Роды художественной литературы



ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
(греч. - повествование)   рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему. (греч. - действие)   изображение событий и отношений между героями на сцене(особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках. (от названия муз. инструмента)   переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

Как определить род?

Нет точного определения, но есть некоторые характеристики:

Эпос 1) Рассказ можно пересказать.

Лирика 2) Сложно. Самый эмоциональный жанр.

Драма 3) Есть действующие лица, нет повествования.

Эпос и лирика схожи. В драме нет субъекта, но все таки ближе с эпосом, тк есть рассказ.

Эпические жанры могут быть написаны в стихотворной форме. Самые первые эпические произведения были в форме песни – все в стихотворной форме. Пример: Роман 19в “Евгений Онегин”.

Драма может быть как в стихах, так и в прозе. “Борис Годунов”.

Лирика по принципу стихотворной форме + есть ритмическая форма.

Отличаются типы настроения. Эпический романтизм и лиризм.

Драматизм: повышенная эмоциональность переживания.

Лиризм: эмоциональная связь с переживаниями, испытываемыми чувствами.

Но все это может сочетаться и в других жанрах.

Лирическое начало – эмоциональный интерес. Эпическое начало – представление, показать мир, интерес к прошлому

Драматическое начало – напряженность, связь с настоящим и будущим

20 в. С т.зр. лингвистики:

Лирика – местоимение «я»

Драма – местоимение 2 лица

Эпос – местоимение 3 лица

 

 

ЭПОС КАК РОД ЛИТЕРАТУРЫ

Эпос — род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).Согласно «Поэтике» Аристотеля, эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования.

Эпос. Повествование. Сюжет, текст + повествователь. Сюжет строится вокруг события. События – важное происшествие. (Если много чего происходит, но ничего не меняется – то нет события). «Смерть чиновника» - событие. Событие – которое могло не произойти, но произошло.

Лотман: событие – нарушение нормы мира

Среди эпических жанров в зависимости от широты охвата событий и протяженности их во времени различают большую повествовательную форму (роман), среднюю (повесть, очерк) и малую (рассказ, новелла, басня).

Эпическое произведение не имеет ограничений в своём объёме.Значительную роль для эпических жанров несёт образ повествователя (рассказчика), который рассказывает о самих событиях, о персонажах, но при этом отграничивает себя от происходящего. Эпос, в свою очередь, воспроизводит, запечатлевает не только рассказываемое, но и рассказчика (его манеру говорить, склад ума).

До XVIII века ведущий жанр эпической литературы — эпическая поэма. Источник её сюжета — народное предание, образы идеализированы и обобщены,форма стихотворная («Илиада» Гомера). В XVIII—XIX вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, форма прозаическая (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский).

12 ДРАМА КАК РОД ЛИТЕРАТУРЫ
Драма
— один из трёх родов литературы, наряду с эпосом и лирикой, принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру. Предназначенная для игры на сцене, драма от эпоса и лирики формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления.
Специфика драмы как литературного рода состоит в особой организации художественной речи: в отличие от эпоса в драме отсутствует повествование и первостепенное значение приобретает прямая речь героев, их диалоги и монологи.

Драматические произведения предназначены для постановки на сцене, этим определяются специфические черты драмы:

  1.  отсутствие повествовательно-описательного изображения;
  2.  «вспомогательность» авторской речи (ремарки);
  3.  основной текст драматического произведения представлен в виде реплик героев (монолог и диалог);
  4.  драма как род литературы не имеет такого многообразия художественно-изобразительных средств, как эпос: речь и поступок — основные средства создания образа героя;
  5.  объём текста и времени действия ограничен сценическими рамками;

В «Поэтике» Аристотеля о драме сказано как о подражании действию путём действия, а не рассказа.

 

13 ЛИРИКА КАК РОД ЛИТЕРАТУРЫ

 Лирика (от др.-гр. Lyra – музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи) — род литературы, который основывается на обращении к сфере внутреннего — к состояниям человеческого сознания, эмоциям, впечатлениям, переживаниям.

-Бессюжетная ,мало сюжета. В лирике ничего не происходит, это рассказ об эмоциях, вызванных каким-то событием , можно ли это считать сюжетом? Можно говорить, что лирика бессюжетна, тк не важен сюжет.

Некоторые говорят, что это ментальное событие(Силантьев)
- есть лирич.сюжет-тяжело пересказать;
- нет конкретных пространства и времени;
- лирический герой- у него есть какие-то постоянные черты характера, узнаваемая личность;
- лирическое «Я»-любой голос в лирич.произведении

Лирика от драмы и эпоса отличается бессюжетностью. В лирике есть событийность, но она другая-выражена слабее

Лирическое “я”/лирический субъект - общий термин, любой голос, который звучит в стихотворении (как заместитель автора, субъект между автором и читателем)

Лирический сюжет-не событие, а переживания, которые в стихотворении сменяют одно друг друга

Текст написан в столбик, и слова друг под другом связываются ассоциативно.

Черты лирики: эмоциональность, парадигматичность (текст небольшой, слов немного)

Тематические группы лирики: философская (самая размытая), пейзажная, религиозная, гражданская, любовная, политическая

Лирич.жанры:торжественная ода,элегия,послание,эпиграмма,песня,романс,сатира,сонет.

14 КАТЕГОРИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА
жанр
– это исторически сложившаяся разновидность литературных произведений , объединённых определённых набором формальных и содержательных признаков.

Из определения видно, что в процессе жанровой эволюции важно выделить три момента:

  1. каждый жанр литературы формируется на протяжении длительного времени (у каждого из них есть своя история);
  2. главной причиной его появления становится потребность оригинальным образом выразить новые идеи (содержательный критерий);
  3. отличить один вид произведения от другого помогают внешние признаки: объём, сюжет, структура, композиция (формальный критерий).

Литературные жанры подразделяются на три вида: эпические, лирические и драматические. К эпическим жанрам относятся: сказка, былина, эпопея, роман-эпопея, роман, повесть, очерк, рассказ, анекдот. Лирическими жанрами называют оду, элегию, балладу, послание, эпиграмму, мадригал. Драматическими жанрами являются трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль и фарс.

Литературные жанры имеют определенные признаки, которые делятся на жанрообразующие и дополнительные. Жанрообразующие признаки определяют специфику того или иного жанра. Например, жанрообразующим признаком сказки является установка на вымысел. События сказки заведомо воспринимаются слушателем как волшебные, вымышленные, непосредственно не связанные с реальной действительностью. Жанрообразующим признаком романа является его связь с объективной реальностью, охват большого количества событий, которые происходили в реальности или могли бы произойти, множество действующих персонажей, сосредоточенность на внутреннем мире героев.

 

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Основные драм. жанры :

~Трагедия, комедия, драма

 

Трагедия возникла в Др. Греции, из обрядовых песен-дифирамб в честь бога Диониса.

Часто в трагедии главные герои жестоко наказаны за грехи своих предков. Присутствует категория катарсиса- священного очищения , это должен испытывать зритель во время просмотра трагедии.Трагедия - жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене,в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности.

Три единства очень строго соблюдаются у классицистов.(Буало)

1)Единство действия означает развитие одной сюжетной линии, все остальные линии не такие развитые, подробные.

2)Единство места

3)Единство времени- 24 часа

Комедия

Комедия - жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом. Это воспроизведение худших людей

Задача: произвести комическое впечатление с помощью разных средств: внешность, форма, реплики, действия

Комедия более формульна. Используются говорящие имена- комедия более универсальный жанр, чем трагедия. Здесь обычные люди и обычные ситуации.

В Средневековье не было комедий, тк это греховный смех.

Различают комедию положений и комедию характеров.

 

Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) — комедия, в которой источником смешного являются события и обстоятельства.

Комедия характеров (комедия нравов) — комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, высмеивает все эти человеческие качества.

Комедия масок строится на устойчивых амплуа. Текст импровизировался во время действия. В 19 веке комедия дель- арте себя изживает.

Водевиль -небольшая театральная пьеса, в которой поют, танцуют, это комическая опера, в 1 половине 19 века очень популярны.

Оперетта— это музыкальная комедия или маленькая опера в буквальном переводе с итальянского языка. Это веселый, легкий спектакль, включающий в себя заводные танцы, забавные песенки, сатирические диалоги.

Драма -средний жанр между комедией и трагедией.

Как и комедия, драма воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, однако главная ее цель не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом.

При этом, как и трагедия, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем эти противоречия не столь напряжены и допускают возможность благополучного разрешения.

В драме действуют люди, которые равны нам по положению.В драме люди сталкиваются с препятствиями, обычно не преодолевают их, конец обычно трагический.

Мелодрама - жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п.


 16 ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Жанр: эпос

Мифы о происхождении предметов, людей, природных явлений - этиологические, самые древние. Пример: «Миф о нарциссе». В основном древнегреческие. Для объяснений явления природы создавались рассказы. Космогонические мифы – о создании Вселенной. О происхождении людей – антропогонические. Пример: создание людей из дерева.

Мифы о: Появление первого Бога, месяца, луны и др. Самые древние мифы отличаются отсутствием сюжета, больше похоже на отрывки. Поздние мифы дают сюжетику, и чаще не о богах, а о героях.

Культурный герой может развиваться в 2 направлениях 1) стать богом 2) героем эпоса(например сказки или эпопеи). Пример героя: связан с тотемом (Тотемизм – первопредок, чел-к с кач-вами животного или наоборот), далее превращается в бога.

Время: События мифологические – происходили до появления Вселенной.

Антогонист (рикстер) – близнец главного божества (почти всегда есть в мифе). Противоположен богу. Миф народа колли - добрый бог создает солнце, в результате хороший урожай и т.д., а плохой луну, ураганы. Хороший бог создает собаку для охраны человека, птицу для еды. Плохой бог создает хищных животных для того, чтобы мешать людям.

Жанр: сказка

Фольклерный жанр. Сказка более древняя, чем эпопея. Отличия: миф сакральное повествование, как передача знания следующим поколениям. Если миф превращается в общее достояние – то это сказка. Миф более достоверная информация, сказка ближе ко лжи. В сказке персонаж: не бог или культурный герой, а просто чел-к. Композиция волшебной сказки: состоит из 33 эл-тов и общая последовательность совпадает. Идея одна: Изменение соц. статуса через преодоление.

Переходный момент от сказки к эпопеи – сказка богатырская. Былины о богатырях и песни. Весь сюжет вокруг богатыря: Борьба, родовая месть, героическое сватовство. Обычно независимый, свободолюбивый, строптивый. Часто присутствует конфликт богатыря и князя, но потом мирятся.

Жанр: эпопея (героическая)

Отличие от сказки: может быть связана с конкретным историческим событием. Есть архаические – связаны с мифом, есть классические – связаны с историей. Персонаж: Общие кач-ва с богатырем.

Древний эпос: враги - типа чудовища (Грендель и Беовульф).

Былины: богатыри независимые, не умные, решают все силой. Честные и не коварные. Как и сказка это устная форма. Даже напевается.

Стилистические элементы: чаще стихотворен (не оч четкий ритм, напевный ритм, исполняются по разному. Сущ-ет устойчивое описание: битвы, как пира. Может быть общий зачин, сюжетные эл-ты описанные одними формами.

В сказке почти нет описания, основные кач-ва только называются. В эпосе больше описаний, имеют иногда формулы. На эти формулы как правило при устном пересказе еще накладываются дополнения, изменения.

Героический эпос переходит из фольклора в образ литературы, как авторское повествование. Сохраняются эл-ты: историческое событие, в центре событий важная персона, топические эл-ты текста. На смену эпопеи приходит роман и вытесняет.

Жанр: роман.

Роман более психологичен, чем эпос.

Роман нового времени (по Бахтину) - возникает новый тип слова. Два голоса: автора и героя. Прим: роман Достоевского. Ранние романы - нет двухголосового слова.

Авантюрный роман (древнейший): возникает, мб 3 в.д.н.э.

Элементы комедии +что-то идиллическое+ поэтическое. Строятся на сюжете любовном и на авантюризме. Прим: бегство влюбленных, предназначение другого возлюбленного (из-за родителей), путешествия по разным странам, нападения пиратов, зелья и тд. Описания стран могут быть правдоподобными.

Аватнюрное время: Начинается с момента встречи. Герои молоды. Заканчивается свадьбой. А в промежуток много всего происходит, но они как будто не меняются. Ни физического старения, ни психологического. Любовь все такая же (даже сильнее). Нет настоящей биографичности и психологичности.

Ситуации возникают таким образом: «Вдруг...» - Жизнью персонажей управляет случай. Этот роман похож на сказку – 1) преодолевание испытаний 2) поиск невесты

Отличие от сказки: Нет сюжета о повышении статуса героя.

Напоминает роман будущего: Герои обыкновенные люди, не важные лица. До 18 в. считался развлекательным.

В Ср.века не развивался, только сущ-вал в виде рыцарского романа, близок к сказке и выражает определенный кодекс морального поведения, активно взаимодействует с мифологией, там возникают мифологические предметы – святой Грааль. Могут быть связаны с кельтской мифологией. Рыцарь напоминает сказочного персонажа. Какие-то препятствия: победить врага и др. Более ближе к современному роману. Прим: Роман о «Тристане и Изольде». Одна часть сказочная, другая больше психологический сюжет (преступная любовь).

В ср. века также развивались исландские саги. Исторические сюжеты и обычные люди. Роман как бы сосуществует со сказками и мифами, перерабатывает их.

Плутовской роман:

Плут – устойчивый персонаж. Центр повествования – плут в 16 веке,17 век, в Испании. Строится по эпизодам, как небольшие новеллы. С помощью плута можно показать других персонажей, дается картина современного общества. Некоторые эпизоды можно охарактеризовать как комедийные.

С одной стороны приключение, с другой общество. Уже без авантюризма. Примерно можно называть социально-бытовой, уже ближе к этому.

Сюжет: не динамичный, эпистолярный. Цель не развлечь читателя, а показать как устроен мир. Указать на современность.

19 в. Психологический роман:

Возможность заглянуть в душу персонажа. В мысли, а не трактовать его поступки. Приемы: через дневник, монологи и др.

В 19 веке роман – всеобъемлющий жанр. Массовая литра – авантюризм, общая литра – социальное.

Роман эпопея от просто романа отличается: изображается историческое событие, и важен исторический взгляд и отношение к нему. Отношение не к одному персонажу.

Модернистский роман. 20 в. Как роман миф. Мифологический подтекст. Пример:

Томас Манн «Волшебная гора»

Г. Маркес «Сто лет одиночества»

Жанр: новелла

Восходит к сказке - сказки новеллистические и анекдотические. Композиция: в конце что-то в роде морали, освещение суть новеллы. Переосмысливается не как развлекательная история.

В новеллистической сказке нет чудес. У героя есть ум, и он пользуется им. Сам справляется со всем. Решает трудные задачи или разгадывает загадки. Появляется категория судьбы. Исход всегда счастливый.

Анекдотическая сказка. Как современный анекдот. Делились на группы: о хитрецах, о духовенстве и др. Акцент на абсурдности поведения. Пример: о глупцах - не может узнать своих ног без сапог, слишком буквально принимают просьбы – отдать корову церкви – тащит на купол, а женщине предназначена смерть – идет и ложится на дорогу и ждет смерти.

История новеллы: пытались систематизировать, создавали сборники, типа как одно большое произведение. Родоначальником литературной новеллы считается Дж. Боккаччо «Декамерон» - сборник новелл. В 19 веке новелла уходит как жанр и называется рассказом.

Жанр: рассказ и повесть

Говорили, что это история или слухи кем-то рассказанные. «Медный всадник» - повесть, т.к. как легенда, рассказ. Отличить рассказ и повесть тяжело. Можно делить так: рассказ – центростремителен, есть один сюжет, герой, чем-то похож на новеллу. Поветь больше, есть нес-ко персонажей, сюжетных линий. Роман – еще больше сюжетов и т.д.

ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

В лирике особый тип героя - лирический герой, лирическое Я (подразумевает любое сознание, голос в лирическом тексте).

Лир герой = повествователь для лирики.

Любовная лирика

Пейзажная, религиозная, гражданская, философская (самая размытая)

Ода - торжество, эмоция-восторг, связь с хоровой древнегреческой лирикой.

Пиндарическая ода - в честь победителя в соревнованиях.

Горацианская ода - другая структура оды, но и другая задача - не просто похвалить, но воздействовать, поэт и адресат говорят на равных. Пишется особой десятистрочной строфой.

В конце 18 века ода перерождается, затем исчезает.

Державинская ода

Державин дает более свободную форму оды, более свободное содержание.

Ода Радищева

Возвышенный слог, стиль, основ. функция- обсуждения соц. проблем.

Элегия

Поэзия грустных раздумий и скорби. Стихотворение, написанное элегическим дистихом- гекзаметром и пентаметром.

Вторая половина 18 века - расцвет элегии. Жуковский переводит Грея "Сельское кладбище".

Послание - обращение к другому лицу.

Эпиграмма - сатирическое стихотворение, высмеивающее определенное лицо.

Романс - стихи, положенные на музыку.

Сонет сложно определять как жанр. Стихотворение, в основе которого определенная схема, не связь с содержанием. В сонете - 2 катрена, 2 терцета.

Данте, Петрарка писали сонеты.

Сатира -  жанр риторической эпохи, довольно большое стихотворение с насмешкой. Начало от римской литературы. Допускается смещение стилистическое и жанровое.

Проблема сюжета в лирике:

В лирике ничего не происходит, это рассказ об эмоциях, вызванных каким-то событием, можно ли это считать сюжетом? Можно говорить, что лирика бессюжетна, т.к. не важен сюжет.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 366; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!