Доля бедных домохозяйств в зависимости от типа населенного пункта
Таблица 1
Источник: Токсанбаева М.С. Социальные интересы работников и использование трудового потенциала. М.: Наука, 2006, с. 234.
Падение доли зарплаты в ВВП. Важнейшим результирующим макроэкономическим показателем, характеризующим положение работников, является удельный вес заработной платы в ВВП. Если в начале 90-х годов доля зарплаты в ВВП составляла около 40%, то к его концу менее 30%. В литературе определенное распространение имеет точка зрения, согласно которой падение зарплаты в ее реаль-
137
Часть 1 Реформы: странное лицо...
ном выражении связывается преимущественно со спадом производства. Снижение реальной зарплаты в течение 90-х годов на фоне не просто спада производства, а глубокого экономического кризиса не вызывает удивления: экономические трудности имеют следствием падение заработков и снижение жизненного уровня населения. Бесспорно также, что долговременный подъем реальных доходов населения, в т. ч. и зарплаты возможен только на базе устойчивого экономического роста. Однако, можно ли рассматривать экономический спад как единственный или даже основной фактор отрицательной динамики реальной зарплаты в постсоветский период?
Распространен также тезис, что в современных условиях нет никакой возможности и повысить заработную плату, так как отсутствует рост производительности труда. Однако истина всегда конкретна, и применительно к нашим специфическим условиям - после десятилетия праворадикального экономического курса - абстрактно правильная схема не верна. Расчет строился на том предположении, что в России недопустимо низкая заработная плата, поскольку соответствующая производительность труда. Иначе говоря, как работаем, так и живем. Однако, как показывают данные статистики, глубина падения реальной зарплаты в 90-е годы была значительно больше, чем падение ВВП и производительности труда7. Уже в первые годы реформ темпы падения производительности труда были ниже, чем темпы падения реальной заработной платы. Так, в 1993 г. производительность труда снизилась на 25% по отношению к 1990 г., а реальная заработная плата на 63%. Реальные издержки заработной
|
|
7 «В ведущих индустриальных странах (США, Япония, Германия, Великобритания и др.) эта доля стабильно удерживается на уровне 65-72%. У нас же она составляет примерно одну треть, т. е. вдвое ниже. Это обычно объясняют более низкой производительностью труда в России. Действительно, в советский период наша страна традиционно отставала по данному параметру. Однако сегодня, после десяти с лишним лет экономических реформ, это отставание не только не уменьшилось, но и на 20-25% увеличилось, что подчас пытаются использовать для оправдания еще более низкого уровня заработной платы в РФ. Подобные попытки, конечно, несостоятельны. Дело в том, что если по производительности труда мы отстаем от тех же США в 5-6 раз, то по уровню заработной платы - в 15-25. Суть проблемы состоит в том, что заработная плата в России низкая не вообще, а недопустимо низкая по отношению к нашей низкой производительности труда» (Львов Д. Какая экономика нужна России? - Российский экономический журнал 2002 №11-12 С. 5-6).
|
|
138
Э.Н. Соболев
Механизмы и факторы деформаций.
платы в расчете на единицу выпускаемой продукции уменьшились приблизительно в 2 раза (1 - 0,37:0,75). Иначе говоря, шел интенсивный процесс изменения структуры стоимости продукции в реальном измерении - значительная часть, приходившаяся ранее на заработную плату "перемещалась" в материальные затраты и прибыль8.
Вызывают сомнения данные официальной статистики о повышении в последнее время доли заработной платы в ВВП. По нашему мнению, рост удельного веса заработной платы в значительной степени был достигнут за счет применения Госкомстатом РФ, начиная с 1999 г., несовершенной методики определения скрытой заработной платы посредством досчета по розничному товарообороту. В результате в заработную плату включаются все виды скрытых доходов, которые ранее учитывались в статье "другие доходы населения". Между тем досчитываемые суммы в полном объеме относить к категории заработная плата неправомерно, поскольку, с экономической точки зрения, они представляют так называемый «смешанный доход», в котором смешиваются предпринимательская прибыль, доход от неформальной деятельности и оплата труда наемных работников.
|
|
Кроме того, даже основываясь на данных официальной статистики, если сравнить динамику показателя доли заработной платы в ВВП не за последние несколько лет, а за весь период радикальных реформ, то видимость, что зарплата растет более быстрыми темпами, чем весь продукт, исчезнет.
В действительности экономический рост «нулевых» годов сопровождался более чем скромным увеличением заработной платы. В условиях России вряд ли возможно рассчитывать на то, что экономический рост, в том числе и достигнутый за счет повышения производительности труда, автоматически приведет к пропорциональному повышению заработков. Опосредующим (промежуточным) звеном между динамикой этих показателей выступают имеющиеся распределительные механизмы в экономике, которые в настоящее время носят явно «антизарплатный» характер.
|
|
Таким образом, в самом общем виде отрицательная динамика реальной заработной платы в первое десятилетие реформ есть результат совместного действия двух факторов - катастрофического спада производства и беспрецедентного по своим масштабам перераспределения доходов не в пользу наемных работников. При этом
8 Некоторые аспекты динамики заработной платы и доходов в 1993 году. -М.: ИЭ РАН, 1994. С. 62
139
Часть 1 Реформы: странное лицо...
ведущую роль играл перераспределительный фактор: по самым приблизительным расчетам, на его долю приходится не менее двух третей (65-70%) от общей глубины падения зарплаты.
Это означает, что снижение жизненных стандартов оказалось неравномерным для различных социальных групп населения: одна часть населения (особенно, работающие по найму) пострадала от спада значительно сильнее, чем другая. В результате столь селективного воздействия экономического кризиса резко возросла социальная поляризация в обществе.
Антизарплатный механизм рыночных реформ
Уровень и динамика оплаты труда на предприятии формируются под влиянием институциональных, прежде всего государственных ограничений и нормативов, действующих в области оплаты труда. В постсоветской экономике внешняя среда была такова, что способствовала формированию у предприятий минимизацион-ной стратегии по отношению к рабочей силе, т. е. политики всемерной экономии затрат на оплату труда.
Какие конкретно действия государства в процессе рыночных преобразований создавали благоприятный фон для возникновения минимизационной стратегии?
Во-первых, фактический отказ от регулирования сферы трудовых отношений в частном и приватизированном секторах и как следствие «политика полной свободы рук» для предпринимателей. В начале 90-х годов прямое государственное регулирование заработной платы прекратило свое существование. Прежде всего, децентрализация коснулась приватизированного и нового частного сектора. В результате произошли глубокие и опасные сдвиги в дифференциации заработной платы: утратилась связь с результатами производства; не учитывались объективные различия в стоимости воспроизводства рабочей силы различной квалификации; фактически произошел отказ от государственного регулирования минимального размера оплаты труда9. Официальная минимальная заработная плата утратила
9 Один из противников установления минимальной заработной платы в российской экономике Д. Сакс в обосновании своей позиции приводит известный постулат Экономикса о неблагоприятном влиянии минимума на занятость: «Фирма не отказалась бы нанять рабочего за более низкую плату, да и сам он согласен работать на этих условиях, однако закон запрещает пред-
140
Э.Н. Соболев
Механизмы и факторы деформаций.
свою экономическую функцию и превратилась в расчетный норматив, используемый преимущественно для установления различных штрафов и социальных пособий. Только в последние годы МРОТ стал превращаться в более или менее значащую экономическую реальность.
Апофеозом политики сознательного дерегулирования стало развитие сектора неформальных трудовых отношений, который в значительной мере определяет особенности политики российского бизнеса в трудовой сфере. С точки зрения вектора развития расширение неформальных отношений - шаг в направлении противоположном движению к современной социально-ориентированной экономике.
В то же время не удалось запустить механизм социального партнерства. Имеется множество причин, препятствующих созданию такого механизма. К числу важнейших можно отнести следующие:
- слабая защита интересов наемных работников со стороны органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также неэффективное выполнение государством роли арбитра в работе различного рода трехсторонних комиссий. Государственные органы при проведении политики в сфере оплаты труда практически не опираются на механизм социального партнерства, что подчеркивает периферийную роль этого механизма в формировании государственной политики в этой области;
- низкий правовой и экономический статус отраслевых и территориальных соглашений, декларативность и формализм большинства соглашений, несогласованность в сроках и содержании документах разного уровня, слабое выполнение принятых решений, начиная с уровня Генерального соглашения и до уровня коллективных договоров;
- малочисленность и слабая эффективность отраслевых и региональных объединений предпринимателей (по данным ФНПР, с объединениями работодателей заключено чуть более половины отраслевых тарифных соглашений, а остальные - с федеральными министер-
приятию и рабочему соглашаться на меньший размер заработной платы» (Сакс Д. Рыночная экономика и Россия. - М.: 1994. С. 214). Однако истина всегда конкретна. Итогом же слепого копирования абстрактных теоретических постулатов на российской земле стали одновременное существование смехотворно низкого норматива минимума заработной платы и стабильно высокой безработицы.
141
Часть 1 Реформы: странное лицо...
ствами или другими федеральными органами управления, которые не имеют возможностей воздействовать на работодателей в деле выполнения ими положений соглашения);
- низкая адаптивность профсоюзов к рыночным реалиям, отсутствие единства в российском профсоюзном движении.
Во-вторых, политика сдерживания роста оплаты труда в государственном секторе как часть общей политики так называемой финансовой стабилизации. Эта политика проявлялась по-разному, но каждый раз имела своим следствием снижение реального уровня оплаты труда. Несвоевременная оплата заказов и закупок, провоцирующая кризис неплатежей; задержки выплат заработной платы бюджетникам; не проводящаяся годами индексация создали благоприятный климат для нарушений закона со стороны предпринимателей.
О степени социальной направленности политики российского государства можно судить по приоритетам в распределении бюджетных денег. В современной России на первом месте стоит финансирование таких направлений как государственное управление всех уровней, оборона, обслуживание внешнего долга, что касается социальной сферы, то она рассматривается, скорее, как некий резерв экономии бюджетных средств, которые могут быть перераспределены на другие - более «важные» - нужды государства. Естественным следствием такой асоциальной политики стала заниженная оплата труда работников бюджетных отраслей. Формы, в которых проявлялась такая экономия, как минимум, являются отказ от предусмотренной законом индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен; задержки с выплатой заработной платы; свертывание различного рода льгот, в той или иной мере распространенных в бюджетном секторе. В результате государство как работодатель не выполняло своих обязательств перед работниками бюджетного сектора и несет ответственность за то, что «бюджетники» оказались в гораздо худшем положении по сравнению с частным сектором. В отдельные периоды вся тарифная сетка у бюджетников оказывалась ниже прожиточного минимума.
Теоретическим обоснованием политики сдерживания роста зарплаты была монетаристская концепция природы инфляции в экономике, согласно которой избыточный уровень заработков порождает неконтролируемый рост цен. Но в настоящее время имеются серьезные исследования, показывающие, что монетаристский фактор в
142
Э.Н. Соболев
Механизмы и факторы деформаций.
инфляции составляет по разным подсчетам от 15 до 30%, а остальное приходится на инфляцию издержек.
В-третьих, не был создан эффективный режим ответственности администрации (собственника) предприятий за соблюдение социально-трудовых прав работников (прежде всего, за своевременность выплат заработной платы и безопасность труда). Формирование соответствующей правовой базы существенно отставало от потребностей практики. Только в последнее время наметились определенные сдвиги. В частности, Россией была ратифицирована конвенция МОТ о приоритетности долгов по зарплате по сравнению с другими обязательствами предприятия.
В-четвертых, неэффективная налоговая политика. В первой половине 90-х годов важным фактором политики сдерживания заработной платы был специальный налог на фонд оплаты труда, который взимался при превышении средней зарплатой предприятия размера четырехкратного минимума заработной платы (с января 1994 г. - шестикратного минимума). Сверхнормативная часть фонда облагалась налогом по высокой ставке (в 1995 г. этот налог составлял 6,7% от суммы всех затрат предприятия на рабочую силу). Отметим, что уровень, превышение которого квалифицировалось как сверхпотребление и облагалось налогом, в отдельные периоды, в частности в 1993 г., не дотягивал до прожиточного минимума. В 1996 г. этот ре-стрикционный налог был отменен.
С января 2001 г. была отменена прогрессивная шкала и введена единая 13% ставка подоходного налога. Тем самым регулирующим роль подоходного налога была сведена к нулю. Основные аргументы сторонников плоской шкалы подоходного налогообложения сводятся к двум. Во-первых, с введением единой 13% ставки произойдет резкое повышение собираемости подоходного налога за счет массовой легализации скрытых заработков; во-вторых, не стоит бояться роста дифференциации в заработках, поскольку в действительности она не растет, а лишь выходит из тени. Идеологи плоской шкалы не учитывали то обстоятельство, что решения о выплате заработной платы в официальной или скрытой форме принимаются в России не наемными работниками, а работодателями. Работодатели же, принимая соответствующее решение, исходят не из величины подоходного налога, а из всей совокупности налоговых отчислений на фонд оплаты труда. Учитывая высокий уровень социальных отчислений с фонда зарплаты и состояние налоговой дисциплины в стране, вряд ли можно ожидать существенного уменьшения доли скрытой оплаты труда в
143
Часть 1 Реформы: странное лицо...
общем фонде заработной платы, даже при радикальном снижении ставки подоходного налога.
В-пятых, политика либерализации цен на потребительские товары и услуги. Отказ от государственного регулирования цен привел к их резкому скачку на основную массу потребительских товаров. Учитывая неблагоприятную для работника конъюнктуру российского рынка труда (снижение спроса на труд в условиях экономического спада и слабое развитие институциональных форм защиты работников) заработная плата в условиях «свободной» игры рыночных сил оказалась заниженной. Государство между тем сознательно, как мы уже отмечали, направило усилия не на поддержку основной массы работающего населения, а на дополнительное сдерживание заработной платы. В результате наемный работник вынужден обменивать свою низкую заработную плату на продукцию и услуги, цены на которые вплотную приблизились к так называемым мировым, а во многих случаях их уже перешагнули. Важнейшим фактором падения реальной заработной платы выступает удорожание стоимости жизни как следствие расширения сферы платных услуг и их удорожания. В основе данного процесса лежат не подготовленные процессы приватизации социальной сферы, когда появление платных услуг взамен бесплатных не сопровождалось соответствующим ростом заработной платы. Поскольку рост цен, особенно на товары массового спроса, отражается на различных слоях населения не в одинаковой мере - покупательный спрос падает в первую очередь у тех, у кого доходы ограничены, а в наименьшей мере страдают лица с высокими заработками, - то инфляция является дополнительным фактором роста дифференциации реальных трудовых доходов.
Таким образом, сознательный отказ государства от защиты трудовых доходов населения в условиях обвальной либерализации цен и жесткого курса на финансовую стабилизацию привел к тому, что доля затрат на рабочую силу в издержках производства даже по сравнению с невысоким их уровнем в советский период уменьшилась. Более чем вдвое уменьшилась и покупательная способность номинальной заработной платы.
Стратегия менеджмента:
курс на минимизации затрат на рабочую силу
Отсутствие действенных институциональных рычагов регулирования (таких как минимальная заработная плата и единая
144
Э.Н. Соболев
Механизмы и факторы деформаций.
тарифная система), откровенная слабость профсоюзов и неадекватность правовой базы привели к существенным изменениям в организации труда. На предприятиях установился жесткий авторитарно-менеджеристский тип управления, в том числе в сфере социально-трудовых отношений. Ведущим направлением политики менеджмента в сфере оплаты труда стала стратегия минимизации затрат на рабочую силу10. Конкретно это проявилось в следующих тенденциях (отличительные черты минимизационной стратегии):
- низкий уровень заработков, оплата труда ниже стоимости воспроизводства рабочей силы;
- высокая внутрифирменная дифференциация заработков (между управленческим персоналом и основной массой работников);
- недоплата квалифицированной рабочей силе (около 40% квалифицированных работающих оказались ниже или чуть выше черты бедности);
- так называемая «сверхгибкая» политика оплаты труда, характеризующаяся сокращением доли гарантированной или тарифной составляющей заработка (как показывали обследования, гарантированная часть составляет не более 30% суммарного заработка"), невыплатами и натурализацией заработной платы, отсутствием ее регулярной индексации, высоким удельным весом теневых выплат;
- сведение к: минимуму социальных фондов предприятия, невыполнение положенных по закону выплат и льгот;
- отсутствие профсоюзов или не выполнение ими своих защитных функций в отношении оплаты труда.
Стратегия минимизации затрат на рабочую силу реализовывалась прежде всего через механизм внутрифирменной дифференциации оплаты труда, что вело к дальнейшему ухудшению условий воспроизводства рабочей силы. С одной стороны, сокращается диффе-
10 Традиционное понимание стратегии исходит из наличия какого-то осознанного плана, в котором на основе концептуальной идеи имеются перспективные цели, средства по их достижению, а также определены конкретные этапы реализации этого плана. В настоящей же статье под стратегией понимается устойчивая практика, реализуемая в рамках той или иной модели поведения предприятия. Несмотря на многообразие индивидуальных «траекторий» такого поведения можно выделить общую направленность политики предприятий в области оплаты труда, которая и называется стратегией.
11 Для сравнения: в развитых странах основная зарплата составляет от 50 до 80%.
145
Часть 1 Реформы: странное лицо...
ренциация заработной платы между различными профессионально-квалификационными категориями персонала, непосредственно занятого в производстве, а с другой, усиливается статусная дифференциация между управленческим персоналом и остальными работниками.
Другим механизмом минимизационной стратегии является проведение «сверхгибкой» политики оплаты труда в форме сокращения постоянной части заработка. В основе перехода к гибким формам оплаты труда могут лежать самые различные причины. Это может быть связано со стремлением работодателя заинтересовать работника в конечных результатах деятельности своего предприятия в целом через привязку размеров оплаты труда к результатам работы. Увеличение гибкости заработной платы за счет сокращения тарифной и увеличения переменной части может выступать механизмом противодействия сокращению численности работников. Именно такая тенденция наблюдалась до середины 1990-х гг. Наконец, увеличение переменной, негарантированной части заработка может быть способом снижения издержек, т. е. повышения текущей эффективности производства за счет наемных работников. Тем самым закладывается опасность снижения фиксированной части заработка ниже границы простого воспроизводства рабочей силы. Это относится, прежде всего, к абсолютному уровню постоянной части заработка, поскольку ее относительная доля подвержена сильным колебаниям в зависимости от финансового положения предприятия - от допустимого минимума до 100%. Рост переменной части доходов работников предприятий в первой половине 1990-х гг. в значительной мере был основан на принципе занижения абсолютной величины постоянной составляющей. Именно поэтому приостановка этого роста в последующем (в связи с нарастанием общего кризиса неплатежей, в условиях которого «дефицит» денежных средств на заработную плату не позволял выплачивать большие премиальные) привела не только к снижению стимулирующей роли заработной платы, но и падению уровня доходов значительной части работников ниже прожиточного минимума.
Если же говорить о руководстве предприятий, то нельзя не отметить стремление менеджмента «застраховать» свои заработки через увеличение стабильной части заработной платы (окладов), не зависящей от экономической ситуации на предприятии. Отметим, что заработная плата администрации предприятия существенно меньше зависит от экономического состояния предприятия, чем заработная плата основного производственного персонала. Устой-
146
Э.Я. Соболев
Механизмы и факторы деформаций.
чивая тенденция опережающего роста заработков руководителей также приводит к расширению статусной дифференциации в заработной плате. Так, доля руководителей заводоуправления и цехов в общем фонде оплаты труда на предприятии в 2002 г. на экономически неблагополучных предприятиях составляла 20%, тогда как на средних и благополучных - 16%. Обследования, проведенные консалтинговой фирмой Hay Group в 51 стране, показали, что в 2008 г. располагаемые доходы топ-менеджеров в России значительно превосходят оплату высшего менеджмента в западных странах. Россия находится на 7 месте, уступая только нефтедобывающим странам Ближнего Востока и Китаю12.
По нашему мнению, использование механизма гибкости имеет позитивное влияние только при наличии на предприятии фиксированной заработной платы не ниже уровня воспроизводства рабочей силы. В противном случае переменные выплаты становятся подчиненным элементом минимизационной стратегии, и не могут выполнять своей стимулирующей роли. По данным наших обследований, в 2002 г. 44% промышленных предприятий удерживали фиксированную составляющую заработной платы на уровне ниже регионального прожиточного минимума13, а, следовательно, не обеспечивали низовых гарантий реализации воспроизводственной функции. При этом предприятия, придерживающиеся подобной политики, в большей степени используют и другие механизмы экономии на рабочей силе, такие как неденежные выплаты, задержки заработной платы, а также менее ориентированы на интенсивные источники роста заработной платы, в том числе связанные с повышением производительности труда). В рамках минимизационной стратегии введение гибких форм, в частности, увеличение переменной части относительно постоянной (тарифной), вызвано не стремлением усилить стимулирующий эффект оплаты труда, а намерением решить проблему выживания предприятия за счет работников.
Существуют особенности проявления стратегии минимизации на государственных и частных предприятиях. Так, преимущественное использование экономических факторов минимизации (снижение гарантированной - тарифной - части заработков ниже прожи-
12http://www.economist.com/markets/indicators/PrinterFriendly.cfm?story_id
=12208835
13 Если же рассматривать средний доход работников, то его значение ниже
величины прожиточного минимума на 17,7% предприятий.
147
Часть 1 Реформы: странное лицо...
точного минимума) более характерно для государственных предприятий, для частных же большее распространение приобрели формы, связанные с нарушениями трудового законодательства.
Значительная часть работодателей частного сектора придерживается мнения, что положения трудового законодательства обязательны, прежде всего, для государственных предприятий. Обеспечивая более высокие заработки, они считают возможным пренебречь выполнением прочих обязательств, даже если таковые зафиксированы в контрактах. Наиболее ярко это проявляется в использовании неформального найма. 11,7% работников частных предприятий работали на условиях устной договоренности. На практике это означает, что неучтенными остаются не только фактический заработок, но и сам факт трудовой деятельности, а потому работник не только не защищен на данном конкретном рабочем месте, но и автоматически теряет все права в социальной области, которые дает трудовой стаж. Формальная занятость также не означает соблюдения работодателем базовых обязательств. Уже на стадии заключения контрактов, заработная плата может быть исключена из сферы контрактного регулирования. Так, по данным ОСНЗ-2002, в частном секторе в 21% контрактов не оговаривался даже размер заработка (на государственных предприятиях - в 8% случаев). Нередки случаи «двойного» нарушения прав работников, когда работодатели игнорируют не только требования законодательства, но и условия, зафиксированные в контрактах (особенно на предприятиях частного сектора). Не удивительно поэтому, что 59,8% работников (68,6% в частном секторе) чувствуют себя абсолютно беззащитными, а более половины из них рассчитывает только на свои собственные силы («сами себя защищаем»). Государство и профсоюзы рассматривают как защитников своих интересов практически только работники государственных (11,2 и 10,6% соответственно) и отчасти приватизированных (1,9 и 14,6%) предприятий.
Невыплаты заработной платы. Крайним проявлением ослабления институциональных гарантий является получившая огромное распространение с середины 90-х годов практика использования неоплаченного труда работников, проявившаяся в массовых задержках выплаты заработной платы. Нарастание объема задолженности по заработной плате происходило вплоть до конца 90-х годов. Особенно остро эта проблема стояла в 1996-97 гг., когда невыплаты были ха-
148
Э.Н. Соболев
Механизмы и факторы деформаций...
рактерны для 41,2% предприятий промышленности, причем средний период невыплат составлял в 1997 г. 10,7 недель14. Работники не получали в срок до 88% заработной платы (1996 г.). Темпы роста задолженности по заработной плате на несколько порядков опережали темпы роста начисленной заработной платы. За счет использования задержек выплат зарплаты в тот период рабочая сила обходилась предприятиям существенно дешевле ее цены, что позволило руководству части предприятий сознательно включить этот ненормативный метод в политику организации оплаты труда. Так, 13,6% государственных предприятий и 23,2% частных отмечали наличие задержек с выплатой заработной платы при одновременном отсутствии трудностей с ее выплатой. Индексация не выплаченной в срок заработной платы - редкое исключение из общей практики, ее осуществляли только 5% предприятий.
Проблема несвоевременности выплаты заработной платы в те года росла как вширь (охватывая все большее количество предприятий), так и вглубь (увеличивалась длительность периодов невыплат и доля невыплаченной в срок заработной платы). С началом экономического роста ситуация стабилизировалась, а к середине 2000-х годов проблема была практически исчерпана: задолженность по заработной плате имели лишь около 2% работников. Наступление нового кризиса опять спровоцировало рост задолженности, но ее сегодняшние масштабы не сопоставимы с размахом первого десятилетия реформ (менее 1% общего зарплатного фонда). При этом социальную сферу процессы роста задолженности практически не затронули.
Теневые выплаты. Нельзя не отметить наличие еще одного широко используемого в российской практике элемента «сверхгибкого» регулирования - скрытой оплаты труда. Фактическая заработная плата в частном секторе может на порядок отличаться от зафиксированной в контракте (видимо, в этом и кроется причина расхождений данных независимых обследований и официальной статистики). Теневые заработки «работают» на стратегию минимизации, прежде всего, потому что, не будучи нигде зафиксированы официально, они очень легко поддаются сокращению при любом ухудшении экономической конъюнктуры. Кроме того, они являются доступным инструментом снижения издержек для работодателя, не ущемляя одновременно сиюминутных интересов работника.
"Данные Обследования гибкости рынка труда, проведенного Институтом экономики РАН.
149
Часть 1 Реформы: странное лицо...
Натуральные выплаты. Выплаты заработной платы в неденежной форме (продукцией предприятия, либо полученной по бартеру) превращают заработную плату в некий суррогат, вынуждая работников либо самостоятельно реализовывать продукцию, либо в значительной части ограничивать свое потребление набором выдаваемых вместо зарплаты продуктов. Практика неденежных выплат не только ущемляет право работника использовать заработанные деньги по своему усмотрению, но и прямо сказывается на уровне благосостояния его семьи в случае, если ему не удастся реализовать по приемлемой цене продукцию, выданную в счет заработной платы. Несмотря на тенденцию сокращения объемов натуральной оплаты, эта практика в 2002 г. еще существовала на 9% обследованных промышленных предприятий, в основном в группе экономически неблагополучных (17,6%) и составляла около 15% заработка работников этих предприятий. Отметим, что выплаты в неденежной форме в пределах 20% от общей суммы заработной платы с 2002 г. не противоречат нормам нового Трудового кодекса (ст. 131). Таким образом, законодательно закреплена возможность ущемления права работника в условиях и без того чрезвычайно низкого уровня гарантированного заработка15.
Экономия затрат работодателя на рабочую силу отмеченными выше способами напрямую ведет к снижению оплаты труда работников, то есть в данном случае действует в направлении минимизации как затрат работодателя, так и доходов работника.
В заключение отметим, что основной концептуальный недостаток стратегии минимизации, по нашему мнению, заключается в неразрешимом противоречии между долговременными задачами предприятия и системой стимулирования работников, направленной на решение преимущественно текущих задач. Это противоречие проявляется в резком возрастании неопределенности размеров заработной платы и негарантированности ее получения, что подрывает условия нормального воспроизводства работников; в ослаблении роли зарплатных факторов в поддержании экономической деятельности предприятия в долговременной перспективе; в блокировании
15 Выплаты в неденежной форме в установленных пределах с согласия работника не противоречат нормам МОТ. Однако, следует учесть, что в России эти выплаты осуществлялись, в основном, принудительно и сочетались с низкими гарантиями минимума заработной платы, противоречащими этим нормам.
150
Э.Н. Соболев
Механизмы и факторы деформаций.
стимулов к технологической реструктуризации производства. Дешевая рабочая сила служит препятствием для технологической реструктуризации предприятий. Низкая цена труда способствует консервации неэффективных, плохо технически оснащенных рабочих мест, сохранению в рамках предприятия значительной доли избыточных работников. Кроме того предпринимателю становится выгоднее выплачивать мизерные компенсации за нанесение вреда здоровью работников, чем заботиться о внедрении безопасных технологий.
Л.А. Булавка
Постсоветская культура: принуждение к мутации
Введение
Господствующие формы глобализации, вовлекая и подчиняя своей логике развития экономику, общество и культуру разных стран, включая Россию, с одной стороны, открывают перед ними новые формы сетевой Интернет-цивилизации, с другой - вовлекают их в неразрешимые для данного типа глобализации противоречия.
Современная Россия в лице ее властного истеблишмента, хотя и «комплексует» по поводу своего непрочного признания в глазах Запада, тем не менее, она уже давно включена (как и в качестве кого -это уже другой вопрос) в его социально-политические процессы, все более откровенно выражающие симптомы глубокого системного кризиса. Рост гражданского протеста почти во всех странах Европы и глубокий культурный кризис - симптомы достаточно серьезные. Конечно, далеко не всегда политический кризис сопровождается культурным кризисом (например, расцвет советской культуры в брежневский период), но последний всегда есть свидетельство того, что «подгнило что-то в Датском государстве».
Развивающийся сегодня культурный кризис не столько причина, сколько следствие того, что отчужденные формы реальности (порожденные властью капитала, бюрократии, рынка) уже давно доминируют как господствующая субстанция общественного бытия современного индивида, обрекающего его на функциональное - рабство частичного бытия.
Этот новый тип социального рабства, порожденный господствующими капиталистическими формами глобализации, есть следствие доминирования отчуждения как субстанции бытия общества, культуры, человека. То, что всегда считалось сакрально неприкосновенным для власти отчуждения, имея в виду культуру, сегодня пронизано тотальными отношениями купли-продажи. Такого прямого рыночного диктата в сфере культуры (причем влияющего не только на ее форму, но и на содержание), как это наблюдается сегодня, еще не было. Ладно, существует рынок «рукописей», но реальностью нашего времени стал уже и рынок «вдохновения». Бежать больше некуда - ниши побега для индивида больше нет. И как специально для
152
Л.А. Булавка
Постсоветская культура: принуждение к мутации
этой статьи именно вчера мне попалась на глаза броская надпись на заборе детской музыкальной школы - «Продай музу!». Устами младенца....
Другими словами, отношение отчуждения, пронизывая все сферы общественной и человеческой жизнедеятельности, стало настолько всеобщим, что даже культура, которая всегда была тем идеальным, которое несло в себе критику господствующих форм отчуждения, теперь уже сама стала мега-производством самых изощренных форм отчуждения. А ведь культура до некоторого времени оставалась нишей бытия человека как представителя рода Человек. Кстати, не следует забывать, что Октябрьская революция 1917 г. и предшествующие ей революционные процессы расширили рамки этой ниши: с их развитием не только культура, но и история стала пространством пусть трагического, но полноценного бытия родового человека. Сегодня нет ни того, ни другого. Вместо этого в качестве господствующего, а по сути - лавочного идеала сегодня российскому гражданину предлагается онтологический принцип комфортного небытия.
Это положение есть следствие того, что индивид разорвал свою пуповинную связь с родовым человекам. Сегодня нет ни материальных, ни идеальных форм, в которых удерживалась бы эта связь с родовым человеком. Постмодернизм, однако.
Правда, кое-где эта связь еще как-то теплится, да и то главным образом на отдельном индивидуальном уровне. Но эта отдельность погоды не делает. И даже религия здесь не спасает, превратившись в частное дело каждого либо в сферу рыночного и бюрократического бизнеса. Сегодня, несмотря на бурные пятилетки храмостроения, все острее заявляет себя противоречие, когда индивид и хочет, да не может верить в бога из позитивных интенций. А если и верит, то разве только из негативных - из чувства тотального страха перед настоящим и будущим.
Распад всеобщности до частного или превращение всеобщего в частное - вот что составляет конкретно-всеобщее отношение современной российской реальности во всех ее конкретных проявлениях и развивающееся на основе попятной диалектики.
Соответственно всеобщим результатом такого типа мутации (очастнивания) всего и вся, включая индивида, является порождение симулятивных форм бытия индивида, его деятельности и ее результатов.
153
Часть 1 Реформы: странное лицо...
Генезис и формы симулятивной природы современных российских реалий - вопрос специального исследования. В данной же статье автор попытается рассмотреть лишь некоторые предпосылки и некоторые формы симулятивной природы российской реальности.
Негоция как симулякр перехода
Одной из важнейших предпосылок развития симулятив-ности как конкретно-всеобщего отношения современной российской реальности стал сам характер процесс перехода ее от советской системы к постсоветской. Понятно, что этот переход являл собою достаточно сложный процесс, который, с одной стороны, имел объективные исторические предпосылки, возникшие еще в советский период (но не ограниченные рамками лишь СССР), а с другой - был обусловлен тем, что принято называть субъективным фактором. Роль этого субъективного фактора, как показала история 1990-х гг., в действительности оказалась настолько значительной, что уже не описывалась понятиями ортодоксального марксизма, а требовала принципиально нового теоретического осмысления на основе качественной перезагрузки соответствующих методологических положений. Необходимость теоретического осмысления этого вопроса до сих пор остается вызовом современному критическому марксизму.
В данной же статье мы попытаемся показать философскую природу субъективной стороны этого перехода хотя бы в его самом общем виде. Как известно, понятие «переход» предполагает развитие нового этапа системы на основе разрешения противоречий ее предшествующего периода. Говоря языком диалектики, «переход» предполагает отрицание отрицания предшествующего состояния системы. «Переход» же от советской системы к постсоветской в действительности осуществился вне классической диалектики исторического развития, т. е. не на основе позитивной критики (отрицания отрицания), а в форме лишь негативного («голого», «пустого») отрицания всей советской системы в целом как таковой.
На этой же основе, т. е. на основе Неконструктивной (разрушительной) негоции советской системы как раз и возникала постсоветская реальность. Возникая из логики распада, она сама являлась продуктом разложения. Деконструктивный генезис определил и общественную природу всей российской системы в целом (экономику, социальные отношения, политику), равно как и эсхатологический дух ее культуры. Надо отметить, что постсоветская культура как alter ego
154
Л.А. Булавка
Постсоветская культура: принуждение к мутации
российской общественной системы как ничто несет на себе печать ее негативного генезиса. В частности, это проявилось в том, что «новая» культура даже получила свое название - «российская», но она так и не обрела своего имени1, того имени, которое означало бы вектор перспективного развития человека и общества.
Уже одно это обстоятельство говорит о том, что осуществленные в 1990-е гг. политические, социальные и экономические перемены, в сущности, явились принуждением к негативному (не диалектическому) отрицанию советской системы, а это значит, что еще и принуждением к негативному отрицанию самого потенциала развития. Именно в этом принуждении к негации как раз и заключалась значение субъективного фактора.
Переход по либеральной модели был осуществлен таким образом, что острейшие противоречия советской системы, требующие своего диалектического разрешения, так и остались не разрешенными, но зато потенциал, необходимый для их разрешения, этой же либеральной моделью был разрушен. Противоречие налицо: общественные противоречия системы объективно нуждаются в разрешении, а необходимый для этого диалектический потенциал уничтожен. Сам по себе факт противоречия общественной системы еще не несет в себе угрозу ее существованию, ибо, как известно, противоречие является условием ее развития. Но именно этот вид противоречия для системы оказался смертельно опасным, ибо потенциал ее развития, будучи разрушенным, теперь являл собой ничто, а это значит, что данное противоречие в диалектическом отношении оказалось «обесточенным».
Можно сказать, что мы получили не просто пустое, но именно мертвое противоречие - противоречие без потенциала его разрешения. Но ведь это уже само по себе есть противоречие, причем уже самого противоречия. В рамках классической диалектики (теза - антитеза - синтез) оно уже в принципе не могло разрешиться, становясь тем самым мертвой точкой развития. Сойти с этой мертвой точки оказалось возможным только в одном направлении - в направлении развития попятной диалектики, которая заявила себя сначала как разрушение антитезы (потенциала развития), затем
1 Уже в период своего зарождения советская культура имела несколько названий: новая, пролетарская, интернациональная, совдеповская, социалистическая, всемирная, революционная и т. д.
155
Часть 1 Реформы: странное лицо...
как разрушение уже самой тезы (исходной основы советской системы) . И уже в качестве квази-синтеза как необходимой составляющей диалектической триады утверждается распад как конкретно-всеобщее отношение системы.
Таким образом, переход от поздней советской системы к российской на основе либеральной модели, осуществленной с «ускорением» и под лозунгом «Только не назад - в СССР!» как раз и породил ту попятную диалектику, разворачивание которой привело к утверждению распада как всеобщего отношения российской действительности. Соответственно, «разрешение» кризиса советской системы на основе ее голого отрицания (негации), в сущности, явилось симуля-тивной формой снятия позднесоветских противоречий. Результатом этой симуляции стало разрушение фундаментальной основы советской системы вместо разрЕения ее противоречий. Более того, эта си-мулятивная форма перехода породила и превратную форму ее разрушения: негативные стороны советской системы, которые требовали своего диалектического изживания, были сохранены и усилены, а потенциал действительного развития - разрушен. Так что этот переход нельзя назвать даже историческим транзитом, ибо в основе его лежало не диалектическое снятие советской системы, а разрыв с ней. Но разрыв - это еще не изживание самого системного качества СССР как особого типа человеческого сообщества. Более того, диалектическое снятие негативной стороны советской системы, без чего невозможно было ее дальнейшее перспективное развитие, вовсе не означало обязательность распада самого СССР.
Но здесь возникает другой и не менее важный вопрос: почему переход произошел именно таким образом? Почему субъективный фактор «сработал», как показала дальнейшая история, против объективной заинтересованности большей части советского общества в сохранении и развитии СССР? И это, кстати, есть еще одно из противоречий перехода от советской системы к постсоветской: субъективный фактор стал решающим по отношению к объективному интересу большей части общества СССР. Да, ситуация складывалась именно так и в значительной степени потому, что это самое большинство не сумело в нужный момент истории выступить в качестве ее решающего субъекта.
В любом случае приходится признать, что общественные перемены, вызванные этим переходом, напоминают в некотором роде прощание истории с гуманистически идеалами Ренессанса, о кото-
156
Л.А. Булавка
Постсоветская культура: принуждение к мутации
ром выдающийся советский режиссер Г.Козинцев написал следующее: «Теперь титаны должны научиться хитрить, скрывать свои мысли, прятать чувства. За буйные страсти сажают в Тауэр. Мечту скоро сменит чтение Библии у домашнего очага.... Возникает начало пути от трагедии к фарсу2.. .Языческий восторг перед возможностями человека сменялся интересом к ценам на мировом рынке.... Кончилась молодость эпохи. Кончился век поэзии. Наступал век прозы»3. Но это одна сторона генезиса симулятивной природы современной российской системы.
Современный обыватель: отказ от субъектности
Другая сторона - это уже непосредственно субъективный фактор, обусловливающий развитие симулятивности российских реалий.
В данном случае имеется в виду следующее: человек всегда в той или иной мере раб истории, вкладывая в это тот смысл, что индивид есть некая функция господствующих общественных сил. В то же время человек является творцом той же истории, понимая под этим творчество тех или иных форм общественных отношений. Возникает вопрос: какова мера этого соотношения (рабского и творческого бытия в истории) для индивида, той или иной социальной группы, человеческого сообщества в целом в те или иные исторические эпохи. Диалектика развития между рабским и творческим принципом общественного бытия индивида в значительной степени определяет меру и характер субъектности индивида как одного из важнейших критериев его феноменальности как Нового человека.
Сегодня сама идея субъектного бытия остается закрытой, лежащей вне «зоны доступности», как когда-то гелиоцентрическая система Коперника для его современников. И причин для этого несколько.
Во-первых, мировоззрение российского индивида сегодня покоится, как правило, на признании господствующих отношений в качестве неких абсолютно неизменных трансценденций, определяющих его бытие, но от него никак не зависящих. Причем, набор этих
2 Козинцев Г. Отелло // Замыслы, письма. Собр. соч. в пяти томах. Т. 4. Л., 1986. С. 75-76.
3 Там же.
157
Часть 1 Реформы: странное лицо...
трансценденций может быть самым разнообразным по своему содержанию:
- идея частной собственности;
- бог как субстанция всего сущего;
- рынок как универсальный механизм регулирования всех отношений;
- государство как социальный patron;
- «русская идея» как знак особой национальной интеграции;
- Сталин как символ сильного государства;
- права человека как теодицея современного либерализма и т. д.
Во-вторых, современный индивид, находясь во власти превратных форм общественной реальности и постепенно становясь их продуктом, в итоге оказывается в состоянии, когда он способен понимать только превратные смыслы. Понятия (в том числе, такие как социальное творчество, энтузиазм), несущие в себе альтернативу миру господствующего отчуждения оказываются не доступными для его понимания4.
В-третьих, индивид в значительной степени сегодня отчужден еще и от самого творчества, которое все активнее вытесняется из всех сфер жизнедеятельности индивида засильем технологизма разного рода, постепенно превращая его в функционера социальных, рыночных, политических институтов. Но даже тогда, когда процессы творчества имеют место, они как правило оказываются во власти превратных форм. В любом случае современный индивид связывает творчество с чем-то конечным, преходящим, изменчивым, а вот превратные формы действительности, властвующие над ним, он воспринимает уже как некую трансценденцию, абсолютно неизменную во времени и пространстве.
В любом случае принцип субъектного бытия современным сознанием чаще всего воспринимается не иначе, как чуждая абстракция или идеологический знак прошлого тоталитарного нарратива. Все что несет в себе идею человека как субъекта истории и культуры -все это оказывается для него активно чуждым.
Вот это без-субъектное бытие индивида, обусловленное господством глобальной гегемонии капитала и рыночного тоталитаризма,
4 В статье «Альтернативы деконструкции: блеск и нищета постмодернизма» (См.: Бузгалин А.В., Колганов А.И. Пределы капитала. М., 2009) дан фундированный анализ тех социально-экономических отношений, которые как раз и порождают превратные формы бытия современного индивида.
158
Л.А. Булавка
Постсоветская культура: принуждение к мутации
отводит индивиду лишь роль анонимного агента рыночных отношений, но никогда - субъекта как такового. Из этого без-субъектного бытия индивида проистекают и сущностные черты постмодернизма, в частности, отказ от принципа отношения как субстанциональной характеристики культуры. И действительно, в постмодернизме нет никаких отношений, т. е. никто и ничто ни к кому и ни к чему никак не относится. Совершенно прав А. Бузгалин, когда говорит, что постмодернизм - это эстетика без красоты, этика без добра, наука без истины. И это именно так, ибо и красота, и добро, и истина есть, прежде всего, отношение.
Отказ от отношения как такового проистекает из того, что в постмодернизме нет идеи человека как субъекта. Если нет субъекта, то соответственно нет и никаких отношений, а это значит, что нет и всего того, что сопровождает любое отношение: адресность, посыл, направленность, обращение, интонацию и многое другое. Более того, отсутствие всего этого как раз и есть суть императивов постмодернизма.
Но мы пойдем дальше и зададимся вопросом, который вскрывает сущность культуры, вставая перед ней с особой остротой, как правило, в периоды общественных и исторических изломов. В данном случае имеется в виду вопрос - быть или не быть?
Этот вопрос для человека мира культуры в действительности означает вопрос - как быть в истории? На какой основе и в качестве кого?
Разрешил постмодернизм это гамлетовское противоречие? Он как бы его разрешил. Точнее, он предложил, но именно его видимо-стное решение.
А ведь речь идет о противоречии, которое стало роковым вызовом для философии второй половины ХХ-го века. Суть этого противоречия заключается в следующем: человек как наличное бытие есть, а человек как идея (идея субъекта) отсутствует, т. е. идея человека есть ничто. Другими словами, противоречие между наличным бытием человека (теза) и идеей человека как ничто (антитеза) -это противоречие постмодернизм разрешил утверждением идеи наличного бытия человека как ничто (анти-синтез). Чисто постмодернистское решение.
Такое решение, казалось бы, не несет в себе открытого отказа от идеи человека, утверждающего действительность без или вне чело-
159
Часть 1 Реформы: странное лицо...
века. Но в действительности постмодернизм утверждает не идею человека, а именно идею самого бытия человека как ничто.
Что это значит? А это значит, что постмодернизм в действительности утверждает принцип наличного не-бытия человека, причем в хронотопе - здесь и сейчас.
Именно это и дает мне основание определить постмодернизм как идеальное наличного не-бытия (ничто) человека.
Но что означает бытие человека как ничто? А это в действительности есть бытие ничего иного, как трупа. Да, именно так, потому что понятие «труп» означает не отсутствие человека, а человека, бытие которого есть ничто. Вот откуда в культуре постмодернизма дух эсхатологии. Он вызван логикой йе-монтажа идеи человека как субъекта. Так де-субъективация индивида приводит к отказу от бытия, а точнее - к утверждению бытия как ничто, что в действительности оборачивается мутацией человека. А это гораздо страшнее и опаснее смерти.
Но ведь именно это без-субъектное бытие сегодня и утверждается идеологией либерализма как некий идеал жизни. И действительно, утверждение сегодня в качестве общественного идеала - сытое и комфортное не-бытие, которое согласно современной либеральной идеологии сводится к тому, чтобы получать приличное жалованье в фирме, честно платить налоги, делать удачные покупки на Рождество и бодрить себя на старости лет комфортными путешествиями. Но разве это не есть утверждение бытия человека как ничто?
Если же говорить о постсоветском индивиде, то он оказался в ситуации, когда, отказавшись от прошлого, которое было связано с утверждением субъектного бытия, хотя и в жестком противостоянии с мещанством, он в тоже время боится того будущего, которое потребует от него социально-творческой самодеятельности в качестве активного гражданина. И как итог этого - он оказывается в состоянии беспомощности наедине со своим настоящим. А это настоящее оборачивается для него мучительным существованием в нарастающих формах отчуждения: поглощаясь сетями рыночных и бюрократических отношений, он неизбежно оказывается в ловушках самоотчуждения. Но ведь именно проблема самоотчуждения сегодня обретает такие масштабы, что становится едва ли не первоочередной в ряду таких проблем как экологическая катастрофа, войны, терроризм.
Да, современный обыватель эпохи глобализации, так же, как и человек средневековья, даже не допускает мысли о возможности для
160
Л.А. Булавка
Постсоветская культура: принуждение к мутации
себя быть тем, кто хоть в какой-то степени определяет лицо существующей действительности. В результате он для себя выбирает лишь путь приспособления к существующим условиям жизни. Как писал Ленин в работе «К оценке русской революции» (1908 г.): «...мещанство трусливо приспосабливается к новым владыкам жизни, пристраивается к новым калифам на час, отрекается от старого...»5. Но приспособиться к современной реальности - значит втиснуть себя в господствующие формы превратного бытия, постепенно превращаясь в законченного симулякра - как бы человека.
Культура как рынок
Третья предпосылка (и одновременно результат) развития симулятивности как конкретно-всеобщего отношения российских реалий и состоит в том, что культура сегодня оказывается во власти тотального рынка, т. е. во власти всеобщего отношения купли-продажи. Но как тогда в этом случае решается вопрос субъектного бытия индивида?
Понятно, что здесь, в первую очередь, речь пойдет о художнике как о субъекте художественного творчества, которое для него является сферой его профессиональной деятельности. И действительно, казалось бы, уже силой одного этого положения художник в определенной степени защищен от власти господствующих форм отчуждения, порожденных в том числе, отношениями купли-продажи.
Но так ли это на самом деле?
Каково бытие художника в мире современной культуры?
Какова мера влияния рынка как тотальной субстанции современной действительности на культуру?
Какова общественная природа взаимосвязи современной культуры и рынка?
Все эти вопросы выстраивают определенный треугольник взаимосвязи: рынок - культура - индивид. Рассмотрим его.
Властные институты и рынок объективно создают систему отношений, которые, как правило, стремятся к отчуждению творческого потенциала от художника, подчинению его либо политическим (не историческим) задачам, либо соображениям коммерческой выгоды. Насколько это действительно так, рассмотрим на примере
5 Ленин В.И. К оценке русской революции// Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 17. С. 38.
161
Часть 1 Реформы: странное лицо...
взаимоотношении рынка и культуры, которые имеют долгую историю и сложную драматургию. В самом общем виде можно обозначить три типа взаимосвязи между этими понятиями.
Первый - культура versus рынок. Эта позиция, характерная для анти-рыночников, как правило, предполагает антагонистический характер взаимосвязи между институтом рынка и культурой.
Второй - рынок как культура. История развития рынка как социально-экономического института сопровождалась формированием и определенных культурных традиций (например, культура древневосточного рынка). Другой пример - советский поэт Маяковский, который не боялся превращать (снимать) такую составляющую рынка как реклама, в феномен культуры. Более того, Маяковский открыто гордился художественным результатом такого большевистского укрощения рынка6.
Третий - культура как рынок. И это уже имеет прямое отношение к нашей реальности. Действительно, рынок, выйдя за границы чисто экономических процессов, сегодня утверждает свою экспансию во всех сферах человеческой жизнедеятельности, включая культуру. Это вовсе не означает, что рынок культуры появился только в эпоху глобальной гегемонии капитала - его история насчитывает не одно столетие. Но общественная природа рынка до наступления эпохи его тотального господства была все-таки иной: несмотря на отношения купли-продажи, он не был настолько влиятельным, чтобы определять характер общественных отношений в целом. Как писал Марк Блок: «Люди тогда уже знали и куплю, и продажу, но они в отличие от современников еще не жили этим»7.
6 Надо сказать, что в области рекламы Маяковский работает много и тщательно. Например, для Чаеуправления Маяковский пишет 16 рекламных текстов; заключает с Госиздатом договор на книгу «Реклама» (3 печ.л.); пишет тексты для одиннадцати упаковок шоколада Моссельпрома «Живые картинки» (44 строки не разысканы); организует публичное чтение своих стихов для «Резинтреста», и более того - по собственной инициативе выступает с отчетом по рекламной работе. Часть его рекламных работ идет на Парижскую выставку в Советский павильон. Причем, поэт-большевик относился к своей рекламной работе предельно серьезно и как всегда по-новому. Его позиция на этот счет была очень четкой: «Несмотря на поэтические улюлюканья, считаю «Нигде кроме как в Мосселъпроме» поэзией самой высокой квалификации» // Катанян В.А. Маяковский. Хроника жизни и деятельности. М., 1985. С. 259.
7 См. Блок М.. Апология история. М., 1973.
162
Л.А. Булавка
Постсоветская культура: принуждение к мутации
Симулятивное потребление
Действительно, в прошлом рынок если и влиял на культуру, то главным образом в опосредованной форме, например, через институт социального заказа (мецената, двора, церкви, государства, политической партии и т. п.). Но такого прямого рыночного диктата в сфере культуры (причем влияющего не только на ее форму, но и на само содержание), как это наблюдается сегодня, еще не было. Общественная актуальность того или иного предмета культуры сегодня измеряется главным образом значимостью его как товара, причем не просто продукта, а именно товара - такого продукта, который оценивается, прежде всего, по своей рыночной, а не потребительной стоимости. При этом сам рынок сегодня не является неким автономным институтом. Вырастая из глобальной гегемонии капитала и базируясь на информационных технологиях и современных средствах телекоммуникаций, масс-медийной экспансии, он становится некой тотальностью, проникая во все сферы жизни человека и общества. Но это одна характеристика современного рынка.
Другая характеристика связана с тем, что современный рынок принес новый тип потребления - симулятивное потребление. Оно предполагает симуляцию потребления, но не продуктов и даже не товаров, а симулякров товаров.
Симулятивное потребление предполагает такое потребление, в котором важна, прежде всего, стоимость, а не полезность товара. И это есть атрибут не просто товарного фетишизма, но именно симуля-тивного потребления, которое является продуктом информационных технологий, порождающих виртуальный мир глобальной гегемонии капитала и превращающий все черты бытия в феномен рынка, делая его тотальным.
В чем сущность этого симулятивного потребления и в чем состоит отличие его от обычного потребления? В самом общем виде это можно объяснить следующим образом: если в XIX веке индивид покупал костюм из высококачественной шерсти и по высокой цене, то в этом случае его потребительная и рыночная стоимость находились в неком соотнесении друг с другом. Это значит, что даже если этот костюм был куплен для престижного потребления, то в любом случае он не утрачивал своей потребительной стоимости.
Сегодня престижный костюм может быть сделан из дешевой ткани и сшит в Ярославской области, но если при этом он имеет пре-
163
Часть 1 Реформы: странное лицо...
стижный модный «лэйбл», то его рыночная стоимость будет высокой. В этом случае мы наблюдаем уже несоответствие между рыночной и потребительной стоимостью, и оно достаточно сильное. Но этот отрыв потребительной стоимости от рыночной стоимости восполняется затратами, связанными с теми рекламщиками и маркетологами, которые заняты (вое)-производством общественного представления о том, что именно этот «лэйбл», имеет высокий рыночно-рейтин-говый статус8.
Одним словом, если потребительная стоимость выражает цену материального производства (реальную стоимость произведенного продукта), т. е. потребительная стоимость есть идеальное материального производства данного товара, то уже отрыв этой потребительной стоимости от рыночной стоимости восполняется затратами на производство идеального, каковым и является общественное представление о рыночном значении данного «лэйбл». Но ведь этот самый «лэйб»л, будучи знаком рыночных отношений, в свою очередь сам является феноменом идеального.
Таким образом, маркетологи и рекламщики производят сегодня не просто «лэйбл», (как идеальное), а общественное представление (идеальное) об этом «лэйбл».
Одним словом, рекламщики и маркетологи заняты производством общественного представления об общественном представлении по поводу того или иного брэнда, т. е. они создают представление о нужных представлениях.
Диктатура общего: власть превратных форм
Так реальность, пройдя это двойное абстрагирование (представление о представлении) и утрачивая свою исходную конкретность, объективно превращается в символ (по содержанию), схему (по форме). И этот образ должного (абстрактное) подчиняет себе сущее (конкретное).
По мнению Бодрийяра, именно потребление знаков составляет сущность общества потребления, которое, выражаясь его языком, есть «процесс поглощения знаков и поглощение знаками», что в свою очередь предполагает неизбежное включение в общую систему обмена и «производства кодированных стоимостей».
164
Л.А. Булавка
Постсоветская культура: принуждение к мутации
То же самое можно сказать и о рыночных стандартах, которые, выражая должное, подчиняют себе сущее. Итак, должное выдается за сущее, более того - за императив сущего.
Кроме того, превратные формы рыночных стандартов связаны с утверждением такого должного, которое по своему содержанию является общим, которое начинает властвовать над конкретным. Одним словом, и в том, и в другом случае мы имеем дело с диктатурой превратных форм, а точнее - с диктатурой общего, вытесняющего конкретно-всеобщее. В этом случае мы имеем дело с ситуацией антагонистического противостояния, противоборства конкретно-всеобщего с общим.
Так в логике превратных форм создается такое идеальное (символ), которое в качестве должного начинает господствовать над сущим. Философскую природу этих превращений очень точно подметил Э. В. Ильенков: «Когда идеальное пытаются толковать как неподвижный, фиксированный «идеальный предмет» или «абстрактный объект», как жестко фиксированную форму, то получается неразрешимая проблема - формой чего она является? Ибо такой оборот мысли превращает идеальное в самостоятельную субстанцию, существующую независимо от живой человеческой деятельности в качестве ее сверхчувственного бестелесного прообраза»9.
Итак, завершая можно сказать, что симулятивное потребление предполагает производство определенных общественных представлений о том или ином «лэйбл» (маркетологовую вставку), за счет которой потребительная стоимость догоняет рыночную стоимость (а есть обратное движение?). И это производство «лэйбл» есть не что иное, как производство особого типа надстройки, от которой сегодня прямо и жестко зависит материальное производство. Шить или не шить костюм, из чего и как его шить - все эти вопросы материального производства сегодня зависят от того, какой конкретный brand будет «крышевать» этот вид производства. Другими словами, этот brand, являясь по форме неким знаком, имиджем, по сути, является тем общественным отношением, которое детерминирует характер материального производства.
Итак, заключая, можно сказать, что в этом случае вопрос материального производства попадает в зависимость от такого идеалъно-
9 Ильенков Э.В. Идеальное. // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 226.
165
Часть 1 Реформы: странное лицо...
го (brand), которое связано не с конкретно-всеобщим, а с общим, если не сказать - символом общего. Это первое.
Второе. В связи с вышесказанным возникает вопрос: а есть ли сегодня попытки снятия рынка в культуре? Да, но это, как правило, попытки видимостного снятия.
Видимостное снятие рынка в культуру предполагает редуцирование рынка к brand, который в свою очередь пытаются рассматривать уже в системе координат культуры как знак некоторого имени. В этой попытке проговаривается намерение современного российского индивида, потерявшего свое имя (связано оно с семейной династией, заводом, СССР- это уже не столь важно) решить проблему своей самоидентификации. Постсоветский человек, хотя экономически и приспособился к рынку, в то же время он так и остался онтологически неприкаянным.
Интересно, что если первоначально brand возникал как рыночная модификация того или иного культурного знака, то сегодня можно наблюдать, как это понятие, взятое из области рыночных отношений, используется, в частности, как субстанция для решения уже онтологических проблем человека, в том числе, проблемы самоидентификации частного человека. Этот частный человек пытается решить данный вопрос не как проблему обретения своего имени в мире культуры, а как проблему своей социальной самоидентификации через приобщение к тем или иным знакам престижного потребления. И это приобщение происходит через процесс постоянного включения индивида в отношения купли-продажи, которые как раз и становятся субстанцией «общественного» бытия частного человека. Потребность в подтверждении достоверности своего общественного бытия заставляет этого частного человека постоянно подтверждать свою состоятельность в сфере отношений купли-продажи. Соответственно процесс общественного бытия этого несчастного частного человека превращается, если использовать выражение Гегеля, в «дурную бесконечность» симу-лятивного бытия.
Медийная индустрия - производство частного человека
Доминирование принципа частного интереса в экономике, рост социального отчуждения и личной зависимости от расширяющейся сети бюрократических институтов власти, жесткий дрейф российской культурной политики в «ситуацию ноль», сужение
166
Л.А. Булавка
Постсоветская культура: принуждение к мутации
коридора личной перспективы - все это загоняет индивида (независимо от его имущественного ценза) в формы частного бытия, и как правило, реакционно-консервативные. Законы частного (не путать с понятием «личное») бытия диктуют и соответствующее отношение к культуре, и чаще всего - потребительское.
Применительно уже к культуре три составляющие ее контекста (рынок, глобальная гегемония капитал и информационные технологии) обрели свое угрожающее для нее единство в таком феномене как индустрия развлечений с ее разветвленной специализацией10.
Да, именно медийная индустрия развлечений с ее эффектом си-мулятивного потребления11 стала субстанцией общественного бытия, как художника, так и современной культуры. И дело вовсе не в современных технологиях, а в том, что, используя их, масс-медийная система занимается производством и воспроизводством общественного отчуждения в виде симулякра культуры. Ориентированное на такое же симулятивное потребление 12 масс-медийное производство сегодня является субстанцией общественного бытия и художника, и современной культуры.
Конечно, это обстоятельство определяет и соответствующее положение художника. Будучи, агентом масс-медийного производства, художник творит особый продукт - определенные представления о тех или иных предпочтениях, вкусах, приоритетах, формах и способах бытия частного человека. Казалось бы, ничего страшного в этом нет: идея частного человека нередко являлась предметом высокого искусства. Однако предметом внимания и производства «индустрии развлечений» является не столько сам частный человек, сколько частный взгляд на идею частного человека. Одним словом, художник масс-медийного производства создает такое идеальное, содержанием
167
10 См. Williams R. The analysis of culture //Storey J. Culture theory and popular culture. England. Prentis Hall. 1998. P. 24.
11С критикой симулятивных форм выступают Славой Жижек, Жан Бодрийяр, но более глубокую критику этому феномену дает Джеймисон. Из последних отечественных работ эта проблема поднята в статье А. Бузгалина «Альтернативы деконструкции: блеск и нищета постмодернизма».
12 С критикой симулятивных форм выступают Славой Жижек, Жан Бодрийяр, но более глубокую критику этому феномену дает Джеймисон. Из последних отечественных работ эта проблема поднята в статье А. Бузгалина «Альтернативы деконструкции: блеск и нищета постмодернизма».
Часть 1 Реформы: странное лицо...
которого является не образ человека как некой целостности и даже не его отдельные элементы, а именно частные представления о частном человеке.
Художник индустрии развлечений, участвуя в производстве ча-апных представлений о разных частностях частного человека, тем самым становится всего лишь одним из звеньев совокупного работника на общем конвейере мега-шоу по производству представлений о (1) товарах и формах престижного потребления как основной идеи общественного бытия, а так же (2) престижных имиджах.
Одним словом, художник в логике индустрии развлечения производит то, что позволяет индивиду идентифицировать себя в мире распавшихся универсалий.
Результатом же потребления товаров и услуг «индустрии развлечения» является такое идеальное (образы, установки, вкусы, ожидания взгляды, императивы), которое в свою очередь становится важнейшей предпосылкой уже материального производства. Соответственно, потребление продуктов современной культуры является ни чем иным, как одной из форм расширенного воспроизводства той же самой индустрии развлечения. И в этом воспроизводстве и художник, и сам потребитель культуры становятся работниками (у них только разные модусы) одной большой фабрики, производящей особый мир - мир превратных форм бытия индивида, или говоря словами Бодрийяра, мир симулякров третьего порядка.
Но положение художника, и реципиента на этом производстве индустрии развлечения все-таки разное: (1) если художник за это производство получает деньги, то потребитель их платит; (2) если У художника рабочее время становится «свободные», то для потребителя время досуга превращается в рабочее время. В любом случае, производство системы представлений о престижном потреблении как императиве высшего смысла бытия становится то общее, что роднит теперь и художника, и реципиента культуры (= ее потребителя) . Соответственно, общим результатом для них теперь является то, что каждый из них в процессе этого производства сам становится носителем частной природы. А частный человек - это Унифицированный индивид, несущий в себе природу не конкретно-всеобщего, а общего. Так индустрия развлечения утверждает приоритет общего, а не конкретно-всеобщего и для художника, и Для творчества, и для культуры.
168
169
Л.А. Булавка
Постсоветская культура: принуждение к мутации
Часть 1 Реформы: странное лицо...
Между тем, содержание творческой деятельности таково, что самореализация индивида и его творчества неотделимы друг от друга. Диктатура же общего, проистекающая из господства рынка или/и бюрократической структуры, порождает превратные формы творчества, а значит и превратные формы самореализации индивида, что в конечном итоге приводит к саморазрушению уже самого творческого потенциала художника.
И действительно, диктатура рыночной тотальности заставляет художника подчинять логику своего творчества конъюнктуре рыночного спроса. Так, в условиях рынка, т. е. в атмосфере, казалось бы, свободной от идеологического диктата, творится содержание, но уже не конретно-всеобщего как того требует искусство, а того общего (рыночных стандартов), что диктует рынок.
^ другой стороны, глобализация отчуждения предлагает одну основу решения - жесточайшую конкуренцию, оборачивающуюся в действительности тотальным уничтожением человека, общества, культуры, природы. Но сегодня в мире симулятивных смыслов и форм все обретает превращенную форму, в том числе и процесс уничтожения, который в действительности оборачивается принуждением к мутации и человека, и культуры, и общества, и природы. И как следствие этого - превращение проблемы самоотчуждения современного человека в одну из центральных, вставая в один ряд с такими проблемами как войны, терроризм, экологический кризис.
Понятно, что это отчуждение не свалилось вдруг с неба на российскую почву, а появилось как результат неразрешенности противоречий советской системы, ставшей основанием для развития отечественного постмодернизма (у западного постмодернизма генезис другой). Неразрешенность этих противоречий либеральной методологией породила ряд превратностей российской реальности:
капиталистические формы глобализации (ее социальная сущность, а не техническая сторона) как симулякр исторической перспективы;
попятная диалектика как превратная форма «развития»;
частные формы бытия диктуют потребительское отношение к культуре;
бессубъектное бытие индивида - основа современных форм самоотчуждения;
медийная индустрия - производство частного человека
В своей конкретной постановке проблема самоотчуждения встает вопросом: что необходимо для того, чтобы современный индивид, обреченный на анонимное бытие в социуме и в культуре, стал полноценным субъектом истории и культуры? Другими словами, что необходимо для того, чтобы современный индивид из согбенного объекта глобализации отчуждения превратился бы в «выпрямленного человека» (А. В. Луначарский) мира культуры?
Заключение
Именно протест, но не столько даже экономический, сколько онтологический, вызванный чувством оскорбления от беспросветности и унизительности господствующих форм бытия, в которые загнан современный индивид, как раз и вызывает не прекращающиеся массовые социальные волнения во всем мире и в первую очередь в странах, как я бы назвала, «комфортной цивилизации».
Новые социальные движения, охватившие почти все страны Европейского сообщества, пытаются обозначить и проложить хотя бы реперные точки новой исторической перспективы, в то время как его политический истеблишмент вместо этого продолжает и дальше фетишизировать диктатуру правил отчужденного бытия и человека, и культуры, и природы.
Одновременно они показывают и то, что для современного западного сообщества (впрочем, как и для российского) все более значимой становится проблема, но уже не модернизации (этот «поезд» ушел), а перезагрузки самой его субстанции, самой его основы. Такой перезагрузки, которая исходила бы из утверждения принципа субъектного бытия человека в социуме и в культуре. Именно на основе принципа субъектного бытия индивида только и можно искать альтернативу рабскому существованию (сытому или голодному - это уже не столь важно) современного человека в качестве функции (капитала, бюрократии, рынка, фетишизма правил).
Необходимость этого субстанционального обновления общественной системы Запада (как и России) неизменно связана с поиском и нового вектора исторической перспективы, снимающего симуля-тивные формы развития общества, культуры, человека.
Этот поиск заявляет себя становлением общественного запроса, правда, еще не столько на историческую перспективу, сколько на просматривание этой самой перспективы, причем независимо от
170
Л.А. Булавка
Постсоветская культура: принуждение к мутации
предпочтения той или иной ее модели (линейной, сферической, обратной, панорамной). Человек сегодня ищет те горизонты, которые дали бы ему возможность обретения перспективы становления себя как родового человека; той перспективы, которая стала бы для него онтологической опорой, позволившая ему предъявить, говоря словами А. Блока, «....безмерные требования к жизни: все или ничего; ждать нежданного; верить не в то "чего нет на свете", а в то, что должно быть»".
13 Блок А. Я лучшей доли не искал. М.,1988. С. 485.
Часть 2
Реформы:
Отторжение инноваций
М.И. Воейков
Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!