Медицина и фармация средних веков



Дополнительная литература

С падением в 476 г. Римской империи закончился период истории Древнего Мира и началась эпоха средних веков. Этот же период характеризуется развитием христианства. В период средневековья большое влияние на развитие лекарствоведения оказывали магия, астрология и в особенности алхимия.

Влияние алхимии на развитие медицины и фармации

Дополнительная литература

Средневековье охватывает период с конца 5 до середины 17 века (476-1640 гг.). В эту эпоху большое влияние на развитие медицины и фармации оказала алхимия. Возникнув на Востоке, она распространилась по всей Европе, где господствовала до середины 16 столетия.

Подалхимией принято понимать учение о превращении <неблагородных> металлов в <благородные> (т.е. в золото и серебро) с помощью <философского камня>, (иначе - <красный камень>, <великий эликсир>, <панацея>), которому приписывались и другие чудодейственные свойства, например способность излечивать все болезни, возвращать молодость. В поисках этого камня и состояла главная цель деятельности алхимиков.

Несмотря на свои ошибочные представления, алхимики практической работой способствовали развитию химии и фармации. Благодаря алхимикам увеличилось число веществ, получаемых лабораторным путем. 

Алхимики развили и усовершенствовали методы перегонки, осаждения, фильтрации, кристаллизации. Важнейшим изобретением средних веков было открытие метода дистилляции и конструирование перегонных аппаратов, в результате чего были получены дистиллированная вода, необходимая для приготовления лекарств, этанол, ряд эфирных масел, скипидар, соляная и азотная кислоты (Рис. 23).  

С целью получения более концентрированных отгонов алхимики применяли троекратную и пятикратную перегонку. Ими были освоены процессы сублимации, т.е. возгонки твердых веществ. Все это способствовало развитию производства химических и лекарственных средств. Однако заблуждения алхимиков в отношении превращения больных в здоровых, стариков в молодых на некоторое время направило фармацию по неправильному пути: поиски панацеи и эликсира молодости продолжались на протяжении всего периода средневековья.

Медицина и фармация в странах Востока

Дополнительная литература

В то время как в Западной Европе развитие медицины и фармации было в значительной степени заторможено католической церковью, не допускавшей никаких отклонений от догматов веры и рецензированных трудов Галена и Гиппократа, в странах мусульманского Востока имела место прямо противоположная картина. Осознавая роль науки, их правители содействовали ее прогрессу. Там возникли центры науки и образования, занимавшиеся вопросами медицины и фармации. К 10 веку на арабский язык была переведена практически вся мировая литература, представлявшая хоть какой-то интерес.

Арабы первыми ввели правила для приготовления лекарств. В 9 веке они создали первую фармакопею - особую книгу о свойствах и способах приготовления лекарственных средств, имевшую силу закона, название которой («Карабадини») переводится как «Книга жизни». Арабами введены в фармацевтическую практику сахар вместо меда и лекарственные сиропы.

Крупнейший ученый, оказавший большое влияние на развитие средневековой медицины и фармации, таджикский ученый-энциклопедист (преуспевал в 12 науках), врач и философ Абу Али Ибн Сина (лат. Avicenna, 980-1037) (рис. 24).

Ибн Сина родился близ Бухары в селении Афшана. В 985 году его семья переехала в Бухару. В пять лет он поступил в начальную духовную школу, где изучал Коран, светские и гу­манитарные науки. В десять лет Ибн Сина не только свободно писал, читал, сочинял стихи, но и знал наизусть весь Коран, изучил в основном такие дис­циплины, как грамматика, стилистика, поэтика и другие. Уже в юношеском возрасте Ибн Сина изучил труды таких ученых-медиков Древней Греции, Рима, Египта, как Гиппократ, Гален и другие.

Благодаря своим блестящим способностям и прекрасному знанию медицины, Ибн Сина рано приобрел широкую известность замечательного врача. Успешно вылечив правителя Бухары, он в виде награды просил позволения пользоваться личной библио­текой эмира - одной из богатейших по собранию классической литературы тогдашнего Востока. Это имело огромное значение для формирования его как ученого - энциклопедиста.

После смерти отца Ибн Сина занял высокий административ­ный пост, однако вскоре после падения династии Самаидов, уче­ный был преследуем новым султаном и покинул Бухару.

В крупных городах Хорезма уже существовали больницы и ап­теки, а наличие специализированных отделений в них давало бо­гатейший опыт для наблюдений и выводов. У врачей появилась возможность наблюдать многообразие заболеваний и сопостав­лять их симптомы, выстраивать клиническую картину. В этот пе­риод Ибн Сина создал основы своих двух величайших трудов "Ка­нона врачебной науки" и "Книги исцеления". "Канон" состоит из 5 книг, охватывает вопросы анатомии, фи­зиологии, патологии, терапии, лекарствоведения, гигиены, дие­тики (рис. 26).

Две книги "Канона" посвящены лекарствоведению: вторая - простым лекарственным средствам, а пятая - сложным лекар­ственным формам. Вторая книга "Канона" делится на два трактата. Первый вклю­чает главы о системе простых лекарств, о признании свойств про­стых лекарств, рассуждение о действиях простых лекарств, о взгляде на некоторые наружные лекарства и о перечне лекарств и их сохранении. Во втором трактате описаны лекарственные рас­тения: анис, полынь, акация, можжевельник, ромашка, лук, а так­же другие лекарственные средства: сурьма, бобровая струя и др.

Ибн Сина указывает, что с лечебной целью могут быть использо­ваны: тысячелистник, тыква, огурцы. Ему принадлежит заслуга введения в медицинскую практику александрийского листа, кам­фары, ревеня.

Ибн Сина описал всего 811 лекарств, из них - 526 раститель­ного происхождения, 125 - животного и 78 - неорганического про­исхождения. Описанием простых и сложных лекарственных средств и их действий Ибн Сина создал новую фармацию.

Ибн Сина в своем "Каноне" дал также фармакогностическую и фармаколо­гическую характеристику лекарств растительного происхождения. Интересно, какИбн Сина определяет само понятие "лекарственные травы".По его словам, к "целебным растениям принадлежат листья, семена, корни, стебли, цветки, плоды, смолы, и цельные растения как они есть.

Листья надо срывать после того, как они полностью приобретут свойственные им объем и форму и оста­нутся в таком виде некоторое время, но прежде, чем они изме­нят окраску и сломаются и раньше, чем они нач­нут опадать и осыпаться. Семена следует собирать после того, как тело их окрепнет и когда их покинет незрелость и водянис­тость...". Таким образом, Авиценна первым обратил внимание на зависимость накопления действующих начал в органах растений от времени года, то есть от состояния зрелости, отчего в пря­мой зависимости находится определение периода сбора и за­готовки растительного лекарственного сырья.

Из лекарств животного происхождения Ибн Сина называет моллюсков, рептилий, птиц и в большом количестве органы мле­копитающих, а также продукты выделений и отделений животных. Со времен Ибн Сина до наших дней дошел ряд препаратов неор­ганического происхождения.Впервые Авиценна применил в ка­честве лекарств такие вещества, как ртуть, мышьяк, сера, медь, серебро, олово, сода, поташ, гипс, бура, глина, квасцы и другие.

Авиценне принадлежит открытие "очищенной воды", которая сегодня известна под названием дистиллированной. Метод органолептического анализа у Ибн Сины достиг совершенства.По его определению, только один вкус лекарств имел 9 разновидно­стей. Так, сладкий, горький вкус или едкий вкус, а равно резкий и острый запах характеризует горячее вещество, вяжущий, терп­кий и кислый вкус - холодное вещество и т.д. Вкусовые свойства лекарств распространялись, по прежним представлениям, и на остальные органы: сладкое и горькое действовало на внутренно­сти аналогично их действию на орган вкуса.

Ученый пытался выяснить состояние наибольшей эффектив­ности того или иного лекарства. Он испытывает их в различных условиях - "варки, сжигания огнем, промывания, остуживания" и т.п.Таким образом, еще 1000 лет назад Ибн Сина делал попытки определить для каждого лекарственного средства форму, в кото­рой был бы проявлен максимальный лечебный эффект действую­щего вещества. Авиценна обратил внимание, что есть лекарства, которые изменяют свои свойства, смешиваясь с другими лекар­ствами, и есть такие лекарства, которые совершенно теряют ле­чебное действие от растирания и смешения.Таким образом, при рассмотрении вопроса об изменении действия лекарств при растирании и измельчении Ибн Сина вплотную подходит к современ­ному учению о дисперсности лекарственных средств и повыше­нии их всасывающей способности в связи с увеличением поверх­ности.

Впервые у Ибн Сина мы сталкиваемся с понятием "коррегирования" лекарств. "Порой лекарство бывает противно натуре и желудку, больные питают к нему отвращение, извергают его, тог­да приходится добавлять того, что делает его приятным..." - пи­шет Ибн Сина в своем "Каноне".

Большое внимание он уделяет определению точности време­ни хранения лекарств. Справедливо считает, что длительное хра­нение снижает эффективность лечебного средства. Причем Ибн Сина отмечает, что "в жарком климате лекарства сохраняют свои свойства меньший срок, чем в холодном".

В четвертой книге «Канона» уделяется много внимания ядам и противоядиям. Отдельно рассматриваются яды растительные, животные, а также лечение этими ядами. Познания ученого о ядах и вызываемых ими отравлениях были столь обширны, что до кон­ца XVII века он считался одним из ведущих авторитетов в области токсикологии.В "Каноне" описаны более 90 разновидностей ядов растительного, животного и минерального происхождения. Он подчеркивает особую опасность отравления натощак. В книге под­робно освещены мероприятия при различных отравлениях.

Пятая книга "Канона" посвящена сложным лекарствам. У Ибн Сины о каждом лекарстве имеется суждение по его простым со­ставным частям и суждение по их совокупности. Авиценна описы­вает различные лекарственные формы, технологию их изготовле­ния, а также применение. Так он приводит прописи лепешек 63 видов, порошков, сиропов, пилюль 29 видов. Авиценна описыва­ет пять - шесть видов отваров из корней укропа, аниса, валериа­ны и др., которые употреблялись при затруднениях в мочеиспус­кании и при болезни печени и желудка. Авиценна рекомендует 15 видов мазей и семь видов пластырей. Он перечисляет 32 вида ле­карственных масел. Ему были известны наркотические и болеу­толяющие свойства лекарств. Обезболивающим средствам Ибн Сина требовал производить предварительную проверку на больных животных и только после этого на больном человеке.

Таким образом, Ибн Сина представляется нам знаменитым врачом, труды которого в течение нескольких веков служили тео­ретической и практической основой медицинской науки, а его "Ка­нон" вплоть до XVII века оставался непревзойденным руковод­ством в университетах Европы.

Современником Ибн Сины был великий хорезмский ученый Абу Райхан Беруни (973-1048), описавший в своем сочинении"Фармакогнозия" лекарственные средства, применявшиеся в медицине того времени. Средневековая арабоязычная культура в течение столетий находилась во главе цивилизации. Она оказала значительное влияние на страны Азии, Африки и Европы и заполнила собой огромное расстояние между древними школами и наукой позднего средневековья.

Увеличение количества применяемых лекарств, дальнейшее совершенствование медицины привели к возникновению аптек, что, в свою очередь, дало импульс к развитию фармации как науки.Первая аптека была открыта в 754 году в Багдаде. В Европе первые аптеки возникли в 11-12 веках.

Медицина и фармация в Европе

Дополнительная литература

Ведущее место в подготовке врачей и фармацевтов в Европе в средние века занимала высшая медицинская школа, созданная в итальянском г. Салерно, расположенном неподалеку от Неаполя (первое упоминание относится к IХ веку). В середине 12 в. (1140 г.) в ней была составлена первая европейская фармакопея «Антидотарий» (т.е. "Сборник противоядий"), содержавшая около 60 рецептов наиболее употребляемых лекарств. В этой фармакопее были впервые введены весовые единицы для приготовления и отпуска лекарств (гран, скурпулы, драхмы, унции). Гран был равен массе пшеничного зерна средней величины (62,209 мг). 20 гран составляли 1 скурпул, 3 скурпула соответствовали 1 драхме, 8 драхм - 1 унции.

До этого количество лекарства определялось на глаз, по пригоршне и т. д. Салернская школа выпустила учебник, где описаны различные лекарственные растения, их применение и культура. Для оканчивающих Салернскую школу было установлено четыре степени.

1. Степень лиценциата — узкая специальность (например, уход за больными, при­готовление лекарственных смесей из готовых материалов и т.п.). Эту степень получали лица, прошедшие основной курс какой-либо дисциплины.

2. Степень бакалавра (наставника) получали лица, которым доверялось обучение других.

3. Степень магистра — учителя, впоследствии мастера, получали лица, широко овладевшие наукой и могущие передавать знания другим.

4. Степень доктора (ученый, научающий) получали лица, самостоятельно развивающие учение, теорию или самостоятельно на базе общей теории развивающие прак­тические выводы.

Длительное время медицина и фармация развивались совместно и представляли единую науку. Однако по мере формирования лекарствоведения, с возникновением аптек стали появляться специалисты в области фармации. Произошло разделение функций между врачом и фармацевтом, появились законы, регулирующие деятельность каждого из них. Королевскими указами врачам запрещалось торговать лекарствами, а фармацевтам - лечить больных. Были установлены ревизии аптек, клятва фармацевтов, правила хранения и отпуска ядов. В начале 15 века была введена аптечная монополия, т.е. разрешение на открытие аптек давалось государством при условии исключения конкуренции между ними.

С развитием производства на смену алхимии приходит новое направление - лечебная химия или иатрохимия (химия лекарственных веществ).


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1541; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!