда ощущал свою непосредственную связь с ним, справедливо утверждая, что «больше, чем кто-либо другой, имеет право назвать себя демократом и по крови, и по духу».

Выводы к первой главе

горький писатель поэтический драматург

1. Главными героями ранних произведений Максима Горького стали босяки и бунтари. Они казались писателю типичным явлением 90-х годов, но он не связывал с ними каких бы то ни было социальных надежд. Герои этих произведений являются своего рода правдоискателями столь несправедливой жизни, которые не понимают, каковы причины угнетения народа. Мотив социальной слепоты - один из основных мотивов раннего горьковского творчества.

.   Эпоха первой русской революции нашла многообразное отражение в творчестве А. М. Горького. Находясь в самой гуще революционных событий, Горький запечатлел их в произведениях различных жанров. В этот период широко развернулась публицистическая деятельность Горького. В статьях он откликается па все актуальные вопросы революционного движения. В оценке событий и движущих сил революции Горький жестоко клеймит либеральную буржуазию и меньшевиков, стремившихся уделить пролетариату роль и место в хвосте буржуазии.

.   Богатейшее фольклорное наследие, традиции поэтической классики помогли Горькому-поэту развить ранее известные песенные жанры, расширить их диапазон, углубить содержательную сторону. Но незрелость начинающих авторов, недостаток общей и художественной культуры приводили к несоответствию между новизной содержания и выразительными средствами. Чрезмерная «всеобщность» и декларативность поэтического языка, стилевой эклектизм и подражательность предвещали характерные противоречия и крайности пролеткультовского литературного движения первых послереволюционных лет.

.   В своих произведениях Горький показывает, как идеи революции все глубже проникают в массы. В начале 900-х годов его внимание привлек театр. За время с 1900 и по 1906 год он написал шесть пьес. Все они проникнуты революционным мировоззрением, в них ясно виден идейный рост писателя, обусловленный его сближением с партией большевиков, подъемом революционного движения и самой революцией 1905 года. Обращение Горького к новому для него жанру - к пьесам, так же как и обращение к большому эпическому жанру, свидетельствовало о расширении его идейно-творческого диапазона. В 1902 году появляются пьесы «Мещане», «На дне», в 1904 - «Дачники», в 1905 - «Дети солнца», в 1906 - «Враги», «Варвары». Таким образом, в период революционного подъема драматургия становится основным жанром писателя. Горький прекрасно понимал то огромное значение, которое имел театр в пропаганде передовых революционных идей. Горький-драматург неразрывно связан с историей Художественного театра. Именно по инициативе создателей этого театра, В. И. Немировича-Данченко и К. С. Станиславского, Горький начал свою драматургическую деятельность. Постановка горьковских пьес составила целую эпоху для театра. Пьесы эти вызывали большой резонанс в обществе. Они принесли огромную популярность Горькому как в России, так и за ее пределами.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!