ТЕМА: « Речь как текст, продукт речевой деятельности. Типы речи ».



для курсантов всех факультетов и студентов факультета права очной формы обучения

Рассмотрено и утверждено

На заседании кафедры

Языковой подготовки

Протокол №________

от «___» _______________201__г.

 

Донецк, 2016

Тема 2. Речь как текст, продукт речевой деятельности. Типы речи.

ПЛАН:

1. Определение понятия текст и его общая характеристика.

2. Речь как текст, продукт речевой деятельности. Типы текста.

3. Виды связи, структурные компоненты текста.

4. Особенности композиции и конструктивные приемы текста.

5. Общие рекомендации по корректировке текста.

Основные понятия: текст, тема, микротема, описание, повествование, рассуждение, строфа, зачин, фрагмент, глава.

Литература:

1.Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2015. – 288с.

2.Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник / Н.В. Кузнецова.- 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2010. – 354 с. – (Профессиональное образование).

3.Русский язык и культура речи: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп./под ред. проф. О.Я. Гойфмана. –М.: ИНФРА-М, 2016. -240 с. (Высшее образование: Бакалавриат).

4.Райская Л.М. Лекции по русскому языку и культуре речи. Издательство Томского политехнического университета. 2008. – 152с.

5.Трусова И.С. Русский язык и культура речи в терминах и понятиях. Словарь-справочник для курсантов и студентов всех специальностей. Владивосток. 2008. – 39 с.

6.Черняк В.Д. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для бакалавров / [Черняк В.Д. и др.]: под общ. ред. В.Д. Черняк; Российский гос. педагогический ун-т им. А.И. Герцена.-3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2014. - 450 с.

Рекомендуемые информационные ресурсы:

1. http://imp.rudn.ru/ffec/rlang/rl3.html

2. http://obrazovanie.biniko.com/info_138.php

3. http://rulinguistic.com/cat/kommunikativnye-kachestva-rechi/

4. http://talkbusedst.ru/kurs-lektsij-po-delovomu-obshcheniyu.html

5. http://www.langrus.ru/content/view/31

6. http://www.prometod.ru

7. www.gramota.ru

Вопрос 1.

Речь – это форма реализации текста, порожденная способностью человека мыслить и необходимостью высказывать свои мысли. Обычно выделяют три уровня порождения текстов: риторика с.47.

    Общие сведения о тексте таковы.

Текст (лат. textumткань, соединение) является единицей синтаксиса и представляет собой группу предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу, грамматически и интонационно.

Другими словами, если речь рассматривать не только как процесс, но и как результат, то именно текст – устный, письменный, мысленный – как раз и будет таким результатом, поскольку содержит в себе самостоятельное законченное сообщение. Из определения также следует, что основными признаками текста являются содержательность, связность и цельность, логичность и лаконичность. А ведь это те самые признаки, о которых уже говорилось, когда определялись качественные показатели речевой культуры. Напомним, в чем они проявляются.

Содержательность – это наличие в тексте информационной насыщенности, целесообразной с точки зрения замысла произведения.

Связность текста находит свое выражение в содержании и в структуре текста, это стройность и последовательность изложения.

Цельность проявляется в смысловом единстве.

В свою очередь, логичность предполагает следование трем законам логики: тождества, противоречия и достаточного основания. Суть первого в том, что в рамках одного рассуждения предмет мысли остается неизменен, отход от главной темы есть нарушение логики. Второй закон говорит о том, что не могут быть истинными два противоположных положения. Третий требует четкости в аргументации при доказательстве или опровержении какой-либо мысли.

Также показателем качества текста, его важнейшим признаком считается лаконичность, т.е. умение в малой форме передать большое содержание. Одну и ту же мысль можно выразить с помощью простого и сложного предложения. Что предпочесть? Многое диктуют форма, стиль речи, особенности жанров. Например: отличительная особенность книжной письменной речи – употребление сложных предложений. Хотя известны слова Паскаля: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени писать коротко». Л. Толстой писал: «Короткие мысли тем и хороши, что заставляют думать». С одной стороны, лаконичность предполагает сжатость речи, а с другой – информационную насыщенность, которую следует отличать от избыточности, т.е. уметь избегать тавтологии и плеоназмов. В то же время в художественном стиле плеоназм может придать тексту выразительность: «И устарела старина и старым бредит новизна» (А.C. Пушкин).

Чтобы текст соответствовал вышеназванным признакам, а значит тому, что связано с понятием хорошей речи, он должен быть подчинен единой теме, наилучшим образом выражать заложенную в нем идею и отличаться композиционной стройностью.

Напомним, что тема – это то, что лежит в основе речевого произведения, то, о чем говорится в тексте. Очень часто тема текста отражается в его заглавии. Заглавия могут быть широкими и узкими. (Охрана природы. Влияние вредных выбросов в атмосферу.)

Нужно заметить, что не следует приравнивать тему к общему содержанию, поскольку последнее является более широким понятием: оно отражает не только то, о чем говорится в тексте, но и отношение автора к теме. Следует помнить, что тема может содержать микротемы, т.е. части общей темы.

Подчеркнем, что идея текста (основная мысль) всегда связывается с тем, что хочет сказать автор, это выражение авторского замысла. Идея может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста, но чаще всего ее надо понять из контекста произведения и сформулировать. В случае затруднения обычно рекомендуется произвести смысловое сжатие текста.

Как это сделать? Для этого нужно отыскать и выделить в тексте главные, опорные слова, которые являются своеобразным ключом для передачи идеи текста: именно они помогут вам сформулировать основную мысль произведения.

Тема и идея текста предполагают выбор его композиции. Данное слово восходит к латинскому «compositio» – расстановка, составление.

Так, под композицией принято понимать определенный порядок следования структурно-содержательных компонентов (частей) текста. Особенности построения текстов, наличия и следования его частей будут проанализированы ниже применительно к текстам разных типов.

Вопрос 2.

Под типом речи понимается текст (или фрагмент текста) с определенным предметным значением (предмет и его признак; предмет и его действие; оценка события, явления; причинно-следственные отношения и т. д.). В юридической речи встречаются разные варианты основных типов речи: описания, повествования и рассуждения. Описание — это сообщение о наличии у предмета речи определенных признаков: определение (дефиниция), описание классификации, описание объекта, ситуации, процесса, места, внешности. Повествование — сообщение об изменении признаков предмета речи: хронология событий, повествование о событии и др. Рассуждение — объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинноследственных связей.

В зависимости от содержания и внутренней организации различаются три типа изложения содержания и соответствующие им три типа текста: описание, рассуждение, повествование.

Описание – это словесное изображение явлений, предметов действительности путем последовательного перечисления их признаков (свойств). Основной вопрос, на который призвано отвечать описание, – это вопрос «какой?» Композиция описания включает: 1) название предмета, 2) изображение деталей, 3) общее впечатление о предмете или явлении. Описание характеризуется статичностью, перечислительной структурой однородных компонентов, перечислительной интонацией. Нередко речевой ошибкой в текстах-описаниях считается неоправданное использование противопоставления вместо перечисления.

Повествование представляет собой рассказ о событиях, явлениях, переданных в определенной последовательности. Такие тексты отвечают на вопрос: «Что произошло?» и характеризуются динамичностью, соотнесенностью видовременных форм глаголов-сказуемых. Композиция обычно состоит из следующих компонентов: 1) экспозиция (часть, предшествующая завязке), 2) завязка (начало действия),3) развитие действия, 4) кульминация (момент наивысшего напряжения), 5) развязка (конец действия). Это можно наблюдать в развернутых эпических жанрах: повестях, сказках, романах, но если текст-повествование является эпизодом полномасштабного произведения, то в его композиции могут быть представлены не все компоненты. Нарушение последовательности считается серьезной речевой ошибкой в текстах-повествованиях.

Рассуждение – это такой порядок изложения мыслей, когда высказывается какое-то утверждение и для доказательства его истинности (либо для его опровержения) приводятся доводы. Тексты-рассуждения отвечают на вопрос: «Почему?». Полная композиционная форма состоит из трех частей: 1) тезис, 2) доказательство и 3) вывод. Рассуждение характеризуется наличием сложных структур, передающих причинно-следственные связи, отношения. Речевой ошибкой считается нарушение логики, ошибочность или недостаточность аргументации.

Чтобы обобщить данную информацию, такое деление текстов на определенные типы можно представить в виде следующей таблицы и комментария к ней.

 

Тип текста Основной вопрос Характер содержания
Текст-описание     Что произошло..? Речь идет о последовательных событиях: сначала.., потом.., затем… и наконец… .
Текст-повествование Какой..? Каков..? Речь идет о признаках, свойствах, о том, что составляет характеристику предметов, явлений, субъектов и объектов действия
Текст-рассуждение Почему..? Речь идет о причинах возникновения явлений, событий, процессов, устанавливается между ними связь

 

Указанные типы текстов в чистом виде встречаются редко. Чаще всего в тексте представлены элементы и повествования, и описания, и рассуждения (доказательства).

Вопрос 3.

Анализ третьего вопроса – виды связи предложений в тексте – позволит объяснить, как они соединяются, как при этом образуется единое речевое произведение.

Известно, что предложения могут быть связаны последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Эта связь называется цепной. Связь при этом осуществляется главным образом при помощи 1) повтора, одного и того же слова, 2) личных местоимений, слов, близких по значению, 3) союзов.

Например: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат» (А. Пушкин). За домом был заброшенный пруд. Пруд был весь покрыт зеленью. Здесь повтор выражен в словесной форме, но связь может быть установлена и с помощью семантического повтора в виде перифразы: Утро. Туман рассеялся. Солнце уже было высоко над горами.

Цепная связь используется в текстах разных жанров и стилей речи. Это самый распространенный способ соединения предложений. Широкое ее распространение объясняется тем, что она в наибольшей степени соответствует специфике мышления, особенностям соединения суждений, она встречается там, где мысль развивается линейно: и в текстах-описаниях, и в текстах-повествованиях, но особенно в текстах-рассуждениях научного стиля речи.

   Другой вид связи предложений – параллельный. Эта связь осуществляется без связывающих слов, но при этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развертывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении.

Например: Нашу верность проверяли каленым железом. Нашу гордость испытали танками и бомбами (И. Эренбург).

Очень часто некоторые члены соединяемых предложений имеют одинаковое лексическое выражение. В этом случае параллельная связь усиливается анафорой. Это художественное средство языка, для которого характерно единоначатие, повторение первого слова в предложениях. Но анафора – необязательное условие параллельной связи. Такая связь может достигаться параллелизмом синтаксической структуры предложений: Маленькие ветви пригнуло к земле. Желтые листья унесло далеко в сторону. (Безличные предложения.) Параллельные связи используются в текстах с экспрессивной окраской, в текстах художественного и публицистического стиля. Особенно характерен параллелизм для поэтической речи. А. Блок «Анне Ахматовой»:

«Красота страшна» – Вам скажут, –

Вы накинете лениво

Шаль испанскую на плечи,

Красный розан – в волосах. …

-------------------------------------

Вы задумаетесь грустно: …

«Не страшна и не проста я;

Я не так страшна, чтоб просто

Убивать; не так проста я,

Чтоб не знать, как жизнь страшна.»

Параллелизм – сюжетный и синтаксический – составляет суть этого стихотворения, имеющего кольцевую композицию.

Схема параллельной связи такова:

 

 

 

 

Итак, в любом тексте наблюдается сцепление, связь предложений. Как предложения строятся по определенным синтаксическим моделям, точно так же и предложения соединяются по определенным синтаксическим правилам. Язык диктует нам не только правила образования слов, словосочетаний и предложений, но и правила соединения самостоятельных предложений. Эти знания важны для владения связной речью, т.е. умения строить собственное высказывание. Нарушение связи расценивается как нарушение нормированности построения текста.

Выше было показано, как объединяются самостоятельные предложения. Теперь необходимо узнать, во что объединяются самостоятельные предложения. Звуки объединяются в слова, слова в словосочетания, а предложения? Предложения – в строфы, или в абзацы.

 

Группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих относительно законченную мысль, называется в лингвистике сложным синтаксическим целым, сверхфразовым единством, компонентом, абзацем, прозаической строфой.

Мы будем придерживаться последнего термина, прозаическая строфа, поскольку абзац имеет и другое значение – отступ в начале строки, красная строка. Ставя абзац, мы отмечаем, что в тексте начинается новая мысль. Это своеобразная разбивка текста, которая позволяет нам сконцентрировать внимание на той или иной мысли автора. Правильное абзацное членение важно еще и потому, что человеку вообще свойственно членить информацию, воспринимать ее частями.

Другими словами, с помощью абзаца мы членим текст на строфы – наименьшие, относительно законченные, смысловые, структурные части целого речевого произведения.

Строфа как единица текста имеет свою композицию: зачин, содержащий начало мысли, микротему строфы; затем следует средняя часть – развитие мысли темы, а далее идет завершение – концовка, которая, как правило, выделяется специально, так как требуется подчеркнуть, что развитие мысли строфы заканчивается. Организующие строфу компоненты выполняют неодинаковую роль.

Наибольшей свободой построения характеризуется обычно первое предложение строфы, или зачин, где используются специальные синтаксические средства, оформляющие момент начала мысли. Зачин может быть представлен в виде:

– постановки проблемы,

– вопроса,

– примера,

– замечания о важности темы,

– цитаты.

Другие предложения менее самостоятельны в структурном и смысловом отношении. Только первое предложение можно считать построенным свободно. Структура второго предложения и последующих в значительной степени определена и обусловлена отношением к первому. Предложения средней части особыми средствами не оформляются: они присоединяются к зачину посредством цепной или параллельной связи.

Существуют и другие виды связи предложений в строфе, например, присоединительные, отличающиеся большей свободой в их организации и содержании, большей независимостью в составе целого. Они характерны для художественных текстов, которые не являются предметом нашего анализа

По типу связи предложений различаются цепные и параллельные строфы. Цепные строфы играют большую роль в связной речи. Строфы с цепными связями составляют основную массу (80-85%) словесной ткани текста во всех стилях речи.

Нижняя граница строфы – концовка – выделяется, как правило, особо, специально. (Древние римляне: «Dixi – Я сказал!»)

Наиболее распространенными являются следующие типы концовок:

– выводы, в которых содержатся все положения, рассмотренные в тексте;

– концовка-повтор, которая делает речь подчеркнуто завершенной;

– цитата.

Некоторые строфы получили название кольцевых, так как зачин и концовка их полностью или частично совпадают, что подчеркивает цельность и завершенность строфы. Они чаще используются в жанрах публицистического стиля, чем научного, потому что отличаются эмоциональной окрашенностью.

Например: Я пересек Сибирь от… и до… Побывал … Увидел… Узнал…  Я пересек всю Сибирь и понял…

Представленная композиция строфы – типовая, но необязательная. В зависимости от структуры произведения возможны строфы без зачинов, без концовки, строфы-предложения, например, текст рекламы.

Способы распространения темы или мысли в абзацах могут быть представлены следующими наиболее распространенными приемами:

1. Детализация.

Например: «Сражение началось. Восемь тысяч африканских всадников с левого фронта обрушились на правый фланг римлян и рубили их конницу. После этого, промчавшись в тылу легионов, они рассеяли конницу противника на левом фланге» (По А. Митяеву).

2. Приведение примеров, подтверждающих мысль, высказанную в тематическом предложении.

3. Сопоставление и противопоставление.

4. Объяснение тезиса, получившего отражение в тематическом или концептуальном предложении.

Например: «Вулканы здесь не причиняют вреда людям. Города и поселки построены на почтительном расстоянии от огнедышащих гор, да и сами извержения стали более редкими и перестали быть сюрпризами - ученые научились довольно точно их предсказывать» (По А. Шилову).

5. Причинное обоснование содержания тематического предложения.

6. Указание на следствие из содержания тематического предложения абзаца.

7. Определение понятий, введенных тематическим предложением.

Например: «некоторые люди смешивают слова аффект и эффект. Между тем это два разных понятия. Дадим их определение. Аффект - это нервно-психологическое возбуждение с утратой волевого контроля вследствие временного торможения деятельности коры головного мозга. А эффект - это 1) действие какой-либо причины, силы, результата, следствие чего-либо; 2) сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо.

8. Аналогия - распространение темы путем указания на аналог.

9.  Выделение из событий, явлений, лиц, поступков, признаков и т.д., обозначенных в тематическом предложении абзаца, одного какого-нибудь с последующей его детализацией.

10. Формулирование вывода из содержания тематического предложения.

Например: «Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни и вы посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Следовательно, не удовлетворение желаний - то, что обыкновенно называется счастьем, - а цель жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья. И чем охотнее и полнее вы будете удовлетворять стремление человека к наслаждениям, отняв у него цель жизни, тем несчастнее и ничтожнее вы его сделаете» (По К.Д. Ушинскому).

11. Вопросно-ответный способ распространения тематического предложения в абзаце.

12. Дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении абзаца.

13. Нагнетание, усиление темы абзаца.

14. Подтверждение главной мысли абзаца.

15. Предположение, не противоречащее смыслу тематического или концептуального предложения абзаца.

Например: «Справедливо говорят, что в языке отображается мудрость народа. Вероятно, поэтому он покоряет чувствительностью и логичностью, щедростью и бережливостью, поражает своей, если хотите, своеобразной находчивостью» (По Г. Клаусу).

16. Указание на условие осуществления или истинности утверждения (отрицания), сделанного в тематическом предложении абзаца.

Например: «Но что может помешать человеку добиться своей цели в науке, если он этого очень хочет? Ничто! Если есть одержимость и работа до самозабвения» (По В. Макарову).

Довольно часто в тексте абзацев есть слова и словосочетания, которые подсказывают способ распространения темы. Такими словами и словосочетаниями могут быть следующие:

Речевые подсказки способов распространения темы ...вот почему... ...так, например, ... ...сравним... ...приведем в подтверждение... ...объясним это тем, что... ...укажем детали... ...как и..., здесь мы Способы распространения темы указание на следствие приведение примеров сопоставление и противопоставление подтверждение объяснение детализация аналогия  

 

Итак, мы выяснили, что строфа является основной единицей текста. Мы поняли, что каждый шаг вперед от слова к тексту ведет к укрупнению единицы нашего анализа. В словосочетании такой единицей является слово, в предложении – член предложения, в строфе – предложение, в тексте – прозаическая строфа.

Но чтобы составить развернутый текст (высказывание), мы обязаны мыслить более крупными семантико-синтаксическими «блоками», ведь развитие темы обычно осуществляется на уровне двух-трех строф. Так образуются сложные семантико-синтаксические единицы, которые получили название фрагмента текста. Как правило, «программа» фрагмента содержится в первой строфе, там намечается тема и узловые моменты ее развития. Подобные строфы называются ключевыми. Это своеобразные зачины фрагмента. Строфы, находящиеся внутри фрагмента, призваны пояснять, иллюстрировать основную тему. Поэтому они менее самостоятельны и не оказывают влияния на развитие главной, сквозной мысли. Именно зачины фрагментов образуют смысловой каркас произведения, там содержатся опорные фразы, заключающие в себе основные мысли-тезисы. Об этом следует помнить при составлении вторичных текстов на основе оригинала, например: аннотации, конспекта или реферата, подробный анализ которых будет представлен ниже.

Далее за фрагментом– крупной семантико-синтаксической единицей текста – следуют параграф, глава, часть, том.

Схему связной книжной письменной речи можно представить следующим образом: предложение – строфа – фрагмент – глава – часть – законченное речевое произведение (текст).

Специфика всех перечисленных единиц текста – в их структурной и смысловой законченности. Конечно, не в каждом произведении должны быть представлены все компоненты схемы. Объем, протяженность их могут быть разными: включать одно предложение (афоризм, загадка, пословица), одну строфу или один фрагмент (заметки в газете, служебная записка) и более значительные его составляющие.

 

Вопрос 4.

Вполне понятно, что композиция текста в целом, его построение определяется общим замыслом, типом текста и жанрово-стилевыми особенностями. Композиция может быть ступенчатой, когда автор последовательно переходит от одной мысли к другой (параграфы учебника), и концентрической, при этом автор на протяжении всего текста несколько раз возвращается к сказанному, но на новом уровне (лекции).

В основе композиции лежат те или иные конструктивные приемы – способы, в которых заключена логика отношений частей текста. Прокомментируем особенности приемов, которые наиболее часто встречаются в произведениях и которые вы сами могли бы использовать при написании текстов.

1) Если части текста противопоставлены друг другу, значит в композиции использован прием контраста. На этом приеме построено стихотворение Лермонтова «Я не унижусь пред тобою».

2) Дилемма как конструктивный прием тоже достаточно часто встречается в текстах разных жанров. Суть приема состоит в выборе между двумя противоположными положениями (знаменитый монолог Гамлета).

3) Прием вопросно-ответного хода (когда автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или слушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора.

4) Прием обрамления, когда первая и последняя фразы части текста одинаковы или почти одинаковы, способствует большей выразительности текста.

5) Прием перечисления используется для усиления, выделения логических отношений в тексте.

6) Не менее востребован и прием, называемый конкретизацией, суть его – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли.

7) Композиция текста также может быть построена на приеме параллелизма.

8) В некоторых текстах можно наблюдать прием, именуемый парадоксом, построенном на намеренном нарушении логики.

Умелое использование конструктивных приемов делает текст более понятным, убедительным и запоминающимся.

Такова общая характеристика текста как речевой единицы.

 

Вопрос 5.

Итак, чтобы построить текст, необходимо не только обладать предметным знанием, но и намечать план движения мысли, развития темы, уметь членить текст и делать переходы от одной мысли к другой, устанавливать связи между отдельными частями текста. Но и этого будет недостаточно, если вы не научитесь контролировать себя и избегать ошибок при написании текста. В этой связи можно посоветовать следующее.

1.Написанный текст обычно читается два-три раза, с тем чтобы сконцентрировать внимание сначала на содержании, затем на речевых и грамматических средствах и, наконец, на орфографической и пунктуационной правильности.

2.При корректировке содержания вы должны задуматься над тем, нет ли лишнего, может быть, о чем-то сказано недостаточно, точно ли выражена главная мысль, не нарушается ли последовательность в изложении.

3.При корректировке речевых ошибок обратите внимание на правильность употребления слов с точки зрения их значения и сочетаемости. Опирайтесь на нейтральную лексику. Помните, что книжный стиль не допускает использования разговорной лексики. Избегайте ненужных повторов, однообразных по структуре зачинов и концовок строф. Не забывайте, что именно эти компоненты придают тексту динамичность и выразительность.

4.При определении грамматической правильности обратите внимание на сочетаемость слов, их управление, а также на структуру предложений, не злоупотребляйте инверсией, следите за порядком слов в предложении.

5.При проверке орфографической правильности обратите внимание на написание терминов, слов иноязычного происхождения. Прочитайте текст без редукции по слогам, зрительно определяя состав слов, особенно суффиксы и окончания.

6.Для определения пунктуационной правильности большую роль играет представление структуры предложения: простое – сложное, а далее порядка слов, уровня распространенности (однородные члены, обособленные члены, вводные слова).

Выводы. Умение правильно излагать свои мысли – неотъемлемое качество образованного человека. Ваша задача не только знать материал, но и контролировать себя при создании речевых произведений. Помните о том, что хороший текст – это содержательный, логичный, лаконичный, правильный с точки зрения речевой нормированности текст.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое текст? Каковы его основные признаки?

2. Что такое тема, общее содержание и идея текста?

3. Какие типы текстов вы знаете и чем они отличаются друг от друга?

4. Что такое цепная и параллельная связь предложений?

5. На какие структурные компоненты членится текст?

6. Какие факторы определяют композицию текста?

7. Какие конструктивные приемы могут лежать в основе композиции текста? В чем их особенности?

 

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКАЯ АКАДЕМИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

КАФЕДРА ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

                                                      УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой языковой подготовки

Донецкой академии внутренних дел МВД ДНР

________________к.ф.н. О.В. Подолина

                                             “_____” _____________________ 201__ г.

 

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ №3


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 467; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!