Ученические исследовательские проекты в 8 классе



Алгоритм разработки и защиты исследовательских проектов разного типа (предметные, межпредметные, интегрированные, информационные, игровые, творческие, культурологические, социальные и др.) включает в себя: выбор темы; разработку проектного задания; планирование работы; подготовку материалов к исследовательской работе: выдвижение гипотезы, формулировку проблемных вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы, материалов из сети Интернет, определение форм выражения итогов проектной деятельности; разработку проекта: моделирование, выбор среды, разработку компьютерной модели, текстов для ведущих; анализ промежуточных результатов проекта (рефлексия); оформление результатов исследования (выводы, статистика, социальная значимость, перспективы разработки темы), проектной документации (реферат, сценарий, мультимедийная презентация); защиту проекта, итоговый анализ его результатов (рефлексия).

В учебнике «Музыка для 8 классе предлагаются следующие темы

исследовательских проектов [15, с. 121 – 123]:

«История Отечества в музыкальных памятниках»; «Известные интерпретации /интерпретаторы/ классической музыки»; «Музыка и религия: обретение вечного»; «Музыка мира: диалог культур»; «Композиторы «читают» классические литературные произведения»; «Современная популярная музыка: любимые исполнители»; «Музыка в моей семье»; «Народные праздники в нашем городе (селе, крае)»; «Музыкальные инструменты моей малой родины»; «Песни, которые пели бабушки и дедушки»; «Культурные центры нашего города»; «Музыкальные традиции моей семьи»; «Музыкальная фонотека нашей семьи: вкусы и предпочтения»; «Мои любимые музыкальные видеофильмы»; «О чем рассказали нам старые пластинки»; «Знаменитые композиторы/исполнители моего города (области, края)»; «Музыка в организации досуга молодежи города (микрорайона)».

Заметим, что тематика исследовательских проектов дана в учебнике по избыточному принципу, что дает возможность вариативности ее использования, разработки индивидуальных проектов, включения их в воспитательную систему образовательной организации.

О самообразовании восьмиклассников

Тематика исследовательских проектов, проблемные вопросы и задания из учебника и творческой тетради для 8 класса могут служить поводом для самообразования восьмиклассников.

Неслучайно, к проблеме самоопределения личности обращаются философы, культурологи, социологи, психологи. Так в трудах отечественного философа А.Г. Спиркина выделяется позиция, которая направлена на познание «Я» как центра всех осознаваемых процессов его деятельности. Ученый полагает, что «Я» – «это личность, освещенная светом своего собственного сознания, «Я» – динамическая система высшего уровня, которая синтезирует целый ряд психических процессов, «Я» – высший регулятивный принцип психической жизни, связанный с самосознанием, самопознанием, самооценкой, самочувствием, самоощущением» [22, с. 586].

Известный ученый, педагог-музыкант Ю.Б. Алиев называет факторы, способствующие формированию потребности подростков к музыкальному самообразованию:

– постановка этого элемента музыкально-формирующих воздействий в качестве самостоятельной учебно-воспитательной задачи;

– приобщение подростков к музыкальному самообразованию в условиях классно-урочной, внеурочной и внеучебной деятельности в их взаимопроникновении;

– связь самообразовательной музыкальной деятельности учащихся с их общественно-полезной практикой культурно-просветительской работы (например, с учащимися младших классов);

– развитию интереса к самому музыкальному самообразованию как способу организации музыкальной самодеятельности, культурной организации досуга;

– стимулирование музыкального самообразования методами поощрения, созданием общественного мнения, проблемных ситуаций, способствующих осознанию недостаточности музыкальных знаний для полноценного восприятия музыки, собственно музыкально-практических деятельности;

– организация самообразования деятельности подростков с учетом их познавательных интересов, путем постепенной переориентации на объективно значимые художественные ценности музыкального искусства [2, с.171].

Методы, стимулирующие процесс музыкального самообразования школьников, следует рассматривать в связи с накоплением багажа музыкально-слуховых представлений школьников на уровне:

а) составления и реализации плана музыкально-эстетического саморазвития, самообразования;  

б) формирования персональной или коллективной музыкальной фонотеки;

в) создания домашней видеотеки (музыкальные фильмы, экранизации опер, балетов, мюзиклов, рок-опер, концертных программ популярных испол­нителей классической и современной музыки;

г) создания банка персональных презентаций по учебным темам, разделам учебников;

д) формирования умений пользователя сетью Интернет по поиску необходимых дополнительных материалов (записи музыки в различных интерпретациях, галереи живописных полотен, скульптурных и архитектурных памятников, комплектование поэтических и прозаических сборников-хрестоматий);

е) формирования индивидуального портфолио школьников (портфеля достижений), включающего в себя творческие работы (эссе, сочинения о музыке и музыкантах), выполненные самостоятельные и контрольные работы, тесты, распечатки презентаций, грамоты за участие в различного рода проектах, олимпиадах, конкурсах фестивалях и др.;

ж) «пробы пера» (эссе, отзывы, заметки в газету, журнал о музыке, музыкантах, событиях музыкальной жизни);

з) фиксации результатов музыкально-творческой деятельности в рамках коллективных дел класса, школы, района, города, региона (олимпиады, конкурсы, марафоны) и др. 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!