Лекарствоведение древних греков и римлян



Наследие египетской медицины сказалось на развитии медицины Древней Греции и Рима. Медицина Греции, как и других стран Востока, также была достоянием храмов. Храмы в Греции стали местом лечения, а жрецы присво­или себе функции врачей. Наряду с медициной храмов существовала профессиональная светская медицина, которая характеризовалась появлением первых в истории медицин­ских лечебниц и школ при них. Лечебницы от­крывались разбогатевшими врачами.

Помещения, предназначенные для лечения при храмах, часто назывались асклепейонами, названными так в честь знаменитого врача Гре­ции Асклепия.

Асклепий жил в Северной Греции. По Гомеру, он был царем Фесалии (около 1250 лет до нашей эры). Впоследствии Асклепий был обожествлен и вошел в гре­ческую и мировую литературу в качестве бога врачеб­ного искусства — сына Аполлона исцеляющего.

Покро­вительница гигиенических познаний медицины Гигиея (отсюда термин «гигиена») и покровительница лекарственной терапии Панацея считались его дочерьми (рис. 11). ­

Гигиея просла­вилась разумными профилактическими советами и была почитаема как богиня здо­ровья. Она изображалась юной девой, держащей в левой руке чашу, из которой пьет змея. Изображение змеи и чаши впоследствии стало эмблемой медицины. Смысл эмблемы в том, что врач должен быть мудр, как змея, а мудрость черпать из чаши познания природы. Панацея умела лечить «от всех болезней»; впоследствии имя ее стало нарицательным. Панацеей стали называть средство, которому приписы­вается лечебное действие от всех болезней.

В Греции имелись школы для подготовки врачей. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии, в Книдосе и Кос. Представителем школы, находившейся на острове Кос, являлся знаменитый Гиппократ (460—377 до нашей эры).

Характерные черты отца медицинской науки Гиппократа (460—377 до н.э.) увековечены классическим стилем неизвестного французского скульптора XVIII века (рис. 12).

Гиппократ родился в семье врача на острове Кос. 18 поколений его род за­нимался медициной, передавая опыт из поколения в поколение. Отец Гиппокра­та рано посвятил сына в тайны своего искусства, подлинно народной медици­ны, позже переросшей в профессио­нальную медицину. После смерти отца Гиппократ покинул остров Кос, жил в Афинах, которые к тому времени стали центром духовной жизни всей Греции, где и продолжал образование. Годы деятельности Гиппократа совпали с правлением Перикла в Афинах. В это время жили философы Анаксагор и Де­мокрит, историк Геродот, скульптор Фи­дий, драматурги Софокл и Эврипид.

Гиппократпридерживался в основ­ном материалистических взглядов. Он знал систему органов движения - кости, суставы, связки, мышцы, о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения перело­мов (закрытых и открытых), растяжений, вывихов. Об этом свиде­тельствует "скамья Гиппократа", применявшийся им станок для вы­тяжения и других ортопедических процедур. Гиппократ известен как выдающийся хирург древности. Ему принадлежит разработка способов применения повязок (простые, спиральные, ромбовид­ные, "шапка Гиппократа"), лечение ран, фистул, геморроя.

В анализе процессов, совершающихся в организме, Гиппократ исходил из гуморальных представлений. По его мнению, в челове­ческом теле находятся четыре кардинальных жидкости (соки, вла­ги): кровь, слизь, желтая и черная желчь. Количественное измене­ние одного из этих приведенных веществ в организме человека при­водило к болезни. Отсюда и требования к лекарственным веществам сводились к воздействию их на одну из приведенных выше жидко­стей. Гиппократ считал, что если давать кому-либо лекарство, дей­ствующее на слизь, то произойдет рвота слизью; если давать лекарство, действующее на желчь, - желчью. В зависимости от пре­обладания той или иной жидкости в организме человека различа­ют четыре основных типа конституции и темперамента: при из­бытке крови - сангвиники; желтой желчи - холерики; слизи - флегматики; черной желчи - меланхолики.

Гиппократ много путешествовал, ведя жизнь странствующего врача, побывал в Египте, Малой Азии, Ливии и др. Им написаны следующие сочинения: «О древней медицине» - краткое сочине­ние, трактующее задачи и цели врачебного искусства, "О воз­духе, воде и свойствах почвы" - краткая оценка влияния этих факторов на общее состояние организма, "Об эпидемических болезнях" - со­чинение, выдержанное отчасти в форме дневника.

Гиппократ считал, что медицина представляет собой искусст­во и главная задача врача состоит в выполнении целого ряда мо­рально - этических свойств: нестяжательство, сдержанность, со­вестливое отношение, чувство собственного достоинства, готов­ность услужить.

В знаменитой клятве врача ("Клятва Гиппократа") он определил взаимоотношение врача и больного, а также вра­чей между собой.

Основа терапии Гиппократа - вера в целительные свойства природы. Природа-врач болезней, поэтому врач должен придер­живаться пути, начертанного им природой.

Школа Гиппократа (Косская школа) была школой наблюдателей, полагавшихся согласно своим воззрениям на целительные силы природы, однако они никогда не думали отрицать пользу рацио­нальной терапии. Тем не менее, они были крайне осторожны, и пер­вая заповедь Гиппократа гласила: "Не навредить".

У Гиппократа можно выделить 2 способа лечения: лекарствен­ная терапия (фармакологическая) и диетика. Фармакологическое лечение только в исключительных случаях применялось в целях предупреждения болезней - это терапия уже имеющегося забо­левания. Диетическое лечение, напротив, является преимуще­ственно профилактическим: его цель - предупредить болезнь при угрозе появления последствий в известных условиях.

Гиппократ умер 80 - летним стариком.

Авл Корнелий Цельс (род.30 г. до н.э.) - выдающийся древнеримский ученый, энциклопедист и врач. Он получил разностороннее образование. Цельс был автором обшир­ной энциклопедии "Искусства", обобщавшей знания древ­них по самым различным вопросам - агрономии, юриспруденции, философии, риторике, военному делу. Медицине были посвящены У1-Х11 книги этого обширного труда под названием "О Медицине", который составлен около 25 - 30 гг. н.э. Это единственный дошед­ший до нас труд Цельса. Первое издание труда "О медицине" выш­ло в свет во Флоренции в 1478 году. За ним последовало Миланс­кое издание в 1481 году и три Венецианских (1493, 1496, 1497гг.). Таким образом, только до конца XV века вышло пять изданий книги Цельса. В XVI столетии труд издавался 25 раз, а всего его сочине­ние издавалось более 70 раз.

Во вступительной части Цельс делает обзор истории медицины. Им было отмечено, что в послегиппократовской Греции медицина разделилась на три части. Первую назвали диетической (лечит об­разом жизни), вторую - фармацевтической (лечит лекарствами), тре­тью - хирургической (лечит хирургическим путем). Основанием для высказывания соб­ственного мнения послужил богатый врачебный опыт Цельса, при­обретенный им в древнеримской больнице для рабов. Так он категорически возражал против практиковавшихся его предшественниками вскрытий преступников - живых людей, иное дело трупов, которые и тогда не поощрялись, а впоследствии были запрещены церковью под страхом смертной казни. Цельс постоян­но подчеркивал важность рационального подхода к проблемам сим­птоматики, диагностики, лечения и про­гноза заболеваний. Характерно, что свой труд древнеримский врач начал с отлично написанных разделов о гигие­не и диетике здорового человека. Гово­ря об образе жизни, он рекомендовал «как можно чаще заниматься физичес­кими упражнениями, так как праздность расслабляет тело, а труд укрепляет его; первое приносит преждевременную старость, второе - продолжительную молодость».

Важным разделом книги следует считать раздел о свойствах и приготовлении лекарств, их действии и дозировке. Специальный раздел пятой книги посвящен фармакотерапии. Книга эта состоит из 25 глав, в которых собраны многочисленные знания о различ­ных лекарственных средствах, о компрессах, пластырях, лепешеч­ках, маточных кольцах, пилюлях. Одна из глав посвящена смеши­ванию простых веществ. В ней Цельс пишет, что хотя "свойства ве­ществ не столь многочисленны, виды смесей неисчислимы". Цельс вводит весовые единицы для измерения веса вещества. Это унции, денарии, секстанты. В унции заключалось 7 денариев, а в одном денарии 6 секстант. При изготовлении сложных лекарств Цельс ре­комендовал все компоненты готовить отдельно, а затем смешивать в одно целое.

В главе "О компрессах" Цельс пишет, что компрессы служат для согревания, но в некоторых случаях могут служить и для охлажде­ния, например при подагре, а также для извлечения жидкости или гноя. Цельс приводит ряд рецептов компрессов. В следующей гла­ве "О пластырях" приводится 28 рецептов пластырей и описывает­ся назначение пластырей. Цельс рекомендовал накладывать плас­тырь на рану, чтобы прекратить воспаление или ослабить его силу. Кроме того, они предназначались для склеивания раны и ускоре­ния ее рубцевания.

Цельс приводил состав вагинальных суппозиториев при воспале­нии матки, в состав которых входит шафран, восковая мазь, коровье масло, гусиное сало, сваренные яичные желтки и розовое масло.

Энциклопедический труд Цельса "О Медицине" был высоко оценен его современниками. Его назвали "латинским Гиппократом" и "медицинским Цицероном".

Клавдий Гален (131-201 гг.) - римский врач и есте­ствоиспытатель, по своему происхожде­нию грек, родился в городе Пергаме в се­мье богатого греческого архитектора (рис. 13). Первым учителем Галена был его отец, ко­торый стремился сделать своего сына фи­лософом. Гален избрал специальность врача. Для усовершенствования своих медицинских по­знаний он предпринял путешествие и посетил культурные центры: Ко­ринф, Александрию, Кипр, Палестину; на месте изучил целебные ми­нералы, металлы, смолы и пряности. В 28 лет Гален возвратился в Пергам, где в течение шести лет занимался врачебной практикой среди гладиаторов и прославился большим искусством в излечении ранений, вывихов и переломов. В 164 году в возрасте 33 лет Гален переехал в Рим и поступил на службу придворным врачом, где заво­евал славу выдающегося врача.

Гален написал около 400 сочинений, в том числе 200 по медици­не. До нас дошло около 140 медицинских сочинений, часть сочине­ний погибла во время пожара храма Мира в Риме (рис. 14).

Рисунок 14 - Титульный лист полного собрания трудов Галена (1562) на латинском языке с предисловием, жизнеописанием и комментариями.

В вопросах о сущ­ности болезней и их лечении Гален исходил из учения Гиппократа и его последователей, внося в него поправки и дополнения. Лечение болезней по Галену достигается правильной диетой и лекарствен­ными средствами, которые вызывают противоположные действия, сухость умеряют влагой, тепло - холодом. Гален раскрыл конкрет­ные представления об анатомическом строении организма и его физиологии.

Гален известен как лекарствовед. Он делил лекарства на опо­рожняющие, задерживающие, сгущающие, раздражающие, стяги­вающие, расслабляющие, вызывающие гниение, иссушающие и т.д. Гален придерживался следующих положений:

- для сохранения здоровья необходимо пользоваться принци­пами "подобное подобным", "противоположное противоположным";

- в болезнях врач должен помогать природе, ибо часто сама при­рода излечивает.

Гален стремился освободить лекарственные вещества от бал­ласта, дать более очищенные препараты, т.е. впервые ввел понятие о действующих веществах.

Он разработал способы изготовления ра­стительных лекарств в виде настоек на вине, масле, уксусе, ввел в практику отвары, сиропы. С того времени и до наших дней прочно закрепилось и название "галеновые препараты", обо­значающие лекарственные формы, полученные специальной обра­боткой (эфиром, водой и другими средствами), а также растворы, сиропы, мази с разной концентрацией активных веществ.

Гален широко применял в практике извлечения из природных материалов. Для получения извлечений применялись различные спо­собы (намачивание, извлечение).

Гален имел свою аптеку в Риме, где сам готовил лекарства для больных. Лекарства были преимущественно растительного проис­хождения и многие из них сложны по своему составу: так, некото­рые пластыри состояли из 23 - 60 веществ. Все эти сложные по сво­ему составу медикаменты заготовлялись в запас. Гален описывал производство порошков, пилюль, лепешек, мыл, мазей, пластырей, горчичников, сборов, настоев, отваров, растворов, жирных масел, вин. Во времена Галена в боль­шом количестве изготовлялись косметические средства, зубные по­рошки, помады, краски для волос и т. д.

Библейская медицина

По существу, значение Библии можно оценить с двух позиций: идеалистической и материалистической.

С точки зрения верующих христиан, «Библия... чудесный свод всех божественных учений... единственная книга в мире, снимающая покров с тайны происхождения Вселенной и чело­века и указывающая на цель мироздания. Библия написана для людей всех времен и всех наречий».

Материалисты считают Библию творением че­ловеческого разума, высоко ценят ее как художе­ственно-литературный памятник и богатейший ис­торический источник большой древности.

Как видим, обе стороны дают высокую оценку этому изданию.

На протяжении столетий люди черпа­ли из Библии идеи для своего творчества. Библей­ские сюжеты вдохновляли художников, музыкан­тов, писателей. Церковь использовала Библию как основной свод законов, обязательных для христиан. Чем нас в курсе Истории фармации может заинтересовать Библия?

По­скольку в Библии имеется немало медицинских и санитарно-гигиенических сведений, то она, бесспор­но, представляет большой интерес и для познания истории медицины и лекарствоведения.

Даже первую хирургическую операцию (к тому же под наркозом!) выполнил не кто иной, какСамГосподь: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию» (рис. 16).

Отсюда и особое место медицинских работников в обществе: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — вра­чевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими... Для того Он и дал людям знание, чтобы прославля­ли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его.Приготовляющий лекар­ства делает из них смесь, и занятия его не оканчи­ваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой, в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он не оставит тебя. Оставь грехов­ную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце.

В Новозаветное время Иисус Христос высту­пает фактически как глава медицинской школы: «Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных» (рис. 17).

Историю взаимоотношений религии и медици­ны нельзя представлять исключительно в розовых тонах, ибо она содержит немало драматических стра­ниц. Однако можно с удовлетворением констати­ровать, что основные противоречия остались в про­шлом.

Западные врачи достаточно часто обра­щались к библейским текстам в прошлом, продол­жают эту традицию и сегодня.

В России наиболее обстоятельную попытку рассмотреть Библию как источник, дающий представление о древней меди­цине, предпринял в начале века петербургский врач А.А. Пясецкий. В 1901 и 1903 годах увидели свет два первых выпуска его работы «Медицина по Биб­лии и Талмуду*» (*Свод религиозных трактатов содержит 248 рекомендаций и 365 запретов).

Анализ Библейской медицины не дань моде, а попытка пере­осмыслить и оценить некоторые библейские сюже­ты с позиций современной науки, ответить на ин­тересующие многих вопросы. Правда ли, что основные принципы психотерапии заимствова­ны из Библии? Как соотносятся некоторые методы нетрадиционного врачевания с религиозной верой? Устарело ли библейское представление о греховнос­ти однополой любви и правда ли, что лозунг «Свободу сексуальным меньшинствам» биологически оправдан? Почему Священное Писание запрещало близкородственные браки и считало кровосмешение смертным грехом? На эти вопросы мы постараемся найти ответы, знакомясь с Библией

История происхождения библии

Давным-давно в финикийском городе Библ (ныне Джебель) начали изготавливать папирус для письма. По-гречески он назывался «библион». Это название перешло со временем на свитки с рукопи­сями, а затем и на книги. Греческое «та библиел» — это множественное число от слова «книга».

Библия включает в себя около 80-ти произведений и имеет подзаголовок «Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета».

В основе Ветхого Завета лежат древнейшие ска­зания, которые передавались изустно из поколения в поколение. С возникновением письменности их стали записывать, вся информация уместилась в 39 канонических книгах. Наиболее известные из них: Бытие (описание процесса сотворения мира), Псалтырь; Основная часть Ветхого Завета написана на древнееврейском языке.

Новый Завет , созданный на греческом языке, состоит из 27 книг. Наиболее известные из них: Евангелии (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна), Деяния святых апостолов.

Кроме канонических библейских текстов, для нас представляют также интерес так называемые «апокрифы» (тайные религиозные произведения, официально не признанные Церковью). Наиболее известный из них Евангелие мира от ессеев* (*ессеи – иудейская секта).Согласно этого писания, Иисус Христос пришел лечить не только души, но и дать людям здоровье телесное. Это Евангелие представляет собой целую лечебно-оздоровительную программу и поэтому имеет для нас особо важное значение.

Библейский медицинский опыт

Истоки ветхозаветной медицины следует искать в Египте. Ведь Пророк Моисей был усыновлен дочерью еги­петского фараона и воспитывали его египетские жрецы, которые посвятили его и в таинство врачевания.

Египетские жрецы умели пускать кровь, ставить кровососные банки, коими у них служили отпиленные рога животных, перевязывали раны и гноящиеся язвы, но при внут­ренних и инфекционных болезнях,острых воспа­лительных процессах, сопровождающихся высокой температурой — горячках — придерживались выжи­дательной тактики.Они избегали сильнодействую­щих средств, и все лечение сводилось преимущес­твенно к строгому соблюдению диеты.

Роды у египетских женщин принимали повиваль­ные бабки. Есть предположение, что жрецы умели делать кесарево сечение, по крайней мере, чтобы вынуть плод у матери, скончавшейся в родах. Про­изводили они и обрезание крайней плоти мальчи­кам, которое являлось обрядом инициации — по­священия юношей в соответствующую половозрас­тную группу, кастрировали мужчин, которым от­водилась роль евнухов при гаремах.

Ассортимент лекарственных средств, применяе­мых египтянами, был достаточно широк и включал целебные травы, хлебные злаки, плоды фруктовых деревьев, побеги, почки и кору деревьев ценных пород (кипарис, кедр, пальма, смоковница), аро­матические вещества и благовония, вино, ук­сус, пиво, мед.

Так же, как и в тибетской медици­не, использовались вещества и продукты животно­го происхождения: молоко женщин и коз, моча мужчин, бычья и рыбья желчь, испражнения со­бак, кошек, льва, крокодила. Лекарства применя­ли в виде мазей, примочек, пластырей, припарок, промывных (очистительных) вод, отваров и пи­люль. Уже тогда были в ходу сигнатуры с указани­ем времени приема лекарств — «утром», «вечером».Наряду с рациональными приемами, при изготов­лении лекарств применялись и магические — за­клинания и молитвы.

Большее зна­чение придавалось регулярности испражнений — для этого тоже существовало определенное время, и, кроме того, три раза в месяц (по некоторым ис­точникам каждые 3—4 дня) полагалось принимать слабительные и рвотные средства. В определен­ных случаях ставили клизмы. На необходимость промывания кишечника египтян натолкнули наблю­дения за птицей ибис, которая периодически на­бирала воду в клюв и выпускала ее в заднепроход­ное отверстие.

Вообще гигиена играла в жизни египтян боль­шую роль. Умеренность, опрятность, частые омо­вения (днем и ночью), по­сты были освящены религиозным законом. Егип­тянам предписывалось носить чисто выстиранное по­лотняное белье, шерстяную одежду нельзя было на­девать при посещении храма и класть в гроб. Крылатые насекомые — переносчики многих инфек­ций — в помещениях подлежали уничтожению, по­скольку жрецы интуитивно чувствовали их опасность для здоровья.

Особо надо остановиться на примерах божественного исцеления умерших, которые очень часто приводятся как основания божественности целительской деятельности Христа.

В Новом Завете чудесным исцелениям, кото­рые совершали Иисус Христос и следующие ему апостолы, отводится немаловажное место. Итак, о чем свидетельствуют евангельские тексты? Сопоставим их с теми многочисленными случаями чудесных исцелений, которые происходили в значительно более поздние времена.

В практике многих врачей встречались пациен­ты, исход болезни которых не укладывался в при­вычные медицинские представления. То у чахоточ­ного больного в последней стадии неожиданно затягивались изрешеченные легкие. То приговоренный к смерти от рака доходяга непостижимым образом вы­здоравливал. То у больной, долго и безуспешно лечившейся по поводу трофических язв, экземы и почти полного облысения, кожа становилась нежной и гладкой, а волосы отрастали чуть не до пояса.

Прежде все­го обратим внимание на то, какого рода больных исцелял Христос: бесноватых, прокаженных, сле­пых, немых, расслабленных, паралитиков, сухору­ких. Описан также случай исцеления от горячки, водяной болезни, остановка длительного кровоте­чения, а также массовые исцеления хромых, сле­пых, немых и увечных одновременно (рис. 18).

Большинство из этих больных явно страдали психосоматическими расстройствами. Начнем с традиционных примеров, знакомых, вероятно, многим читателям. Прежде всего это относится к исцелению словом.

В Евангелиях рассказывается об исцелении Иисусом расслабленного (рис. 19). Приведем самое краткое описание этого эпизода: «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на по­стели. И Иисус, видя веру их, сказал расслаблен­ному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами себе: он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: прощаются тебе гре­хи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле про­щать грехи,— тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой».

Словом исцеляет Иисус и другого расслаблен­ного — в купальне у Овечьих ворот. Обратим внимание, что, во-первых, этот боль­ной не был полностью парализован, а мог, хотя и медленно, передвигаться, а во-вторых, очень хо­тел поправиться. Иисус не зря задал ему этот во­прос. Когда желания целителя и пациента едины и больной не сопротивляется внушению (иногда это происходит на уровне не только сознания, но и подсознания, когда человеку почему-либо удобно быть больным), эффект последнего всегда значи­тельно выше. Недаром Иисус говорил страждущим: «По вере вашей да будет вам».

А теперь от этих широко известных евангельских исцелений обратимся к ставшим хрестоматийными примерам исцелений подобных больных знамени­тым русским ученым и клиницистом психоневроло­гом В.М.Бехтеревым.

Однажды в аудиторию, где читал лекции Бехте­рев, привезли для демонстрации студентам больно­го, который более 9-ти месяцев был обездвижен в результате паралича, развившегося после истеричес­кого припадка. Он лежал в клинике уже полтора месяца без видимого улучшения состояния. Прямо в аудитории Бехтерев погрузил его в гипнотический сон и внушил больному, что он может и должен встать и пойти, что после пробуждения он будет чувствовать себя совершенно здоровым и свободно.

Следующую группу больных, исцеленных, со­гласно Евангелиям, словом, составляли «одержи­мые бесами» — скорее всего это лица, страдавшие эпилепсией. Иисус обладал властью над ду­хами, и когда «к нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных».

Большое впечатление производят на верующих описанные в Евангелиях исцеления от слепоты (рис. 20). Одно из них произошло в Иерихоне. Слепой, собирав­ший милостыню у дороги, взмолился: «Сын Дави­дов! помилуй меня... Иисус спросил: чего ты хо­чешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге».

В этом случае скорее всего речь идет о функцио­нальной слепоте после какого-либо нервного потря­сения. Подобные факты неоднократно встречаются и в медицинской литературе.

Несомненно, чудом оценивают верующие воскресение Иисусом и пророками умерших.

А коль скоро человек не властен над смертью, он должен прожить отпущенный ему срок как мож­но более полноценно и насыщенно: «Наслаждайся жизнью... Все, что может рука твоя делать, по си­лам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости».

К примеру, ветхозаветный пророк Елисей кро­ме молитвы Господу выполняет приемы оказания первой медицинской помощи — дыхание рот в рот, чтобы оживить сына благочестивой Сонамитянки: «И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согре­лось тело ребенка. И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребе­нок глаза свои».Что же случилось с мальчиком? Судя по всему, он перегрелся на сол­нце.

Хорошо известна картина Репина «Воскрешение дочери Иаира», написанная на библейский сюжет (рис. 21). К Иисусу обратился один из начальников синагоги Иаир с просьбой спасти свою дочь, которая нахо­дится при смерти. В это время Иаиру сообщают, что дочь его уже умерла и не стоит ему утруждать Учителя своими просьбами. Но Иисус, услышав эти слова, сказал: «Не бойся, только веруй». Придя в дом Иаира, он обратился к рыдающим родственникам: «Не плачьте, девица не умерла, но спит». Ему не поверили. Но Иисус, выслав всех, кроме родителей и своих спутников, взял девицу за руку и сказал ей: «талифа куми», что означает: «Де­вица, тебе говорю, встань». И она тотчас встала.

Можно предположить, что во всех приведенных примерах речь шла не о смерти, а о летаргическом сне, особенно следует учесть, что сам целитель подчеркивает:«не умерла девица, но спит».  

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 570; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!