ЛЕПКА модульная «Разноцветные камешки и картины»



Задачи. Познакомить детей со способом неполного смешивания пластилина разных цветов в одном комке для получения «мраморной» окраски; сориентировать на поиск гармоничных цветосочетаний.

Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми дви­жениями ладоней; инициировать поиск способов изменения формы шара для более точной передачи формы камней (сплющивания всей формы или только ее части, вытягивания, сдавливания и др.).

Предварительная работа. Знакомство с коллекцией камней. Рас­сматривание, ощупывание с закрытыми глазами и обследование кам­ней разных форм и размеров, с различной поверхностью (шерохова­той, зернистой, гладкой, округлой, вытянутой, заостренной).

Материалы, инструменты, оборудование. Камни разной формы и расцветки; наборы пластилина; лупа; контурные рисунки для выкла­дывания.

Перед занятием. Дети рассматривают через лупу камни разной фор­мы и размера, играют с ними, вместе со взрослым выкладывают на полу «каменные» рисунки. Это могут быть контурные или силуэтные изображения осьминогов, морских звезд, рыбок и других существ, привлекательных для детей.

Содержание занятия. Воспитатель может прочитать детям рассказ Г. Р. Лагздынь «Живой камушек».

«Берег моря сплошь покрыт мелкими камушками. Камушки круг­лые, плоские, продолговатые, овальные: серые, черные, с красными.

587


зелеными, оранжевыми прожилками. Но больше всего серых, гладких, белесых от высохшей на них морской соли. Море без конца катает их, шлифует, полирует.

Я рассматриваю камушки, глажу и подкидываю на ладони, скла­дываю в кучки. Вдруг вижу: между камушков пробирается жучок. Жучок похож на божью коровку, только спинка песчаного цвета, со светлым мраморным рисунком. С камушка на камушек, ловко перебирая тремя парами лапок, карабкается жучок. Вот он соскольз­нул, перевернулся, полежал на своей мраморной тарелке, сложив на груди лапки, и снова побежал. Я попробовала его взять. И только прикоснулась, как замер жучок, лежит, словно мертвый, лапок не видно, все под себя подобрал.

Положила я жучка на ладонь, на красивую мраморную спинку, нож­ками вверх. Тихо лежит жучок, только усики вздрагивают. Наверно, волнуется?..

— Беги, жучок! Беги!

Снова с камушка на камушек куда-то по своим делам, пробирается жучок с полированной спинкой, так похожий на маленький, обкатан­ный морем камушек».

Воспитатель с таинственным видом достает из кармана необычной по форме и расцветке камень, внимательно рассматривает его, пово­рачивая, поглаживая, и описывает замеченное: «Мой камень похож на спящего котенка, здесь расширяется, а вот здесь слегка заострен; он гладкий и прохладный. Но больше всего мне нравится его расцвет­ка — как изморозь на траве и земля видна». Показывает камень детям и сообщает, что сейчас попробует слепить из пластилина такую же красоту. Отщипывает небольшие кусочки пластилина двух-трех цве­тов (в случае с нашим примером пластилин белого, зеленого и серого цвета), сминает их в один комок и смешивает их до получения «мра­морных разводов». Предлагает детям сравнить полученную расцветку с расцветкой камня. Затем начинает лепить, время от времени сверя­ясь с формой камня и сопровождая свои действия пояснениями: «Сначала раскатаю между ладонями шар, а потом буду уточнять фор­му. С этой стороны нужно дать сплющить, а здесь слегка вытянуть и заострить».

Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с цветом пластилина в поисках оригинальных расцветок и красивых цвето-сочетаний. Советует не брать много исходных цветов. Сначала луч­ше ограничиться двумя-тремя, затем можно поэкспериментировать с тремя—пятью цветами. При этом педагог поддерживает стремле­ние детей к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочета-ний.

Затем дети выбирают понравившиеся камни (природные или искус­ственные) и лепят с натуры, стараясь подобрать цветовую гамму и по возможности точно передать форму. Взрослый напоминает детям не забывать обращаться к натуре.

588


Когда дети слепят достаточное количе­ство камешков, педагог предлагает соста­вить из них необычную пластилиновую картину как мозаику или выложить плас­тилиновыми камешками большой кон­турный рисунок (см. рис.).

Объясняет, что техника мозаики (модульной лепки) напоминает конструи­рование из отдельных деталей. Эта техни­ка позволяет очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов:

из бесформенных кусочков: отщипы­вают, отрывают или отрезают стекой небольшие кусочки и составляют из них какой-то очень «живой», зачастую спон­танный образ (куча мала, тучка, полянка);

из шариков: отрывают кусочки

ЦВЕ -;,<

и раскатывают круговыми движениями

ладоней в небольшие шарики. От лепки из бесформенные кусочков отличается только тем, что модули имеют более правильную(}юрму, что позволяет создавать более сложные образы (змея, гусеница,бусы). Элементы мозаики (модули) можно объединить по-разному:

— соединить произвольно «на глаз» (гнездышко, кустик, прическа);

— заполнить силуэт, вырезанный или выложенный длинными пла­стилиновыми жгутиками; этот прием особенно интересен в рельефной лепке и позволяет передать фактуру (бугристость) или декоративность силуэтных изображений (рыбка, черепаха).

После занятия. Рисование на камнях, вырезание камешков из цветной, «мраморной» и жатой бумаги на следующих занятиях по изодеятельности. Дальнейшее экспериментальное освоение цвета в пластилине — получение разных цветосочетаний «под мрамор». Использование способа цветового смешивания в лепке других образов.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Зачем человеку камни нужны»

Задачи. Учить выделять особенности разных камней и описывать их, сравнивать камни с другими предметами.

Знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их Использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов (лег­кими и тяжелыми).

589


Предварительная работа. Составление «коллекции» разных кам­ней, подготовка выставки предметов, сделанных из камня (украшения, фигурки, вырезанные из камня, вазочки, письменные приборы и т. п.). Знакомство со свойствами камней на предыдущем занятии по озна­комлению с природой.

Материалы, инструменты, оборудование. «Коллекция» разных камней (известняк, мел, кремень, каменный уголь), предметы, сделан­ные из камня. Весы с двумя чашками.

Содержание занятия. Воспитатель рассматривает разные камни из созданной детьми «коллекции» и просит описать их: острые, зазубрен­ные, плоские, гладкие, шершавые, колкие, поблескивают, с крапинка­ми, ровного серого цвета, зернистые и др. Сравнить, на что похожи разные камни: круглый, как шарик: похож на нож и т. п.

Воспитатель читает детям стихотворение Е. Алексеевой:

Я иду по берегу. Плещется волна. А сквозь воду камушки Мне видны со дна.

Вдруг блеснуло золото — Это только миг. Наклониться хочется К каждому из них.

Разглядеть получше Я их захочу. Вытащу на сушу. На солние разложу.

Что случилось с ними? Белый сероват, Красный стал коричневым. Камни не блестят.

Камушки волшебными Кажутся в воде. А сухие камушки Не видны нигде.

Воспитатель спрашивает у детей, собирали ли они когда-нибудь красивые камушки на берегу реки или моря, видели ли камушки, кото­рые и сухими остаются красивыми, где они их видели. Рассматривает с детьми украшения и поделки, сделанные из разных камней (фигурки животных, брелки для ключей и т. п.). Желательно, чтобы среди кам­ней были уральские самоцветы: малахит, змеевик, родонит, яшма. Рас­сказывает, что в нашей стране есть место, где добывают много крас и-

590


вых камней, из которых сделаны эти поделки. Называется это место Урал. Уже очень-очень давно люди научились добывать камни из-под земли и обрабатывать их, делать из них разные красивые вещи; вазы, броши, кольца, подставки, ожерелья, подвески и т. п.

Затем воспитатель обсуждает с детьми, зачем еще нам нужны кам­ни. Вместе с ними выясняет, что из камней строят дома, мосты, выкла­дывают дороги. Булыжники использовались людьми до того, как они научились делать асфальт. Ими выложены улицы в старинных городах. Брусчатка — мостовая, сделанная из ровных, подогнанных друг к другу камней, самая прочная. Так выложена Красная площадь, которая выдерживает много десятков лет не только прогулки людей, но и пара­ды тяжелой военной техники.

Конечно, дома делают из прочных и удобных в обработке камней, а отделывают более красивыми — мрамором, гранитом. Воспитатель спрашивает детей, как можно соединить, «склеить» камни между собой. Рассказывает, что цемент, которым соединяют камни и кирпи­чи, когда строят дома, делают из извести и глины. Измельчают камень-известняк (тот, который пишет белым на асфальте), добавляют глину, воду, песок, подогревают, и получается цемент.

Камни долго нагреваются, но потом долго сохраняют тепло, поэто­му в бане используют каменку — над печкой кладут камни, протапли­вают, а потом парятся, выплескивая на камни воду.

Камнями дети могут рисовать на асфальте, но один удивительный камень — графит — есть внутри каждого простого карандаша. Вос­питатель рассматривает с детьми небольшой кусочек грифеля, рас­сказывает, что этот камень такой мягкий, что оставляет след даже на бумаге. Некоторые цветные краски тоже делают из камней (охру, умбру). Растирают цветные минералы мелко-мелко, делают из них пудру, а затем смешивают, например, с маслом и рисуют получив­шейся смесью.

Воспитатель спрашивает детей, можно ли из камня получить огонь. Рассказывает, что раньше, когда люди еще не придумали ни спичек, ни зажигалок, они использовали особый камень, который называется «кремень». Если сильно стукнуть двумя такими камнями друг о друга, то высекается искра. Затем воспитатель показывает детям кусочек угля и рассказывает, что есть еще один интересный камень, который может гореть и давать тепло. Называется он «каменный уголь» и добывается в шахтах из-под земли. И даже есть такой камень, который мы едим, — это каменная соль.

В заключение воспитатель вместе с детьми вспоминает, как люди используют разные камни.

После этого воспитатель читает детям стихотворение Марины Бородицкой про девочку по имени Галька '.

1 Бородицкая М. Думай, думай, голова! — Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2004. С. 48.

591


Педагог уточняет у детей, как звали девочку, что она собирала на море, как называются гладкие морские камушки, обточенные морски­ми волнами, обсуждает с детьми, почему девочка не смогла подняться, собрав много гальки.

Воспитатель спрашивает детей, какие камни по весу: тяжелые или легкие. Предлагает детям попробовать сначала на глаз, а затем практи­чески в эксперименте сравнить, какие предметы могут весить столько же, сколько весит тот или иной камень. Дети подбирают предметы и взвешивают их на весах. На одну чашку весов кладут камень, на дру­гую — подобранные ими предметы приблизительно того же размера, что и камень (деревянные и пластмассовые кубики, маленькие мягкие игрушки, кусочки ткани и др.).

На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми, как нужно поднимать и переносить вещи.

ПРАВИЛА ПОДЪЕМА И ПЕРЕНОСА ВЕЩЕЙ

1. Не следует поднимать слишком тяжелые предметы. Нельзя под­нимать друг друга.

2. В сумке носят предметы, которые не могут ее прорвать. В сумке из ткани можно носить более тяжелые вещи, чем в полиэтиленовой.

3. Тяжести можно перевозить в сумке на колесах, в чемодане с коле­сиками, на тележке.

4. В рюкзаке вещи носят на длинные расстояния. К спинке рюкза­ка кладут мягкие вещи, чтобы на спину человека не давила тяжесть, вниз рюкзака — тяжелые, наверх — легкие.

5. Хрупкие и бьющиеся предметы при переноске заворачивают в бумагу, ткань или используют специальную упаковку.

После занятия. На занятии по художественной литературе дети узнают о знаменитом уральском сказителе Павле Бажове, познако­мятся с его сказкой «Серебряное копытце». Слепят узорчатые пласти­линовые камушки и составят из них мозаичные картины, «построят дом из камней» на занятии по аппликации. На прогулке воспитатель показывает, как можно складывать из камней упрошенную фигуру человека (два столбика — ноги, потом большой плоский камень — тело, а сверху шея и голова), и предлагает детям попробовать сложить такого же человечка.


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 743; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!