СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ БОНДИ (1891—1983)



Сергей Михайлович Боиди прожил большую жизнь. Будучи студентом, занимался в семинарах профессоров С. А. Венгерова и И. А. Шляпкина. Учился у таких филологов, как И. А. Бодуэн де Куртенэ.А. А. Шахма­тов, Л. В. Щерба. Работал с М. А. Цявловским, Б. В. Томащевским, Б. М. Эйхенбаумом, Ю. Н. Тыняно­вым. Был знаком с А. А. Блоком, Ф. К. Сологубом, Андреем Белым, А. А. Ахматовой. Он как бы вопло­щал в себе непрерывность русской духовной традиции, переносил ее в сегодняшний день.

Первые публикации Бонди, посвя­щенные А. С. Пушкину, относятся к 1921 г., однако серьезные занятия творчеством поэта начались еще раньше, в студенческие годы. Студент Петроградского университета Сер­гей Бонди находит ключ к зашифро­ванным строфам «Евгения Онегина», над разгадкой которых тщетно бились такие знаменитости в пушкиноведе­нии, как Л. Н. Майков, Н. О. Лернер, В. Я. Брюсов. В 1931 г. Бонди вы­пускает книгу «Новые страницы Пуш­кина», где на основе внимательного анализа черновиков поэта предлагает реконструкцию и научно обоснован­ное чтение ряда неизвестных ранее или публиковавшихся с искажениями произведений Пушкина. Среди них такие лирические жемчужины, как «Все тихо — на Кавказ идет ночная мгла...», «Я возмужал среди печаль­ных бурь...», «Вот, Муза, резвая бол-тунья...» и др. Затем появляются исследования

«Историко-литературные опыты Пуш­кина» (1934), «Неосуществленное послание Пушкина к «Зеленой лампе» (1935), «Воображаемый разговор Пушкина с Александром 1» (1952). В статьях «Спорные вопросы изуче­ния пушкинских текстов» (1932) и «О чтении рукописей Пушкина» (1937) Бонди последовательно и пол­но излагает текстологическую систе^ му, «удивительную, — как писал Н. В. Измайлов, — по своей строй­ности, простоте, ясности н всеобщно­сти». Впоследствии эта система легла в основание большого академическо­го издания сочинений Пушкина — издания, составившего эпоху в отече­ственном пушкиноведении и текстоло­гии.

Сергей Михайлович не раз подчер­кивал, что «историко-литературная наука должна давать точные, объек­тивно верные положения, а не более или менее остроумные концепции того или иного талантливого исследова­теля». Это стремление к совершенной точности литературоведческого ана­лиза наиболее отчетливо обнаружи­лось в последней книге Бонди «О Пуш­кине. Статьи и исследования» (1978), книге, довольно полно представив­шей сферу его исследовательских интересов.

Истины, добытые Сергеем Михай­ловичем Бондн, легли прочным осно­ванием советской пушкиноведческой науки. Велико и их общеметодоло-гическое значение для литературове­дения в целом.

Вслед за Пушкиным к реализму приходят М. Ю. Лермонтов, углубивший в «Герое на­шего времени» принципы психологического раскрытия личности, и Н. В Гоголь, обнажив­ший в «Ревизоре», «Шинели», «Мертвых ду­шах» трагикомическую сторону повседневно­го, будничного существования, усиливший обличительно-критическое начало нового ху­дожественного метода. Творчество Гоголя стало знаменем натуральной школы — пер­вого объединения писателей-реалистов, сло­жившегося в 1840-е гг. (см. Натурализм).

Признанным вождем натуральной шко­лы, объявившей открытую войну романтиз­му, стал В. Г. Белинский, который сыграл важнейшую роль в создании теории реализ­ма, обосновании его эстетических принципов. Сплотившиеся вокруг Белинского молодые писатели поставили своей задачей возможно

г более точное, непосредственное воссоздание

- повседневной жизни обыкновенных людей — э со всеми ее мелочами, подробностями, про-

- заическими, темными сторонами. Стара-

- тельно и добросовестно изучая действитель-

- ность, они открывали в своих рассказах, \ повестях, очерках такие ее грани, каких почти

- не знала прежняя литература: своеобразие 1 быта, особенности речи, душевного склада

- крестьян, мелких чиновников, городской бед-

- ноты, обитателей петербургских «углов». Лучшие произведения писателей, составив-

- ших натуральную школу, — «Записки охот-

- пика» И. С. Тургенева, «Бедные люди» п Ф. М. Достоевского, «Сорока-воровка» и

- «Кто виноват?» А. И. Герцена, «Обыкновен-l ная история» И. А. Гончарова, «Деревня» и е «Антон-Горемыка» Д. В. Григоровича — под-о готовили расцвет реализма в русской литера-

ДМИТРИ^ ДМИТРИЕВИЧ БЛА (1893—1984)

Дмитрий Дмитриевич Благой, совет­ский литературовед, член-корреспон­дент АН СССР (1953), действитель­ный член АПН РСФСР (1947), АПНСССР (1967). С 1943 г. и до кон­ца жизни профессор МГУ. Благой был одним из ведущих редакторов фун­даментального пушкинского Полно­го собрания сочинений 1937—1949 гг., впервые включившего в себя все чер­новики поэта. На протяжении всей жизни ученый работал над трило­гией «Творческий путь Пушкина». Первый том этого труда вышел в свет в 1950 г. и был удостоен Госу­дарственной премии. В нем рас­смотрен период жизни Пушкина до 1826 г. Второй том опубликован в 1967 г. и остается одним из капиталь­ных исследований творчества Пуш­кина 1826—1830 гг. Третий том, над которым ученый работал в конце жиз­ни, закончен не был. Некоторые его идеи и фрагменты вошли в последнюю книгу ученого «Душа в заветной лире».

Благой принадлежал к поколению интеллигенции, сформировавшемуся в предреволюционные годы. После Ок­тябрьской революции он стал одним из создателей социологического на­правления в советском литературо­ведении. В лучших его работах убе­дительно показана связь динамики общественного развития и творчества русских классиков («Социология творчества Пушкина», ряд статей). На этом же подходе основываются и его позднейшие теоретические рабо­ты, посвященные закономерностям

- развития русской литературы XIX в. Среди работ Благого на другие

- темы наибольшую известность полу-, чила книга «Мир как красота», по-

- священная поэзии А. А. Фета. Здесь 1 проявилась большая чуткость ученого

- к стиху, к эстетической ценности

- поэзии. Интересны статьи Благого о , его современниках: В. Я. Брюсове,

- А. А. Блоке, В. В. Маяковском. 1 Благой был одним из видных ор-

- ганизаторов науки. Под его редакцией ^ . вышло много коллективных трудов, i переизданий классики, сборников ан-

- тологий. Многие годы он был про-

- фессором Московского государствен-) ного педагогического института им. а В. И. Ленина и занимался вопро-

- сами методики вузовского и школь-

- ного преподавания литературы. До \ сих пор одним из лучших пособий

- для студентов остается его учебник з «История русской литературы з XVIII в.».

\ После завершения научной трило­ гии о Пушкине Д. Д. Благой наме-з ревался написать свои мемуары, рас-в сказать о встречах с А. А. Ахмато-

- вой, М. И. Цветаевой... Однако этот i замысел остался неосуществленным,

- поскольку до последних дней жизни

- ученый продолжал трудиться над

- пушкинской темой. * я

туре второй половины XIX в.

Середина 1850-х гг. — начало нового общественного подъема, время подготовки крестьянской реформы, вокруг которой сразу же развернулась острейшая идейная и лите­ратурная борьба. Осуществленное в феврале 1861 г. «освобождение» крестьян, означав­шее, что Россия ступила, наконец, на путь буржуазных преобразований, лишь подлило масла в огонь, возбудило горячие, страстные споры о судьбе народа, о перспективах разви­тия России. В стране сложилась револю­ционная ситуация, с новой силой вспыхнуло освободительное движение, во главе которого стояли теперь революционеры-разночинцы. Вождями русской революционной демократии были Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролю­бов — сторонники крестьянской революции, звавшие Русь «к топору», а их главным пе­чатным органом — редактировавшийся Н. А. Некрасовым журнал «Современник». Публицистическая и литературно-крити-тическая деятельность Чернышевского и Доб­ролюбова способствовала проникновению передовых, освободительных идей в русскую литературу, чутко откликавшуюся на важ­нейшие запросы и потребности общественной жизни.

Иллюстрация В. Минаева к ро­ман/ Ф. М, Достоевского иБратья Каремвзовын.

В раскаленной атмосфере всеобщего воз­буждения, в идейных разногласиях и спорах русскими писателями^реалистами было созда­но на протяжении 1860—1870-х гг. небывалое количество выдающихся, крупномасштабных художественных произведений, таких, как «Обломов» и «Обрыв» И. А. Гончарова, «Гро­за» и «Бесприданница» А. Н. Островского, цикл романов И. С. Тургенева, «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Былое и думы» А. И. Герцена, «История одного города» и «Госпо­да Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» и «Анна Каренина» Л. Н. Тол­стого, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Не­красова, составивших в своей совокупности грандиозную панораму жизни России во вто­рой половине XIX столетия. В этих произве­дениях — в полном смысле слова классиче­ских — ярко проявились характерные черты русской литературы: бескомпромиссное стремление к правде, высокая идейность и гражданственность, народность. Тогда же окончательно сложился сам тип общественно-психологического романа, ставшего ведущим жанром русской литературы.

В противоположность романтикам, утвер­ждавшим независимость личности от обще­ства, писатели-реалисты изображали челове­ка в многообразных связях с окружающим миром, в его социально-бытовой и психоло­гической конкретности, создавая подчас ил­люзию подлинности, достоверности. Они стре­мились выявить наиболее существенные сто­роны жизни, воплотить важнейшие коллизии и антагонизм эпохи, представить наиболее типичные общественно-психологические ха­рактеры, запечатлеть непрестанные измене­ния исторической действительности.

По большей части писатели-реалисты пока­зывали человека в конфликте со средой, рас­сматривали его как жертву несправедливого и ненормального общественного устройства (недаром реализм XIX в. называют крити­ческим). Вместе с тем в той же самой дей­ствительности они видели иные стороны, от­вечавшие их идеалам, питавшие их надежды на лучшее будущее, их положительную про­грамму (поэзия «дворянских гнезд» в рома­нах и повестях Тургенева, верность патриар­хальным традициям в творчестве Л. Толстого, духовное величие русского народа в поэзии Некрасова и т. п.). Русский реализм, сле­довательно, был не только критическим, но и утверждающим.

Вообще, задача художественно-аналитиче­ского исследования современности, первосте­пенная для реалистов на Западе, была под-

чинена в русском реализме (сближавшемся в этом отношении с романтизмом) задаче преображения мира и человека. Изучение жизни и ее законов выступило с этой точки зрения как необходимое условие, как пред­посылка грядущего обновления — социаль­ного и нравственного. Лучшие герои русской литературы ощущают себя непосредственны­ми участниками исторического движения, им свойственно чувство личной ответственности за судьбы Родины, всего человечества, они испытывают потребность в активном, практи­ческом действии. Отсюда — тяготение рус­ских писателей-классиков к постановке обще­национальных, общечеловеческих проблем, особое внимание к идейным спорам и миро­воззренческим конфликтам, духовным иска­ниям и самоопределению личности, обострен­ный интерес к глубинам человеческой психи­ки, противоречиям сознания, возможностям, таящимся в природе человека. В отличие от западноевропейского, русский критиче­ский реализм сохраняет значение господ­ствующего литературного направления

Иллюстрация Ж. Добужинского н рассказу Н. С. Лескова «Ту­пейный Художник».


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!