НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ДОБРОЛЮБОВ (1836—1861)



Н. А. Добролюбов — революцион­ный демократ, литературный критик и публицист, продолжатель дела В. Г. Белинского и ближайший со­ратник Н. Г. Чернышевского. Его литературно-критическая деятель­ность развернулась в 1856—1861 гг., в период первой революционной си­туации в России. Добролюбов от­стаивал принципы реализма и народ­ности литературы, боролся против тео­рии «чистого искусства». Критик счи­тал необходимым для плодотворного развития русской литературы ее тес­ное сближение с действительностью, с интересами народа. «Неужели же так и суждено нашей литературе на­всегда остаться в узенькой сфере пошленького общества, волнуемого карточными страстишками, любовью к звездам и боязнью пожелать чего-нибудь страстно и твердо?» — гневно спрашивал он, имея в виду преиму­щественное изображение в литерату­ре жизни паразитических классов, в первую очередь дворянства.

Большая заслуга Добролюбова за­ключалась в разработке революцион­но-демократической теории литера­турной критики. По. его убеждению, литературная критика не должна по-школярски следовать канонам эсте­тических учений прошлого. Неправы те критики, которые «закрывают гла­за от новой, живущей красоты, не хо­тят понять новой истины, результата нового хода жизни». Свою критику Добролюбов называл «реальной». Эта критика исходит не из требований отвлеченных эстетических теорий, а проникает в сущность самих про­изведений и выявляет их особенности. Она измеряет достоинство произведе­ния тем, насколько верно отражает оно действительность, обществен­ную жизнь, истинные потребности «времени и народа». На первом мес­те для «реальной критики» — во­прос о «миросозерцании писателя», так как от него зависит обществен­ная роль произведения.

Достоинства «реальной критики» проявились в статьях «Что такое обломовщина?», «Черты для харак­теристики русского простонародья», «Когда же придет настоящий день?»,

«Темное царство», «Луч света в тем­ном царстве», «Забитые люди» и др.

Критик глубоко оценил идейно-художественные особенности рас­сматриваемых произведений и рас­крыл их место в современной об­щественно-политической жизни. Он разъяснил причины обломовщины и ее смысл так полно, что поразил самого И. А. Гончарова. Он раскрыл смысл повести «Накануне» в условиях революционной ситуации, и литера­турно-критическая статья молодого критика стала поводом для разме­жевания либералов и демократов в редакции «Современника». Анализ творчества А. Н. Островского и Ф. М. Достоевского переходит у него в революционный призыв к освобож­дению миллионов обездоленных лю­дей, страдающих в «темном царстве».

Статьи Добролюбова оказали влия­ние на несколько поколений русских революционеров. В. И. Ленин гово­рил о революционизирующем значе­нии критики Добролюбова: «Из раз­бора «Обломова» он сделал клич, призыв к воле, активности, револю ционной борьбе, а из анализа «На­кануне» настоящую революционную прокламацию, так написанную, что она и по сей день не забывается Вот как нужно писать!» (Ленин В. И О литературе и искусстве. М., 1986 С. 456).

Талантливый литературный кри­тик, Добролюбов выражал свои идеи в яркой и запоминающейся форме. Он умел с помощью одних только цитат из рассматриваемого произве­дения, обходя цензурные запреты, высказать свой взгляд и подвести читателя к революционным выводам или наглядно показать недостатки критикуемых явлений.

Естественным продолжением ли­тературной критики Добролюбова явилась его работа в сатирическом приложении к журналу «Современ­ник» — а «Свистке», где он создал сатирические образы поэтов Кон-рада Лилиеншвагера, Аполлона Ка пелькина и Якова Хама, высмеивая в пародийной форме реакционно-охранительную литературу и «чистое искусство».

127

Критика литературная

Определяя идейно-эстетическое качество текущей книжной и журнальной литератур­но-художественной продукции, критика лите­ратурная исходит прежде всего из задач, стоящих перед обществом на данном этапе его развития. Рекомендуя читателю то или иное произведение или, напротив, отвергая его, вскрывая его изъяны, критика литера­турная обосновывает свои объективные вы­воды, исходя из своего понимания значи­мости его содержания, равно как и степени формального совершенства и новизны.

Произведение искусства, которое не рас­ширяет духовного кругозора читателя, не до­ставляет человеку эстетического удовольст­вия, т. е. эмоционально бедно и в силу этого не воздействует на эстетическое чувство, — такое произведение не может быть признано подлинно художественным.

Неразрывное единство формы и содержа­ния, их соответствие — один из важнейших критериев оценки произведения искусства, в том числе и литературы. Своими корнями история литературной кри-

КДК


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!