Пространство и время в художественной литературе
Могут меняться, всегда взаимосвязаны.
Время может быть описано неравномерно. Например, поэма «Евгений». В ней из-за обострения времени кажется, что город быстро вырос из болот. Время также может замедляться. Временные перестановки могут зависеть от жанра, композиции (например, кольцевая). В прозе проще это отследить, чем в поэзии. Иногда в поэзии нет времени и пространства, на первом плане - эмоции.
В драме время происходящего на сцене и время реальное немного отличаются. «Разрушение 4-ой стены»: когда персонаж обращается к зрителям, он как бы разрушает стену между ними («Ревизор»: Городничий - «Чему смеётесь?»). В пьесах пространство прописано в ремарках.
Хронотоп - «закономерная связь пространственно-временных координат» (по Бахтину). Меряем пространство временем или время пространством. Жанр произведения устанавливает время и пространство.
· Хронотоп большой дороги - герой перемещается в пространстве, встречает людей (Сервантес, Колобок, рыцарский роман). Дорога - метафора жизни. Две плоскости: путешествие для героя и путешествие для читателя. Функции: 1) Демонстрация чужого пространства, экзотика.
2) Социально характеризует - Путешествие из Петербурга в Москву.
· Хронотоп средневекового замка или готического романа - обладает замкнутостью, некая “дыра во времени”. В готическом замке погружение в прошлое.
· Хронотоп салона/гостиной - место, где завязываются все интриги. Из него переносимся в другие пространства. Замкнуты сами в себе, может присутствовать галерея образов.
|
|
· Хронотоп провинциального города - замкнутость, серость, хочется вырваться, скука, один день похож на другой (“Мадам Бовари”).
· Хронотоп идиллии - природный цикл (умирание и воскресение природы - жизнь и смерть, смена поколений). Пространство замкнуто, ничто не вторгается извне. Сон Обломова: каждый день одно и то же, никаких перемен, но это не представлено в негативном ключе.
· Хронотоп порога - Минимальное пространство и время. Пространство - какой-то порог, лестничная площадка, серединное пространство, из которого герой должен выйти, после чего зачастую происходит сюжетный поворот (Характерно для Достоевского).
Пространство:
· Пейзаж - внешнее пространство по отношению к человеку.
· Указание на время, место действия – значимое художественное описание, зависит от эпохи. Есть эстетичные и неэстетичные вещи (грязь на улицах Одессы).
· Сюжетная мотивировка - природные процессы могут послужить двигателем сюжета (наводнение в “Медном всаднике”, “Гроза”).
· Форма психологизма - помогает проникнуть в чувства и мысли героев/повествователя (Карамзин, Жуковский). Форма присутствия автора - не выражает личную позицию, но показывает несостоятельность чувств и мыслей героев или доказывает их правоту. У Чехова пейзаж оттеняет мысли и чувства людей, т. к. высшая истина - в природе.
|
|
Психологический параллелизм – стилистический приём, основанный на том,что сюжет произведения строится на последовательном сопоставлении мотивов, картин природы, отношений, ситуаций, поступков. Обычно используется в поэтических народных текстах. Как правило, состоит из 2 частей. В первой изображается картина природы, условная и метафоричная, создающая эмоционально-психологический фон. А во второй уже появляется образ героя, состояние которого сопоставляется с природным. Например: сокол – молодец, лебедушка – невеста, кукушка – тоскующая женщина или вдова.
Понятие «мотив». Виды мотивов.
Нарратология - наука о повествовании.
Мотив - элементарная единица сюжета. В фольклоре (Веселовский) - устойчивый эпизод. Микротема. Томашевский предлагал разложить все на минимальные неразлагаемые мотивы, и из этих кирпичиков строится конкретный текст. Благодаря этому можно выделять сюжет и фабулу.
Различение фабулы и сюжета (фабула - изложение событий в хронологическом и причинно-следственной связи; сюжет - порядок, в котором даны события (когда они происходили)
|
|
Классификация мотивов по Томашевскому:
• свободные (тематику которых можно опустить - подробности, например, играют важную роль в сюжете, но не в фабуле)
• связанные (нельзя опустить в пересказе, связаны с фабулой)
• динамические (меняют ситуацию)
• статические (не меняют ситуацию) – портрет
Много одинаковых сюжетов в разных культурах, например: оборона города, странствие, возвращение домой, жертвоприношение (Христос).
Мотив употребляется в 2 значениях:
1) повторяющиеся в разных культурах
2) смысловой повтор в тексте (повторяется какая-то деталь, как мотив в песне)
Повтор бывает не тождественный, но эквивалентный (по ассоциативной связи): дорога - сначала железная, потом сельская, потом дорога в рай.
Задача писателя, если он берет чужой материал, по-новому интерпретировать, в модную тему, в модный сюжет внести новую поэтику, повернуть сюжет по-другому.
Лейтмотив - связывает данный текст с другими текстами (Гаспаров - литературные лейтмотивы). В тексте возникают новые смысловые связки, если есть связь этого текста со внешним текстом. Пример: начало “Войны и мира” - 3 женщины, которые формируют вокруг себя кружки. Каждая связана с вязанием, шитьем, прядением - запускают веретена бесед, Элен - параллель с Еленой Троянской (Прекрасной). Здесь завязывается судьба.
|
|
Фабула и сюжет
Фабула - совокупность мотивов и их внутренних связей. Все кирпичики в хронологическом порядке. Часто не реализуема: одномоментные события.
Сюжет - совокупность мотивов в той последовательности и связи, в какой они даны в произведении. Кирпичики как нам об этом рассказали в произведении. Из сюжета вычленяется фабула.
Фабула – это явление материала. Это обычно судьба героя, то, о чем написано в книге. Сюжет – это явление стиля. Это композиционное построение вещи [Шкловский]
Сюжетом обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается.
Разные толкования двух данных терминов:
· Толковый словарь Ушакова даёт сюжет как «совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения», а фабулу - как «содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи». Фабула - изложение в временной последовательности.
· По А. Н. Веселовскому и М. Горькому: сюжет - само развитие действия произведения плюс взаимоотношения персонажей, а под фабулой понимали композиционную сторону произведения, то есть то, как именно автор сообщает содержание сюжета. «Сюжет» и «фабула» в данном толковании, по сравнению с предыдущим, меняются местами.
· Существует также точка зрения, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и для анализа произведения вполне достаточно оперировать понятиями «сюжет», «схема сюжета» (то есть фабула в смысле первых двух из вышеперечисленных вариантов), «композиция сюжета» (то, как события из схемы сюжета излагает автор).
Литературный герой
Литературный герой : все делается для героя, всё разворачивается вокруг него. Он может быть похожим на реального человека, но это не так!! В зависимости от эпохи выносятся разные качества героя (гиперболизированность, противоречивость):
· Древняя литература: персонаж должен выполнить задачу. У каждого есть функция (напр. отец прекрасной девы выдает задачи женихам). В зависимости от типа - черты, индивидуализма нет.
· Литература индивидуализма: от внешнего к внутреннему (романтизм – наиболее характерно).
· Появление литературных (соц-литературных) типов - типичный чиновник, маленький человек, лишний человек;
Характер - динамическая система, в отличие от типа. Может деградировать или развиваться. Персонажи появляются под влиянием общества или влияют на общество.
· В модернизме приобретает символичность. Снова уход от внешнего к внутреннему (Вулф, Белый, Джойс).
Портрет героя:
Детали: одежда, вкусы, манера держаться и говорить, выражение глаз, мимика, жесты, возможно, говорящая фамилия или характерное толкование имени -> всё говорит о мыслях и чувствах, чертах характера, темпераменте. Атрибут - постоянная деталь, которая всегда сопровождает персонажа. (Акакий Акакиевич - мастерский портрет).
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ - это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведения.
ПЕРСОНАЖ – это любое действующее лицо в произведении.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТИП - это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее характерной для определенной общественной среды в определенное время. В нем соединяются две стороны - индивидуальное (единичное) и общее. Например, тип тургеневской девушки или дамы бальзаковского возраста.
Литературный герой – персона сложная и многоплановая. Имеет два облика – внешний и внутренний.
На создание внешнего облика героя работают:
· ПОРТРЕТ. Это лицо, фигура, отличительные особенности телосложения (например, горб у Квазимодо или уши у Каренина).
· ОДЕЖДА, которая тоже может отражать определенные черты характера героя.
· РЕЧЬ, особенности которой характеризуют героя не меньше, чем его внешность.
· ВОЗРАСТ, который определяет потенциальную возможность тех или иных действий.
· ПРОФЕССИЯ, которая показывает степень социализации героя, определяет его положение в обществе.
· ИСТОРИЯ ЖИЗНИ. Сведения о происхождении героя, его родителях\родственниках, стране и месте, где он живет, придает герою чувственно осязаемый реализм, историческую конкретность.
Внутренний облик героя складывается из:
· МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ЭТИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ, которые наделяют героя ценностными ориентирами, дают смысл его существованию.
· МЫСЛЕЙ И ПРИВЯЗАННОСТЕЙ, которые намечают многообразную жизнь души героя.
· ВЕРЫ (или отсутствие таковой), которая определяет присутствие героя в духовном поле, его отношение к Богу и Церкви.
· ВЫСКАЗЫВАНИЙ И ПОСТУПКОВ, которые обозначают результаты взаимодействия души и воли героя.
Герой может не только рассуждать, любить, но и осознавать эмоции, анализировать собственную деятельность, т. е. рефлексировать. Художественная рефлексия позволяет автору выявить личностную самооценку героя, охарактеризовать его отношение к самому себе.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!