Роль иатрохимиии в развитии лекарствоведения



Дополнительная литература

В 16 веке появляется лечебная химия, или иатрохимия (ятрохимия). Это был закономерный исторический этап становления современной химии, которая прошла в своем развитии несколько периодов.

Создателем и ярким представителем иатрохимии является вы­дающийся швейцарский врач и химик Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, известный в истории под псевдонимом Парацельс (1493-1541) (рис. 26).

Парацельс родился в семье врача в Швейцарии. Его отец происходил из обедневшего рыцарс­кого немецкого рода. Первым же настоящим учителем его, как он сам говорил, был отец. В доме отца была библиотека с большим чис­лом рукописей и книг старых и новых мастеров. В 1510 году Теофраст поступает в Феррарский университет на медицинский факуль­тет в Италии. Обучаясь в университете, Теофраст посещал со­седние университеты Падуи и Болоньи и принимал участие в сту­денческой жизни. Там же он присоединил к своему имени про­звище Парацельс, т.е. "подобный Цельсу". Окончив университет (предположительно около 1515 года), доктор Теофраст фон Го­генгейм начал свое многолетнее странствие. Он посетил Польшу, Россию, Константинополь и другие страны.

С точки зрения его интересов, направленности его мышле­ния и деятельности, Парацельс был естествоиспытателем.Он впервые ясно и просто показал, что процессы, совершающиеся в человеческом теле, "суть химические процессы, и химии суж­дено сыграть роль в решении проблемы здоровья человека".

Парацельс одним из первых показал ложность пути алхимии, он попытал­ся создать новую науку – иатрохимию - химию, подчиненную медицине и занимающуюся отысканием, исследо­ванием и приготовлением лекарств.

Химия Парацельса крайне прими­тивна. По его учению человек состоит из серы, ртути и соли. Гармоничное сочетание этих элементов обеспечи­вает здоровье, а нарушение равнове­сия вызывает болезни. Так преобла­дание серы вызывает лихорадку и чуму; соли - водянку и расстройство желудка; ртути - параличи. Парацельс ввел в медицинскую прак­тику спиртовые извлечения из растений. С помощью спирта или "воды жизни" Парацельс попытался выделить из растений "квинтэссенцию", т.е. лекарственные вещества в чистом виде. Галеновые препараты, получаемые с помощью других раствори­телей (воды, вина, уксуса, меда), он считал недостаточно очи­щенными и поэтому малоэффективными. Очень популярна была золотая тинктура, которую Парацельс назначал при проказе, па­раличах, чуме, водянке, эпилепсии, обмороках, при сердечной недостаточности. Парацельс предложил "железную тинктуру"- жидкие лекарства, содержащие соединения железа, и лауданум - сложные лекарственные препараты, составной частью которых был опий. Одной из величайших заслуг Парацельса была та, что он впервые ввел понятие о действующем начале как о химичес­ком веществе.

С целью лекарственного использования им изу­чались соединения различных металлов: ртути, свинца, меди, железа, сурьмы, мышьяка. Аптеки испытывали лечебное дей­ствие химических препаратов и растительных лекарственных средств. Для этой цели Парацельс ввел ряд усовершенствова­ний и аппаратуру, приборы для анализа.

Он считал, что в основе всех физиологических процессов лежат химические превращения. Организм человека, по мнению Парацельса, - это совокупность химических веществ. Болезнь возникает в результате нарушения химического равновесия. Для восстановления этого равновесия следует вводить в организм химические вещества - в этом сущность лечения. Парацельс считал, что «настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарства».Иатрохимия выражала стремление слить медицину с химией. Новые химические соединения все шире стали применяться для лечебных целей.

Парацельс применял почти все известные в то время химические препараты в качестве лекарств, не останавливаясь перед употреблением сильных ядов. Он развил новое для своего времени учение о дозировке лекарств. Парацельс считал, что «все есть яд и ничто не лишено ядовитости - одна только доза делает яд незаметным». Он утверждал, что универсального средства от всех болезней не существует, и указывал на необходимость поисков специфических средств против отдельных болезней.

Наряду с химическими препаратами Парацельс применял и лекарства растительного происхождения.Подобно Галену, он считал, что действует не все растение, а лишь заключающееся в нем особое вещество. В то же время Парацельс полагал, что Гален предложил неверный способ извлечения действующих начал из растений, иввел в употребление настойки, экстракты, эликсиры. Тем не менее, выделить действующие вещества в чистом виде Парацельсу и его ученикам так и не удалось. Работы Парацельса способствовали развитию фармации в целом и положили начало фармацевтической химии.

Ошибкой Парацельса было то, что он не производил предварительных испытаний новых лекарств на животных, в результате чего предложенные им препараты вызывали большое количество отравлений. Однако взгляды Парацельса оказали большое влияние на европейскую медицину и в значительной мере определили ее развитие.

За 100 лет развития иатрохимии наука обогатилась большим количеством фактов, чем алхимия за 1000 лет.

Зарождение медицины на Руси

Дополнительная литература

Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине 9 в. В это время центрами княжеств были Новгород, Псков, Смоленск, Чернигов, Переславль. Самым большим и многочисленным городом был Киев. Границы Киевского государства доходили до бассейнов рек Оки и Волги.

На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение от отца к сыну в так называемых "семейных школах".

Большой популярностью пользовались лекарства, приготовлен­ные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, бодяги, цветков липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока и многих других народных средств врачевания.

Среди лекарств животного происхождения особое место зани­мали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.

Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, "серного камня" и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал целебные свойства "кислой воды". Ее древнее название «нарзан», сохранившееся до наших дней, в переводе озна­чает "богатырь-вода".

Впоследствии опыт народной медицины был обобщен много­численными травниками и лечебниками, которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства (988 г.) и распрост­ранения грамотности. В них содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, так и более древне­го языческого периода русской истории.

Состояние медицины в Киевской Руси хорошо показано в работе Евпраксии Киевской (Зои) — внучки Владимира Мономаха, написанной ею в Византии (начало XII века). Подлинник этой книги, назван­ный Зоей «О мазях», хранится в Риме.

Центрами развития медицины на Руси являлись монастыри. Первые сведения о монастырских больницах в Древнерусском государстве относятся к 11 веку. Они были построены в Переяславле и Киеве, а позднее - в Новгороде и Смоленске. Широкой извест­ностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры - первого русского монастыря, основанного в первой половине 11 века. Монастырские хроники сообщают о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них - пришедший из Афона (Греция) "пречудный врач" Антоний, который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее  "зелье"; преподобный Алимпий, излечивавший мазями прокаженных; препо­добный Агапит - ближайший ученик преподобного Антония.

При дворах князей и бояр служили светские лечцы как русские, так и иноземные, широко использовавшие в своей практи­ке опыт народной медицины. Некоторые древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. 

Монастырские хроники содер­жат первые конкретные сведения о врачебной этике в Древней Руси: лечец должен быть образцом человеколюбия вплоть до само­пожертвования, ради больного выполнять самые черные работы, быть терпимым и сердечным по отношению к нему, делать все, что в его силах, для исцеления больного и не заботиться о личном обогащении или профессиональном тщеславии.

В древнерусской литературе 12 века имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.

По уровню развития санитарного дела Древнерусское госу­дарство в 10-14 веков опережало страны Западной Европы. При архе­ологических раскопках древнего Новгорода найдены документы, относящиеся к 1346 г., в которых сообщается о существовании в Новгороде больниц для гражданского населения и специалистах-алхимиках, занимавшихся изготовлением лекарств. Там же были обна­ружены деревянные мостовые и водопровод, созданные в 10-11 веках (В Германии водопровод был сооружен в 15 веке, а первые мостовые были проложены в 14 веке). Неотъемлемой составной частью меди­ко-санитарного быта Древней Руси была русская паровая баня, ко­торая издавна считалась замечательным средством врачевания.

Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и "накладывали горшки", лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.

В средние века Европа была ареной опустошительных эпидемий. В русских летописях наряду с многочисленными описаниями болезней князей и отдельных представителей высшего сословия (бояр, духовенства) приведены ужасающие картины больших эпиде­мий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли "мором", "моровым поветрием" или "повальными болезнями". В стремлении прекратить эпидемии народ шел на самые отчаянные ме­ры. Например, когда в Новгороде в 14 веке разразилась чума, горо­жане в течение 24 часов построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней.  Однако ни строительство церквей, ни молитвы не спасали народ от бедствий - эпидемии уносили тысячи человеческих жизней. Самое большое число эпидемий приходится на период монголо-татарского ига (1240-1480 гг.).

Древнерусское государство просуществовало в течение 3-х столетий, а затем распалось на отдельные княжества. Русь сохранила свою государственность, однако длительное угнетение и разорение страны Золотой Ордой привело к последующему отставанию русских земель в своем развитии от стран Западной Европы. Завоеватели, однако, не трогали уцелевшие во время нашествия монастыри и больничные палаты при них. Одним из центров русской медицины того времени был Кирилло-Белозерский монастырь. При монастыре имелось несколько больниц, в которых полагалось иметь в качестве лекарств различные масла, пластыри, мед, сушеное зелье, сливы, вино. В стенах этого монастыря были переведены с греческого комментарии Галена к "Сборнику Гиппократа" (трактат "Галиново на Иппократа").

В 14 столетии возникли новые города, усилилась внутренняя торговля. Во главе объединения русских земель встали московские князья.

Широкое распространение на Руси нашли травники, зельники, вертограды (садовые книги). Эти рукописные книги часто иллю­стрировались рисунками, нередко раскрашенными. В книгах помещены были сведения о причинах болезней, их признаках. Медицинские рукописи знакомили с аптечным инвентарем и посудой, с приемами обработкирасте­ний. В травниках и зельниках встречаются такие лекарственные формы, как порошки, пластыри, растирания, полоскания, масла и др. В рукописных лечебниках обращалось внимание на качество и подлинность лекарств. В лечебниках уделялось внимание связи доз лекарств с возрастом и крепостью больного.

Лечебники — это хранители медицинской теории и практики русского народа, поэтому они имеют большое историческое значение.

В древности русские врачи, так же как и на Западе, были одновременно и аптекарями. Разделение медицины и фармации произошло тогда, когда изготовление лекарств значительно усложнилось и потребовало специаль­ных знаний. Первые упоминания об аптекарях-специалистах на Руси относятся к XV веку, но об их деятельности сведений не сохранилось. Лекар­ства отпускались населению в основном из зелейных, москатель­ных, травяных, семенных и других лавок. Эти лавки и являлись прообразом аптеки. «Зелейни», или зеленные лавки, получили название от слова «зелье» — зеленый, т. е. травяной; впоследствии зелье стало обозначать яд, отраву, лекарство. Людей, торговавших лекарствами, называли зелейниками. В писцовых книгах ряда городов среди профессий ремесленников находятся и зелейники, например в переписи Серпухова среди 81 профессии ремесленников находим и зелейников. В писцовой книге XVI века Коломны говорится о наличии зелейных лавок.

Вплоть до конца 17 века народная медицина занимала на Руси ведущее положение. В лечебниках того времени значительное место отводилось хирургии (резанию). 

Среди резальников были костопра­вы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного перед операцией при помощи мандрагоры (Мандрагора лекарственная, сем. пасленовых), мака и вина. Инструменты (пилки, ножницы, до­лота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, ко­нопли или тонкими кишками животных. Для извлечения металли­ческих осколков стрел применяли магнитный железняк. Славились на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.

Развитие торговли с соседними странами значительно расширило знания русских людей об иноземных лекарственных средствах. Так, об индийских лекарствах, например, сообщается в древне-русских травниках, повести "Александрия" (о походе Александра Македонского в Индию), путевых заметках (1466-1472) тверского купца Афанасия Никитина "Хождение за три моря", которые в силу большой исторической значимости были включены в русскую летопись, а также в "Вертограде" ("Сад здоровья"), переведенном с немецкого в 1534 г.

Однако заморская торговля имела и свою оборотную сторону. В средние века торговые ворота страны открывали путь эпидемиям. К концу 14 века их связь с прибытием торговых судов была очевид­на. На Руси такими воротами были крупные торговые города Псков и Новгород (русские летописи сообщают о 12 эпидемиях, разразившихся в них за короткий период).

Мысль о "прилипчивости" заразы привела к введению предох­ранительных мер. Сначала это выразилось в изоляции больных и оцеплении неблагополучных мест; умерших погребали "в тех же дворах, в которых кто умрет, во всем платье и на чем кто умрет". Общение с зачумленными домами прекращалось, их жителей кормили с улицы через ворота.

Карантинные меры стали приобретать государственный характер. С 1654 по 1665 г. в России было издано более 10 царских указов "о предосторожности от морового поветрия". Во время эпидемий на дорогах были установле­ны заставы и засеки, через которые никого не разрешалось про­пускать под страхом смертной казни, невзирая на чины и звания. Все зараженные предметы сжигались на кострах. Письма по пути следования многократно переписывали, а подлинники сжигали. Деньги перемывали в уксусе. Священникам под страхом смертной казни запрещалось отпевать умерших. Лечцов к заразным не допускали. Если же кто-либо из них случайно посещал "прилипчивого" больного, он был обязан из­вестить об этом самого государя и сидеть дома "впредь до царского разрешения".


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!