Экспериментальное подтверждение 18 страница



Эти явления свидетельствуют о том, что в перцептивной системе человека может иметь место особый вид адаптации, которая представля­ет собой не только простую перегруппировку тактильных и зрительных ощущений, а изменение механизмов зрительного восприятия простран­ства. Неизвестно, имеются ли подобные коррекции у более низко орга­низованных, чем человек, представителей животного мира.

Иво Колер недавно сделал значительное открытие. Он носил очки, не искажающие сетчаточные изображения, а окрашивающие их наполо­вину в красный, наполовину в зеленый цвет, так что все выглядело крас­ным, если смотреть налево, и зеленым — если смотреть направо. Колер открыл новый эффект адаптации, о существовании которого раньше и не подозревали. Влияние красного и зеленого цвета на восприятие постепен­но уменьшалось, и, когда очки снимались, вещи казались красными при взгляде направо и зелеными при взгляде налево. Это явление совершен­но не похоже на обычные последовательные образы, возникающие вслед­ствие адаптации сетчатки к окрашенному свету. Эффект Колера связан не с положением изображения на сетчатке, а с положением глаз по отно­шению к голове, и таким образом он является результатом процессов компенсации, протекающих не в глазах, а в мозге.

Существует всего несколько типов инверсии изображений, которые могут быть получены с помощью простых оптических приспособлений, однако в настоящее время К.У.Смит предложил для этих целей новые технические приемы. Смит использует телевизионную камеру и монитор, смонтированные так, что испытуемый наблюдает за своей собственной рукой на экране монитора, который может быть соединен с камерой та­ким образом, что можно получить любые желаемые изменения изобра­жений.

Таким путем можно получить изображения, перевернутые слева направо или сверху вниз, в то время как движения глаз и рук испытуе­мого остаются свободными. В этом эксперименте рука испытуемого по­мещается за занавеской так, чтобы он не мог ее видеть (поскольку эта аппаратура далеко не портативна, исследование чаще ограничивается короткими экспериментальными сеансами, а не продолжается в течение нескольких дней). Камера может быть установлена в любом положении


Грегори Р . Смещенные изображения


303


Рис. 3. Эксперимент Смита, в котором использовались телевизионная камера и монитор, для того чтобы менять видимое положение или величину собственных рук испытуемого. Испытуемый мог рисовать или писать при больших изменениях зрительного образа своей руки

и давать помимо переворачивания изображений смещение изображения в пространстве. С помощью различных линз и расстояний от камеры до испытуемого можно менять величину изображений и вызывать искаже­ния (рис. 3).

Опыты Смита показали, что в целом переворачивание изображения сверху вниз, как правило, дает большие нарушения, чем слева направо, причем комбинированная инверсия изображений (одновременно и сверху вниз, и справа налево) иногда вызывает меньше затруднений, чем каж­дая инверсия в отдельности. Изменения величины изображения практи­чески не влияют ни на способность испытуемого рисовать объекты, ни на его почерк.

Смещение изображений во времени

Развитие телевизионной техники сделало возможным смещение изображения не только в пространстве, но и во времени. Временная за­держка изображений — это новый вид смещения, изучение которого


304


Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


Рис. 4. Эксперимент Смита с введением временной отсрочки между действием и его зрительным восприятием. Отсрочка задавалась с помощью бесконечной ленты видеомагнитофона

обещает дать весьма интересные результаты. Этот вид смещения изобра­жений достигается с помощью описанных выше телевизионной камеры и монитора, а также видеомагнитофона, снабженного бесконечной лен­той, благодаря чему возникает временная задержка между регистрацией изображения камерой и подачей его на монитор. Испытуемый таким об­разом видит свою руку (или другой предмет) в прошлом, с временным отставанием, которое регулируется расстоянием между записывающей и воспроизводящей головками видеомагнитофона (рис. 4).

Эта ситуация представляет не только теоретический интерес, она важна также и в практическом отношении, потому что и в авиации, и при управлении многими другими механизмами, работающими с отсроч­кой, необходим контроль со стороны человека, но если подобная отсроч­ка нарушает навыки оператора, это может стать серьезной проблемой. Установлено, что короткие отсрочки (порядка 0,5 с) делают движения резкими, плохо скоординированными, так что рисование становится по­чти невозможным, а письмо явно затрудняется (рис.5). Тренировка не дает улучшения, или оно невелико.


Грегори Р . Смещенные изображения


305


 



 


Puc. 5. Рисунки и письмо при временной отсрочке Слева направо: обычные рисунки и письмо; рисунки и письмо при зрительном контроле через телевизионную камеру, но без отсрочки; рисунки и письмо при зрительном контроле через те­левизионную камеру с отсрочкой. Отсрочка создает непреодоли­мые помехи, в то время как смещение зрительного изображения в пространстве может быть скомпенсировано. (Эти результаты имеют практическое значение, так как при многих задачах, свя­занных с контролем, например, при управлении самолетом, воз­никает какое-то отставание во времени результатов от действий.)


306


Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


Какие выводы мы можем сделать?

Мы сделали обзор экспериментов с различного рода смещениями сетчаточных изображений. Во всех случаях смещение было планомер­ным, т.е. производилось согласно определенному принципу; был иссле­дован широкий диапазон смещений: по вертикали и по горизонтали (от­дельно по каждому направлению или по обоим одновременно); искаже­ния, наблюдаемые при фиксированном взгляде или при свободном движении глаз; смещения изображения во времени.

Результаты этих опытов не так просто оценить, однако в целом, по-видимому, можно сказать, что при всех возможных смещениях изобра­жений человек проявляет известную адаптацию - исключение составля­ет только смещение изображения во времени, - в то время как у всех других животных, кроме обезьян, ее нет.

Означает ли это, что дети должны учиться видеть? Конечно, эти опыты еще не дают оснований для такого вывода, но если у взрослых людей действительно наблюдаются существенные изменения в перцептив­ной системе для компенсации упорядоченных изменений сетчаточных изображений, то предположение о важной роли обучения в восприятии кажется вполне правдоподобным. К сожалению, мы еще не знаем, на­сколько фундаментальна та реорганизация перцептивной системы, кото­рая происходит при адаптации, и в какой мере при этом над старыми перцептивными связями надстраиваются новые. Во всяком случае, оче­видно, что перцептивная система человека обладает большой гибкостью и способна адаптироваться к новым условиям. А это очень важно для приспособления к изменяющемуся миру.

Там, где имеет место адаптация — в экспериментах Стрэттона и Гиб-сона с человеком, в которых производилось переворачивание или искаже­ние сетчаточного изображения, — еще не вполне ясно, каким образом мир начинает восприниматься испытуемым как нормально ориентированный. По-видимому, странность этого мира просто перестает замечаться, а это уже совсем иной вывод, чем тот, который делается исследователями. В опытах Хелда, где пара котят воспитывалась в темноте и только активный котенок из каждой пары научался видеть, — а также в ранних, самых пер­вых аналогичных исследованиях Ризена, который воспитывал шимпанзе в полной темноте и после помещения их на свет обнаружил у них медлен­ное развитие зрения, - остается неясной та интерпретация фактов, кото­рая дается исследователями.

Животные, выросшие в темноте, как правило, пассивны и науча­ются очень немногому. В некоторых аналогичных случаях отключения зрения у человека также были отмечены существенные трудности в раз­витии; один из таких людей не мог даже на ощупь отличать шар от куба. Эти эксперименты интересны и важны, но в настоящее время мы


Грегори Р . Смещенные изображения


307


еще не можем с уверенностью оценить все значение этих наблюдений. Ясно лишь, что восприятие человека легко поддается модификации по­средством обучения (студенты-медики, впервые пользующиеся микро­скопом, знают это по опыту), однако очень трудно установить, что имен­но дано нам от рождения, а что приобретено в результате обучения.

В добавление к этим трудностям, при рассмотрении данной пробле­мы мы встречаемся еще с одной своеобразной трудностью логического по­рядка, которая связана с пониманием самого термина «восприятие», осо­бенно когда речь идет об опытах над животными. Возьмем, например, опыты Хелда с активным и пассивным котятами: представим себе, что пассивный котенок выучился видеть, понимая под этим, что структура его сетчаточных стимуляций организовалась у него в образы отдельных предметов в то время, когда активный котенок крутил его на «карусе­ли». Но как мы узнаем, что котенок научился видеть (т.е. что у него сформировались образы отдельных предметов)? Как можно ожидать от него соответствующих поведенческих реакций, если они никогда раньше не связывались с его восприятием предметов? И здесь возникает основ­ная проблема, а именно: должны ли мы понимать под восприятием то, что нам известно из нашего собственного перцептивного опыта или мы должны ограничиваться изучением поведения, которое регулируется ин­формацией, получаемой от органов чувств? С точки зрения строгого би-хевиориста, субъективный опыт не может быть предметом исследований по восприятию, однако мы вынуждены признать, что в концертном зале или в картинной галерее люди проникают во внутренний мир художни­ка, настолько важный для них, что это и побуждает их посещать такие места. Что бы ни утверждали художественные критики, не внешнее пове­дение деятелей искусства, а скорее их переживания интересуют слуша­телей и зрителей. Но можем ли мы судить о перцептивном опыте живот­ных? По-видимому, нет, и в этом-то и заключается трудность. Мы не понимаем этого воспринимаемого мира животных, так же как нам непонятен и мир, воспринимаемый младенцем; каково бы ни было пове­дение животных, оно не раскрывает нам полностью их внутренний мир. В данном случае особенно важную роль играет язык: он выходит за пре­делы непосредственной ситуации «стимул — внешняя реакция», однако как у младенца, так и у животных нет языка, хотя в данном случае он более всего необходим, — ив этом и состоит сложность изучения данной проблемы.


А.Д . Логвиненко

МОДИФИКАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ,

ЗРИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

И ВИДИМОГО МИРА1

Инвертированное зрение

Стрэттон показал, что при длительной инверсии сетчаточных изобра­жений к испытуемому постепенно возвращается способность видеть мир в правильной ориентации2. Однако спустя тридцать лет, американский пси­холог Иверт, повторив эксперимент Стрэттона, не наблюдал адаптации ни у одного из своих испытуемых (одним из испытуемых был сам Иверт). И это несмотря на то, что его эксперимент длился около двух недель, т.е. в полтора раза больше, чем у Стрэттона3. Так возникла проблема адаптации к инвертированному зрению. Последующие попытки внести ясность в эту проблему не принесли ничего нового. Проведенные в американских уни­верситетах два длительных эксперимента по адаптации к инверсии укре­пили скепсис бихевиорально ориентированных психологов относительно возможности перцептивной адаптации к инверсии'1. В то же время австрий­ский психолог Колер, имевший гештальтистскую ориентацию, работая с инвертированным зрением, полностью подтвердил выводы Стрэттона о воз­можности перцептивной адаптации5.

1 Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
С. 74-96.

2 См.: Stratton G. Some preliminary experiments in vision without inversion of the
retinal image // Psychol. Rev. 1896. Vol. 3. P. 611-617; Stratton G. Vision without inversion
of the retinal image // Psychol. Rev. 1897. Vol. 4. P. 341-360, 463-481.

3 См.: Ewert P.H. A study of the effect of inverted retinal stimulation upon spatially
coordinated behavior // Gen. Psychol. Monogr. 1930. Vol. 7. P. 177-363.

4 См.: Peterson J., Peterson J. K. Does practice with inverting lenses make vision normal?
// Psychol. Monograph. 1938. Vol. 50. № 225. P. 12-37; Snyder F.W., Pronko N.H. Vision
with spatial inversion. Wichita: University of Wichita Press, 1952.

5 См.: Kohler I. The formation and transformation of the perceptual world // Psychol.
Issues. 1964. Vol. 3. Translated by H. Fiss. P. 1-173.


Аогвиненко А.Д. Модификация зрительных направлений...                       309

Внимательный анализ экспериментальных дневников, которые ве­лись этими авторами во время проведения хронических экспериментов, позволил нам обнаружить следующие примечательные факты1. Во-пер­вых, ход перцептивной адаптации, как он открывался испытуемым во время хронического эксперимента, был одинаков во всех экспериментах независимо от того, какой окончательный вывод делался эксперимента­тором относительно исхода эксперимента. Во-вторых, по мере адаптации к инверсии испытуемые теряли способность оценивать ориентацию сво­их зрительных образов. Иными словами, испытуемые в ходе опыта зат­руднялись с ответом на прямой вопрос о том, как они видят мир — пра­вильным или перевернутым. Это обстоятельство выглядит по меньшей мере странным, ибо речь идет не о каких-то нюансах в зрительной кар­тине, а о ее ориентации относительно вертикали. В-третьих, даже авто­ры, по мнению которых их эксперименты завершились полной перцеп­тивной адаптацией, опускали в своих дневниках такой важный момент, как собственно наступление правильного видения. Складывается впечат­ление, что правильное видение у их испытуемых появлялось постепен­но. Однако трудно себе представить процесс, в ходе которого постепенно и незаметно для испытуемого изменяется вертикальная ориентация зри­тельной картины на противоположную. В-четвертых, почти все исследо­ватели указывали на то, что пристальное вглядывание в зрительную кар­тину, ее интроспективный анализ позволяли все-таки обнаружить пере­вернутость визуального поля даже в конце длительного адаптационного периода. В свете этого факта становится понятным, почему те авторы, которые брали за критерий адаптации исчезновение каких бы то ни было признаков перевернутости, делали вывод об отсутствии адаптации2, а авторы, придерживавшиеся более широкого толкования понятия образ, считали общее впечатление «естественности», «нормальности» визуаль­ного мира достаточным основанием для утверждения о полной перцеп­тивной адаптации3.

Поскольку предыдущие исследователи инвертированного зрения ос­тавили больше вопросов, чем получили ответов, нами было предпринято собственное исследование инвертированного зрения и проведено несколь-

1 См.: Логвиненко А.Д. Экспериментальные исследования инвертированного зрения
// Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе: Дониш, 1974, Ч. IV.
С. 80-146.

2 См.: Ewert Р . Н , A study of the effect of inverted retinal stimulation upon spatially
coordinated behavior // Gen. Psychol. Monogr. 1930. Vol. 7. P. 177-363; Peterson J., Peter­
son J.K.
Does practice with inverting lenses make vision normal? // Psychol. Monograph.
1938. Vol. 50. № 225. P. 12-37; Snyder F.W., Pronko N.H. Vision with spatial inversion.
Wichita: University of Wichita Press, 1952.

8 См.: Stratton G. Some preliminary experiments in vision without inversion of the retinal image // Psychol. Rev. 1896. Vol. 3. P. 611-617; Kohler I. The formation and transformation of the perceptual world // Psychol. Issues. 1964. Vol. 3. Translated by H. Fiss. P. 1-173.


310


Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


ко хронических экспериментов1. Оказалось, что феноменология инвертиро­ванного зрения слишком сложна для традиционного понятийного аппара­та психологии зрительного восприятия. Поэтому изложение собственного понимания психологического механизма адаптации мы предваряем анали­зом тех изменений, которые вносит в зрение инвертоскоп.

Начнем с того, что инвертоскоп ограничивает оптическое простран­ство (в наших экспериментах его размеры составляли 25°х30°) и инвер­тирует его. Поскольку инвертоскоп обычно крепится на голове испытуе­мого так, чтобы его оптическая ось совпадала с главным эгоцентричес­ким зрительным направлением, то инверсия оптического пространства приводит к инверсии зрительного пространства. Однако, помимо измене­ния ориентации зрительного пространства, инверсия оптического про­странства вызывает ряд других изменений в восприятии.

Во-первых, инверсия эгоцентрических зрительных направлений при­водит к потере константности видимого положения объектов. Причина это­го кроется в том, что вертикальное смещение головы на некоторый угол а в обычных условиях вызывает смещение сетчаточного изображения на та­кую же угловую величину, но в противоположном направлении, т.е. на угол -а, в то время как при инверсии — на угловую величину и в том же направлении (т.е. на угол о). Константность видимого положения обеспе­чивается тонким механизмом компенсации сетчаточных смещений изобра­жения, вызванных собственными движениями наблюдателя. Инверсия изменяет знак сетчаточного смещения и компенсирующий сигнал увели­чивает вдвое изменение видимого положения предмета вместо того, чтобы уничтожить его, что и переживается в виде отчетливых смещений зритель­ных образов, сопровождающих движения головы наблюдателя. Интересно отметить, что константность зрительных направлений сохраняется, если инвертоскоп крепится на голове, ибо в этом случае движения глаза вызы­вают то же самое смещение сетчаточного изображения, как и без инверсии. Однако если инвертоскоп поместить непосредственно на глазное яблоко, константность зрительных направлений будет нарушена2.

Итак, при инвертированном зрении теряется константность види­мого положения предметов (что отмечалось всеми исследователями, на­чиная со Стрэттона), и эта утрата является естественным следствием из­менения связи между собственными смещениями головы и соответству­ющими смещениями сетчаточного изображения.

1 См.: Логвиненко А.Д. Зрительный образ и инвертированное зрение // Вопросы пси­
хологии». 1974. Ns 5. С. 19-28; Логвиненко АД., Жедунова Л.Г. Психологический ме­
ханизм адаптации к инвертированному зрению // Вопросы психологии. 1980. № 6.
С. 97-108; Логвиненко А.Д., Жедунова Л.Г. Адаптация к инверсии сетчаточных изобра­
жений: Непрерывное ношение инвертоскопа не является необходимым // Вопросы психо­
логии. 1981.

2 См.: Smith K.U. Inversion and delay of the retinal image // Am. J. Optom., Arch. Am.
Akad. Opt. 1971. Vol. 48.


Логвиненко А.Д, Модификация зрительных направлений…


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!