ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ ПРОПП (1895—1970)
Из всех фольклористов нашей страны никто не пользовался столь широкой мировой известностью, как В. Я. Пропп. Хотя В. Я. Пропп занимался многими жанрами русского фольклора (и не только русского), его всемирная известность основывается на первой его небольшой книжке, вышедшей более полувека назад, в 1928 г., под названием «Морфология сказки». В ней впервые за всю историю фольклористики н литературоведения удалось установить строгий закон, которому подчиняется строение целого фольклорного жанра — волшебной сказки, множества текстов, внешне совсем не похожих друг на друга. Это был настоящий переворот в изучении сюжетос-ложения — настолько принципиальный, что подлинное признание книга получила лишь в конце 50-х — начале 60-х гг. с развитием структурных исследований литературы и фольклора. В 1958 г. вышел первый английский перевод (потом
книга была переведена на многие языки), в 1969 г. — второе русское издание. И в нашей стране, и за рубежом вышло много работ, посвященных его книге, было сделано немало попыток усовершенствовать его схему, распространить ее на другие жанры (н фольклора, и литературы) или же, наоборот, установить границы ее применения. Открытие В. Я. Проппа показало, что в такой филологической области, как сюжетосло-жение, можно вывести строгий научный закон.
Выступая перед студентами, В. Я. Пропп рассказывал, как возникла эта книга. Он работал тогда учителем в школе (окончив в 1918 г. Петроградский университет) и однажды купил у букиниста сборник сказок А. Н. Афанасьева. Уже при чтении ему бросилась в глаза повторяемость элементов и пришел в голову ключевой термин «испытание». Закончил он рассказ словами: «На это ушло пять лет».
|
|
рода об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои — носители положительного начала — неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе.
Тема самых распространенных сказочных сюжетов — судьба гонимых и униженных. За верность, доброту, бескорыстие беды таких героев сменяются благополучием. Этому обороту в судьбе герои обязаны вмешательству сверхъестественных сил, обретению волшебного предмета, знанию или умению. В сказках возникла целая плеяда чудесных помощников: конь, лягушка, добрая старуха, жена-волшебница и др. Они противодействуют врагам: ведьмам, похитителю-вихрю, Кощею, многоголовому зверю и др. Сказки учили быть твердыми в жизненных испытаниях, не мириться со злом, неправдой. Сказочники мечтали о чудесном способе облегчить тяжелый физический труд, овладеть силами природы.
Ученые составили перечни типичных сказочных сюжетов, описаны приемы стиля, устойчивые формулы типа: «Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается», зачины вроде «жили-были;» и концовки с упоминанием веселого пира по окончании злоключений. Бытовые сказки отличаются острой социальной направленностью. Острота социального замысла навеяна кризисными явлениями в истории классового общества. Герой сказки — бедный крестьянин, работник или солдат. Наиболее ценны среди бытовых сказки, направленные против попов, а также сказки о находчивом солдате (немецкая сказка «Огниво» и др.). Бытовая
|
|
Еще 10 лет потребовалось для создания второй книги о сказке, она была закончена в 1938 г. и в следующем году защищена как докторская диссертация. Издать эту книгу удалось только после войны: она вышла в свет в 1946 г. под названием «Исторические корни волшебной сказки».
Работы В. Я. Проппа о сказке были обобщены в его курсе «Русская сказка», читавшемся им в Ленинградском университете (где он преподавал с 1932 г.) и опубликованном посмертно в 1984 г.
В. Я. Пропп издал еще целый ряд работ по теории фольклора. В 1955 г. вышла его книга о былинах «Русский героический эпос», переизданная с дополнениями в 1958 г. Земледельческим обрядам посвящен его труд «Русские аграрные праздники» (1963). Много сил отдал ученый составлению и редактированию сборников былин, песен, сказок.
|
|
Иллюстрация А. Костине к «Сказкам о Шише» Б. В. Шер-гпна.
сказка нередко переходит в анекдот.
Классические собрания русских сказок составлены в XIX и XX вв. А. Н. Афанасьевым, Д. Н. Садовниковым, Н. Е. Ончуковым, Д. К. Зелениным, А. М. Смирновым и другими собирателями, издателями фольклора. Сказки разных народов вошли в сокровищницу мировой литературы. Таковы сборники восточных сказок «Тысяча и одна ночь», немецких народных сказок братьев Я. и В. Гримм. В советское время опубликованы многочисленные сборники сказок народов СССР.
Литературная (авторская) сказка тесно связана с народной темой, сюжетом, мотивом, нередко и стилем. В гворчестве писателей сказка обрела самостоятельность и художественную неповторимость, хотя и удержала в себе ряд фольклорных особенностей: в жанровых приемах, в трактовке чудес. Возникновение авторских сказок ознаменовало высокий подъем профессиональной литературы и ее движение на пути народности к национальной самобытности. Это сказки А. С. Пушкина, П. П. Ершова, В. И. Даля, Л. Н. Толстого, Д. Н. Мамина-Сибиряка и других — в русской литературе, Ш. Перро — во французской, В. Гауфа и И. В. Гёте — в немецкой, X. К. Андерсена — в датской,
|
|
К. Эрбена — в чешской и т. д. Современная русская литературная сказка представлена в творчестве М. Горького («Воробьишко». «Случай с Евсейкой», «Про Иванушку-дурачка» и др.), А. Н. Толстого («Золотой клю-«чик, или Приключения Буратино»), К. И. Чу-ковского («Путаница», ^Муха-Цокотуха» и др.), С. Я. Маршака («Двенадцать месяцев» и др.), А. П. Гайдара («Сказка о военной тайне» и др.), С. Г. Писахова («Мороженые песни» и др.), В. В. Бианки («Как му-равьишка домой спешил» и др.). Поэтика и стиль авторских сказок очень разнообразны: это сказки-поэмы, сказки-новеллы, сказки-рассказы, сказки-повести, сказки-пьесы, сказки-притчи, сказки-басни, сказки-стихотворения и др. Широкую известность получили сказки Д. Д, Нагишкина («Храбрый Азмун», «Айога» и др.), Н. Н. Носова («Бо-бик в гостях у Барбоса», «Приключения Незнайки и его друзей» и др.), Л. И. Лагина («Старик Хоттабыч» и др.), а из сказок зарубежных писателей наиболее известны сказки А. Милна (о Винни-Пухе), Дж. Родари («Приключения Чиполлино» и др.), А. Линд-грен (трилогия о Малыше и Карлсоне и др.).
СОВЕТСКАЯ
МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Великая Октябрьская социалистическая революция выдвинула перед писателями острую проблему — за революцию или против нее.
Наиболее передовая часть литературной интеллигенции решила для себя этот вопрос сразу. «Моя революция. Пошел в Смольный», — писал В. В. Маяковский, вспоминая бурные дни Октября. Другая часть писателей признала революцию позже, убедившись в справедливости ее целей. Таков путь А. Н. Толстого, Г. Джавида, А. Абашели и других. Л. Н. Андреев, И. А. Бунин и некоторые писатели старшего поколения не приняли революции. А. И. Куприн вернулся в СССР из эмиграции в 1937 г.
Признанными мастерами художественного слова встретили революцию М, Горький, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. С. Серафимович, В. В, Маяковский, Демьян Бедный, С. А. Есенин, Г. Табидзе, П. Тычина, В. Сосю-ра, Янка Купала, Якуб Колас, А. Акопян. А. Ширванзаде, А. Исаакян, Ст. Зорьян, Ш. Дадиани, Л. Киачели, Н. Лордкипанидзе, Н. Нариманов, М. Ордубады, А. Шаик, А. Ах-вердов и другие.
В первые годы Советской власти в этот славный отряд писателей влилась большая
группа участников недавних революционных битв. «Мы, молодые, литературно родились после 1917 года», -— писал Л. М. Леонов в 1925 г. О том же говорит поэт Н. С. Тихонов: «Меня сделала поэтом Октябрьская революция. Она открыла мне глаза на мир». «1919 год — мой пафос», — вспоминал К. А. Федин, участник гражданской войны в Поволжье.
В 1921 г. начинает свою литературную работу Д. А. Фурманов, бывший комиссар 25-й Чапаевской дивизии.
В это же время входит в литературу молодой А. А. Фадеев. В гражданскую войну он воевал в партизанских отрядах и в Красной Армии против Колчака, японских интервентов, белогвардейских банд на Дальнем Востоке. Из далекой донской станицы приезжает в столицу М. А. Шолохов, имевший за плечами богатый опыт участника продотряда. Яркие впечатления этих лет отразились в его первой книге — «Донские рассказы» (1925).
С первых шагов советская литература обращается к новому герою — участнику революции, показывая его в обстановке непримиримой борьбы двух миров.
В ряде произведений 20-х гг. дан образ вождя революции В- И. Ленина (очерк М. Горького «В. И. Ленин» и др.). Как и Маяковский (поэма «Владимир Ильич Ленин»), многие поэты видят в нем «самого человечного человека»; по словам Е. Чаренца, следуя идеям Ленина, «свою объединили мощь в союзе огненном народы»; татарский поэт X. Так-таш называет его «человеком, которого века породили».
Писатели, каждый по-своему, рисуют поединок нового мира с жестоким и мрачным прошлым мира собственников и угнетателей, и эта тема отражена в «Чапаеве» (1923) Д. А. Фурманова, в «Партизанах» (1921) и «Бронепоезде 14-69» (1922) В. В. Иванова, «Падении Дайра» (1923) А. Г. Малышкина, «Городах и годах» (1924) К. А. Федина, «Тихом Доне» (1928—1940) М. А. Шолохова, «Хождении по мука м» (1922—1941) А. Н. Толстого, «Думе проОпанаса» (1926) Э. Г. Багрицкого, в пьесах «Любовь Яровая» (1926) К. А. Тренева, «Разлом» (1927) Б. А. Лавренева, «Шторм» (1926) В. Н. Билль-Белоцерковского, «Первая Конная» (1929) Be. В. Вишневского.
Эти произведения русской советской литературы ярко и талантливо запечатлели на своих страницах остродраматические, героические картины рождения нового мира.
Советские писатели показали, что именно народ творит историю, что он ее главная сила. Произведения русских писателей прокла-
Иллюстрации Д. Шимиписа к повести В. Г. Распутина «Последний срок».
Иллюстрация Н. Усач«ва к повести В. П. Астафьева «Llapfa* рыба».
дывали путь новому искусству, помогали развитию литературы народов СССР.
Советская литература, рожденная Октябрем, многонациональна и многоязычна. Это литература новой исторической общности людей — советского народа. Она создается общими усилиями писателей разных национальных культур.
В начале 80-х п. в Советском Союзе насчитывалось 78 национальных литератур народов и народностей, населяющих нашу страну. До Октября их было значительно меньше — не все народы бывшей царской России имели свою письменность и литературу.
Некоторые народы Средней Азии, Север-ioro Кавказа, Поволжья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока к 1917 г. имели лишь устную народную поэзию — прекрасные песни, героические сказания о богатырях, красочные легенды и предания. Поэтому возникшие после Октября литературы этих народов принято называть младописьменными.
Лишь в 20—30-е гг. чукчи, ненцы, нанайцы, удэгейцы, коряки, эвенки обрели свою письменность и за короткий срок создали на-
циональную литературу.
Светом революции озарены герои многонациональной литературы 20-х гг. «Железный поток» ( 1924) А. С. Серафимовича — книга о героическом походе Таманской армии в годы гражданской войны, когда в тяжелых боях и невероятных лишениях рождалась новая, революционная дисциплина бойцов Красной Армии. Надолго запоминаются образы легендарного вожака таманского похода Кожуха, командира партизанского отряда Левинсона из романа А. А. Фадеева «Разгром», Глеба и Даши Чумаловых — рабочих-коммунистов, участников гражданской войны, восстанавливавших цементный завод (роман Ф. В. Гладкова «Цемент», 1925). В ряду этих героев стоит и Виктория — молодая революционерка из повести армянского писателя Ст. Зорьяна «Девушка из библиотеки» (1925) и большевик Гайоза Лабардава, рабочий-железнодорожник из романа Н. Лордкипанидзе «С тропинок на рельсы» (1928). Армянские писатели рассказывают о тех, кто бесстрашно отдал жизнь за победу революции, и о тех, кого она «выпрямила» и освободила («Мерке»
Д. Демирчяна, «Гюльханда» Г. Сарьяна).
Жизнь и борьба украинского крестьянства обрисованы в повести «Бурьян» (1927) А. Головко. Писатель создал яркие образы людей новой деревни — советских активистов, селькоров и противостоящие им фигуры сельских кулаков — куркулей.
Произведения о деревне создают в эти годы белорусские писатели 3м. Бядуля, М. Лыньков, М. Зарецкий. Воспевают Октябрь в своих стихах молодые белорусские поэты М. Чарот, Тишка Гартный и другие. В поэмах «Симон-музыкант», «Новая земля» (1923), в первой части прозаической трилогии <На перепутье» (1923) Я. Коласа, в произведениях Я. Купалы говорится о пути белорусского народа к революции. В повести «Трясина» (1933) Я. Колас рассказывает о героической борьбе партизан Полесья против интервентов в годы гражданской войны. В повестях и романах К. Черного, М. Зарецкого изображена белорусская деревня в годы революции.
В грузинской литературе Г. Табидзе воспевает социалистическое обновление жизни:
Нет, не дано эпохам права Быть запросто, на «ты», с моей! Ей суждена навеки слава В громах и бурях новых дней!..
(Пер. Г. Цагарели)
Иллюстрация А. Ливанова н роман/ М. А. Шолохова «Они сражались за Родину».
Писатели старшего поколения — Л. Киаче-ли в романе «Кровь» (1927), С. Клдиашвили в романе «Пепел» (1932), М. Джавахишви-ли в романе «Арсен из Марабды» (1936) ~ повествуют об освободительной борьбе своего народа. Живой образ революционной эпохи, становление новых человеческих отношений запечатлели молодые грузинские поэты А. Мирцхулава, С. Чиковани, Т. Табидзе, П. Яшвили и прозаики П. Чхиквадзе и Б. Чхеидзе.
Видное место в татарской литературе 20-х гг. занял историко-революционный роман Г. Ибрагимова «Наши дни». Писатель воскрешает события совместной героической борьбы татарского и русского пролетариата Казани за свои права в начале XX в.
Успешно развиваются в условиях советского строя литературы Средней Азии и Казахстана, где впервые появляются произведения прозы и драматургии.
Основоположник таджикской советской литературы поэт и прозаик С. Айни написал в 1918 г. «Марш свободы» на мотив «Марсельезы». С ним шли в бой против басмачей отряды крестьян:
О, рабы! Подымайтесь из праха, Красным знаменем мир озаря! Сбросьте иго покорства н страха — Засияла свободы заря. (Пер. И. Л. Сельвинского)
Среди поэтов нового поколения Средней Азии и Казахстана выделяются голоса П. Су-лаймони (Таджикистан), поэта и драматурга Хамзы Хакимзаде Ниязи (Узбекистан), С. Сейфуллина ( Казахстан), поэта и прозаика Б. Кербабаева (Туркмения). Всесоюзную известность после революции приобрели песни казахского акына Джамбула, киргизского народного поэта Токтогула, народного певца Дагестана Сулеймана Стальского. Воспевая великие перемены в жизни своих народов, акыны сравнивали мрачное прошлое и светлое настоящее.
В 20-е гг. в различных национальных литературах возникают разнообразные творческие объединения писателей. Каждое из них отстаивало свое понимание нового искусства революционной эпохи.
Массовыми организациями были те, куда входили пролетарские писатели (РАПП — Российская ассоциация пролетарских писателей, «Кузница» и др.); возникали также и другие литературные объединения, например «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»), в Грузии — «Голубые роги», в Армении — «Мурч» («Молот»), на Украине — «Ваплите»,в Белоруссии — «Полымя» («Пламя»). Коммунистическая партия помогала пи-
&
сателям активно участвовать своим творчеством в строительстве социализма. После постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) был создан единый Союз писателей СССР.
Первый Всесоюзный съезд советских писателей состоялся в августе 1934 г. под председательством М. Горького. Участниками съезда стали представители различных национальностей Советского Союза. На съезде было отмечено, что уже в первое советское десятилетие литературы народов СССР дали читателям замечательные произведения, ставшие отечественной классикой. В эти же годы в основном сложились основные принципы
нового советского искусства: коммунистической партийности и народности.
Советская литература — это литература поистине народная, потому что отражает жизнь народа, его устремления. Это также литература партийная, активно отстаивающая идеалы коммунизма. О боевой коммунистической направленности нашей литературы, о ее великой воспитательной силе хорошо сказал замечательный поэт нашей революционной эпохи Владимир Маяковский:
...я подыму,
как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек.
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!