О технологиях преподавания предмета «Музыка» на уроках в 8 классе
Педагогическая технология – это последовательная система реализации содержания образования, представляющая совокупность форм, методов и средств обучения и приводящая к достижению гарантированного результата с наименьшими затратами времени и сил обучающихся и педагога. Структурными компонентами такой системы являются: цель и задачи, содержание образования; субъекты учебного процесса; организация учебного процесса; контроль достижения целей на базе образовательного стандарта; результат деятельности.
Основные направления ФГОС потребовали от учителя музыки владения такими педагогическими технологиями, которые в полной мере могли бы соответствовать его профессиональному статусу в изменившихся условиях развития отечественного образования и глобализации мирового музыкально-педагогического сообщества, нацелить на значительные «приращения» в области профессиональных компетентностей, направленных на укрепление его конкурентных способностей на рынке труда, на выбор таких технологий музыкального образования, которые были бы сообразны, адекватны природе искусства, художественной деятельности учителя и учащихся, возрастным особенностям обучающихся, собственному педагогическому почерку педагога-музыканта.
Среди наиболее перспективных технологий, способствующих личностному, познавательному, коммуникативному, социальному, информационному развитию личности школьников в музыкальном образовании, считаем целесообразным выделить те технологии, в основу которых, с одной стороны, положен компетентностный, системно-деятельностный подход, с другой стороны – представлены способы деятельности учителя и учащихся:
|
|
· технологии развития процессов восприятия музыкальных произведений на уроках музыки;
· технологии формирования певческой культуры учащихся;
· технологии детского музицирования – инструментальное музицирование, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, инсценировки, драматизации, театрализации музыкальных произведений;
· технологии здоровьесбережения, арт-терапевтической направленности процессов обучения и воспитания;
· технологии развития ассоциативно-образного мышления обучающихся на основе выявления общности образов и их художественного языка при сопоставлении музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, кино, театром;
· технологии проектной и исследовательской деятельности как основы развития познавательных интересов школьников;
· технологии диагностики успешности формирования музыкальной культуры учащихся в русле планируемых результатов обучения – личностных, метапредметных, предметных;
|
|
· информационно-коммуникационные технологии в преподавании предмета «Музыка»;
· технологии изучения содержания учебников и учебно-методических комплектов по предмету «Музыка»;
· технологии самообразования учащихся;
· технологии моделирования сценария урока музыки в опоре на различные образовательные ресурсы (учебники – в том числе и электронные, тетради, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы и др.) и проектирования рабочих программ [18].
Технологии музыкального обучения включают в себя определённый набор методов и приемов работы. Остановимся на характеристике некоторых из них.
Методы и приемы работы с музыкальным материаломучебников и тетрадей адекватны специфике музыкального искусства, её интонационно-образной природе, особенностям художественно-творческой деятельности школьников. Учителю музыки, работающему в 8 классе, необходимо учитывать и то, что собственно восприятию любого произведения должна предшествовать установка. Установка на восприятие – это готовность школьников-подростков к познанию смысла музыки, то целостное состояние психики, зависящее от потребностей слушателя, задач деятельности, ее условий, жизненного и слухового опыта. Установкой на позитивное восприятие учащимися музыкального произведения могут служить разнообразные факторы: организационные (слушать музыку в атмосфере концертного зала) и методические (слово учителя перед прослушиванием музыки – рассказ о «биографии» произведения, фактов из жизни композитор; проблемный вопрос, эпиграф и т.п.; активизация жизненного опыта учащихся, включение различного рода ассоциаций – литературных, живописных, нотно-графических и др., представленных на страницах учебников и тетрадей).
|
|
Технология развития процессов восприятия включает в себя методы и приемы интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений. Музыкальное произведение составляет смысловое ядро каждого урока музыки с использованием УМК. К анализу музыкальных сочинений учитель музыки прибегает постоянно в процессе восприятия музыки и размышлений о ней. Важно помнить о том, что «…интонация – прямой проводник человеческих чувств» (Б. В. Асафьев). Интонация – базисная специфическая категория музыкального искусства. Она представляет собой концентрированный сгусток жизненных смыслов, складывающихся в сознании людей веками: стон, плач, жалоба, вопрос, утверждение, призыв, шаг и др. В интонации соединяются различные средства музыкальной выразительности в их нераздельном единстве – мелодика, ритм, метр, темп, динамика, тембр, лад, гармония и др. Именно интонационная природа музыкального мышления лежит в основе процессов развертывания музыкальной формы-композиции.
|
|
При изучении содержания учебника «Музыка» для 8 класса важно помнить о том, что у школьников (при систематических занятиях) сформирована основа представлений о сходстве и различии музыкальных и речевых интонаций, их выразительных и изобразительных возможностях. Определенную роль здесь может сыграть знакомство школьников с нотной записью как средством фиксации музыкальной речи.
Метод восприятия музыкального произведения до начала работы с конкретным разворотом учебника. Данный метод может применяться в двух случаях. Во-первых, если музыкальное сочинение уже знакомо учащимся по ранее изученным темам (разделам) или учебникам предыдущих классов. В этом случае учитель актуализирует музыкально-слуховой опыт учащихся посредством озвучивания его главной темы (на инструменте, вокализом), ориентации на графическую или нотную запись, привлечения портрета композитора. Во-вторых, если музыкальное произведение звучит впервые и незнакомо учащимся, то учитель нацеливает школьников на первичное восприятие музыкального образа с целью определения его жизненного содержания и средств музыкальной выразительности, раскрывающих его. В данном случае беседа по незнакомому сочинению предшествует последующей работе с разворотом учебника: информационными и художественными текстами, нотными примерами, ассоциативным рядом, вопросами и заданиями.
Метод восприятия музыки и размышления о ней в процессе работы с текстами учебника(литературными, нотными) имеет целью усвоение содержания музыкального образа в опоре на информацию, которую ученик получает в процессе чтения текста учебника, выделения в нем ключевых идей, музыкальных терминов и понятий, знакомства с фактами биографии композитора, интонирования главных тем сочинения с помощью нотной записи. При этом восприятие музыки осуществляется в несколько этапов – от первичного знакомства, через интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыки, к ее оценке на основе коллективных и индивидуальных размышлений о ней, составление «эмоционального словаря», поиска ответов на проблемные вопросы, работы в тетрадях.
Метод восприятия музыки на основе включения ассоциативно-образных связей в процессе работы с разворотом учебникаможет выполнять несколько функций:
1) расширение представлений о содержательной стороне музыкального образа на основе выявления его «сходства и различия» с литературными или изобразительными аналогами, поиск общих средств художественной выразительности;
2) создание установки на восприятие уже знакомого или незнакомого учащимся сочинения с помощью художественных ассоциации на основе вопросов и заданий:
* какой знакомой музыкой можно озвучить эти живописные полотна – стихи, фрагмент прозаического произведения?;
* какую музыку мог слышать художник (поэт, писатель), создавая эти пейзажи?;
* если бы ты был композитором, то какую музыку мог сочинить, рассматривая эти архитектурные постройки, скульптурные памятники?
* соотнеси свои предположения с новым для тебя сочинением и т.п.;
3) расширение представлений школьников о возможностях различных форм и приемов воплощения музыкального образа на основе художественных ассоциаций (фрагмент художественного или документального кинофильма, телепередачи, видеоклип из сети Интернет и т.п.). Это формирует интерес к экранным видам искусства, к самообразованию, созданию тематических коллекций в домашней видеотеке;
4) выполнение диагностических заданий с включением в них художественных ассоциаций с целью выявления успешности формирования ассоциативно-образного мышления учащихся, усвоения той или иной учебной темы (раздела) учебника или тетради, осмысленного применения музыкальных терминов и понятий, владения приемами выявления сходных и различных средств художественной выразительности между музыкой и другими видами искусства.
Прием воссоздания музыкальных образов «по памяти» посредством выполнения предложенных в учебниках и тетрадях заданий, литературных и художественных ассоциаций, ответов на проблемные вопросы нацеливает учителя на непрестанное совершенствование «внутреннего слуха» учащихся, запоминание и воспроизведение голосом (вокализация) главных тем, «ключевых» произведений разворота или раздела учебника, при помощи выразительных пластических движений, узнавание их в нотной или графической записи, с помощью внемузыкальных ассоциаций.
Хотя процесс участия школьников в диагностических процедурах и подразумевает опору на звучащую музыку, но отдельные задания могут служить основой для проверки того, насколько расширяется объем музыкальной памяти:
* какие главные темы известных музыкальных сочинений вы можете вспомнить и спеть «про себя»?;
* спойте про себя мелодии полюбившихся вам музыкальных сочинений;
* дома соберите их коллекцию на диск или флэш-накопитель в подарок своему другу, родным и др.
Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!